Формирование регулятивных УУД
статья (1 класс) по теме

Я, работая по УМК «Школа 2100», открыла для себя и хочу поделиться с коллегами теми  возможностями, которые предлагают авторы УМК,   и которые призваны в системе проводить работу по формированию регулятивных  УУД, причём  не только на уроках, а в процессе обучения в целом, обеспечивая системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию. Речь идёт об использовании «Личного еженедельника первоклассника» (в дальнейшем «Еженедельник») созданного авторским коллективом  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А. Вахрушев и другие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.a.vyazinina_iz_opyta.rar14.21 КБ

Предварительный просмотр:

Вязинина Наталья Алексеевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса

Использование «Личного еженедельника первоклассника» в системе работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий ( УМК «Школа 2100)

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нацеливает педагогов  на формирование не только предметных, но и метапредметных  универсальных учебных действий (УУД). Наряду с общими рекомендациями каждый учебно-методический комплект (УМК)  предлагает свои приёмы формирования УУД.

Я, работая по УМК «Школа 2100», открыла для себя и хочу поделиться с коллегами теми  возможностями, которые предлагают авторы УМК,   и которые призваны в системе проводить работу по формированию регулятивных  УУД, причём  не только на уроках, а в процессе обучения в целом, обеспечивая системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию. Речь идёт об использовании «Личного еженедельника первоклассника» (в дальнейшем «Еженедельник») созданного авторским коллективом  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А. Вахрушев и другие.      

Напомню, что к регулятивным относятся УУД, обеспечивающие  учащимся организацию их учебной деятельности. Это: 

1.планирование – составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели;

 2.контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 

 3.целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

4.коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

5.оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

6. саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

 В УМК «Школа 2100» заложены технологии, позволяющие педагогу продуктивно работать по формированию и предметных, и метапредметных  УУД. Это проблемно-диалогическая технология, технологии продуктивного чтения, оценивания учебных результатов, проектной деятельности.

Но кроме этого авторы предлагают педагогам и дополнительные ресурсы, одним из которых является «Еженедельник».  Для учителя начальных классов всегда встаёт вопрос: «С чего начать? Какими должны быть самые первые шаги?». «Еженедельник» предлагает свой путь, нацеливая всех участников образовательного процесса (педагога, родителей, обучающихся) на организацию учебной деятельности, позволяет учителю осуществлять системно - деятельностный подход к формированию регулятивных и личностных УУД.

Главные особенности дневника школьника.

При разработке «Еженедельника» авторы  учитывают возрастные  и психологические особенности первоклассников. «Еженедельник» сразу  привлекает внимание ребёнка, его хочется взять в руки, пролистать, рассмотреть картинки. А доверительное и уважительное обращение к ребёнку объясняет ему особенности его нового статуса, которые в быту  выглядят расплывчато и неконкретно: «Ты пошёл в школу… ты стал взрослым… теперь у тебя другая жизнь…».  «Еженедельник» объясняет это лаконично и доступно:  «Дорогой первоклассник! У тебя появилось важное дело – учёба, значит,  ты деловой человек. А чтобы добиться успеха, нужно знать и выполнять некоторые правила делового человека». Далее перечисляются эти правила и простые пути их выполнения. Таким образом, дневник учит ребёнка планировать свой учебный день, организовывать свои дела, анализировать прожитый день. Безусловно, первоклассник не сможет сделать это самостоятельно,  но «Еженедельник» организует работу по привлечению родителей. А это очень важно, может быть даже важнее, чем организовать ребёнка. Поскольку неоспоримой является  истина, что  «каждый педагог силён родителями».

Общая структура дневника.

«Еженедельник» содержит как типичные для любого дневника разделы (сведения о себе, классе, школе; недельные развороты), так и совершенно особенные:

- Вступительная часть  (объяснение для педагогов и родителей функции и особенностей использования «Еженедельника»;

- Обращение к первокласснику (инструкция как научиться вести дневник и собирать портфель);

- Выбираем правила школьной жизни (учебный день, безопасность в школе, правила поведения в классе, культура поведения и уважение друг к другу);

-  Таблица общеучебных и предметных умений для 1 класса;

-  «Мои успехи»;

-  Инструкции для учителей и родителей «Развитие умения самооценки».

Нужно сказать, что и я и другие педагоги нашего города, которые работают по УМК «Школа 2100» никогда ранее не использовали «Еженедельники», заменяя их в процессе работы обычными дневниками. Я всё больше убеждаюсь в том, что это неправильно. На этапе перехода к новым ФГОС  именно «Еженедельник» направил мою деятельность  в нужное русло, заставил более подробно обратиться к авторским технологиям, указал продуктивные  формы работы по формированию УУД, и просто сделал мою работу интереснее.  Хочу немного подробнее остановиться на работе по некоторым разделам «Еженедельника».

Выбираем правила школьной жизни.

От авторитарной школы прошлого остались в наследство правила школьной жизни, которые ребёнок должен неукоснительно соблюдать, не задумываясь,  почему появились эти правила. «Еженедельник» предлагает деятельностный подход к созданию правил. На ряде занятий учитель совместно с обучающимися рассматривают картинки, обсуждают ситуации, объясняют последствия тех или иных поступков и делают выводы о необходимости принятия правил поведения. Эти правила становятся эталоном, с которым каждый может сравнить своё поведение и оценить его. И в случае дисциплинарных проступков я обращаюсь к ребёнку с вопросом: «Какое правило ты нарушил? К чему может привести нарушение этого правила? Как ты можешь исправить эту ситуацию? Какие выводы сделаешь?». Конечно, проще просто одёрнуть ребёнка или отругать его, но такой подход оказывается менее результативным.

Учимся составлять расписание.

Очень важным элементом планирования является заполнение ежедневных разворотов дневника. Учитывая, что далеко не все первоклассники умеют читать и писать, возникает проблема заполнения расписания. На помощь  опять же приходят мудрые авторы «Еженедельника». Подробная инструкция позволит и учителю и заинтересованным родителям организовать эту работу интересно и доступно для ребёнка. А принятие условных обозначений уроков ещё и познакомит ребёнка с знаково-символическим восприятием, которое в дальнейшем будет неоднократно применяться в процессе обучения. Заполнение дневника – это ещё и систематическая работа по развитию зрительно-моторной координации, недостатки развития которой отмечаются у многих первоклассников.

Нет смысла пересказывать технологию оценивания образовательных результатов -  с ней можно познакомиться и в программе и кратко в самом еженедельнике. Важно то, что она реально работает, она доступна каждому педагогу, хотя, безусловно, на первых порах отнимает довольно много времени от учебных занятий. Но это необходимо и значимо, прежде всего, для самих детей, так как у них возникает сознание того, для чего они учатся; повышается мотивация, формируется  понятие отметки как оценки их знаний и  умений. Те же приёмы очень успешно мы  переносим на работу по формированию навыка взаимоконтроля.

Очень важным для меня явился пункт  «Еженедельника» «Главное, чему я научился в 1 классе». В нём представлена таблица общеучебных и предметных умений, которые должны быть сформированы в 1 классе. Причём в таблице предложено оценить эти умения в разные временные периоды: октябрь, декабрь, март, май.  Работу с этой таблицей мы начали в классе с детьми. Я зачитывала умения и предлагала обозначить удобным для ребёнка способом – смайликом или цветовым кругом. Затем на родительском собрании я нацелила родителей ещё раз вместе с ребёнком проработать эту таблицу и внести в неё коррективы (если ребёнок будет с ними согласен). Затем, собрав  дневники, я проанализировала результаты и сделала выводы о самооценке ребёнка. Я не исправляла их самооценку, но оставила за собой право согласиться с ней (обвела кружком) или нет (оставила без изменений). Первым результатом этой работы я считаю тот факт, что декабрьская самооценка оказалась по многим пунктам ниже (и ближе к реальности), чем октябрьская. Это свидетельствует о том, что дети стали лучше анализировать свои успехи, увидели к каким результатам нужно стремиться.

Подводя итоги,  можно определить  роль «Личного еженедельника первоклассника» в системе работы учителя по формированию регулятивных УУД:

- позволяет осуществлять планирование, контроль, анализ результатов и коррекцию деятельности обучающихся;

-  повышает учебную мотивацию;

-  способствует развитию самостоятельности и самооценки обучающихся;

- осуществляет взаимодействие обучающихся, родителей и педагога.

Литература:

  1. Материалы сайта www.school2100.ru
  2. «Основная образовательная программа «Школа 2100» Изд. «Баласс» 2011 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект Тема: «Формирование регулятивных и познавательных действий у учащихся младшего возраста как фактор повышения качества образовательных результатов в условиях Молодежнинской средней общеобразовательной школы»

Пояснительная записка      За последние годы в нашей школе наблюдается тенденция снижения качества знаний учащихся первой ступени обучения. Отмечается ухудшение почерка ...

Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД

Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют  регулятивные УУД;познакомиться с перечнем  РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...

Формирование регулятивных УУД средствами курса математики. На примере ОС "Школа 2100".

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организац...

Формирование регулятивных учебных действий при обучении решению текстовых задач

В начальной школе математика являет­ся основой развития познавательных действии, в первую очередь логических, включая планирование, систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на ...

Формирование регулятивных умений в процессе освоения учебной темы.

Выступление к презентации   технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме "Безударная гласная" с точки зрения формирования регулятивных УУД в технологии ТРИИК. Является за...

Формирование регулятивных УУД. Презентация.

Презентация к работе над созданием технологической карты урока и подготовке выступления "Формирование регулятивных УУД в ходе работы над  учебной темой"...

Формирование регулятивных учебных действий в процессе реализации ФГОС начального образования

В статье рассказывается о регулятивных универсальных учебных действиях. Приводятся примеры заданий учебника, формирующих регулятивные УУД....