Формирование регулятивных учебных действий в процессе реализации ФГОС начального образования
презентация к уроку по теме

В статье рассказывается о регулятивных универсальных учебных действиях. Приводятся примеры заданий учебника, формирующих регулятивные УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Регулятивные УУД1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных учебных действий

в процессе реализации ФГОС начального образования

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к необходимости формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина, определили новые подходы к содержанию образования.

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

В связи с этим, новый ФГОС, наряду с овладением предметными умениями, предусматривает в процессе обучения формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию.

Стихийность развития универсальных учебных действий в прошлом приводила к острым проблемам школьного обучения, которые выражались: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения.

Поэтому одной из важнейших целей начального образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, явилась формирование универсальных учебных действий.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Учеными и психологами выявлено, что успешно обучающиеся школьники имеют более высокий уровень самоорганизации, чем неуспешные. Наиболее существенное влияние на успешность обучения оказывает степень сформированности регулятивных учебных действий таких, как целеполагание, планирование, самоконтроль, волевые усилия.

 Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Первый тип целеполагания — постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести).

Второй тип — принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения).

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Функция контроля в учебной деятельности — это обнаружение отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Выполняет две функции — обратную связь и подкрепление (поощрение).

Повсеместно используемой формой оценки являются суммарные показатели полноты и глубины освоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале. Обратная связь с помощью таких показателей носит крайне неинформативный характер, как для учителя, так и для ученика. Расплывчатость и зачастую произвольность критериев выставления отметки, непонятный ученику язык, мало способствует становлению и развитию самооценки.

Оценка и самооценка в учебной деятельности должны выполнять следующие функции:

  1. информировать ученика о выполнении им программы;
  2. стимулировать учение (сосредоточиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают; отмечать малейшее продвижение; ориентировать ученика на успех; содействовать развитию позитивной самооценки).

Волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Для успешного формирования регулятивных действий необходимо изменить подход к методике преподавания предметов.

Во-первых, пересмотреть структуру и формы построения урока.

Во – вторых, изменить планирование изучения темы, раздела, курса с опорой на деятельностный метод обучения, необходимо научить учащихся учится, т.е. самим «добывать» знания.


Структура  построения урока

Блоки  УУД

Варианты

Например

В учебниках

Урок.

Русский язык

1

Целеполагание

Определение цели урока через:

- создание проблемной ситуации,

- обнаружение противоречивости или недостаточность знаний по данному вопросу у учащихся











- Чтобы  узнать тему урока, нам предстоит разгадать ребусы.

      


- Подчеркните в словах опасные места.

- Что общего заметили? (Дети: «Во всех словах есть безударная гласная»)

- Получается, чтобы нам не ошибаться, надо научиться определять, какую гласную в слове надо писать.

2

Прогнозирование

Привлечение  детей к открытию новых знаний, через совместное обсуждение - для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни




- Зачем нужно правильно писать безударные гласные?

3

Планирование

Поиск  путей  достижения цели.

Составление  совместного плана действий












- Как правильно написать безударную гласную в корне слова? (посмотреть в словаре, спросить у взрослых и др. предположения детей)

- Давайте, понаблюдаем за однокоренными словами.

Наблюдения детей, вывод, составление алгоритма проверки безударной гласной.

4

Контроль

Взаимопроверка  текста, содержащего различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические), через:

последовательный переход от одной операции к другой,

проговаривание содержания и результата выполняемой операции (речевое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание. Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки).








-У вас на столах лежат листочки со словами. Вставьте в них пропущенные буквы.

- Поменяйтесь листочками. Проверьте друг друга. Поставьте  +, если  считаете, что буква поставлена верно;  знак -, если встретили ошибку, а если сомневаетесь, то поставьте знак ? 

Совместная проверка с учителем

5

Коррекция

Самопроверка  детьми, выполненной работы. Знакомство с приемами поиска и исправления ошибок. Позитивное отношение к ошибкам (за ошибки не наказывают, объясняя, что многие учатся на ошибках).

- Как нам исправить ошибки? (предложения детей)

- Составим алгоритм проверки (запиши проверочное слово, поставь в нем ударение, запиши слово с безударной гласной, поставь ударение и подчеркни проверяемую безударную гласную)

- Самостоятельно выполните работу над ошибками.

6

Оценка

Совместное с детьми разрабатывание алгоритма оценивания выполнения задания. Оценивание учениками своей  работы по самостоятельно выбранным критериям.

Обращение внимания на развивающую ценность любого задания.

Демонстрация  достижений ребенка сегодня по сравнению с его вчерашними успехами.



Какова была цель урока, что нужно было получить в результате?

Какой результат вы получили? Справились полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

Справились полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

Обозначь своё настроение. (На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок  в виде понятных им символов).

Разнообразные формы проведения уроков: лекция, семинар, игра способствуют формированию положительной учебной мотивации, что благоприятно отражается на учебной деятельности.

При подготовке к семинарскому занятию и конференции ученик работает с дополнительными информационными источниками. В ходе работы он оценивает необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществляет информационный поиск и извлекает информацию из различных источников для аргументации своей точки зрения на уроках.

В класс приходят дети разных образовательных потребностей и возможностей. Учитель обязан создать условия для обучения всех. Разноуровневые задания создают условия для выполнения этой сложной образовательной задачи.

1 уровень – знание – запоминает и воспроизводит факты, методы, процедуры, понятия, правила, принципы.

2 уровень – понимание – интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы.

3 уровень – применение – использует конкретный материал в конкретных ситуациях и в новых условиях.

4 уровень – анализ – выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями.

5 уровень – синтез – пишет небольшое сочинение, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из других областей для решения той или иной проблемы.

Любая деятельность должна иметь результат, поэтому предусмотрено несколько ступеней контроля:

проверка работы над заполнением опорных листов,

фронтальное тестирование по всему материалу.

Вариант изучения темы или раздела.

Перед изучением темы предлагается учащимся план работы - опорные листы с алгоритмом работы. Ученик в соответствии с этим планом разрабатывает сценарий своей деятельности, которая становится целенаправленной, так как известны темы уроков их содержание, формы. Опорный лист может содержать перечень понятий, которые необходимо усвоить в ходе изучения темы.

Регулятивные УУД

целеполагание

планирование

прогнозирование

контроль

коррекция

оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности современных средств ИКТ при реализации ФГОС начального образования

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики  у учащихся 2 класса...

Портфолио младшего школьника – как основа его саморегуляции и внутренней мотивации при реализации ФГОС начального образования

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизац...

Организация проектно-исследовательской деятельности как условие реализации ФГОС начального образования

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов 15.05.2015г....

Реализация ФГОС начального образования на уроках физической культуры

В презантации раскрывается вопрос о результатах обучения предмету "физическая культура" в рамках ФГОС, понятие УУД, и его функции....

Технология интерактивного обучения в условиях реализации ФГОС начального образования

Презентация по теме " Технология интерактивного обучения "...

«Технологии проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС начального образования»

Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока....

Статья Формирование универсальных учебных действий при реализации ФГОС ОВЗ

В этой статье описаны примеры реализации ФГОС ОВЗ на примере универсальных учебных действий...