УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ
материал на тему

«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ

И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_praktiko.docx200.74 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый практико-значимый проект

«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ

И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ»

по курсу инвариантного академического учебного модуля

«Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки»

Слушатель:

Белова Наталья Борисовна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ  №10 г. Ногинска

Московской области

март  2013 г.

Оглавление.

Введение  

Универсальные учебные действия. Классификация.        

    Личностные универсальные учебные действия        

    Регулятивные универсальные учебные действия        

    Познавательные универсальные учебные действия        

    Коммуникативные универсальные учебные действия        

Формирование УУД

Универсальные учебные действия. Связь с содержанием учебных предметов.      

Заключение

Литература

Возможности и жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.

При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ математики, литературы, окружающего мира, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретёт статус субъекта образования. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения. Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает

способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем

сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более

узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить

как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную

компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и

умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и

толерантность.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностные;

2) регулятивные (включает и действия саморегуляции);

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия

Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
  • нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация

проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражатьсвои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного язык

Формирование универсальных учебных действий

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя

следующими взаимодополняющими положениями.

1. Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его

содержание и организацию.

2.Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных

предметных дисциплин.

3. УУД, их свойства и качества определяют эффективность

образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений,

формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

   Известно, что формирование любых личностных новообразований – умений, способностей, личностных качеств ( в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом), возможно только в деятельности ( Л. С. Выготский). Действительно, невозможно научиться, например, плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль  плавания ,

не   освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а затем не отработав и не откорректировав все эти движения в воде.

Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы:

  1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
  2. Формирование нового способа ( алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
  3. Тренинг , уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль.

Для того  чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) в образовательной системе «Школа 2000…» предложен следующий путь, состоящий из четырёх этапов, которые проходит каждый ученик:

  1. вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
  2. основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ ( алгоритм) выполнения соответствующего УУД ;
  3. далее изучение УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;
  4. в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного  УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель, вначале учащиеся под руководством учителя приобретают первичный опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам- математике, русскому языку и литературному чтению, окружающему миру, физической культуре и т. д. Затем организуется осознание ими необходимости самостоятельного выполнения данного УУД , знакомство с самим понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется,  отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного УУД контролирует учитель.

   Авторский коллектив Ассоциации «Школа 2000…» построил педагогический инструмент- технологию деятельностного метода обучения (ТДМ) , создающую условия для выполнения каждым учеником в ходе уроков по разным учебным предметам всего комплекса УУД, входящих в целостную структуру учебной деятельности.

   Структура урока по ТДМ, на котором вводится новый учебный материал, графически может быть изображена с помощью схемы (рис. 1), помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Копия пабабам.jpg

В дидактической системе « Школа 2000…» уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:

  1. Урок открытия нового знания.
  2. Урок рефлексии.
  3. Урок обобщения и систематизации знаний.
  4. Урок развивающего контроля.

Комплекс УУД, выполняемых учащимися на уроках по ТДМ каждого типа, создаёт благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных результатов образования.

Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания в ТДМ

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ

Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1)        актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2)        создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3)        устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).

-        самоопределение (Л);

-        смыслообразование (Л);

-        целеполагание (П);

-        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К.)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1)        актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2)        актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3)        мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4)        фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

-        анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П)

-        извлечение необходимой информации из текстов (П);

-        использование знаково- символических средств (П);

-        осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

-        подведение под понятие (П);

-        выполнение пробного учебного действия (Р);

-        фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

-        волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

-        выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-        аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

-        учет разных мнений (К);

-        использование критериев для обоснования своего суждения (К).

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:

1)        восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, — где возникло затруднение;

2)        соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

-анализ, синтез, сравнение, обобщение аналогия (П);

-        подведение под понятие (П);

-        определение основной и второстепенной информации (П);

-        постановка и формулирована проблемы (П);

-        структурирование знаний (П);

-        осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

-        волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

-        выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-        аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

-     учет разных мнений, координирование разных позиций (К.);

-     разрешение конфликтов (К.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель,
  • согласовывают тему урока,
  • выбирают способ,
  • строят план достижения цели;
  • определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

-        самоопределение (Л);

-        смыслообразование (Л);

-        анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

-        самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

-        поиск и выделение необходимой информации (П);

-        выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

-        планирование (П);

-        прогнозирование (П);

-        структурирование знаний (П);

-        осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

-        волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

-       выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-      аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

-       учет разных мнений (К);

-        использование критериев для обоснования своего суждения (К).

-        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

 -        разрешение конфликтов (К).

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

-        смыслообразование (Л);

-        анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

-        волевая саморегуляция (Р);

-        познавательная инициатива (Р);

-        выдвижение гипотез и их обоснование (П);

-        поиск необходимой информации (П);

-        использование знаково- символических средств (П);

-        моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

-         установление причинно- следственных связей (П);

-        самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

-        осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

-        построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

-        нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

-        осознание ответственности за общее дело (Л);

-        следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

-        выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-        адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

-        формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

-       учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

-        использование критериев для обоснования своего суждения (К).

-        достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

 -       разрешение конфликтов (К).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, в группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П),

-        извлечение из текстов необходимой информации (П);

-моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

-        использование знаково- символических средств (П);

-        подведение под понятие (П); -установление причинно- следственных связей (П);

-        выполнение действий по алгоритму (П);

-        осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

-         построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

-        выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-        адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

-        формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

-         учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

-        использование критериев для обоснования своего суждения (К).

-        достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

-        осознание ответственности за общее дело (Л);

-        следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

-       анализ, синтез, сравнение, обобщение аналогия, классификация (П),

-        извлечение из текстов необходимой информации (П);

-        использование знаково- символических средств (П);

-        подведение под понятие (П);

-        выполнение действий по алгоритму (П);

-        доказательство (П);

-        контроль (Р);

-        коррекция (Р);

-        оценка (Р);

-        волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р.)

-        осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

-        выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-        использование критериев для обоснования своего суждения (К).

8. Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

-        нравственно-этическое оценивании усваиваемого содержания (Л);

-        анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

-        понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

-        подведение под понятие (П); --       моделирование, преобразование модели (П);

-        использование знаково- символических средств (П);

 -        установление причинно- следственных связей (П);

-        выведение следствий (П);

-        самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

-        выполнение действий по алгоритму (П);

-        построение логической цепи рассуждений (П);

-        доказательство (П);

-        осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П.)

-        контроль, коррекция, оценка (Р);

-        выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-        формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

-        учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

-        использование критериев для обоснования своего суждения (К).

-        достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

-        постановка вопросов (К);

-        адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

-          управление поведением партнера (К);

-        осознание ответственности за общее дело (Л);

-        следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

-         рефлексия способов и условий действия (П);

-        контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

-        самооценка на основе критерия успешности (Л);

-        адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

-        выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-        формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К.)

-        использование критериев для обоснования своего суждения (К);

-        планирование учебного сотрудничества (К);

-        следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Условные обозначения:

Л – личностные УУД;

Р – регулятивные УУД;

П – познавательные УУД.

К – коммуникативные УУД.

Рассмотрим развитие УУД  на примере задания по математике:

«Блиц-турнир».

а) Пешеходу надо пройти а км. Он шёл 4ч со скоростью b км/ч. Сколько километров ему ещё осталось пройти?

б) Автобус ехал 2ч со скоростью с км/ч и 3ч со скоростью d км/ч. Какое расстояние проехал автобус?

в) Самолёт пролетел за 2ч y км. Какое расстояние он пролетит за 5ч, если будет лететь с той же скоростью?

- Найдите к каждой задаче соответствующую схему.

УУД: моделирование; преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

 

На уроках математики универсальным учебным действием может служить   познавательное действие   (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания или работу в группах, где УУД   служат   коммуникативные действия,   которые   должны   обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования   регулятивного универсального   учебного действия -    действия контроля,   проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются   правила проверки текста,   определяющие  алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой  операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Рассмотрим, как же происходит развитие УУД на другом школьном предмете – литературном чтении.

Требование к результатам изучения этого предмета включают формирования всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации . Литературное чтение - осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия.

На учебном предмете «Литературное чтение» при работе с произведением Л.Чарской «Записки маленькой гимназистки» обеспечивается формирование следующих УУД:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

В этом произведении происходит знакомство с исторической эпохой России конца XIX – начала XX века. Произведение очень эмоциональное, вызывает у детей большой интерес, сочувствие к главной героине. Дети сравнивают себя с героиней произведения, получают возможность разобраться в межличностных отношениях.

После чтения и анализа произведения дети выполняют следующие задания:

- Как автор относится к героине?

- Какие чувства к героине испытываете вы?

- Составьте биографию Лены Икониной.

- Выберите самый волнующий фрагмент из произведения.

- Что в этом произведении для тебя самое важное?

Успешность дальнейшего обучения во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе   социальной и личностной.   Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Таким образом, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

 

Литература.

А. Г.Асмолов ,Г. В. Бурменская . «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя». – М.: Просвещение, 2008

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Л. Г. Петерсон. «Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/Построение непрерывной сферы образования. М.,2008

Л.Г. Петерсон, Л.А. Аверкиева «Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…».Методическое пособие.М., 2010

Л. В. Алфёрова, кандидат педагогических наук, доцент; Е.А.Башмакова, кандидат педагогических наук, доцент; A.М. Водянский, кандидат

педагогических наук, доцент; М.Н. Гоглова, кандидат педагогических наук, доцент; B.Г. Кирсанова, кандидат психологических наук, доцент;

Г.Ф. Кумарина, доктор педагогических наук, профессор; Р.Ш. Мошнина кандидат педагогических наук, доцент; В.М. Шепель, доктор педагогических наук, профессор «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия-формирование и развитие на уроке.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего поте...

Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроках музыки

Содержание:1 Понятие УУД - разъяснение2 Характеристика ценностных ориентиров содержания начального общего образования;3 Связь УУД с содержанием учебных предметов;4 Формирование и развитие УУД на урока...

Выступление на ММО учителей начальных классов "Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке."

С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения,  в связи с этим возникла необходимость  пристального изучения новых требований, которые выдвигало общество и время.К...

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Статья оо особенностях развития младших школьников и  необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже  в начальной школе....

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий через технологию развития критического мышления»

       Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития к...