Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроках музыки
статья по музыке (3 класс) по теме

Содержание:

1 Понятие УУД - разъяснение

2 Характеристика ценностных ориентиров содержания начального общего образования;

3 Связь УУД с содержанием учебных предметов;

4 Формирование и развитие УУД на уроках музыки в 3 классе;

5 Резульиаты формирования УУД в начальной школе,

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Универсальные учебные действия -

 формирование и развитие на уроке»

Малаховская Анна Сергеевна

Учитель музыки МАОУ СОШ №1 им. Ф.Я. Фалалеева п. Монино

Содержание:

1   Вступление:  Понятие    «Универсальные учебные действия»              

2  Характеристика ценностных ориентиров содержания начального  общего образования;

3 Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:

4  Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

5 Формирование и развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий на уроке музыки в начальной школе .

6 Вывод: результаты  формирования УУД в начальной школе

8   Литература

\

Цель :

         

          Обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т. е. способов деятельности, применимых в  рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем  в реальных жизненных ситуациях.

Задачи :

   

   -       Установить ценностные ориентиры начального образования;

   -       Определить  состав и характеристику универсальных учебных действий;

    -  Выявить в содержании предметных линий универсальные учебные   действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях .

Вступление

      Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение  знаний учащихся, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе.

          В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

   Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности.

          ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

1 Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:

  - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  - осознание ответственности человека за благосостояние общества:

  - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

  - отказ от делений на «своих» и «чужих»;

  - уважение  истории и культуры каждого народа;

2 Формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества:

   - доброжелательность, доверие и внимание к людям;

   - готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается ;

   - уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3  Развитие ценностно - смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма;

     -   принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

     - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

4  Развития умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

5  Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как  условия  самоактуальности;

 - формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе.

Виды универсальных действий:

1) личностный:

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный;

   

           Личностные  действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение  выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий;

   - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

   - самообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами,, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

   - нравственно - этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личный моральный выбор.

    Регулятивные действия  обеспечивают  учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

   - целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;

   - планирование - определение последовательности промнежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

   - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

   - оценка  - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

   - саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

      Познавательные действия   включают;

 общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

       Коммуникативные действия  обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  К коммуникативным действиям относятся:

 - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации4

  - решение конфликтов - выявление , идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

  - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи  в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

        Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

   Связь УУД с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действия:

коммуникативные - обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные  - общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные  -       определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные -     обеспечивающие организацию собственной деятельности.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планирования и организации образовательного процесса с учетом возрастно - психологических особенностей обучающихся.

Схема работы над формированием конкретных УУД каждого  вида указывается в тематическом планировании, технологических картах

Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

Педагогическое сопровождение зтого процесса осуществляется  с помошью универсального интегрированного Партфолио ( раздел «Система оценки достижений планируемых результатов образования»), который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

Результаты усвоения УУД формулируется для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижений.

Проектирование программы:

 «Формирование УУД по предмету «Музыка» 3 - ий класс»

авторы: Г.П. Сергеева; Е.Д. Критская; Т.С. Шмагина

Раздел программы: «Россия - Родина моя»

Музыкальный материал

Виды музыкально- практической деятельности

         УУД

П.И. Чайковский - главная мелодия 2-ой ч. из Симфонии№4

Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: .интонация русской природы. любовь к родной природе, гордость за ее красоту.

Слушание произведения: жанрово - стилевой разбор, разделение на 2 группы - формируем вопросы: «образ» -1гр. -«стиль» 2-гр.  Самооценка. Письмо к композитору. Обе группы формируют содержание письма.

Пластические импровизации, в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии .

Музицирование: исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» на свирелях .

Знать: понятие «мелодия»  «мелодическая линия», «образ», «стиль». «жанр».

Личностные



Коммуникативные


Регулятивные



Познавательные




Русские нар. песни:  «Славны были наши деды» и «Вспомним , братцы, Русь и славу»











Выразить отношение к прозвучавшим песням: гордость, чувство патриотизма, формирование жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении .

Формируем исполнительский план, в котором присутствуют солист и хор. Исполнение песен с воплощением  художественного образа героического русского народа

К пению мы добавляем пластические импровизации в виде отбивания четкого маршевого ритма шагом  и

шумовые эффекты в виде барабанной дроби на сильных долях.

Знать: Историю создания  русских народных песен,. характерные черты русской нар. песни, знать песни о героических событиях истории и исполнять их на уроках и на школьных праздниках

       



 «День, полный событий»

Личностные


Коммуникативные



Регулятивные



Познавательные


Музыкальный материал

.музыкальный материал.

«День, полный событий»

Музыкально - практическая деятельность

 Музыкально - практическая деятельность


УУД

«Утро» Э. Григ


















«Заход солнца» Э. Григ












Раздел:

Выразительное, осмысленное исполнение с помощью нотной записи, восхищение красотой , светлой радостью, осознанием пробуждения природы и это все в музыке

Слушание музыки , интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки, письмо композитору.

Пластические импровизации в форме движения рук - «Солнце встает!»

Музицирование: исполнение на свирелях главной темы.

Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки, понятия выразительность и изобразительность в музыке, что означает понятие образы природы в музыке.


Прослушивание произведения. Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы: интонационно - образный анализ.

Хоровое исполнение. Записываем исполнение, затем прослушиваем, даем оценку собственного исполнения.

Пластические импровизации в форме плавного движения рук, отражающих интонационно- образный характер, добавляем к исполнению хора шумовые инструменты  в виде  колоколов.

Уметь  обладать вокальной исполнительской культурой, владеть во время пения правильным дыханием. Уметь определять в музыке : песенность, танцевальность, маршевость Дом. зад: Выполнить рисунок по теме : «Утро» и «Вечер»

«О России петь, что стремиться в храм»

Личностные



Коммуникативные


Регулятивные



Познавательные





Личностные

Коммуникативное




Регулятивные

Познавательные





Музыкальный материал

    Музыкально- практические действия

       УУД

«Богородице Дево, радуйся» №6 из «Всенощного бдения» С. Рахманинов


















«Аве, Мария»

Ф Шуберт



«Аве, Мария» Ф. Шуберт

Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Песнопения и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Осмысленное прослушивание, Определить образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»

Хоровое пение. Разделить класс на 4 содружества. Исполняется произведения каждым содружеством по очереди. Оценка слушателей.

В исполнение вводятся шумовые инструменты - колокола, которые изображают церковные перезвоны.

Знать произведения, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери. Уметь проводить интонационно- образный анализ произведений искусства. Знакомиться жанрами церковной музыки(тропарь, молитва, величание)


Образ матери. Все самое дорогое. Родное, святое связано с мамой. Отношение . уважение к матери в русской семье.

Слушание произведение в исполнении Р.Лоретти. Жанрово- стилевой разбор произведения. Формирование эстетического отношения к миру, образу матери, стремление к гармонии и красоте обеспечивается приобщением к вершинным достижениям отечественной и мировой музыкальной культуры в исполнении выдающихся музыкантов.

Класс делится на 3 содружества. «Письмо из прошлого» - таково задание всем трем содружествам.

Исполнение на свирелях произведения.   Одна группа исполняет вокализ, другая исполняет на свирелях главную тему произведения «Аве, Мария»  Ф Шуберта

Обнаружить  сходство и различие русских и западноевропейских произведений религиозного искусства.

Личностные









Коммуникативные



Регулятивные


Познавательные










Личностные






Коммуникативные


Регулятивные



Познавательные

Раздел:                         «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Музыкальный материал

       Музыкально - практические действия

УУД

Римский-Корсаков  «Третья песня Леля»

Исполнение произведения с помощью нотной записи, осмысленно ,выразительно. Мы погружаемся в мир волшебных сказочных героев. Представьте, что вы находитесь в сказке, что все. что в ней происходит, происходит с вами. Ваши ощущения? Нарисуйте, напишите, поделитесь.

Мы разыгрываем сказку, выбираем главного героя,  творческие импровизации.

Музицирование - на свирелях исполняем песню Леля.

Обладать умением ыявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального народного творчества .Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Личностные






Коммуникативные


Регулятивные


Познавательные

Раздел  :                    «В музыкальном театре»

Музыкальный материал

Музыкально - практические действия

     УУД

Опера «Руслан и Людмила» Увертюра

М. И. Глинка

Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей.


Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах)

Личностные

Коммуникативные


Познавательные

Раздел:                   «В концертном зале»

Музыкальный материал

Музыкально - практические действия

   УУД

Концерт№1 П.И. Чайковский











«Сурок»Л.В.Бетховен












Визитная карточка России. Гордость за Гения, чувство патриотизма, раскрывается жизненный смысл,  интонация созидания. Какими средствами Чайковский все это передал? Колокола, солнечный луч. Вместе «поют» гимн.

Слушая концерт - встанем, применяем пластические импровизации, отражающие эмоциональный характер произведения.

В диалоге с друг другом учащиеся выражают свои впечатления, чувства, мысли .

Знать: - понятие: концерт, композитор, исполнитель, слушатель, вариационное развитие,  «язык музыки»: лад, динамика, ритм, темп, тембр, и т. д..

История создания произведения. Слушание, исполнение с помощью нотной записи. Чувство сопереживания, жалоба, доброта, любовь, готовность отдать последнее, чтобы помочь ближнему, слабому.

К каким средствам композитор прибег, чтобы все это раскрыть?

Письмо из прошлого. Работаем над содержанием. Вопрос: а актуальна ли эта тема сегодня? Как бы ты повел себя в подобной ситуации? Делимся на две группы , ищем и находим ответ.

Музицирование - исполняем произведение на свирелях.

Уметь проводить интонационно-образный анализ.

Личностные






Регулятивные


Коммуникативные


Познавательные





Личностные






Коммуникативные


Регулятивные


Познавательные



Выводы:

     В результате  формирования УУД в начальной школе по предмету «Музыка»-

В сфере  личностных УУД  будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.

      В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.

      В сфере регулятивных УУД учащиеся  овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия,  вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    В сфере познавательных УУД  учащиеся  научатся  воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования..

Литература:

1 «Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях» Г.П. Сергеева - уч. пособие. Педагогическая академия , 2010

2. Лекции на тему: «Новые стандарты 2011г.»

3 «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская.И.А. Володарская и др. под редакцией А.Г. Асмолова --М,: Просвещение, 2008-151с;

4 «Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки». Руководители проекта: О.Б. Логинова; В.В. Фирсов; М.Р. Леонтьева.

5 «Методика работы с учебниками  «Музыка»»  пособие для учителя авторы: Г.П. Сергеева;   Е.Д.Критская; Т.С. Шмагина Москва «Просвещение» 2008г.

6 «Методическое пособие 1-4 кл. «Музыка»» авторы: Г.П. Сергеева; Е.Д. Критская; Т.С. Шмагина  Москва, изд.« Просвещение»  2008г.

7 «Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: « Рабочие программы 1- 4 кл.» авторы: г.П. Сергеева; Е. Д. Критская; Т.С. Шмагина  Москва изд. «Просвящение» 2011г.

8 «Планируемые результаты начального общего образования»,  авторы:

П.П.Алексеева; с.В. Анащенкова; М.З. Биболетова и др.; под редакцией Г.С. Ковалевой; О.Б. Логиновой  - «Просвещение , 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия-формирование и развитие на уроке.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего поте...

Выступление на ММО учителей начальных классов "Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке."

С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения,  в связи с этим возникла необходимость  пристального изучения новых требований, которые выдвигало общество и время.К...

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Статья оо особенностях развития младших школьников и  необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже  в начальной школе....

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ

laquo;УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕИ РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ»...

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий через технологию развития критического мышления»

       Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития к...