Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции нарушений дисграфии и дислексии у младших школьников.
материал по логопедии

Лучкина Елена Валерьевна

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.

Цель мастер-класса: создание условий для изучения приемов диагностики и коррекции нарушений чтения и письма младших школьников.

Задачи:

  1. Проанализировать характер ошибок орфографических и логопедических.
  2. Познакомить с личным опытом организации коррекционной логопедической работы при нарушениях процесса письма и чтения.
  3. Изучить эффективные приемы коррекции нарушений письменной речи.
  4. Определить эффективность представленного педагогического опыта. Письмо как навык.
  • Что такое письмо? Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции нарушений дисграфии и дислексии у младших школьников.

Подготовила:  Лучкина Е.В.-учитель-логопед.

2022г.

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.

Цель мастер-класса: создание условий для изучения приемов диагностики и коррекции нарушений чтения и письма младших школьников.

Задачи:

  1. Проанализировать характер ошибок орфографических и логопедических.
  2. Познакомить с личным опытом организации коррекционной логопедической работы при нарушениях процесса письма и чтения.
  3. Изучить эффективные приемы коррекции нарушений письменной речи.
  4. Определить эффективность представленного педагогического опыта. Письмо как навык.
  • Что такое письмо? Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется.

Письмо- это сложный навык и вид графо- моторной деятельности.

Письменная речь формируется только в результате специального обучения, если устная речь достигает нормативных показателей.

Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов. (Корнев А. Н.)

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности различных анализаторов:

  • Речедвигательного – помогает осуществлять проговаривание
  • Речеслухового – помогает произвести отбор нужного звука
  • Двигательного – помогает осуществлять движения мелких мышц кисти
  • Зрительного – участвует в подборе нужных букв

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма и чтения.

Практическое задание (работа в группах):

- Вашему вниманию представлен образец диктанта ученика 2 класса, имеющего

диагноз «нарушение чтения и письма ». Ваша задача исправить ошибки, определить, какие из них мы отнесем к орфографическим, а какие к логопедическим.

Анализ ошибок. Обсуждение.

Ошибки

Логопедические:

Орфографические:

С-ш 1 1

Перенос слова 1

Пропуск гласной 1

Обоз. мяг. согл. зв. Ь 2

Слитно слова 1

Слитно слова 1

С-щ 1

Разложений гл. 2 ряда 1

З-ж 1

Г-к 1

У-ю 1

Графо-моторные нарушения

Разд. напис. приставки 1

Обоз. мяг. согл. зв. Ь 2

Логопедические ошибки (по Лалаевой Р. И.)

Артикуляторно-акустическая

дисграфия

С-ш 2  С-щ 1 З-ж 1  Г-к 1

Акустическая дисграфия

У-ю 1

Обоз. мяг. согл. зв. Ь 2

Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза

Пропуск гласной 1

Слитно слова 1

Аграмматическая дисграфия

Разд. напис. приставки 1

Оптическая дисграфия

На что следует обратить внимание?

1.Ребенок-левша;

2.Раньше был левшой, но переучили и теперь он пишет правой;

3.Двуязычная семья;

4.Ребенок раньше занимался с логопедом;

5.У ребенка имеются проблемы с памятью и вниманием;

6.Ребенок рано пошел в школу;

7.При письме ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова;

8.У ребенка имеются нарушения фонетического восприятия (пишет «тыня» вместо «дыня»);

9.Ребенок пишет то, что говорит (при нарушении произношения). Например, «лыба» вместо «рыба».

Работа над звуковой стороной речи.

1. Распределите слова в 3 столбика. В первый слова ,в которых 1 гласный звук, во второй слова ,в которых 2 гласных звука, в третий -слова, в которых 3 гласных. Пень, слова, картон, зима, вздор, сад, вымпел, молоко, картофель, пшено, ананас, умница, игла, яма, дом, куст, пчела, птица. Работа над звуковой стороной речи

2. Выделите 3 звук из данных слов и составьте из полученных звуков слово. Документ, обновка, плуг, каток. 3. Выделите из слов первый и последний звуки и запишите полученные слоги. Солома, шишка, и, Мишутка, шуба, почки, листочки, светло, кустики. Из получившихся слогов составить предложения.

3. Из данных звуков составьте слова: 1) о, д, м - 5) р, в, о, д, а- 2) д, с, а- 6) а, с, а, н, н,а- 3)а, ч, д, а- 7) о, л, а, п, а, т- 4)в, з, о , н- 8) и, п, л, о,т- 5. Придумайте по 3 слова, начинающиеся со следующих звуков: 1) Л 5) З 9) С 2) П 6) Т 10) И 3) У 7) О 11) Б 4) Р 8) В 12) Ш

И другие упражнения (см. презентацию)

Физкультминутка.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

Упражнение «Ухо-нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

Игры для коррекции дисграфии.

Игра «Словесный мяч»

Давайте по очереди будем называть слова по алфавиту.

Вариант 2. Называние слова, начинающиеся на последнюю букву слова предыдущего.

Вариант3.Называние слов так, чтобы первый слог последующего был последним слогом предыдущего.

«Домики»

У детей на столах лежат домики, в которых 4 этажа и 6 квартир, разрезная азбука. Количество этажей и квартир можно уменьшать и увеличивать в зависимости от возраста детей. Игру можно проводить по грамматическим темам: «Безударные гласные», «Словарные слова», «Звонкие и глухие

согласные», «Синонимы», «Антонимы», «Изменение существительных и прилагательных по падежам». Работа ведется на уровне слова

( звукобуквенный анализ слов), словосочетания, предложения, текста, связной речи. Дети усваивают понятия: «под», «над», «выше», «ниже»,

«между», «рядом». Игра способствует развитию зрительно-пространственной ориентировка у детей.

1 вариант.

Тема: «Словарные слова»

Слова: береза, дорога, вокзал, ворона.

  • Взяли букву е и поселили ее на 2 этаж, квартиру №2.

-Взяли букву а и поселили ее на 2, 3 и 4 этажи, квартир №6.

  • Взяли букву о и поселили их на 3 и 4 этажи, квартиры №2 и №4.

-Взяли букву ѐ и поселили ее на 2 этаж, квартиру №4

-Взяли букву р и поселили ее на 2, 3 и 4 этажи , квартиры №3.

  • Взяли букву в и поселили ее на 1 и 3 этажи, квартиры №1.

-Кто уже догадался какие слова поселились на 3 и 4 этажах.( дорога и ворона) Дети самостоятельно вставляют недостающие буквы.

  • Взяли букву б и поселили ее на 2 этаж, квартиру №1.
  • Догадайтесь какой буквы не хватает на 2 этаже, поставьте самостоятельно. Слово береза.
  • Взяли букву к и поселили ее на 1 этаж, квартиры №3.

-Взяли букву л и поселили ее на 1 этаж, квартиры №6.

-Взяли букву а и поселили ее на 1 этаж, квартиры №5

-Догадайтесь какой буквы не хватает на 1 этаже и поставьте ее самостоятельно. Слово вокзал.

-Поставьте ударение в каждом слове.

-Произнесите слова с ударением.

-Какие слова вы заселили с 2 гласными? (вокзал)

-Какие слова, живущие в вашем домике с 3 гласными буквами? (береза, ворона, дорога)

-Какие слова, в которых 2 слога? (вокзал)

-Какие слова, в которых 3 слога? (береза, ворона, дорога)

-Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.

  • Составьте предложение с любым из слов.

-Составьте маленький короткий рассказ, используя все слова, живущие в вашем домике.

(Ребята шли по дороге к вокзалу. Невдалеке от дороги стояла береза, на которой сидела ворона.)

«Цветик-семицветик»

У детей на столах цветики-семицветики, у которых по 7 лепестков семи цветов радуги. На лепестках скотч, с помощью которого прикрепляются полоски бумаги. Игру можно проводить по грамматическим темам:

«Безударные гласные», «Словарные слова», «Звонкие и глухие согласные»,

«Синонимы», «Антонимы», «Изменение существительных и прилагательных по падежам», «Части речи», «Части слова», «Правописание предлогов и

приставок», «Однокоренные слова», «Единственное и множественное число имен существительных», «Однокоренные слова». Работа ведется на уровне слова, словосочетания, предложения, текста, связной речи.

Любой вариант игры начинать со слов:

Лети, лети лепесток Через запад на восток

Возвращайся, сделав круг Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели.

Вариант 1.

Тема: «Части речи. Музыкальные инструменты»

Учащимся выдаются полоски со словами и 2 цветика-семицветика ( в

середине 1-сущ, 2- прил.) Разложите и прикрепите в зависимости от части речи, которой они являются.

Слова: рояль, барабан, флейта, труба, гитара, балалайка, горн, черный, громкий , мелодичная, семиструнная, трехструнная, звонкий, медная.

-Какие существительные вы приклеили на лепестки?

-Назовите.(рояль, барабан, флейта, труба, гитара, балалайка, горн)

-Какие прилагательные вы приклеили на лепестки?

-Назовите( звонкий, черный, мелодичная, семиструнная, трехструнная, семиструнная, медная, громкий)

-Составьте и назовите словосочетания? (черный рояль, громкий барабан,

мелодичная флейта, семиструнная гитара, трехструнная балалайка, звонкий горн, медная труба)

-Составьте предложения из лепестков.

Вариант 2.

Тема: Антонимы.

Учащимся выдаются цветики-семицветики, на одном прикреплены полоски с существительными.

Примерный перечень: веселье, враг, зло, чистота, утро, лето, слабость,

старость, север, болезнь, жара, низ, трусость, темнота, белизна, начало, мир, печаль, ложь.

Учащиеся на втором цветке подбирают существительные-антонимы и записывают их на полосках и приклеивают к лепесткам.

-Прочитайте какие слова-антонимы вы подобрали?

-Назовите. (грусть, друг, добро, грязь, вечер, зима, сила, молодость, юг, здоровье, холод, верх, храбрость, свет, чернота, конец, война, радость, правда.)

-Подберите к данным существительным-антонимам однокоренные

прилагательные-антонимы.(грустный, дружный, добрый, грязный, вечерний, зимний, сильный, молодой, южный. Здоровый, холодный, верхний, храбрый, светлый, черный, конечный, военный, радостный, правдивый )

-К каким парам слов можно подобрать пословицы? (От радости старики

молодеют, а от печали молодые стареют. Лживому всегда не верят. Худой мир лучше доброй ссоры. Добро сеять, добро и пожинать.)

Аналогично строится работа по подбору прилагательных-антонимов, глаголов-антонимов, наречий-антонимов.

Вариант 3.

Тема: Синонимы.

Учащимся выдаются цветики-семицветики, на одном из них прикреплены полоски с существительными.

Примерный перечень: атака, багаж, отметка, режим, тишина, успех, холод, ряд, шорох, разлив, здание, случай, дети, иллюстрация, столетие.

Учащиеся на втором цветке подбирают существительные-синонимы и записывают их на полосках и приклеивают к лепесткам.

-Прочитайте какие слова-синонимы вы подобрали?

-Назовите. (наступление, вещи, оценка, распорядок, молчание, достижение, мороз, цепочка, шуршание, наводнение, сооружение, событие, ребята

рисунок, век.)

-Составьте предложение с любым словом.

Аналогично строится работа по подбору прилагательных-синонимов, глаголов-синонимов.

Вариант 4.

Тема: Однокоренные слова.

Детям выдается цветик-семицветик, в середине корень слова.

Задание: написать на полосках однокоренные слова с корнем лес-.

Примерный перечень: лес-, гор-, друг-, сед-, сад-, вод-, земл-, позд-, лов-, бег-

, кач-, свист-, говор-, зим-, чист-, берез-, снег-, свет-, воз-, гроз-, желт-,

сторож-, мороз-, зелен-, пестр-, бел-, холод-, черн-, близ-, цвет-, долет-, рыб-,

груз-, езд-, кук-, вяз-, сказ-, низ-, лет-, стрел-.

-Прочитайте однокоренные слова, которые вы подобрали.

-Лесной, лесник, перелесок, лесничий, лесистый, лесок.

  • Составьте предложение с любым из слов.

Вариант 5.

Тема: Слоговой состав слов. Цветы.

На одном цветке в середине цифра-2, на втором цифра-3.

Ребята перед вами изображены цветы, ваша задача- распределите их на лепестки цветов в зависимости сколько в словах слогов (цифры указаны в сердцевине цветка)

На доске картинки цветов: ромашка, василек, роза, тюльпан, ландыш, пион, фиалка, гвоздика, лилия, нарцисс, подсолнух, георгин, маки, флоксы.

-Назовите, какие двусложные цветы вы записали на лепестках? (роза, тюльпан, ландыш, пион, маки, флоксы)

-Прочитайте, какие трехсложные цветы вы записали на цветок –под цифрой 3? (ромашка, василек, фиалка, гвоздика, лилия, подсолнух, георгин)

Вариант 6.

Тема: Словообразование при помощи приставок.

В середине семицветика- глагол учить, на лепестках- приставки: при, раз, до, вы, на, пере, из. На другом цветке в середине- глагол работать, на лепестках- приставки: раз, пере, про, за, от, вы, при.

Задание: используя приставки, образуй однокоренные слова. Составьте словосочетания, предложения, рассказ с этими словами.

Игра «Говорящий мешочек»

Предлагается ребятам по одному положить руку в мешочек, пощупать букву и назвать ее. Сегодня мы с вами будем угадывать гласные буквы.

Если ученик отгадывает букву, то забирает карточку себе.

Ребята, что обозначают эти гласные? Придумайте слово, чтобы оно начиналось на этот звук.

И другие игры (см. презентацию)

Организация обратной связи

Ответьте на вопросы:

  1. Что нового вы узнали сегодня?

  1. Понравился ли мастер-класс?

  1. Что было непонятно?

  1. Пожелания логопеду, проводящему мастер-класс.

  1. Мнение педагогов о практической значимости данной встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»

Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Родительское собрание "Двигательная активность младших школьников"

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность....

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка....

Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...