Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.
статья на тему

Козырева Ирина Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 школа-интернат № 31

Невского района Санкт-Петербурга  

Статья

«Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи»

Козырева Ирина Владимировна

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2016

Для повышения эффективности работы школьного логопеда необходимо установление тесной двусторонней связи с учителем начальных классов. И учитель, и логопед стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Направления работы.

        Программа коррекционной работы на ступени  начального общего образования обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные  направления, отражающие ее основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР особых потребностей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психофизическом и речевом  развитии обучающихся с ТНР;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ТНР, а так же предполагает консультирование  специалистами всех педагогов, работающих с  данными детьми,  и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ТНР;

-информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его участниками.

Содержание направлений работы.

Содержание диагностической работы.

        Диагностическая работа включает  в себя:

  • комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР от специалистов  разного профиля;
  • изучение специальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся с ТНР;
  •  выявление симптоматики речевых нарушений и уровня  речевого развития ( I – IV уровни ОНР) обучающихся с ТНР;
  •  анализ и обобщение  диагностических данных с целью определения методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР;
  • осуществление мониторинга динамики развития обучающихся с ТНР, их успешности в освоении АООП НОО с целью дальнейшей корректировки коррекционных мероприятий.

Результаты всех диагностических данных фиксируются в индивидуальных речевых картах учащихся с ТНР, а также в папках психолого-педагогического сопровождения по каждому классу.

Содержание коррекционно-развивающей  работы.

Коррекционно-развивающая работа  включает в себя развитие всех компонентов речевой системы обучающихся с ТНР и  коррекцию существующих у них  речевых расстройств. Помимо этого коррекционно-развивающая работа предполагает совершенствование коммуникативной деятельности обучающихся с ТНР, а также развитие их познавательной деятельности и высших психических функций, эмоционально волевой сферы.

                

1.Развитие фонематического восприятия.

2.Коррекция звукопроизношения.

3.Развитие грамматического строя речи.

Дифференциация существительных множественного и единственного числа. Образование существительных  в уменьшительно-ласкательной форме. Правописание в словах сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН. Закрепление умения правильно обозначать границы предложения. Правописание  слов  с мягким разделительным знаком. Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание парных глухих и звонких согласных на конце слова и перед другими согласными. Правописание непроизносимых согласных в корне. Дифференциация приставок и предлогов. Правописание частицы НЕ с глаголами.  Обозначение мягкости согласных на письме. Твёрдый (Ъ) и мягкий (Ь) разделительные знаки. Мягкий знак на конце имён существительных после букв, обозначающих согласные звуки. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание твёрдого и мягкого разделительных знаков. Дифференциация приставок и предлогов. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

4.Развитие связной речи .

Составление предложений по картинкам  с использованием графических схем предложений. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Антонимы. Синонимы. Образные выражения. Составление тематических словарей по заданной теме.

Предложение: Обозначение границ предложения соответствующими знаками препинания. Дополнение предложений однородными членами. Составление вопросительных предложений с местоимениями.

Текст: Деление текста на части. Озаглавливание текста. Дополнение текста подходящими по смыслу глаголами.  Дописывание конца небольшого рассказа. Сочинение основной части текста по заданному началу и концовке. Знакомство и работа с текстом-повествованием.

 5.Профилактика дисграфии (в 1 классе)

  Задания на развитие  пространственного гнозиса, восприятие цвета, формы, величины; развитие ориентировки в схеме тела, развитие зрительно-моторных координаций. Звукобуквенный анализ и синтез.

Коррекция дисграфии (во2-4 классах)

Звукобуквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синте.

Развитие оптико-пространственного гнозиса и зрительно-моторных координаций, ориентировки в схеме тела. Дифференциация на письме оптически схожих букв. Обозначение мягкости согласных на письме. Правописание мягкого разделительного знака в словах. Развитие высших психических функций. Дифференциация смешиваемых на письме букв. Предлоги. Правописание предлогов.

5.Коррекция дислексии .

Развитие навыка плавного чтения целыми словами, формирование  навыка употребления орфоэпических норм при чтении  на материале отрывков произведений. Совершенствование навыка выразительного, интонационно окрашенного чтения. Коррекция ошибок орфоэпии.

Содержание консультативной работы.

        Консультативная работа включает в себя :

  • выработку рекомендаций по основым направлениям работы с обучающимися с ТНР для всех участников образовательного процесса (например, требования речевого режима в урочное и внеурочное время);
  • консультирование специалистами педагогов по выбору дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ТНР;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционно-развивающего обучения  детей с ТНР.

Содержание информационно-просветительской  работы.

Информационно-просветительская работа  включает в себя различные формы  просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на  разъяснение всем  участникам образовательного процесса (в т.ч. родителям и/или законным представителям) вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ТНР.

Успешное осуществление коррекционной работы во многом зависит от контакта логопеда с учителем. Программа начальных классов насыщена, её отработка с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, трудоемка, и логопед не может давать задания сверх программного материала. Поэтому он должен хорошо знать содержание учебной программы по родному языку и чтению, стандарты начального общего образования, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований. Учитель-логопед согласовывает содержание своих занятий с учителем начальных классов, в зависимости от этапа коррекции, с учетом прохождения программы по русскому языку и чтению.

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи необходимо такое содружество в работе логопеда и учителя начальных классов, при котором работа учителя становиться дефектологически более квалифицированной, а осваиваемые им логопедические приемы облегчают прохождение программного материала.

Например, чтение для большинства учащихся классов для детей, имеющих нарушения чтения, - трудоемкий процесс, поэтому тексты задач по математике читаются совместно, а решение и окончательный ответ дети пишут самостоятельно. Дополняются и видоизменяются уроки чтения и письма, в их структуру вводятся упражнения по развитию речевого слуха. На уроках  проводятся различные дидактические игры по дифференциации понятий «слог-слово», «буква-звук», создаются условия для поиска и открытия «азбучных истин», разгадывание «секретов» русской письменности.

Не менее значима и актуальна проблема развития моторики кисти руки в освоении навыка письма у детей с нарушениями речи. Обязательным моментом на уроках являются упражнения на развитие мелкой моторики рук. Часто эти упражнения сопряжены с речью, они развивают произвольную графическую активность, зрительно-моторные координации; у них формируется навык быстрого и четкого письма. На уроках проводятся речевые разминки на те звуки, которые рекомендует учитель-логопед.

Одним из важнейших условий совместной работы логопеда и учителя является выработка единства требований к учащимся. Для достижения цели каждое занятие с данными учащимися должно быть подчинено следующим требованиям:

-всесторонне развивать личность учащегося;

-учитывать возрастные особенности детей;

-учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

-осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

-предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;

-широко использовать наглядность, игровые методы и приемы.

Для обеспечения эффективной работы  логопед принимает участие в работе:

-педсоветов;

-совместное проведение родительских собраний;

-консультации логопеда для учителей;

-участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

Статья содержит описание взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при работе с младшими школьниками. Приведены логопедические задания, которые можно применить на уроках русского язы...

Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...

Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии у младших школьников

Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии  у младших школьников...

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...

Статья на тему: «Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов при коррекции речевых нарушений у школьников».

Проблема нарушения устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных проблем в наше время. Поскольку письмо и чтение на начальных  этапах обучения являются целью, а в да...

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции нарушений дисграфии и дислексии у младших школьников.

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.Цель мастер-класса: создание условий для изучения приемов диагностики и коррекции на...