Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии у младших школьников
статья по логопедии

Панасенко Елена Николаевна

Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии  у младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии  у младших школьников.

       Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать. Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Одной из самых главных причин школьной неуспеваемости учащихся начальных классов являются различные нарушения устной речи, которые проявляются в затруднении процесса овладения грамотным чтением и письмом.

Современному учителю общеобразовательной школы знакомы такие понятия, как минимальная мозговая дисфункция, психический инфантилизм, церебрастения, гиперактивность, синдром дефицита внимания, психическая депривация, школьная дезадаптация и другие расстройства.

В последние годы количество неуспевающих учащихся в общеобразовательной школе значительно увеличивается.

     Неустойчивость внимания, недостаточная переключаемость, замедленность, недостаточная целенаправленность. Особую трудность у учащихся рассматриваемой категории вызывает выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления, установления различной сложности причинно-следственных связей, построения программы событий. Слабо сформированы операции анализа и синтеза у учащихся данной категории. Для таких  учащихся  характерен ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень мотивации, познавательной активности. Такие дети испытывают трудности при самостоятельном планировании собственной деятельности.

     У большинства таких детей младшего школьного возраста, в силу своих психофизиологических особенностей, не сформированы предпосылки к овладению письмом, что является, причиной  возникновения дисграфии, дислексии, а в дальнейшем и дизорфографии.

Симптоматика этого нарушения характеризуется большим количеством специфических ошибок:

I.Ошибки, обусловленные несформированностью фонематического слуха:

смешение парных гласных: яма – яама, ёжик – ожик;

смешение звонких и глухих: собака – сопага;

смешение свистящих и шипящих: сушки – шушки, цапля – сапля;

неумение обозначать мягкость согласных: мяч – мач, банька – банка, ель – ел.

II. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним языкового анализа и синтеза:

пропуск гласных букв в слове: упала – упла;

пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных: стол – сол;

перестановка букв в слове: клюква – клювка;

перестановка слогов: паровоз – павороз;

выпадение слогов: бабочка – бачка;

наращивание слов лишними буквами или слогами: поют – поеют, клюква – клюкиква;

не дописывание букв или слогов: растёт – расте, молоко – моло;

искажение слов: коньки – куни;

слитное написание слов и их произвольное деление: висит на ветке – виситнавет ки;

слитное написание предлогов и раздельное – приставок: за ехали вгараж.

III. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

неумение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже: весёлый дети, жёлтых листья;

неумение согласовывать существительные с числительными в числе: три красная яблоки;

неправильный выбор падежной формы существительных в словосочетании с глаголом: катались на санки;

замена префиксов или суффиксов: захлестнула – нахлестнула, козлята – козлёнки, поливает пожар;

изменение падежа местоимений: около него – «около ним»;

пропуск членов предложения: С деревьев жёлтые листья.;

нарушение последовательности слов в предложении: Дети на санки катались;

неумение определить границы предложения: Жили-были сестра и брат они любили читать. Сказки.;

в связной письменной речи последовательность предложений не всегда    соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

IV. Оптическое смешение букв, сходных по написанию, обусловленное недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза; пространственных представлений:

состоящие из одинаковых элементов, но равнорасположенных в пространстве: в – д;

включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами: и – ш, п – т, х – ж, л – м;

пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент: лук – ук;

лишние неправильно расположенные элементы: бятем, демка.

В коррекционной работе с такими детьми  предлагаю использовать упражнения   направленные на активизацию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), на совершенствование языковых способностей.

Предлагаю  некоторые упражнения, которые можно использовать в своей работе по коррекции дисграфии и дизорфографии.

1.Упражнение.
Если ребёнок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а чёрточками: каждая буква – чёрточка.

2.Упражнение.
Ребёнок не дописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами: например, «здоровый» - «- - - - - - ый». Если ребёнок делает ошибки в суффиксах и окончаниях, предложите поиграть – придумать слова на предпоследнюю букву: вы говорите – «слон», ребёнок – слово, начинающееся на 
о.

3.Упражнение.
В случае если ребёнок путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутить буквы из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Можно писать буквы в воздухе, на спине. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения – эффект обеспечен!

4.Упражнение.
Предложите придумать и нарисовать картинки, в которых акцент сделан на проблемных буквах: например, «корова» - корова с глазами в виде букв 
о, «интеллигент» - рожица, у которой в каждом глазу по букве л.

5.Упражнение 
После каждых 20 минут занятий делайте небольшую паузу: пусть в младших классах это будут игровые дыхательные или двигательные упражнения, в старших – 2 минуты на что-то весёлое из истории предмета.

       Для наиболее эффективного коррекционно - логопедического процесса необходима специально организованная поэтапная работа с учетом индивидуальных особенностей детей и систематизации лингвистического материал.

Преподавание должно строиться на основных обще дидактических принципах:

а) систематичность;

б) последовательность;

в) перспективность;

г) преемственность;

д) учет индивидуальных способностей и физического состояния ребенка.

Нельзя отвергать в преподавании такие методы, как:

а) доступность материала;

б) наглядность при его преподнесении;

в) связь обучения с жизнью;

г) сознательность усвоения материала.

     Для развития речи иногда полезно применять живое произношение слова: единица произношения — слог, это позволяет, и писать и произносить слова грамотно. Ежедневно следует уделять внимание орфоэпическим упражнениям, не оставлять без внимания недостатки произношения, обращать внимание на звуковую форму слова.

Очень сложная задача — усвоить грамотное письмо. Осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, ученик постепенно превращает свои знания в навыки.

Начинать новую тему надо всегда с повторения, желательно кратко повторить основные правила изучаемого раздела, т.е. подвести определенную базу и потом развивать новые положения.

Считаю удачной находкой в формировании грамотного письма — тетрадь для списывания. Дети ежедневно из любого текста просто переписывают несколько предложений. Вырабатывается зрительная память, внимательность, вырабатывается навык грамотного письма, орфографической зоркости.

На каждом уроке надо уделять внимание словарной работе, часто проводить контрольные списывания, различные виды мини-диктантов, письму по памяти.

Исключительно полезен метод наблюдения и анализа языковых явлений. Целенаправленность наблюдений достигается четкой постановкой задач. Так, изучая правописание приставок из-, низ-, воз-, через- и через- проводятся методом наблюдений и анализа языковых явлений. Дано задание: в словах «изгнать – исключить», «возбуждение – восхищение», «безбрежный – бескрайний» и др. выделить приставки, пронаблюдать, на какую согласную оканчивается корень слова, сделать вывод о правописании приставок.

При постановке задач разрешается детям коллективные обсуждения, один подметил одно, другой другое, потом все вместе находят «истину».

Большое внимание должно уделяться самостоятельной работе учащихся. На современном этапе популярным методом является обучение, учитывающее уровневый подход. Ученик должен получать посильные для него задания, одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается задание, к которому он еще не готов, а ученик более сильный сделал задание и уже скучает. Надо давать детям задание с разной степенью трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа учителя информатики с учителем начальных классов по адаптации первоклассников с использованием ИКТ»

Как помочь учителю начальных классов освоить компьютерные технологии, рекомендации по созданию презентаций, работа с интерактивной доской....

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

Статья содержит описание взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при работе с младшими школьниками. Приведены логопедические задания, которые можно применить на уроках русского язы...

Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...

Статья на тему: «Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов при коррекции речевых нарушений у школьников».

Проблема нарушения устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных проблем в наше время. Поскольку письмо и чтение на начальных  этапах обучения являются целью, а в да...

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции нарушений дисграфии и дислексии у младших школьников.

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.Цель мастер-класса: создание условий для изучения приемов диагностики и коррекции на...