Статья на тему: «Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов при коррекции речевых нарушений у школьников».
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Проблема нарушения устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных проблем в наше время. Поскольку письмо и чтение на начальных  этапах обучения являются целью, а в дальнейшем - средством получение обучающимися знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов при коррекции речевых нарушений у школьников».

Бармотина Елена Анатольевна,

учитель-логопед

МБОУ «Гуровская СОШ»

«Достоинство речи – быть ясной и

не быть низкой»

Аристотель.

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения обучающимися знаний.

Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся.

Задача учителя-логопеда устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно - воспитательного процесса.

После проведения диагностики логопед знакомит учителя начальных классов с результатами диагностики. Раскрывает педагогу особенности речевого развития того или иного ребенка, его потенциальные возможности, а так же возможные сложности в обучении, которые будут иметь место при определенных речевых дефектах. Так же, на этом этапе логопед знакомит учителя начальных классов с направлениями коррекционной работы с целью согласования определенных тем, изучаемых по программе письма и русского языка.

Целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приемах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках.

На индивидуальных консультациях и беседах учитель-логопед с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы по устранению дисграфии:

  1. Развитие фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза.

Эта работа особенно важна при устранении артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

Более успешно совершенствуются слухопроизносительные дифференцировки, если они проводятся в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Аналогичную работу на уроке предусматривает программа общеобразовательной школы. Обычно большая часть этой работы проводится в первом классе в течение добуквенного периода и в четвертом классе, во время письменного фонетического разбора. Во втором и третьем классах такой работе уделяется минимум рабочего времени.

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.

Эта работа важна при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Формируются умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.

Могут использоваться сигнальные карточки на каждом уроке, выполняя домашние задания.

  1. Развитие слогового анализа и синтеза.

При формировании слогового анализа и синтеза работу начинают со вспомогательных приемов (отстучать, отхлопать слово по слогам и назвать количество слогов). Опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, обучающиеся усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

  1. Устранение аграмматической дисграфии.

В работе выделяются следующие направления:

- уточнить структуру предложения;

- развивать функции словоизменения и словообразования;

- работа по морфемному анализу состава слова;

- работа с однокоренными словами.

  1. Устранение оптической дисграфии.

Проводить работу в следующих направлениях:

- развивать зрительное восприятие, узнавание формы, величины и цвета;

- работа над расширением объема и уточнения зрительной памяти;

- формирование пространственных представлений;

- развитие зрительного анализа и синтеза.

Для развития зрительного гнозиса рекомендуются следующие задания:

- назвать контурные изображения предметов;

- назвать перечеркнутые контурные изображения предметов;

- выделить контурные изображения или наложенные друг на друга изображения.

Можно подобные задания давать и на узнавание букв.

Также развивают зрительную память с помощью игр «Чего не стало?», «Что изменилось?».

  1. Развитие моторики.

Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук затрагивают расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

В связи с этим на уроках желательно выполнять упражнения для развития мелкой моторики. Это могут быть всевозможные штриховки, шнуровки, раскрашивание. Можно проводить комплексные разминки, по рекомендациям В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Разминка содержит комплекс упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и мелкой моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия.

Важнейшими предпосылками выразительности чтения является состояние навыка чтения: сознательность, правильность, скорость чтения, громкость и подвижность голоса, правильное дыхание при чтении, дикция, правильность произношения, соблюдение словесных ударений. В дальнейшем все средства работы над выразительностью речи активно включаются учителем на уроках чтения. Учитель по заданию логопеда на пятиминутной речевой разминке дает детям специальные задания на дыхание, звукоподражание. Ученики повторяют скороговорки и чистоговорки, выполняют речевую зарядку, хором читают отдельные фрагменты текста.

Речевая зарядка – это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста, она отлично служит целям коррекции личности ребенка. В момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, малообщительные, дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно. Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в учениках убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены.

Чтение за учителем – один из эффективных приемов, применяемых учителем. При этом четко проговаривается каждый звук. Смысловое толкование отдельных слов и словосочетаний обогащает словарь учащихся. Подбор ярких, эмоциональных стихов создает радостное настроение на весь день, способствует полному восприятию учебного материала на уроке. Четкое проговаривание, печатание вырабатывают орфографическую зоркость, увеличивают темп и качество чтения учащихся. В результате все ученики справляются с нормой чтения.

Ролевое чтение – К такому чтению дети готовятся с учителем на самоподготовке, где они продумывают костюмирование, что повышает интерес к инсценировке.

Поскольку у отдельных детей наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, необходимо поддерживать у них устойчивое внимание и интерес на всем протяжении урока. Главный упор делается на театрализацию сказок, где дети перевоплощаются с героев, передавая голосом и жестами повадки и характер животных, раскрепощаются не только в речи, но и в движениях. В песнях, используемых в сказках, в их плавном пропевании ученикам легче проговаривать поставленные звуки. Самая главная цель – развитие интонационной выразительности и коммуникативных способностей учащихся.

Развитие тембра голоса – школьники учатся произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, которые насыщены гласными.

Развитие силы голоса. Чтение стихотворения А. Шибаева с нарастанием силы голоса с каждым куплетом.

Развитие высоты голоса – одно из важных средств его выразительности. Игры, развивающие высоту голоса, раскрепощают голосовой аппарат у ребенка, вызывают у него радостный подъем настроения, активизируют эмоциональные реакции.

Развитие интонационно – выразительной стороны речи. Инсценировка доступных детям стихотворений, басен, сказок («Колобок», «Репка», «Три медведя»). Большое значение для выразительности чтения имеет правильность и точность логических ударений.

Чем может помочь учитель?

  • режим благоприятствования
  • отказ от проверок ребенка на скорость чтения.
  • нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее.
  • Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

Единые требования к ребенку:

  • учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
  • учет возрастных особенностей детей;
  • предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
  • осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
  • закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

Рекомендации логопеда учителю

  1. Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.
  2. При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.
  3. Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.
  4. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.
  5. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов,
  6. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.
  7. Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.

Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые на рушения. Очень много предметных умений, которые развивают и учитель и логопед (развитие фонематического слуха, словообразование, грамматического строя речи , связной речи) Если у ребёнка есть речевая проблема, то она отразится в комплексной работе ,которую проводит учитель начальных классов. Работая в одном направлении по развитию речевых умений и учитель и логопед видят личностный рост ребёнка. Обязательно должны быть выработаны единые подходы, требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих занятия у логопеда.

Единые требования к занятиям с учениками-логопатами

На уроке в классе и на логопедическом занятии необходимо:

#1074;сесторонне развивать личность учащегося-логопата;

  1. обучение должно носить воспитывающий характер;
  2. учитывать возрастные особенности детей;
  3. осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

#1087;редъявлять программные требования с учетом возможных

#1089;пецифических (речевых) ошибок;

#1091;читывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

#1076;обиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

#1096;ироко использовать наглядность, игровые приемы.

Таким образом, можно сделать вывод:

Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия педагогов и специалистов.

Список использованной литературы

  1. Вавилкина Г. М. Методические приоритеты. Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов // Логопед. –2006. – № 5 – С. 25.
  2. Дефектология. Словарь-справочник /Автор-сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 208 с.
  3. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2007. – 162 с.
  4. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.
  5. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2004 – 210 с.
  6. Кукушкина В. С. Логопедия в школе: практический опыт. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 368 с.
  7. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 223 с.
  8. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – СПб., 2004. – 395 с.
  9. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. / И. Н. Садовникова /– М., 2003. – 296 с.
  10. Сунагатуллина И. И. Подготовка учителя начальных классов к работе с детьми с нарушениями речи // Логопед. – 2009. – №6. – С. 114 – 125.
  11. Яшлева С. Л. Взаимодействие в коррекционно-речевой работе учителя-логопеда и учителя начальных классов // Логопед. –2010. – № 5 – С.34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

Статья содержит описание взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при работе с младшими школьниками. Приведены логопедические задания, которые можно применить на уроках русского язы...

Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...

Взаимосвязь логопеда и учителя начальных классов в коррекции речевых дефектов

Взаимодействие учителя начальных классов и логопеда оказывает только положительные воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения и необходим для оптимизации учебного процесса.Выстроенная си...

Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии у младших школьников

Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии  у младших школьников...

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции нарушений дисграфии и дислексии у младших школьников.

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.Цель мастер-класса: создание условий для изучения приемов диагностики и коррекции на...