Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_umeniy_u_mladshih_shkolnikov_na_urokah_russkogo_yazyka1.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.
Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей.
В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность.
Ребёнок в школе, помимо прочего учится излагать свои мысли, а не просто повторять вычитанные из книги слова – значит, он учится мыслить, и мыслить в речевой форме. В результате идёт одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребёнка.
Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызывать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Младшие школьники, старшеклассники, а в последствие и студенты не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства. Основная причина заключается в том, что практика обучения в школе, в частности на первой ступени обучения не учитывает специфику функционирования и развития письменной речи и не задаёт её как умение строить семантически самостоятельные высказывания.
В целом для изучения в начальном звене выделено три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение ( на уровне ознакомления), а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых появляются лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц.
В своей работе использую упражнения, способствующие развитию коммуникативных умений младших школьников. (Приложение 1, задания для детей 1-5).
Для формирования правильной речи использую:
- Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках (Лучше нас лесных… (ежей) нет на свете… сторожей);
- Согласование существительных и местоимений - «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга);
- Употребление прилагательных «Из чего предмет?» (деревянный карандаш),
Уточнение словарного запаса возможно через:
- Беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ними);
- Беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родному селу…;
- Формирование значения слова.
Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонемии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем. (Приложение 1, задания для детей 6-11).
Огромное значение имеет подбор материала и работа над предложением на уроках русского языка, развивающих коммуникативные навыки.
В подборе материала я выделяю следующее:
- Содержание всех упражнений на уроке подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам;
- Обязательное введение новых слов (минимум – 1, максимум – 7), так как ученику прежде всего не хватает речевого арсенала для выражения понятий, мыслей, чувств;
- Введение в урок крылатых слов, пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.
Упражнять детей в произвольном перемещении внутри предложения можно, предлагая различные коммуникативные установки, под которыми подразумевается стремление выделить тот аспект содержания, который является важным для данной речевой ситуации.
Например:
составь предложение из слов: шкатулка, на, мы, чердак, деревянный, найти. Расставь их в таком порядке, чтобы было понятно:
- Что нашли на чердаке?
- Где нашли деревянную шкатулку?
- Что сделали с деревянной шкатулкой на чердаке?
В работе над предложением я выделяю следующее:
- Распространение;
- Дополнение неоконченных предложений;
- Изменение порядка слов;
- Восстановление деформированного текста;
- Составление предложения по образцу;
- Увеличение количества слов предложения и усложнение содержания достигается перечислением предметов, т.е установление причинно-следственных связей.
Напомню! Главное требование к речи: содержательность, логичность, ясность, точность.
Морозова О.В.
Приложение .
ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
- Какой новый звук появился? Назови звук, который изменил слово.
СЫЧ – СЫР – СЫТ – СЫН – САН – СОН – СОР – СОМ – СОК – СУК – СУП – СУД – САД – САМ
- Замени первый звук в слове на звук [Х]. Прочитай новые слова.
САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, ГРИБ, СВАЛИТЬ.
- Я вставлю в середину слова «МАКИ» звук [Й], и оно превратится в слово «МАЙКИ». А теперь вы с помощью звука [Й] совершите эти превращения.
МАКИ, РЕКИ,ЛАКИ, СОКИ, СТРОКИ, БАКИ.
- «Распутайте» слова.
БОСАКА, ПОСАГИ, ЛЕКОСО
КАСЫНКА, МОСАВАР,МОСАЛЕТ.
5. «Договори слово».
СИ…(РЕНЬ), СИ…(ТО), СИ…(НИЦА), СИ…(НИЙ), СИ…(РОП).
6. Назови действия (перекидывая мяч):
МЕТЕЛЬ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – МЕТЁТ,
ГРОМ - …, ВЕТЕР - …, СНЕГ - …, СОЛНЦЕ - …, ЛИВЕНЬ - ….
Назови другой предмет с тем же признаком:
МЕЛ БЕЛЫЙ (И СНЕГ БЕЛЫЙ), ПОЯС УЗКИЙ (И ЛЕНТА УЗКАЯ), ДЫНЯ ЖЁЛТАЯ (И ТЫКВА ЖЁЛТАЯ).
7. Укажи четвёртое «лишнее» слово. Обоснуй свой ответ.
- ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ;
- ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ЛТВАЖНЫЙ;
- СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ.
8. Укажи в словосочетаниях близкие по значению слова:
- СВЕЖАЯ ПИЩА, ЗАПАС КОРМА, ВКУСНАЯ ЕДА;
- ЦЕННЫЙ ГРУЗ, ТЯЖЁЛАЯ НОША, РУЧНАЯ ГЛАДЬ, ГРОМОЗДКИЙ БАГАЖ.
9. Объясни, какое слово употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи. Укажи слова, имеющие неодобрительный оттенок.
- ПРИЕХАЛ, ПРИБЫЛ, ПРИКАТИЛ;
- ПРИШЁЛ, ПОЖАЛОВАЛ, ЗАЯВИЛСЯ;
- БРОСИЛСЯ, РИНУЛСЯ, НАКИНУЛСЯ;
10. Вставь в пословицы пропущенные слова: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ.
- …ПЕНЁК ОПРОКИННЕТ… ВОЗ….
- … ДЕЛО ЛУЧШЕ … БЕЗДЕЛИЯ.
11. Укажи оба значения каждого слова: Образец: шашки – игра, шашки – оружие.
- КОЛОННА;
- ОБСЯНКА;
- КОШКИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка"
Методическая разработка по русскому языку...
Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.
Вступительное слово, алгоритм выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....
"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"
Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...
Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Методика обучения русскому языку в начальных классах...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.
Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка....
Использование ИКТ для формирования УУД и развития учебных умений у младших школьников на уроках английского языка
Данная презентация была подготовлена для выступления на науно-практической конференции учителей "Инновационная деятельность учителя-основа развития современной школы"...
Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка...