Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Морозова Ольга Викторовна

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.

Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей.

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность.

Ребёнок в школе, помимо прочего учится излагать свои мысли, а не просто повторять вычитанные из книги слова – значит, он учится мыслить, и мыслить в речевой форме. В результате идёт одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребёнка.

Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызывать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Младшие школьники, старшеклассники,  а в последствие и студенты не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства. Основная причина заключается в том, что практика обучения в школе, в частности на первой ступени обучения не учитывает специфику функционирования и развития письменной речи и не задаёт её как умение строить семантически самостоятельные высказывания.

В целом для изучения в начальном звене выделено три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение ( на уровне ознакомления), а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых появляются лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц.

В своей работе использую упражнения, способствующие развитию коммуникативных умений младших школьников. (Приложение 1, задания для детей 1-5).

 Для формирования правильной речи использую:

  1. Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках (Лучше нас лесных… (ежей) нет на свете… сторожей);
  2. Согласование существительных и местоимений - «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга);
  3. Употребление прилагательных «Из чего предмет?» (деревянный карандаш),

Уточнение словарного запаса возможно через:

  1. Беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ними);
  2. Беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родному селу…;
  3. Формирование значения слова.

Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонемии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем. (Приложение 1, задания для детей 6-11).

Огромное значение имеет подбор материала и работа над предложением на уроках русского языка, развивающих коммуникативные навыки.

В подборе материала я выделяю следующее:

  1. Содержание всех упражнений на уроке подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам;
  2. Обязательное введение новых слов (минимум – 1, максимум – 7),  так как ученику прежде всего не хватает речевого арсенала  для выражения понятий, мыслей, чувств;
  3. Введение в урок крылатых слов, пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.

Упражнять детей в произвольном перемещении  внутри предложения можно, предлагая различные коммуникативные установки, под которыми подразумевается стремление выделить тот аспект содержания, который является важным для данной речевой ситуации.

Например:

составь предложение из слов: шкатулка, на, мы, чердак, деревянный, найти. Расставь их в таком порядке, чтобы было понятно:

  1. Что нашли на чердаке?
  2. Где нашли деревянную шкатулку?
  3. Что сделали с деревянной шкатулкой на чердаке?

В работе над предложением я выделяю следующее:

  1. Распространение;
  2. Дополнение неоконченных предложений;
  3. Изменение порядка слов;
  4. Восстановление деформированного текста;
  5. Составление предложения по образцу;
  6. Увеличение количества слов предложения и усложнение содержания достигается перечислением предметов, т.е установление причинно-следственных связей.

Напомню! Главное требование к речи: содержательность, логичность, ясность, точность.

Морозова О.В.

Приложение .

ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

  1. Какой новый звук появился? Назови звук, который изменил слово.

СЫЧ – СЫР – СЫТ – СЫН – САН – СОН – СОР – СОМ – СОК – СУК – СУП – СУД – САД – САМ

  1. Замени первый звук в слове на звук [Х]. Прочитай новые слова.

САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, ГРИБ, СВАЛИТЬ.

  1. Я вставлю в середину слова «МАКИ» звук  [Й], и оно превратится в слово «МАЙКИ». А теперь вы с помощью звука [Й] совершите эти превращения.

МАКИ, РЕКИ,ЛАКИ, СОКИ, СТРОКИ, БАКИ.

  1. «Распутайте» слова.

БОСАКА, ПОСАГИ, ЛЕКОСО

КАСЫНКА, МОСАВАР,МОСАЛЕТ.

 5. «Договори слово».

СИ…(РЕНЬ), СИ…(ТО), СИ…(НИЦА), СИ…(НИЙ), СИ…(РОП).

6. Назови действия (перекидывая мяч):

МЕТЕЛЬ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – МЕТЁТ,

ГРОМ - …, ВЕТЕР - …, СНЕГ - …, СОЛНЦЕ - …, ЛИВЕНЬ - ….

Назови другой предмет с тем же признаком:

МЕЛ БЕЛЫЙ (И СНЕГ БЕЛЫЙ), ПОЯС УЗКИЙ (И ЛЕНТА УЗКАЯ), ДЫНЯ ЖЁЛТАЯ (И ТЫКВА ЖЁЛТАЯ).

7. Укажи четвёртое «лишнее» слово. Обоснуй свой ответ.

  1. ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ;
  2. ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ЛТВАЖНЫЙ;
  3. СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ.

8. Укажи в словосочетаниях близкие по значению слова:

  1. СВЕЖАЯ ПИЩА, ЗАПАС КОРМА, ВКУСНАЯ ЕДА;
  2. ЦЕННЫЙ ГРУЗ, ТЯЖЁЛАЯ НОША, РУЧНАЯ ГЛАДЬ, ГРОМОЗДКИЙ БАГАЖ.

9. Объясни, какое слово употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи. Укажи слова, имеющие неодобрительный оттенок.

  1. ПРИЕХАЛ, ПРИБЫЛ, ПРИКАТИЛ;
  2. ПРИШЁЛ, ПОЖАЛОВАЛ, ЗАЯВИЛСЯ;
  3. БРОСИЛСЯ, РИНУЛСЯ, НАКИНУЛСЯ;

10. Вставь в пословицы пропущенные слова: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ.

  1. …ПЕНЁК ОПРОКИННЕТ… ВОЗ….
  2. …   ДЕЛО ЛУЧШЕ … БЕЗДЕЛИЯ.

11. Укажи оба значения каждого слова: Образец: шашки – игра, шашки – оружие.

  1. КОЛОННА;
  2. ОБСЯНКА;
  3. КОШКИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.

Вступительное слово, алгоритм   выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты  работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....

"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"

  Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка....

Использование ИКТ для формирования УУД и развития учебных умений у младших школьников на уроках английского языка

Данная презентация была подготовлена для выступления на науно-практической конференции учителей "Инновационная деятельность учителя-основа развития современной школы"...

Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка...