Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
    Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

    Морозова Ольга Викторовна

    В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.

    Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей.

    В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность.

    Ребёнок в школе, помимо прочего учится излагать свои мысли, а не просто повторять вычитанные из книги слова – значит, он учится мыслить, и мыслить в речевой форме. В результате идёт одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребёнка.

    Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызывать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Младшие школьники, старшеклассники,  а в последствие и студенты не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства. Основная причина заключается в том, что практика обучения в школе, в частности на первой ступени обучения не учитывает специфику функционирования и развития письменной речи и не задаёт её как умение строить семантически самостоятельные высказывания.

    В целом для изучения в начальном звене выделено три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение ( на уровне ознакомления), а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых появляются лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц.

    В своей работе использую упражнения, способствующие развитию коммуникативных умений младших школьников. (Приложение 1, задания для детей 1-5).

     Для формирования правильной речи использую:

    1. Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках (Лучше нас лесных… (ежей) нет на свете… сторожей);
    2. Согласование существительных и местоимений - «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга);
    3. Употребление прилагательных «Из чего предмет?» (деревянный карандаш),

    Уточнение словарного запаса возможно через:

    1. Беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ними);
    2. Беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родному селу…;
    3. Формирование значения слова.

    Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонемии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем. (Приложение 1, задания для детей 6-11).

    Огромное значение имеет подбор материала и работа над предложением на уроках русского языка, развивающих коммуникативные навыки.

    В подборе материала я выделяю следующее:

    1. Содержание всех упражнений на уроке подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам;
    2. Обязательное введение новых слов (минимум – 1, максимум – 7),  так как ученику прежде всего не хватает речевого арсенала  для выражения понятий, мыслей, чувств;
    3. Введение в урок крылатых слов, пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.

    Упражнять детей в произвольном перемещении  внутри предложения можно, предлагая различные коммуникативные установки, под которыми подразумевается стремление выделить тот аспект содержания, который является важным для данной речевой ситуации.

    Например:

    составь предложение из слов: шкатулка, на, мы, чердак, деревянный, найти. Расставь их в таком порядке, чтобы было понятно:

    1. Что нашли на чердаке?
    2. Где нашли деревянную шкатулку?
    3. Что сделали с деревянной шкатулкой на чердаке?

    В работе над предложением я выделяю следующее:

    1. Распространение;
    2. Дополнение неоконченных предложений;
    3. Изменение порядка слов;
    4. Восстановление деформированного текста;
    5. Составление предложения по образцу;
    6. Увеличение количества слов предложения и усложнение содержания достигается перечислением предметов, т.е установление причинно-следственных связей.

    Напомню! Главное требование к речи: содержательность, логичность, ясность, точность.

    Морозова О.В.

    Приложение .

    ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    1. Какой новый звук появился? Назови звук, который изменил слово.

    СЫЧ – СЫР – СЫТ – СЫН – САН – СОН – СОР – СОМ – СОК – СУК – СУП – СУД – САД – САМ

    1. Замени первый звук в слове на звук [Х]. Прочитай новые слова.

    САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, ГРИБ, СВАЛИТЬ.

    1. Я вставлю в середину слова «МАКИ» звук  [Й], и оно превратится в слово «МАЙКИ». А теперь вы с помощью звука [Й] совершите эти превращения.

    МАКИ, РЕКИ,ЛАКИ, СОКИ, СТРОКИ, БАКИ.

    1. «Распутайте» слова.

    БОСАКА, ПОСАГИ, ЛЕКОСО

    КАСЫНКА, МОСАВАР,МОСАЛЕТ.

     5. «Договори слово».

    СИ…(РЕНЬ), СИ…(ТО), СИ…(НИЦА), СИ…(НИЙ), СИ…(РОП).

    6. Назови действия (перекидывая мяч):

    МЕТЕЛЬ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – МЕТЁТ,

    ГРОМ - …, ВЕТЕР - …, СНЕГ - …, СОЛНЦЕ - …, ЛИВЕНЬ - ….

    Назови другой предмет с тем же признаком:

    МЕЛ БЕЛЫЙ (И СНЕГ БЕЛЫЙ), ПОЯС УЗКИЙ (И ЛЕНТА УЗКАЯ), ДЫНЯ ЖЁЛТАЯ (И ТЫКВА ЖЁЛТАЯ).

    7. Укажи четвёртое «лишнее» слово. Обоснуй свой ответ.

    1. ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ;
    2. ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ЛТВАЖНЫЙ;
    3. СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ.

    8. Укажи в словосочетаниях близкие по значению слова:

    1. СВЕЖАЯ ПИЩА, ЗАПАС КОРМА, ВКУСНАЯ ЕДА;
    2. ЦЕННЫЙ ГРУЗ, ТЯЖЁЛАЯ НОША, РУЧНАЯ ГЛАДЬ, ГРОМОЗДКИЙ БАГАЖ.

    9. Объясни, какое слово употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи. Укажи слова, имеющие неодобрительный оттенок.

    1. ПРИЕХАЛ, ПРИБЫЛ, ПРИКАТИЛ;
    2. ПРИШЁЛ, ПОЖАЛОВАЛ, ЗАЯВИЛСЯ;
    3. БРОСИЛСЯ, РИНУЛСЯ, НАКИНУЛСЯ;

    10. Вставь в пословицы пропущенные слова: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ.

    1. …ПЕНЁК ОПРОКИННЕТ… ВОЗ….
    2. …   ДЕЛО ЛУЧШЕ … БЕЗДЕЛИЯ.

    11. Укажи оба значения каждого слова: Образец: шашки – игра, шашки – оружие.

    1. КОЛОННА;
    2. ОБСЯНКА;
    3. КОШКИ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

    Методика обучения русскому языку в начальных классах...

    Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.

    Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка....

    развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

    Содержит статью о развитии орфографической зоркости у младших школьников...

    Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".

    Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?  Главная причина ...

    Использование ИКТ для формирования УУД и развития учебных умений у младших школьников на уроках английского языка

    Данная презентация была подготовлена для выступления на науно-практической конференции учителей "Инновационная деятельность учителя-основа развития современной школы"...

    Развитие креативного мышление у младших школьников на уроке русского языка

    В данной статье описаны формы работы по развитию креативного мышления на уроке  русского языка. Его значимость в процессе обучения и способы формирования....