Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Чукина Галина Александровна

Вступительное слово, алгоритм   выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества,

варианты  работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация  работы по развитию навыков учебного сотрудничества  младших школьников на уроках русского языка.

Психологи давно определили, что «инкубатором»  познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

        Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его самостоятельности,  активности, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни.

Все группы в классе в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям мы стараемся помочь, включая их сначала в парную, а затем в групповую работу.

Учитывая рекомендации по организации учебного сотрудничества при обучении младших школьников,  создавались условия для эмоциональной и содержательной поддержки каждого учащегося и класса в целом.

В учебном процессе мы проводили работу как с гомогенными (одинаковыми  по уровню  знаний), так и с гетерогенными (разными по уровню  знаний) группами. В зависимости от целей, задач, содержания и типа урока мы делили учащихся по тому или иному признаку на группы. Так на уроках с введением нового материала или формирования новых умений и навыков лучше использовать гетерогенные группы, в которых сильные учащиеся помогают овладеть новыми знаниями и умениями более слабым.  На уроках закрепления материала или обобщения знаний целесообразнее делить класс на  гомогенные группы, предлагая разноуровневые (дифференцированные) задания для более сильных групп и более слабых.

На первых порах высокая продуктивность не должна быть ведущим критерием оценки групповой работы. В остро дискуссионных группах дети могут «застрять» на одном задании, но обсудить его глубоко и всесторонне. В первую очередь мы хвалим группы за безошибочную и дружную работу. При такой организации учебного сотрудничества, «недружная» работа наблюдается лишь на первых этапах, когда навыки сотрудничества только начинают складываться. Но в течение двух - трех месяцев работа групп поднимается до уровня подлинного согласованного взаимодействия.

Какие обязанности должны быть в группе? Есть много вариантов, но мы используем такой, распределяя учащихся на:

командира – отвечает за работу группы в целом;

докладчика – выступает перед классом с готовым решением группы;

секретаря – записывает высказанные идеи и решения;

контролера – проверяет, все ли поняли принятое решение.

Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

        Роль командира очень сложна и трудна. Чтобы легче было руководить процессами, протекающими в группе, был составлен своего рода алгоритм движения при выполнении заданий в группе. Вот что получилось:

Алгоритм   выполнения задания в группе:

1. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.

2. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).

3. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).

4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.

5. Совместное принятие решения.

6. Анализ решения задания, его оформление.

7. Проговаривание в группе выступления докладчика.

8. Представление решения докладчиком.

        На уроках мы используем разные варианты сотрудничества.

 «Пила»: разбиваем учебный материал  на фрагменты. Причем число фрагментов совпадает с числом участников группы, 5-6 человек. Назначается ответственный за свой фрагмент. Его задача - не просто изучить свой фрагмент материала, но и добиться, чтобы все участники группы освоили его. После групповой работы эксперты из разных групп,  объединяются за одним столом, чтобы поделиться информацией друг с другом. Затем организуется индивидуальная проверка знаний. Это может быть как тестирование по карточкам, так и устный ответ на вопрос учителя.

«Мозговой штурм»: помогает найти пути решения какой-либо проблемы при включении в работу всех членов группы. При этом, высказывая свои идеи, дети знают, что они не оцениваются и не критикуются. В мозговом штурме призываем участвовать всех и быть как высказывающимися, так и слушателями, но время для мозгового штурма ограничивается.  Учитель фиксирует идеи и не вмешивается в дискуссию.           

Ролевая игра: помогает ученикам вырабатывать уверенное поведение в той или иной жизненной ситуации. Исполняя   роли запланированных ситуаций, дети имеют возможность применить их в реальных ситуациях. Ролевые игры помогают  испытать детям новые чувства, мысли, побуждают их к работе и  влияют на поведение окружающих участников игры.

Такие способы помогают учащимся одновременно  взаимодействовать в малых группах.

Используются следующие варианты  работы в парах:

«Статистическая пара», в ней учащиеся регулярно общаются друг с другом на уроке. Такую работу используем для повышения речевой и мыслительной активности каждого обучающегося.

«Динамическая пара», в ней общее задание делится между микрогруппами. Каждый спрашивает каждого и каждый отвечает каждому. В микрогруппу объединяются учащихся  двух соседних парт. Дается 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Половина учащихся говорят, остальные целенаправленно слушают. Динамическая пара это школа повышения адаптации учащихся друг к другу.

«Вариационная пара»  Это вид коллективного обучения. Отрабатываются разные  материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно. Работа ведётся в три такта.

Первый такт – работа с рядом с сидящим. Партнеры задают друг другу вопросы, сличают ответы с записью на обороте карточки. Проверяющий следит за ходом решения по записи на обороте карточки. После взаимопроверки и взаимообучения партнеры меняются карточками. Поворот к новому партнеру. Начинается второй такт – работа с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает по карточке, по которой только что был проверен сам. На обороте имеется запись ответов на вопросы. Так что каждый проверяющий вполне компетентен, может и проверять, и обучать. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнеру.

Третий такт – работа с прежним партнером, но по новой карточке.

Работа завершается, как только вернулась своя карточка.

На этапе формирования знаний у учащихся целесообразно провести с ними сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем повторный разбор изучаемого материала в группах. Для этого на доске надо заранее написать вопросы или подготовить карточки с заданием или вопросами, которые разбираются в группах.

Тема урока: «Склонения имён существительных». В основной части урока дети вместе с учителем выводят алгоритм определения склонения существительных: определить род, выделить окончание и по роду и окончанию определить склонение.

На этапе закрепления учащиеся по группам выполняют упражнение из учебника, проговаривая вслух действия по алгоритму. При этом у каждого ребёнка своя роль: «командир» при необходимости помогает, «секретарь» заносит в таблицу правильность ответов каждого члена группы, «контролер» при необходимости вызывает на помощь учителя.

На уроке формирования умений и навыков учащиеся могут работать как парами, так и группами.

Класс разбивается на гомогенные (по уровню обученности) группы из трёх–пяти человек. Каждая получает задание – оно является «подзаданием» какой-либо одной большой темы, над которой работает весь класс. Каждая группа работает над своей частью материала, а затем представляет её всему классу. В результате работы отдельных групп достигается усвоение всего материала.

Например, урок русского языка  по теме «Орфограммы в корне».

Цель: систематизация знаний о правописании букв парных согласных и безударных гласных в корне слова.

В основной части урока дети в группах вспоминают алгоритм обнаружения орфограммы и выстраивают его на столах, затем представляют всему классу. Далее группы получают один текст, но каждая работает со своей орфограммой.

Задача: необходимо выписать слова по «своей» орфограмме: 1-я группа – буквы проверяемых согласных, 2-я группа – безударных гласных. Затем можно поменяться. Таким способом отрабатывается умение обнаруживать орфограмму, строя работу по алгоритму.

На уроке закрепления материала по теме «Повторяем признаки и типы текстов» мы  разбивали класс на гомогенные группы и предлагали следующие задания  разной степени  сложности:  одна группа пишет текст - повествование «Осень пришла», вторая группа – текст - описание «Осенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?».

На уроках мы проводим и работу в парах.

Организовать работу в парах сменного состава поможет карточка- «посредница», которая состоит из теоретической и практической частей. Например:

Карточка №1.

Лицевая сторона:

Изменение имен существительных по падежам называется…

Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, нужно… Например:…

Имена существительные типа метро, кафе называются …, потому что…

В именах существительных ночь, дрожь мягкий знак пишется, потому что…

А у существительного луч – не пишется, так как…

На обороте:

1.      Укажи род и склонение имен существительных: дело, верность, слава, полотенца, ночь, стол.

2.      Просклоняй в единственном числе и во множественном числе: лист, листья.

3.      Запиши слова в два столбика, вставь, где нужно, мягкий знак: сторож…, туш…, борщ…, печ…, молодеж… .

 

Карточка №2.

Лицевая сторона:

Постоянные признаки имени существительного…., непостоянные признаки…

Начальная форма имени существительного – это… Изменение имени существительного по падежам называется…

В русском языке … склонения. Примеры:…

Падеж имени существительного можно определить по …

На обороте:

1.      Скоро весенние ручьи  наполнят голубой лес звонким журчанием .

2.      Вставь пропущенные буквы, определи склонение, падеж имен существительных:

   Письмо по памят…                                                    сказка для девочк…

   Подарок для подруг…                                              главы из повест… о дружб…

   Пришла к подруг…                                                   поступил по совест…

 

Алгоритм работы с карточкой  отпечатан для каждого ученика.

 Алгоритм работы:

1.      Получил карточку – поставь крестик в листе учета.

2.      Объясни партнеру задание первой части своей карточки, ответь на его вопросы, задай контрольные вопросы.

3.      Выслушай объяснения товарища по первой части задания, задай ему вопросы, ответь на контрольные вопросы.

4.      Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.

5.      Проверьте друг у друга правильность выполнения вторых заданий, найдите и исправьте ошибки. Поблагодарите друг друга.

При изучении правила «Мягкий знак в конце имен существительных после шипящих» мы использовали следующие задания для групп учащихся разного уровня:

 Низкий уровень.

 Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова: 

дочь                                                врач

тишь                                               шалаш

 рожь                                               нож

 Ответьте на следующие вопросы и выполните задания: 

 1. К какой части речи относятся все написанные слова? 

 2. Определите род имен существительных первого и второго столбика. 

  3. Какие согласные буквы стоят в конце имен существительных обоих столбиков? 

  4. В конце каких имен существительных и в каком случае пишется мягкий знак? 

Средний уровень.

Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания. 

дочь                                                      врач

тишь                                                     шалаш 

рожь                                                      нож

Высокий уровень.

Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило.

Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.

Итоговое групповое занятие, когда идет подготовка к самостоятельной или контрольной работе имеет своей целью: выявить каждому школьнику свой пробел и ликвидировать его, обратившись за помощью к одноклассникам. При анализе ошибок контрольной или самостоятельной работы ставится другая цель - помочь слабым увидеть свои ошибки, ликвидировать пробелы в знаниях. Учащиеся, успешно выполнившие задания работают в отдельной группе и для них поставлена цель: углубленно выполнить другое задание. Остальные учащиеся разбиваются на группы в зависимости от ошибок, которые они допустили при выполнении проверочной работы. Для них ставится другая цель: рассмотреть свои ошибки и постараться с помощью учителя, своих одноклассников ликвидировать пробелы в знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

Современный этап развития школы в России характеризуется  изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования.  Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в ...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Для каждого человека со всей остротой встаёт вопрос, насколько продуктивно он может пользоваться средствами языка. От этого зависят его социализация, самочувствие в различных ситуациях, профессиональн...

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...