Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
материал по русскому языку по теме

   Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают первый опыт литературного творчества. Работая по учебникам русского языка М.С. Соловейчик, И.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», продолжила работу над развитием творческих способностей детей, т.к. учебники этих авторов дают большие возможности для решения этой цели. Постепенно выстроилась своя система работы по развитию творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obobshchenie_opyta.zip240.68 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Комитет по образованию Ельцовского района

МОУ Ельцовская средняя общеобразовательная школ

Куваркина Людмила Михайловна

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Из опыта работы.

С. Ельцовка

2008

Перечень модулей.

  1. Наименование опыта.
  2. Автор опыта – Куваркина Людмила Михайловна.
  3. Условия возникновения опыта.
  4. Актуальность опыта.
  5. Теоретическая база опыта.
  6. Технология опыта. Жанры творческих работ.
  1. Записки.
  2. Письма, телеграммы, поздравления.
  3. Кулинарные рецепты.
  4. Творческое списывание.
  5. Изложение с продолжением.
  6. Сочинение.
  7. Поэтические минутки. Стихи, кричалки, ворчалки, шумелки, песенки.
  1. Результативность.
  2. Адресная направленность.
  3. Трудоемкость.
  4. Литература.

 1.Наименование опыта  

     Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

 2. Автор опыта

Куваркина Людмила Михайловна – учитель начальных классов, МОУ Ельцовская средняя общеобразовательная школа, высшая квалификационная категория. Стаж работы 28 лет.

                                                 

3. Условия возникновения опыта

     Все чаще в методической литературе появляются статьи учителей, рассказывающие об опыте проведения различных видов работ по развитию речи учащихся И это понятно: однообразие видов работ создает скуку на уроках, не оставляет следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку, не развивает их творческих способностей. Желание «открыть» в своих детях задатки творческих способностей и развивать их, и толкнуло меня на поиск.

   Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают первый опыт литературного творчества. Работая по учебникам русского языка М.С. Соловейчик, И.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», продолжила работу над развитием творческих способностей детей, т.к. учебники этих авторов дают большие возможности для решения этой цели. Постепенно выстроилась своя система работы по развитию творческих способностей детей.

 4.Актуальность опыта

    Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. Поэтому очень важно воспитывать

Духовно богатую личность, уделяя особое внимание эстетическому воспитанию детей, выявлению тех из них, кто хочет заниматься творчеством и имеет к этому склонности.

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

 5.Теоретическая база опыта.

    Л.С. Выготский пишет: «задолго до школы ребенок практически владеет всей грамматикой родного языка, но он не знает, что …владеет. Эти операции неосознанны. Так пусть ученик на уроках русского языка удивится, порадуется, начнет уважать себя за знания и умения, которые, как выясняется, уже есть. Тогда он с большей охотой, более уверенно двинется вперед, за новыми открытиями, постепенно станет «произвольно» оперировать своими собственными умениями. Так они перейдут «из бессознательного, автоматического плана в план произвольный, намеренный, сознательный».

     От практики использования языка – к осознанию его особенностей и удивлению: «Оказывается, вот какие бывают слова, вот что я делаю со словами, когда говорю!» А далее, с чувством удовлетворения, снова к использованию языковых средств, но теперь уже более осознанному и совершенному.

    Авторы учебников по русскому языку «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко отобрали и организовали материал так, что обучение, развитие и воспитание сливаются в единый процесс. Под обучением они подразумевают формирование осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений. Под развитием – становление у детей лингвистического мышления, т.е. способности выполнять с языковым материалом операции анализа, сравнения, классификации, обобщения, совершенствование языковой интуиции, чувства слова. Воспитание связывают с привитием внимания и уважения к русскому языку, к качеству своей речи и речевого поведения.

    Развитие творческих способностей детей зависит от чуткого, тактичного, все понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени стоят следующие задачи:

- замечать любые творческие проявления учеников;

- создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

    Психологи определяют понятие «способности» как индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности. Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки способностей. Задача учителя – развивать эти задатки, растить эти нежные ростки. Творческие работы, как показывает опыт, являются эффективным приемом развития речи учащихся.

Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию любой речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

    Но общение возможно только с помощью общепринятых знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребенка. Речевая среда – это речь родителей, друзей, фольклор, художественная литература, телевидение, кино и театр, а в школе – речь учителей, язык учебников и т.д.

    Задачи учителя в развитии речи учащегося:

- обеспечить создание речевых ситуаций;

- обеспечить правильные условия учащимся достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм;

- создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Другими словами: нужны условия, чтобы ученик мог выражать свои мысли самостоятельно.

    К.Д. Ушинский писал: «Нет сомнения, что дети более всего учатся, подражая, но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастет самостоятельная деятельность. Подражание дает много материала для самостоятельной деятельности, но если бы не было самостоятельной деятельности, независимой от подражания, то нечему было бы и подражать».

Такого же мнения придерживался и Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился ничего творить, то и в жизни он  будет всегда только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

    Средства языка, усвоенные по образцам, становятся инструментом творческой деятельности школьника в рассказе, сочинениях, в других самостоятельных текстах.

6. Технология опыта. Жанры творческих работ.

 

    На уроках русского языка и чтения провожу творческие работы различных жанров: записки, письма, поздравления, кулинарные рецепты, шумелки, кричалки, ворчалки,песенки, сказки, изложение с продолжением, творческое списывание, сочинения, поэтические минутки.

    Последовательность освоения жанров определяется актуальностью для речевой практики детей.

6.1. Записки.

    В первом классе учимся писать записки. После того, как дети открыли, что такое записка (короткое сообщение, которое состоит их обращения, сообщения и подписи), даю различные задания: Напиши записку другу, используя слова подсказки (приходи, заходи, за мной, до встречи, до завтра); напиши  какую хочешь записку учительнице (сообщение, просьбу, приглашение); напиши записку маме. И дети пишут.

                         Дорогая Людмила Михайловна!

Приходите, пожалуйста, ко мне на день рождения 3 февраля в 4 часа.

                                                                                                   Сережа.

                           

                                       Мама!

Ты меня не теряй. Я ушел в школу на День Здоровья.

                                                                            Никита.

                   

6.2. Письма, телеграммы поздравления.

 

Появление того или иного жанра на конкретном этапе обучения обусловлено течением детской жизни. Это дает возможность школьникам реально применить свои речевые умения, понять, что все, чему они учатся в школе, действительно востребовано в практике общения.

    Например, приближается праздник Новый год, дети пишут поздравления друзьям, родителям. Конечно, предварительно они узнали, как пишется поздравление: обращение, поздравление, пожелание, подпись. Сначала эти виды работ учатся выполнять в тетрадях, затем подписывают открытки, которые дарят в день праздника.

                                        Дорогая мамочка!

Поздравляю тебя с Новым годом! Желаю тебе хорошего здоровья, счастья и пусть сбудутся все твои мечты. Люблю тебя!

                                                                                                     Твоя Даша.

                                           Милая мамочка!

 Поздравляю тебя с праздником весны! Желаю быть всегда здоровой и радостной! Пусть вокруг тебя все будут добрыми! И чтобы тебя не огорчали твои родные.                                                                                     Б. Никита.

6.3. Кулинарные рецепты.

    Интересна для детей работа над кулинарным рецептом. Написание рецепта воспринимается ими не только как создание высказывания делового характера, но и как руководство к реальному действию, которое готовит их к жизни, позволяет почувствовать свою самостоятельность. Написание рецепта мотивированно: предлагаю составить  кулинарную книгу «Научим друг друга», а мой совет: Посоветуйся с мамой и выбери простой рецепт, может вовлечь всю семью в постижение вместе с ребенком «тайн языка». Этот вид работы провожу во втором классе.

6.4. Творческое списывание.

Даю детям текст с пропущенными словами. Это могут быть слова из словаря или слова, требующие проверки. В ходе работы над текстом ученики подбирают подходящие по смыслу слова, решают орфографические задачи, пишут изложение. В написанном тексте обязательно отмечают все орфограммы, проверяют.

6.5. Творческие изложения.

Творческие изложения: с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, с творческим дополнением, с продолжением. Подробнее остановимся на последнем. Изложение с продолжением рассчитано на два урока. Пишем такие изложения во втором классе, т.к. опыт работы с изложением уже есть, значит можно поработать над развитием творческих способностей. Итак, на первом уроке дети читают отрывок.

     Жил в.лчишко с матерью. Ушла мать на охоту. А в.лчишку поймал человек и прине… в горо…. Положил посреди комнаты. Забарахтался в.лчишко и выле… из ме…ка. Забился в.лчишко под кресло и др.жит там. Кот со спинки гл.дит. Пес вокруг бегает. Ночью выле… в.лчишко.

После анализа текста и орфографической подготовки письменно его пересказывают. Следующий отрывок рассказа предлагается прочитать и ответить на вопрос: Что произошло с предложениями?

     Ходил, ходил, сел и завыл. Ночью вылез волчишко. Стал там тихонько жить. Волчишко опять под кресло залез. Человек на кровати замахал руками, закричал.

- Расставь предложения в нужном порядке (обозначь цифрами). Проверь, переходит ли мысль из одного предложения в другое. Отметь все орфограммы. Спиши отрывок, соблюдая правильный порядок предложений.

    На следующем уроке дается продолжение рассказа с пропущенными орфограммами. Вначале дети решают орфографические задачи (вставляют буквы), затем перечитывают текст и решают, каким словом можно закончить текст (или каким предложением). И последнее задание: Представь себе картину, вспомни порядок событий и напиши изложение.

6.6. Сочинения.

    В современной методике развития речи определяются основные умения учащихся, которые формируются в процессе подготовки и проведения сочинений:

1. Круг умений, связанных с темой и ее раскрытием.

2. Круг умений, связанных с накоплением и подготовкой материала для рассказа и сочинения.

3. Круг умений, связанных с планированием своего сочинения или рассказа, с его композицией, построением.

4. Круг умений, связанных с языковой подготовкой будущего сочинения.

5. Круг умений, связанных с построением самого текста и его написанием.

    Каждый учитель начальных классов знает, какая подготовительная работа ведется перед написанием каждого сочинения. Мне же хочется коснуться тематики школьных сочинений.

    Свои первые сочинения мои ученики пишут по опорным словам на заданную тему. Постепенно задания усложняются. Пишем сочинения по личным наблюдениям, впечатлениям: Расскажи о звуках и запахах осеннего леса (сада); напиши, какой ты представляешь Страну невыученных уроков; опишите картинки зимнего леса (после экскурсии). Сочинения дают возможность ребенку поделиться своими чувствами, переживаниями: «Что меня радует и что огорчает» Некоторые темы позволяют просто помечтать: «Если бы я был директором школы».

    Нравится детям писать сочинения о своей семье. На уроке чтения, после изучения раздела «Мы с папой и мамой», предлагаю написать сочинение о своей семье. Расскажите, о чем хотите: о какой-то интересной поездке, походе, о каком-то важном событии в вашей семье.

    Как правило, после прочтения каждого раздела, один урок посвящаю творчеству детей. Темы сочинений самые разнообразные: Мой маленький друг», «Мой любимый мультфильм о животных», «Мои летние приключения» и другие.

В третьем и четвертом классах пишем свои сказки, иллюстрируем их и оформляем в книгу (альбом).

Мой маленький друг.

У меня есть кот Васька. Я познакомилась  с ним летом. Когда я вышла на улицу, то увидела, что по огороду ходит чужой кот. Я позвала его. И когда он подошел, быстро взяла его на руки и побежала домой. Дома мы накормили его молоком и он остался жить у нас.

Мой кот серого цвета с черными полосами. У него белые галстук и кончик хвоста. Глаза зеленые, как только что показавшаяся зеленая травка.

У моего Васи характер добрый и ласковый. Он любит сидеть со мной

На диване, когда я чешу ему пушистый животик.

Однажды Вася гулял на улице. Вдруг в ограду забежала соседская собака и

Помчалась за ним. От безысходности Вася залез на фонарный столб почти до самого фонаря. Но вскоре собака убежала, а Вася еще долго сидел на столбе и жалобно мяукал, боясь слезть. Но потом он слез и мы с мамой стали называть его Электриком.

Я очень люблю своего Васю за то, что он очень ласковый, забавный и добрый.

Лихоманова Соня 3 класс.

Зимние забавы.

Наконец-то наступила красавица-зима! Все оделось в белый цвет.

Деревья и кустарники нарядились в белые платья из снега и инея.

В морозные дни на стекле появляются красивые узоры. Зима не только красивая, но и веселая. Зимними днями можно строить горки, крепости, кататься  на санках и лыжах, лепить снеговика, играть в снежки.

Мне нравится зима за ее красоту и насыщенные весельем дни.

Бауэр Аня

  6.7. Поэтические минутки.

    Первоклассникам предлагаю поиграть в игру «БУРИМЕ». И дети придумывают стишки или песенки на заданные рифмы. Кошка – гармошка, молочком – язычком, картошка – окошко, огурец – молодец.

                            Лежит на коврике кошка,

                              Растянулась, как гармошка.

                              Посмотрели мы в окошко.

                              Расцвела уж там картошка.

    Песенка.

 Мы к кролику в гости идем с Пятачком.

  Веселые песни поем.

  Любые проблемы нам нипочем

  Ведь мы очень дружно живем!

Во втором классе дети с удовольствием сочиняют шумелки, кричалки, ворчалки.

Ворчалка: Такой на улице мороз,

                   Что мне пришлось укутать нос.

                   Ведь дома я не усижу,

                    Опять по улице брожу.

                    Но что-то скучно одному,  

                     Друзья остались дома.

                   Иду домой, в окно гляжу,

                     Ох, эта мне погода!

Кричалка.

                   Надоело мне лениться.

                     Да! Да! Да!

                     Лучше буду я трудиться:

                       Делать уроки, много читать,

                         И иногда пятерки получать.

                           Да-Да- Да!!!

Шумелка.

Надоело мне сидеть

И решил я пошуметь.

Пум-бу-рум! Та-ра-рам!

Голосу я волю дам!

А_А_А_! У-у-у!

Я не так еще могу!

Чик-чи-рик!,

Чики-рик!

Я немножечко охрип!

    В 3-4-х классах дети сами рифмуют стихи.

Пушистая мечта.

Если б мама разрешила,

Завела бы я щенка.

Он бы был хороший, милый,

Дом стерег,

Команды знал.

И в толпе среди народа

Меня он сразу узнавал.

Но мама запретила

Щенка мне заводить.

 Поэтому мечту мою

Нельзя осуществить.

                                            Лукичева Стефа.

7. Результативность.

    Творческие задания помогают выявить детей, склонных к интеллектуальному творческому труду, способных к стихосложению. Дети пишут  сочинения искренне, высказывая свои мысли и чувства о природе, о событиях, о животных. Конечно, стихи разные и по уровню, и по соответствию нормам стихосложения, но главная задача учителя – это поощрение детского творчества, т.к. оно важно для самого ребенка, а не для литературы. Оно нужно для приобретения  веры в свои силы, рождает творческую смелость и навык работы. Результат этого – книга, включающая в себя такие разделы: «Наши сказки», «Сочинения», «Поэтические страницы». С этой книгой и ее содержанием обязательно знакомлю родителей и своих будущих учеников. На выпускном вечере читаю детям их стихи и сочинения. Книга остается в школьном музее.

    8. Адресная направленность

Мой опыт может быть использован учителями начальных классов.

9. Трудоемкость.

    Чтобы системно использовать в своей работе предложенные мною виды творческих работ, необходимо изучить книги для чтения Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой для четырехлетней начальной школы, учебники М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко « К тайнам нашего языка», методические рекомендации к ним.

10. Литература.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве» Книга для чтения в 3 классе,С-ИНФО. Баласс, Москва,2000
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение,1992.
  3. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учеб. Пос. М. Дидакт., 1993.
  4. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» 2 класс. Учеб. Русского языка 4.2. 4-е изд. Испр. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
  5. Харченко О.О. Через постижение «тайн языка» - к текстовой компетенции. Начальная школа, №5, 2007.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квали...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Личностно ориентированная направленность в формировании творческих способностей младших школьников на уроках русского языка. (из опыта работы)

В данной статье говорится о роли учителя начальных классов в развитии творческих способностей учащихся, о том, как пробудить в ребёнке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выраз...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Поскольку  у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления,то цель предлагаемых заданий -развитие детской фантазии,умения сочинять сказки,стихи....

Мастер-класс по теме: "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка".

В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка....