Главные вкладки

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
    учебно-методический материал на тему

    Смелякова Тамара Левоновна

    Поскольку  у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления,то цель предлагаемых заданий -развитие детской фантазии,умения сочинять сказки,стихи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие

    творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. Из опыта работы.



              Для того чтобы быть успешным и востребованным  в современном обществе, необходимо вносить новое, интересное  в своей деятельности. А для этого деятельность должна носить творческий характер.

         У детей младшего школьного возраста  способность к творчеству складывается постепенно.
    Существуют  три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
          К 8 годам наблюдается рост самостоятельного и критического мышления..  Необходимо  стимулировать творческую активность детей в это время.

    Поскольку у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления, то цель предлагаемых упражнений и заданий - развитие детской фантазии, языкового чутья, умения сочинять рассказы, сказки, стихи. Использовать эти задания можно на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах общеобразовательной школы.
        Задания располагаются соответственно логике развития способности планирования: сначала по планированию действий с реальными предметами, затем со словами, фразами и, наконец, с текстовым материалом: рассказами, баснями, сказками.

    1.Установление ситуативных связей между предметами.

    Составляется как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: олень - газета

    Сколько оленей  можно завернуть в одну газету?

    Что написано в газете про оленей?

    Почему читая газету, ты сутулишься, как олень?
    Нужно постараться , чтобы вопросы были необычными или смешными.

    Можно использовать следующие пары слов: ведро - озеро, ножницы - дорога, линейка - книга, огонь - раковина, карандаш - замок, шляпа - мост. Такая работа на уроке может проводиться и в парах, и в группах.

    2   Установление причинных связей между событиями.

    Сможете ли вы отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясните, как всё происходило.

    Например: Мишка , сидя на дереве, упустил шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофёр автофургона  увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофёр заблудился в лесу, и автомобиль  с грузом не пришёл по назначению вовремя.

    Попробуй
    установить связи между этими событиями.

    Кошка  погналась за курицей.

    Школьники не могли поехать на экскурсию.

    Каша подгорела

    Самолёт совершил вынужденную посадку.

    3.Представляем последствия событий.

    Представь, что ты уменьшился до размеров муравья. Придумай историю о своём чудесном превращении, используя вопросы:

    Какое у тебя было любимое занятие?

    Чего бы ты опасался?

    Через какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?

    Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:


    • из крана на кухне полился апельсиновый сок;
    • с неба посыпались конфеты
    • появилась возможность загадать желание


    Используя каждую ситуацию, сочини небольшой рассказ до семи предложений.

    Обозначаем словами существенные признаки предмета.

    4.Игра "Определение".

    В игру играют парами, группами или всем классом. Детям раздаются карточки со словами: самолёт, груша, озеро, карандаш,ромашки, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. При этом нельзя называть своё слово и жестикулировать руками.

    5.Объяснение образного сравнения.

    Придумайте, с чем можно сравнить одуванчик, снежинку, ворону, озеро, чащу леса, степь, ветер,причёску

    Например: причёска.

    Форма: причёска, как взрыв, как грива льва, как барашек.

    Прочность: рассыпалась как карточный домик, как песочный кулич, держалась, как из железобетона.

    Цвет: как из соломы, как воронье крыло, как мореный дуб.

    Красота: как произведение искусства.

    Постарайтесь придумать и к остальным объектам как можно больше сравнений.

    6.Игра "Вырази мысль другими словами" .

    Берётся несложная фраза. Например: "Нынешнее лето будет очень жарким". Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.

    Например:

    "К августу, вероятно, реки пересохнут".

    "В каникулы, вплоть до сентября, дети смогут купаться и загорать".

    Эти высказывания передают одну и ту же мысль. Следует обратить внимание на то, что слова в них не повторяются. Так как количество "использованных" слов увеличивается с каждой фразой, составлять новые фразы становится всё сложнее.

    Можно использовать для составления высказываний следующие фразы:

    Нынешнее лето будет очень жарким.

    Зима в этом году была очень снежной.

    На капусте появилось много вредителей.

    Дождь начал лить, как из ведра.

    7.Составление слов.

    Образуйте как можно больше слов из букв слова "электростанция" ("школьники", "приключения" и т.п.). Буквы не должны использоваться дважды.

    8.Подбор синонимов.

    М. Горький считал, что у слова "хороший" 30 синонимов. Попробуй за 1 минуту назвать как можно больше синонимов слова "хороший".

    9.Составление предложений.

    Напиши как можно больше предложений, в которых слова начинались бы с указанных букв.

    10.Учимся придумывать сказки.

    Первый этап - придумать окончание или начало сказки, придумать как можно больше заглавий к сказкам или рассказам.

    Второй этап - сочинение сказок по опорам.
    Если это народная сказка ,то в ней должны быть и зачин и концовка.


    Итальянский детский писатель Дж. Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, выделил 20 элементов сказочных историй:

    1.Предписание или запрет.
    2.Нарушение.
    3.Вредительство или недостаток.
    4.Отъезд героя.
    5.Задача.
    6.Встреча с дарителем.
    7.Волшебные дары.
    8.Появление героя.
    9.Сверхъестественные свойства противника.
    10.Борьба.
    11.Победа.
    12.Возвращение.
    13.Прибытие домой.
    14.Ложный герой.
    15.Трудные испытания.
    16.Беда ликвидируется.
    17.Узнавание героя.
    18.Ложный герой изобличается.
    19.Наказание противника.
    20.Свадьба или пир горой.

    Придумай главного героя и сочини про него сказку по элементам. Для укорочения сказки можно выбрать из всех элементов только 6 - 8. Запиши сочинённую сказку.


    Метод контрольных вопросов облегчает процесс творчества. Так же он позволяет ребёнку удерживать общую логику рассказа или сказки.

    Например: (Кто это был?). Жил - был зайчик. (Как выглядел?) Он был маленький, беленький и очень одинокий. (Куда пошёл?) Решил он найти свою маму. Поскакал мимо елочек на опушку леса. (Кого встретил?) Вдруг видит, навстречу ему какой-то зверь идёт на длинных ногах и с большими рогами и т.п.

    Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова была его реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль.



    Оценивание события с разных сторон.

    Игра "Хорошо - плохо". Каждое событие оценивать с двух позиций: с хорошей и плохой. Например:

    Драка


    Хорошо


    Плохо


    Сумел постоять за себя.


    Порвал одежду.


    Сумел защитить слабого.


    Опять будут ругать родители.


    Показал, кто здесь главный и т.д.


    Поссорился со своими друзьями.


    Постарайтесь найти что-то хорошее в таких, на первый взгляд, неприятных событиях:

    - Вылет самолёта задерживается на два часа.
    - Учитель поставил двойку.
    - Дома случайно выбросили твою игрушку .

    ":Дети, вовлечённые определённым образом в организованную творческую деятельность, сохраняют интерес к поэзии и высокохудожественной прозе и в подростковом возрасте и позже".
    Процесс стихосложения    вызывает у школьников неподдельный интерес. Начинать эту работу можно с рифмования слов.
    Упражняться в стихосложении можно по заданным рифмам.
    Например:

    ____________ пойду
    ______________ найду
    ______________ птичка

    ____________ синичка

                                     


    Игра "Я начну, а ты продолжи" предполагает дополнение строчек.

    Например:

    Учитель: Осень золотая в гости к нам пришла.

    Ученик: Раскрасила деревья, ненастье принесла.


           Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. В творческих тетрадях на уроках литературного чтения дети могут записывать стихи, песни, загадки, частушки собственного сочинения, сопровождая их собственными иллюстрациями. Именно в этой работе дети, шаг за шагом, открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.

    Осень

     «Уж небо осенью дышало» -

    Так Саша Пушкин написал,

    А мне моё стихотворенье

    Унылый ветер прошептал.

    Про то, как солнышко смеётся,

    Про то,- как солнышко грустит.

    Бордовой краской прикоснётся,

    И листик с дерева слетит.

    Уже курлычут журавли,

    и птицы в путь уж собрались,

    Спешат укрыться муравьи –

    Постройкой дома занялись.

    А я волнушки собираю,

    Лисички и боровики,

    А мухоморы пропускаю-

    Пускай растут себе они.

    3 класс


           Особое место в системе развития речи школьника занимает 
    сочинение. Именно сочинение высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине; сочинения по заданной теме. Особенно увлеченно работают ученики над следующими темами сочинений: "Если бы я был волшебником", "Приключения листочка в осеннем лесу", "Представьте, что весна не наступила", "Монолог мухомора" и др.
    Можно рассматривать как один из видов сочинения - написание писем. Это интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: "Письмо президенту", "Письмо другу. Однажды со мной случилось", "Письмо моей семье", "Письмо моему учителю"» Письмо директору школы» и т.д.
           Чувства детей, как правило, раскрепощены. Они откровенно делятся своими переживаниями. Но добиться отклика в душе ребёнка - это полдела. Вторая и основная задача научить школьника ярко, красочно рассказывать о переживаемом.
            Сочинение по картине в начальной школе - одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.
    В зависимости от речевой подготовки класса можно предложить написать сочинение от имени героя картины. Картинная галерея.
    Развивать воображение помогают творческие виды работ на уроках литературного чтения.
    Драматизация прочитанного произведения (сказки, рассказы, басни, пьесы) предполагает воссоздание реплик главных героев, их диалога в виде сценки.
          Знакомство с приемом драматизации можно начинать с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия и т.д..
    Следующим этапом может быть задание разыграть пословицу: "У семи нянек дитя без глазу", "Семеро одного не ждут", "Один ум хорошо, а два лучше" и др.
    Приём драматизации делает содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов, текста.
           
    Постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом рождают творческую смелость, веру в свои силы.

    Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
            Атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.
           Предложенные задания носят не оценочный, а обучающий, развивающий характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей творческой личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
           
           
         
    Благодарен будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика. Личность ребёнка формируется в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него. И развитию творческих начал личности будет способствовать сотрудничество учителя и ученика. Ведь особенностью ребёнка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

    Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

    Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...

    «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »

    «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квали...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

    Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

    Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

    В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

    Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

    Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.

    «…Скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о вместимости своего родного ...