Главные вкладки

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
    методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Протасова Елена Михайловна

    «…Скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о вместимости своего родного языка, слова»
    (Николай Рерих).
          Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tvorcheskie_igry.doc135.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.

    Творчество и русский язык.

    «…Скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о вместимости своего родного языка, слова»
    (Николай Рерих).
         Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

          Воспитать любовь к языку – это значит воспитать интерес к нему. Творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности. Творческие задания следует давать систематически, т. к. нельзя «завести» детей на какую-то интересную работу, а потом все взять и бросить. В то же время необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьет интерес к ним.

         Я на собственном опыте убедилась, что часто происходит не творческое усвоение ребятами нового теоретического материала, а механическое – это зазубривание, которое – увы! – держится в детской памяти очень недолго.

          Между тем даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти..

    Каждая новая тема на уроке – открытие. Она дает ученикам радость познания, ощущения движения вперед. При повторении изученного материала этого ощущения нет, и детям может стать скучно, а скука тормозит восприятие и делает запоминание непрочным. «Дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания», – эти слова К. Д. Ушинского относятся к обучению, но в еще большей степени они справедливы по отношению к повторению, которое всегда требует элементов новизны, неожиданности, занимательности.

         Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта. На уроках русского языка есть возможность использовать задания на создание нового продукта: подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать слова, словосочетания; составить предложение с заданным словом, из данных слов, по картинке, по схеме, с предложенным словосочетанием; сделать предложение распространенным; составить рассказ по вопросам, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа, картинку и т.д.

         Для того чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по русскому языку и другим предметам, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.

            Большое значение придаю выполнению трех условий на любом уроке в начальных классах, но особенно на уроках русского языка. Первое – это обеспечение правильной речевой среды, второе – это создание предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся, третье – это  активизация словаря.

         Одно и то же по своему содержанию задание совершенно по-разному воспринимают дети в зависимости от того, в какой форме оно им предлагается. Игры, конкурсы, ребусы, сигнальные карточки, игры – путешествия, загадки, шутки, кроссворды - помогают сделать урок интересным и увлекательным.

    На уроках можно использовать такие игры:

    1. «Буква потерялась».

        -кула, -кв-риум, -стр-, -ист.

    2. «Слово рассыпалось».

       Арста (астра); азубр (арбуз); аарм (рама).

    3. «Звук заблудился».  

         Мама с бочками (дочками) пошла

         По дороге вдоль села.

                      На поляне весной

                       Вырос зуб (дуб) молодой.

         Сели в ложку (лодку) и – айда!

         По реке туда-сюда.

    4. «Найди слово в слове».

         Зоопарк (парк, поза, коза, роза, пар, рак).

         Просто ( топор, просо, спорт, спор, трос, пост, рост)

    5.   При изучении орфограмм использую    веселые «запоминалки»:

    В сочетаниях ЖИ – ШИ                                    

    Только И всегда пиши!                                          

    В сочетаниях ЧА – ЩА                                                              

    Пишем только букву А!                                      

    В сочетаниях ЧУ – ЩУ                      

    Пишут только букву У!      

                           

     Если буква гласная вызвала сомнение,

    Ты её немедленно ставь под ударение.

    Безударный хитрый гласный:

    Слышим мы его прекрасно.

    А в письме какая буква?

    Здесь поможет нам наука:

    Гласный ставь под ударенье,

    В корне нет теперь сомненья!

    Молчаливый твёрдый знак.

    Не произносится никак!

    Но нужен многим он словам,

    Его учить придётся вам.

    Хотите – не хотите,

    Стоит он в алфавите!

    Чтоб ошибок избежать,

    Зоркость будем развивать.

    В игре проверить можешь сам

    Своё внимание к словам.

    Порой в словах встречаются

    Ужасные согласные.

    Они не произносятся,

    И что писать не ясно нам…

    Чтобы знать, как писать,

    Надо слово изменять,

    И за звуком непонятным

    Быстро гласную искать.

    С двойной согласной непременно

    Пишем мы слова: антенна,

    Килограмм и грамм, и тонна,

    Пассажир, шоссе, колонна,

    Ссора, теннис и программа,

    Группа, касса, телеграмма,

    Русский, класс, суббота, ванна,

    Римма, Эмма, Инна, Анна.

    Корни могут изменяться,

    Но родными оставаться:

    Бок – бочок, друг – дружок,

    Ухо – уши, пух – пушок,

    Пущу - пускать, лечу – летать.

    Какими нам слова считать?

    Их будем однокоренными звать.

    Ты запомни, что приставки

    Раз -, из -, через -, воз –и без –

    Перед согласными глухими

    Быстро сменят з на с.

    Перед корнем есть приставка,

    Слитно пишется она,

    И при помощи приставки

    Образуются слова.

         Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Младшим школьникам очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес, как сам процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления и элементов эвристического мышления. Загадка, по словам К. Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение».

            Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

            Рассмотрим основные типы загадок и способы их конструирования.

            1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков.

                             Кафтан на мне зеленый,

                             А сердце как кумач.

                             На вкус, как сахар, сладок,

                             А сам похож на мяч. (Арбуз)

            2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления.

                  Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)

            3. В загадку включено отрицательное сравнение.

                 Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)

            4. Загадки, в описании которых использованы метафоры.

                Под одной крышей четыре братца живут. (Стол)

            5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Это:

            а) Шарады – слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.  

         Мой первый слог – предлог,

                               Во втором мы проживем все лето,

         А целое от нас и вас

                            Давно уж ждет ответа. (За-дача)

    Корень мой находится в цене.

    В очерке найди приставку мне.

    Суффикс мой в тетрадке все встречали,

    Вся же – в дневнике я и в журнале.

    (оценка)

    В списке вы мой обнаружите корень;

    Суффикс – в собрании встретите вскоре;

    В слове рассказ вы приставку найдете;

    В целом – по мне на уроки пойдете.

    (расписание)

    Его корень в слове вязать,

    Приставка в слове замолчать,

    Суффикс в слове сказка,

    Окончание в слове рыба.

    (завязка)

    Три буквы облаками реют,

    Две видны на лице мужском.

    А целое порой белеет

    «В тумане моря голубом». (Парус).

            б) Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.

                              С «ч» над морем я летаю,

                             С «г» в машинах я бываю. (Чайка – гайка)

            в) Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос).

                            Легко дыша в моей тени,

                           Меня ты летом часто хвалишь,

                           Но буквы переставь мои –

                          И целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)

            г) Логографы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза).

                           Известное я блюдо.

                          Когда прибавишь «м»

                          Летать, жужжать я буду,

                         Надоедая всем. (Уха – муха)

         Любая игра несет в себе элементы обучения и направлена на развитие речи учащихся.

    Анаграммы»

    Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: атлас (салат), адрес (среда), автор (товар, отвар).

    «Неполные слова»

    На доске записывается столбик букв, с точками на месте согласных. Дети отгадывают слова только по данным гласным.

                .О..А.А

                .О..А.

                .Е.Е.И.О.                   (комната, вокзал, телевизор)

    «Ступеньки»

    На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.

    МЫ

    МИР

    МЫШЬ

    МИШКА

    МОЛОКО

    МАГАЗИН и т.д.

    «Телеграмма»          

    Берётся одно слово, и каждый придумывает телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы, второе – со второй и т.д.

    СУМКА

    «Сегодня убежал медведь! Караул! Администрация».

    «Слова»

    Составить цепочку слов, чтобы каждое слово в ней начиналось на ту букву (звук), на которую заканчивалось предыдущее.

    «Укрась слово»

    К существительному подобрать как можно больше прилагательных.

     «Угадай подлежащее»

    Чаще всего такая работа встречается в загадках такого типа: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

        Игровое задание «Кто-то начал, ты продолжи…» (проба поэтического пера)
     Дается начало строки, известной или не очень. Учащиеся должны  самостоятельно закончить, развернуть сюжет.

    Можно использовать загадки и для словарных диктантов. Учащимся предлагается записывать только отгадки. Такой вид диктанта проходит очень живо и интересно.

    Когда я нужен, меня бросают,

    Когда не нужен – поднимают.

                                               (якорь)

    В золотой клубочек

    Спрятался дубочек.

                                 (желудь)

    Падают с ветки

    Золотые монетки.

                            (листья)

    Отступили холода,

    Взламывает лед вода,

    И, как море, широка,

    Разливается река.

    Это все у нас в народе

    Называют …

                           (половодье) и т.д.

    При изучении правописания сложных слов использую, например, такие загадки:

    Есть у нас в квартире робот,

    У него огромный хобот.

    Любит робот чистоту

    И гудит, как лайнер: «ТУ».

    (пылесос)

    Идет утюжок

    С прокопченной трубой,

    Морщинки и складки везет за собой.

    (пароход)

    Очень любят дети и такие игры, как:

             «Кто больше?»

    1. Написать слова, которые отличаются друг от друга одной гласной. (Дым – дом – дам, был – бил – бал, вол – вел – вал, лук – люк – лак, школа – шкала, сыр – сор – сер, меч – мяч).

    1. Написать слова, которые отличаются друг от друга одной согласной. (Ночь – дочь, пить – бить – лить – шить – жить, пень – тень – день, жил – шил – пил, вечер – ветер, туча – куча, пол – вол – гол, сказал – скакал).

    1. Кто больше напишет слов, в которых произносится а, пишется о.

    1. Написать слова, которые относятся к теме «Зима», «Весна» и т.д.

    1. Тупик ошибок.. Чтобы вырваться из тупика ошибок, нужно выполнить задание. В каждую из карточек со стихами вкралась ошибка.

     

                   Тает снег. Течет ручей.

    На ветвях полно врачей.

    Посмотрите-ка, ребятки,

    Баки выросли на грядке.

    На болоте нет дорог.

    Я по кошкам – скок да скок. и др.

       6.   «Конец слова – начало другого слова».

    Эта игра проводится в быстром темпе, как соревнование между рядами. Ученик первого ряда пишет, например, на доске слово школа. Ученик второго ряда должен написать слово, начинающееся на а (автобус). Ученик третьего ряда пишет слово, начинающееся на с (самолет) и т.д. Проигрывают те, которые не могут придумать очередное слово. Эту игру можно проводить как в устном, так и в письменном виде, но лучше их сочетать: ученик пишет слово на доске (учитель обращает внимание учащихся на его правописание) и читает это слово (внимание учащихся обращается на его правильное произношение).

           7.   «Из одного слова – другое».

    На доске записывается слово. Надо переставить буквы так, чтобы получить новое слово. (Колос – сокол, пилот – топил, сила – лиса, пила – липа, весна – навес, тело – лето, сила – леса).

             

    Тематические кроссворды на уроках русского языка.

    1. При изучении темы « Слова с сочетаниями жи, ши».

       ма

    на

       ры

    ки

       ти

    на

     пру

    на

    2. При изучении темы «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова».

     с

     н

     е

     к

     и

     п

     р

     ы

     к

     и

     ф

     л

     а

     к

     и

     к

     р

     ы

     к

     и

     о

     р

     е

     к

     и

     

    3. При изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова».

        По горизонтали:

        1. Пока дети – каждый в берете.

            Повзрослели – шляпы надели. (Грибы.)

     

        2. Течет, течет – не вытечет.

            Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

     

        3. Вырос в поле дом,

            Полон дом зерном,

            Стены позолочены,

            Ставни заколочены.

            Ходит дом ходуном

            На столбе золотом. (Колос.)

        4. Ты не клюй меня, дружок,

            Голосистый петушок!

            В землю теплую уйду,

            К солнцу колосом взойду,

            В нем тогда таких, как я,

            Будет целая семья. (Зерно.)

        5. Летом зеленеет,

            Осенью желтеет. (Трава.)

     

    В первом вертикальном столбике прочитывается слово – гроза.

    4. Подобрать слова, количество букв которых соответствует количеству клеток, используя для этого приведенные ниже слова.

             Слова для справок: обед, город, завод, народ, огород.

    1

    д

    д

    д

    д

    д

    5. При изучении темы « Правописание слов с двойными согласными».

    3


    По горизонтали:

    1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (Хоккей.)

    2. Дорога с рядами деревьев по сторонам. (Аллея.)

    3. Место, где продают билеты. (Касса.)

    4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта. (Пассажир.)

    5. Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе.)

    В заштрихованных клеточках по вертикали читают слово – класс.

       На помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово "лимон". На доске можно располагать эти стихотворные шутки.

    Г. Сапгир "Ли-мон":

    Что за ли?

    Что за мон?

    В звуках нету смысла.

    Но едва шепнут:

    - Лимон… -

    Сразу станет кисло.

    Две первые строчки легко и быстро запоминаются: "Что за ли? Что за мон?". Значит, в этом слове ошибок не будет.

    Считалка И. Дельянова:

    Взял Егор в углу топор.

    С топором пошел во двор.

    Стал чинить Егор забор,

    Потерял Егор топор,

    Вот и ищет до сих пор…

    Поищи и ты топор!

         Ученики обозначают ударение, определяют безударную гласную, отвечают на вопрос, устанавливают, в каких падежах употреблено слово топор.

    Так, названия дней недели помогают запомнить стихи Б. Заходера "Муха-цокотуха":

    Жила-была Муха-чистюха.

    Все время купалась Муха.

    Купалась она в варенье

    В отличном

    Клубничном

    Варенье.

    В понедельник -

    В вишневой наливке.

    Во вторник -

    В томатной подливке.

    В среду -

    В лимонном желе.

    В четверг -

    В киселе и смоле.

    В пятницу -

    В простокваше,

    В компоте

    И в манной каше…

        После того, как учащиеся выписали названия дней недели на доске и в тетрадях, провели орфографическую работу с ними, они отвечают на вопрос: "В каких падежах стоят существительные с предлогами, называющие дни недели"?

    Дидактическая игра “Собери яблоки”.

    Цель: развитие внимания, закрепление учебного материала через учебную деятельность.

    Описание. За 1 минуту надо собрать все яблоки. Записать слова в тетрадь, подобрать проверочное слово.

    Предъявляемые слова. Сла (д\т)кий, сколь(з\с)кий, подгото(в\ф)ка, ло(ж\ш)ка.

    Парные согласные – самые опасные.
    В корне ты их проверяй-
    Рядом гласный подставляй! [4]

    Есть согласные-плутовки,
    До чего шалуньи ловки.
    Их не слышишь, а пиши.
    Проверяй, да не спеши.
    Что это за согласные? [3]

    Игра “Кто быстрее исправит ошибки?»

     Цель: развитие внимания, закрепление учебного материала через использование игровой мотивации.

    Описание. Тексты равные по количеству ошибок предъявляются соперникам. Необходимо как можно быстрее найти и исправить ошибки.

    Сонце, чувство, празник,
    Серце и проказник.
    Лесница и звёзный,
    Здраствуйте и позний.

         Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является изучение слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называются словарными. Безударную гласную в них необходимо запоминать. Существует много способов запоминания слов и я  хочу остановиться на более эффективных, они разнообразят урок, внесут элементы игры, сделают работу более интересной и привлекательной.

         При первом изучении словарного слова я обращаю внимание детей на признак, который присущ только этой единице, и затем связываю этот признак с орфограммой, которую надо запомнить. Например, слово “береза”. Говорим о березе, выделяем признак, который отличает березу от других деревьев. Дети сразу выделяют этот признак: берёза белая.

    Белая береста у березки нашей,
    Нет на свете деревца
    И милей, и краше.

    Да, у березы белая береста. А дальше приводим строки для запоминания безударной гласной Е:

    Белые березы все,
    После “б” пишите “е”

       Вот, например, кроссворд, где подразумевается слово “молоко”. К такому кроссворду обычно дается загадка.

     

    О

     

    О

     

    О

    Хочешь бегать далеко,
    Хочешь прыгать высоко,
    Пей почаще …
    (молоко)!

         Кроссворд или ребус в этом случае не только забавный материал, но и способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить ее написание в памяти.

     

    А

     

    У

     

     

    А

    Две гласных “а” и “у” одна.
    Угадайте-ка, друзья.
    Очень много хруста
    Издает …
    (капуста)

     

    О

    Р

    О

     

    Прошу вас все слова назвать,
    Где –оро– надо написать

    К этому кроссворду можно предложить игру “Подскажи словечко”

    На жарком солнышке подсох
    И рвется из стручков …
    (горох)

    Дедушка Рох
    Посеял …
    (горох)

    “Уродился я неплох”, –
    С грядки хвастался …
    (горох)

    Привезли во двор песок –
    Золотую гору:
    Без гвоздей и без досок
    Можно строить …
    (город)

    Берегите уши, нос,
    Здесь ведь прячется …
    (мороз)

    Для закрепления написания словарного слова использую шуточные вопросы, загадки, например:

    • В каких словах живет рак? (Завтрак, ракета)
    • В каких словах спрятались ноты? (Помидор, ребята, дорога и др.)
    • Назовите слова, в которых спрятались числа (Родина (1), сорока (40), однажды (1) и др.)
    • Все слова хороши, но где-то спрятались ежи и ужи (дежурный, ужин)
    • Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель). А лягушка? (квартира, Москва)
    • В каких словах ель растет? (картофель, учитель, понедельник)

    Игра “Подскажи словечко”:

    Рано утром всех на луг
    Собирает нас пастух,
    А к вечеру всем молока
    Я людям дать готова.
    Угадали, кто же я?
    Конечно же, …
    (корова).

    Дремучий лес к стеклу прирос –
    Нарисовал его …
    (мороз)

    Трещала с самого утра:
    “Пора! Пор-р-ра!”
    А что – пора?
    Такая с ней морока,
    Когда трещит …
    (сорока).

    При работе над частями речи использую правила в стихотворной форме:

    Очень занимательное

    Имя прилагательное.

    Трудно будет без него,

    Если пропадёт оно.

    Ну, представь – кА себе это:

    Как без признаков предмета,

    Будем спорить, говорить,

    Веселиться и шутить?

    Что тогда получится?

    Стоит разве мучиться?

    Имя прилагательное,

    Мы с тобой дружны.

    Признаки предметов

    Называешь ты.

    Солнечное лето,

    Праздничная ель,

    Вкусные конфеты,

    Машенькин портфель.

    Существительное с прилагательным

    Живёт на редкость дружно.

    Изменит окончание, когда ему так нужно.

    Оно его не бросит в воде и на земле,

    Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

    Женский род запомню я

    И скажу: «Она- моя».

    И запомню род мужской

    И опять скажу: «Он- мой».

    Средний род: «Оно- моё»,

    Это правило твоё.

    Что без глаголов предметы?

    Лишь названья.

    А он придёт – всё в действие приходит:

    Летит ракета, мелькнет комета,

    Зацвел подснежник, хрустит валежник,

    Медведь шатается, девчонка улыбается.

    Прошедшее время –

    То, что прошло:

    - вчера мы писали,

    - солнце ушло.

    Настоящее время

    Приходит теперь:

    - мы пишем имя,

    - бегает зверь.

    Будущее время

    Ещё не пришло:

    - после уроков

    пойдём мы в кино.

    Как названье дать словам:

    Я, ты, мы, и нам, и вам,

    Кто и что, какой и сколько,

    Наш и ваш, и мой, и твой,

    Их, его, её и свой?

    - Это без сомнения,

    Все местоимения!

         Все эти игры и творческие задания помогают детям лучше запоминать учебный материал, развивают орфографическую зоркость.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

    Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках родного языка.

    Статья раскрывает возможности уроков родного языка для развития творчества младших школьников....

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

    Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...

    «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »

    «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квали...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

    Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

    Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

    В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

    Поскольку  у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления,то цель предлагаемых заданий -развитие детской фантазии,умения сочинять сказки,стихи....