Мастер-класс по теме: "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка".
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.

Если ученик в школе не научился сам творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать…
Л.Н.Толстой

Современное состояние общества характеризуется повышенным вниманием к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования личности, способной к самореализации.

Благоприятными условиями для формирования творческих способностей младших школьников является практическая деятельность в образовательной системе «Школа 2100». Данная система решает главную задачу – развитие ребёнка, даёт обобщённое, целостное представление о мире и о месте в нём человека. Программа «выучивает» ученика до необходимого уровня без использования дополнительных материалов «со стороны», даёт возможность определить для каждого ученика «собственную траекторию образования», делает обучение максимально комфортным, а, следовательно, предохраняет от перегрузок. В этой программе заложены большие возможности развития творческих способностей младших школьников.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно является целеустремлённым, упорным, напряжённым трудом, которое требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Креативность характеризуется как форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.

Для формирования и развития творческих способностей ученика необходимы:

  • формирование у ребёнка уверенности в своих силах;
  • создание соответствующего психологического климата;
  • соблюдение принципа «право на ошибку»;
  • учёт динамики успехов каждого ученика;
  • оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы в образовательном процессе.

На уроках русского языка для развития творческих способностей учащихся применяю следующие методы и приёмы:

  • метод «открытий» - использование интеллектуальной догадки в отношении возможных способов решения в ситуациях, когда в наличии оказывается лишь часть необходимых данных;
  • метод диалогичности, осуществляемый в процессе беседы, пробуждает мысли учеников, помогает им выразить свои идеи сначала на словах, а потом и в своем творчестве, диалог в ситуации обучения является способом развития речевой активности учащихся;
  • метод сравнения - мысленное установление сходства или различия изучаемых объектов. О роли сравнения в познании свидетельствует известный афоризм: «все познается в сравнении». Сравнение помогает пониманию и открытию нового, т.к. оно сводит неизвестные отношения к известным, облегчает изучение сходных вопросов. Различают две основные формы сравнения:

а) сопоставление (выделение существенных признаков, установление сходства);

б) противопоставление (выделение несущественных признаков, от которых можно отвлечься при выделении существенных, установление различия, сравнение по разным признакам и в разных направлениях).Сравнение подготавливает почву для обобщения. При обобщении выявляют какое-нибудь свойство, общее для сравниваемых объектов и объединяющее эти объекты воедино.

  • метод «погружения» - глубокое «вхождение» учащегося в предмет изучения и создание особой среды обучения.
  • метод исследования - анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование (общие методы)

Большое место в преподавании русского языка занимают творческие работы, которые повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся.

1-й класс.

Внимание и запоминание у 6-7 – летних детей слабые, им легче усвоить и запомнить то, что интересно. И поэтому я ввожу в урок игры и игровые ситуации. На уроках русского языка использую рифмованные упражнения, грамматические сказки. Предлагаю сочинитьподписи к картинкам, ученикамочень нравиться данная работа – это их первые мини-сочинения. Например: «Всех ладошками своими обнимаю и согреваю» (солнышко); «Ешьте, дети, морковки и бегите на тренировку» и «В моркови много витаминов. Кто ест морковь, не носит очки» (заяц с морковкой); «Сосульки на крыше, как леденцы на палочке, но холодные».

2-й класс.

Очень важны скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. Увлекает ребят и изучение пословиц и поговорок. Шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии.
Во втором классе в начале года при изучении темы «Алфавит» дети составляют различные
азбуки: цветочную, фруктово-овощную, азбуку имён, сказочных героев, предметов обихода и т.д .

При изучении темы «Части речи» использую задания вида: деление слов на группы с последующим составлением предложений с ними.

Например:

Белый

Падает

Голодный

Поёт

Волк

Голосистый

Воет

Соловей

(Падает белый снег. Воет голодный волк. Поёт голосистый соловей).

При изучении словарных слов использую задание «Новое применение». В «чёрный ящик» помещаю предмет и загадываю о нём загадку. Дети должны догадаться, что находится в «чёрном ящике».

Например:

Маленький мальчик удалой

Пишет летом и зимой.

Всё подчеркнёт и ошибку найдёт (Карандаш).

Задаю вопросы:

- Что можно сделать при помощи этого предмета? (Рисовать, писать, раскрашивать).

Включаю в уроки задания типа: придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события:

- Мальчик открыл форточку… (и залетела птица, в лицо ему попал снежок…).

- Прозвенел звонок с урока… (и  в класс зашли клоуны, Петров свалился со стула…)

3–4-е класс.

При изучении имён прилагательных и их роли в русском языке полезно давать ученикам сочинить тексты с пропусками, а потом на уроках развития речи третьеклассники обмениваются своими работами и подбирают подходящие по смыслу прилагательные, вставляя их на место пропусков. Например:
Дыня.
На……….столе лежит ……….дыня. Вся ……….семья собралась на кухне, чтобы её попробовать. Сестра разрезает ……….корку, и нашему взору предстаёт ……….мякоть. К счастью, дыня оказалась ………. . Сердцевина её ……….цвета, а семена ………. . Мы с удовольствием съели по три ……….куска.

Учитывая возрастные особенности, предлагаю учащимся задания на подбор рифмы.

По небу летел дракон,

Приземлился … (на балкон).

На ветру качались розы,

Вдалеке … (гремели  грозы).

Составляем загадку (о временах года, о животных, о предметах быта). Например:

Дружные сестрички в ряд

В коробочке мирно спят.

Белые спинки,

Коричневые косынки (спички).

Горбатая, носатая, устаревшая вещица

В печку может пригодится (кочерга).

Бывает тёмный, бывает густой,

В нём ночью страшно идти домой (лес).

Я птица ростом с ноготок,

Похожа на лесной цветок (колибри).

Одним из любимых является задание «Соедини два предмета». Дети составляют необычные  вопросы, соединяя предложенные  предметы. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными.
         
Например: шляпа – страус

- На кого похож страус в шляпе?

– Сколько шляп может износить страус  за свою жизнь?
– Сумеет ли страус спрятать голову под шляпу?

В четвёртом классе использую составление синквейна. Давайте вспомним порядок написания синквейна.

Порядок написания Синквейна

Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное, определяющее содержание синквейна).

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка -  три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Давайте попробуем вместе с вами составить Синквейн

Учитель: пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово творчество

Участники: пишут синквейн

Учитель: прочитайте, что у вас получилось.

Участники: Творчество

                      Чарующее, волшебное

                      Окрыляет, поражает, открывает

                      Не даёт стоять на месте

                      Развитие.

Учитель: и мы с вами сегодня  стали мастерами – поэтами.

Творческая деятельность обучающихся открывает большие возможности по воспитанию и развитию личности школьников, формированию у них креативной компетенции, развитию дивергентного (нестандартного) мышления, поддержанию устойчивого интереса к предмету. Креативная образовательная среда формирует и развивает у учащихся исследовательские умения: работать с научно–популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, доклады, рефераты. Ученики стали внимательнее относиться к слову, появилась чёткая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно–выразительных средств языка.

Креативная образовательная среда является результативной, так как обеспечивает высокое качество усвоения знаний, творческих способностей школьников, воспитание активной личности, развитие универсальных учебных действий, здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно–психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний. Для учеников это «учение с увлечением».

Учитель: сейчас, я каждому выдам лист бумаги

На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец- это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:

Большой – для меня это важно и интересно……

Указательный – я получил конкретные рекомендации, я был удивлен…

Средний – мне понравилось…..

Безымянный – для меня было недостаточно, у меня возник вопрос…..

Мизинец – для меня было недостаточно информации, у меня возник вопрос…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квали...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.

«…Скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о вместимости своего родного ...

Личностно ориентированная направленность в формировании творческих способностей младших школьников на уроках русского языка. (из опыта работы)

В данной статье говорится о роли учителя начальных классов в развитии творческих способностей учащихся, о том, как пробудить в ребёнке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выраз...