Главные вкладки

    «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »
    статья (русский язык) по теме

    «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »

    Содержание

    1.Вступление

    2.Осуществление деятельностного подхода через  творческие заданий

    а)показатели креативности;

    б)уровни сложности системы творческих заданий;

    в)практическая работа над словом

    4.Заключение

    «Всякий учитель должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую должно становиться для того, чтобы идти дальше, что дело преподавания есть искусство, а развитие и совершенствование бесконечны…»

    К. Д. Ушинский

    «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ситуация нового времени,  условия  социально-экономических и политических преобразований в российском государстве, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески.

    В творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

    Показатели креативности:

    1. Показатель беглости (скорости, продуктивности). Отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания.

    2. Показатель гибкости. Оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

    3. Показатель оригинальности. Характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных.

    4. Показатель разработанности, детализации идей.

     Выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

    Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

    Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

    Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия.Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения.

    Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов, поэтому важно формировать творческие возможности учащихся на этих уроках, так как ,во-первых, творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительную мотивацию учебной деятельности, во- вторых, русский язык в школе остаётся инструментом познания, мышления, развития, поэтому он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

    Творческие задания по русскому языку разделяю на 2группы:

    ·       Задания по обучению сочинению, развитию письменной речи учащихся

    ·       Задания по развитию креативных способностей учащихся средствами учебного предмета «русский язык»

    Когда ученик сочиняет, речь идёт о деятельности, о творческом процессе, удовлетворяющем потребность ученика в самовыражении. Этот процесс важен с точки зрения выявления творческого начала, а не художественного искусства.

    Работу над созданием собственного высказывания следует начинать с первого класса.  Не стоит забывать, что дети в этом возрасте большие фантазёры. Они с удовольствием пробуют сочинять стихи, выдумывают сказочные и детективные сюжеты. Но, как показывает опыт, первые творческие работы далеки от совершенства.

    Во втором классе учащимся предлагаются некоторые творческие задания выполнить письменно, предварительно познакомившись с художественным текстом. Появляются задания сочинительского характера, ответы на вопросы, представляющие собой небольшие рассуждения. Важно, чтобы ребёнок просто умел и хотел записывать вновь рождённые мысли по поводу прочитанного и услышанного.

     Виды письменных работ представляют собой небольшие развёрнутые и краткие высказывания на разные интересные темы. Работа в позиции «сочинителя» помогает ребёнку научиться выступать в роли автора собственного небольшого высказывания. Ему предлагается дописать начатый текст, продолжить историю, придумать сюжет, представить то или иное явление природы, описать его.

    После выполнения практического задания ученики обмениваются впечатлениями, читают работы.

    Примеры заданий по развитию креативных способностей учащихся средствами учебного предмета «русский язык».

    1.Работа со словом

    Задание «Ассоциативный ковер» 
    ЦЕЛЬ: обогащение словарного запаса, развитие воображения, гибкости и беглости дивергентного мышления, создание положительного эмоционального отношения к уроку.
    СОДЕРЖАНИЕ: ученик называет и записывает на чистом листе или на доске одно существительное (например, «яблоко»). Затем он придумывает два слова, которые, на его взгляд, имеют ассоциативную связь с данным словом (например, «зеленое» и «сад»). На следующем этапе он добавляет по два слова к каждому из придуманных им слов-ассоциаций (например, «зеленое» - «покрывало», «растение»; «сад» - «заброшенный», «фрукты») и т.д. Упражнение можно провести один-два раза в течение недели, можно сделать его определенным ритуалом начала урока, можно, придумав цепочку слов, вернуться к ее продолжению через день, два, неделю. Также упражнение может служить разминкой перед каким-либо видом работы (например, перед написанием сочинения).

    РЕКОМЕНДАЦИИ: По мере изучения теоретического курса можно вводить дополнительные условия: все слова должны относиться только к категории существительных; все использованные ребенком глаголы должны быть только настоящего времени и т.д. Могут быть оговорены дополнительные ограничения: использовать ассоциации только по смежности, по сходству, по контрасту.

    Если подобную работу проводить постепенно, систематически, постоянно усложняя и добавляя этапы, то к 4–му классу складывается определенная система работы над словом – алгоритм.

    1.Алгоритм работы над словом

    I ступень. Характеристика слова

    1. Определи правильность написания слова (ударение, орфограммы)

    Орфографический словарь

    2. Проникни в тайну слова (толкование, происхождение, употребление)

    Толковый словарь

    Этимологический словарь

    Словарь иностранных слов

    Выдели части слова, подбери родственные слова

    Словообразовательный

    II ступень. Размышляю о душе слова

    1.     Воображаю, что слово – магнит.

    2.     Подбираю к слову рифмы, образы, ассоциации.

    3.     Пишу мини-текст (этюд, мини-сочинение, зарисовку).

    Вот пример подобной работы ученика 3-го класса.

    ДОБРОТА

    дОбрОта – [дабратa]

    1.     Все положительное, хорошее, полезное.

    2.     Отзывчивость, душевное отношение, стремление делать добро.

    3.     Доброта (устар.) - ценность, качество товара.

    Многозначное, исконно русское.

    Добряк, добро, доброжелатель, добрососедство, добродушный, добросовестный, доброжелательный, одобрить.

    Доброта (+): светлое, солнечное, радость, улыбка, волшебный цветок, руки мамы, сказочная фея, красота, чистота, теплота, хорошая пора, пришла весна.

    Аналогичная работа может проводиться и со словарными словами. Более интересная работа с абстрактными словами, но и более сложная. Ученики исследуют слово. Например аналогичная работа проводилась с словом «красота». После исследования слова,ребята писали мини-сочинение об этом слове. Получились вот такие сочинения.

            Душа этого слова добрая. Красота-это радость в  жизни. И без неё мира не существует. Она есть везде:в магазине, в природе, во всём. Если у человека некрасивое лицо,но открытое сердце,он считается красивым.

                                                                    Корнев Дима

            Я думаю,что без красоты жить нельзя. Красота должна жить в душе и сердце. Давно вместо слово «красота» говорили красна. Даже на девушек говорили  «красна» девица. Человек добрый,ласковый,приветливый-это красивый человек. Про него говорят, что у него есть внутренняя красота.

                                                            Рашевский Алексей.

    Если данную работу проводить в системе,то ребятам уже не требуется алгоритм.

    Цель игр со словом - превращение урока в увлекательное приключение, развитие у детей эмоциональной сферы, образно- чувственного мышления; развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; формирование чувства слова, языковой интуиции, обогащение словаря.
    Занимательный игровой материал учитель может применять в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознания: «Фонетики», «Морфологии», «Лексикологии», «Синтаксиса».
    Вот несколько примеров подобных игр для учащихся 1-4-го класса. «Анаграммы»:
    Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: атлас (салат), адрес (среда), автор (товар, отвар).
    «Неполные слова»:

    На доске записывается столбик букв, с точками на месте согласных. Дети отгадывают слова только по данным гласным.

                .О..А.А

                .О..А.

                .Е.Е.И.О.                   (комната, вокзал, телевизор)

    «Ступеньки»

    На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.

    МЫ

    МИР

    МЫШЬ

    МИШКА

    МОЛОКО

    МАГАЗИН и т.д.

    «Телеграмма»          

    Берётся одно слово, и каждый придумывает телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы, второе – со второй и т.д.

    МУКА

    «Машину украли! Караул! Автостоянка!»

    «Слова»

    Составить цепочку слов, чтобы каждое слово в ней начиналось на ту букву (звук), на которую заканчивалось предыдущее.

    «Укрась слово»

    К существительному подобрать как можно больше прилагательных.

    «Кто что делает»

    Ведущий называет предмет, ученики по очереди говорят, какое действие он совершает.

    «Эстафета-рассказ»

    Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определенное время (работа в группах). Каждый участник имеет право добавить только одно-два предложения к уже написанному. Тему рассказа определяет учитель. Цель игры - активизировать спонтанную речь детей.
    «Игровое задание «Кто-то начал, ты продолжи…» (проба поэтического пера)
    Дается начало строки, известной или не очень. Учащиеся должны  самостоятельно закончить, развернуть сюжет.

    Возможные примеры начала стихотворных строк:

    1) А у нас теленок есть,

    Любит травку он поесть…

    2) Шла лесной тропинкой

    Бабушка с корзинкой…

    3) Убежало молоко,

    Убежало далеко…

    4)Белгород – родной мой город...

    «Лингвистические игры»

    1.      О каком слове идет речь?
    На нем «мир стоит», оно «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «с ложью не дружит». (Правда)

    2.     Попробуйте дать толкование слова «правда» (учащиеся работают с толковыми словарями и записывают значение слова в тетрадь).

    3.     Найдите друзей и врагов слова «Правда» (синонимы, однокоренные слова - это друзья, антонимы - враги).

    4.     Запишите как можно больше пословиц со словом.

    Задание «Сочинение – 4 минуты»
    ЦЕЛЬ: развитие воображения, гибкости и беглости мышления, волевой регуляции, ориентации во времени, умения четко формулировать свои мысли, создание положительного эмоционального настроя к написанию сочинения.
    СОДЕРЖАНИЕ: учитель просит учащихся назвать два существительных, а затем весь класс в течение четырех минут пишет мини-сочинение ровно из четырех предложений с использованием названных слов.
    По окончании времени написания сочинения учитель предлагает желающим прочитать свою работу. Когда сочинения прочитают 5-6 человек, можно переходить к другим упражнениям.
    РЕКОМЕНДАЦИИ: данное упражнение помогает учителю учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Как показывает практика, подобный вид работы способствует развитию речи, умения писать сочинения. После проведения подобной работы в течение длительного времени у учащихся повышается мотивация к выполнению этого вида работы, снижается тревожность.

    Задание «Я-звезда»
    ЦЕЛЬ: формирование позитивной Я-концепции, повышение самооценки, развитие мотивации достижения, снижение уровня тревожности.
    СОДЕРЖАНИЕ: каждый ученик выбирает известного литературного героя (исторического деятеля, политика, артиста и др.) и в течение 2-3 минут произносит монолог от его имени, высказывая при этом точку зрения на различные события (в стране, в мире, в школе), чувства и эмоции. Остальные учащиеся пытаются отгадать, чей образ моделирует выступающий. Удачные фразы, движения могут быть отмечены аплодисментами
     присутствующих.
    РЕКОМЕНДАЦИИ: это задание может выполняться группой учеников, в этом случае прозвучит диалог известных литературных героев или будет разыграна ситуация с их участием. Выполнение задания способствует повышению самооценки учащихся, выступающих в роли статусных фигур, общепризнанных в обществе.

    При организации личностно-деятельностного взаимодействия учителя и учащихся при выполнении этих работ  рекомендую сочетание коллективной формы работы на этапе выделения проблемы с индивидуальным поиском решения задачи. Это позволяет учащимся обмениваться опытом постановки задачи, дает возможность личного роста, выхода на новый творческий уровень выполнения задания и в то же время продемонстрировать различные варианты решения в рамках одной коллективно выбранной проблемы.

     На уроках русского языка  особое внимание стоит уделять творческим заданиям. Такие задания  должны стать формой выражения собственного «я» ребенка, его мыслей и чувств, стать душевным откликом на события его собственной жизни, кроме того, творческое задание может оказать психотерапевтический эффект, снять тревожность, неуверенность в себе, повысить самооценку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

    Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках родного языка.

    Статья раскрывает возможности уроков родного языка для развития творчества младших школьников....

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

    Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

    Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

    Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

    В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.

    «…Скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о вместимости своего родного ...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

    Поскольку  у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления,то цель предлагаемых заданий -развитие детской фантазии,умения сочинять сказки,стихи....