Главные вкладки

    Статья на тему:
    Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

    Нафтаева Светлана Алексеевна

        В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными  потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.
           Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий,  формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, творческих способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.
    Решение проблемы развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе  требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) с целью индивидуализации. Стратегическим направлением активизации обучения должно стать не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности.
     

          Ус              Устное народное творчество благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности младших школьников - формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. Общность творческих и образовательных интересов учащихся, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

        

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов  устного народного творчества»

    Из опыта работы

    Нафтаевой Светланы Алексеевны,

    Учителя начальных классов

    МБОУ-СОШ№12

    ст. Новониколаевской

    Калининского района

    Краснодарского края

    353784

                       

    I Введение

    II Целостное описание опыта

       

    1. Система работы с малыми фольклорными жанрами.

    1. Реализация творческих возможностей учащихся при использовании пословиц, поговорками, загадками на уроках русского языка и литературного чтения.

    1. Использование народного творчества и развитие творчества учащихся во внеклассной работе.

    III Заключение.

                                                       Пословицы и поговорки,

                                   сами дыша жизнью, пробуждают

                                      к жизни и семена родного слова,

                                            всегда коренящиеся, хотя и

                                      бессознательно, в душе ребёнка.

                                                                                     Л.Н. Толстой

     Введение

        В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными  потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.
          Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий,  формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, творческих способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.
    Решение проблемы развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе  требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) с целью индивидуализации. Стратегическим направлением активизации обучения должно стать не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности.
         Устное народное творчество благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности младших школьников - формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. Общность творческих и образовательных интересов учащихся, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

         

     Система работы с малыми фольклорными жанрами

           

           Работу с малыми фольклорными жанрами следует начинать с первого класса. Использование пословиц, поговорок и загадок на уроках русского языка и чтения делают их богаче по содержанию и интереснее по форме. В настоящее время всё большее внимание уделяется использованию игры в обучении и воспитании младших школьников. Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения, развитию творческого потенциала детей. Такие ситуации могут быть созданы путём внедрения  в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезное упражнение для ума.

                Загадка развивает в ребёнке догадливость, сообразительность. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. «Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает». Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому  предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребёнка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира. Эти мыслительные операции  важны не сами по себе, а тем, что ребёнок открывает для себя поэзию окружающего мира.         Как уже упоминалось выше, загадки, как и пословицы,

    играют большую роль в воспитании нравственных и эстетических чувств ребенка. Отгадывание загадок, объяснение пословиц оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению, к доказательству, развивает способность к анализу, синтезу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

            Пословицы, поговорки, загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках.

              Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве загадок, объяснении пословиц, надо ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна; не просто объяснить пословицу, а связать её с примером из жизни или художественной литературы. Необходимо вызвать интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Чтобы менялись содержание и способы доказательства загадок и объяснения пословиц, надо предлагать разные загадки и пословицы об одном и том же предмете, явлении. Это способствует активизации словаря учащихся, показывает, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.

         Постоянная,  систематическая работа в школе над пословицами и загадками очень много даёт учащимся. Они учатся собирать народные изречения, анализировать их смысл , понимать обобщающий характер.    

            Разнообразная  и интересная работа с пословицами и загадками  не только прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, но так же учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью.

           В воспитательной  работе   отвожу существенное место  пословицам и  поговоркам   при формировании  нравственных ценностей. Для детей значимы понятия: доброта, Родина, дружба. Многие учащиеся старались сформировать у себя такие качества личности, как правдивость, доброта, справедливость, честность. Дети понимают, какие требования предъявляются к дружбе, к другу, что поступать нужно так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Высока себестоимость понятия «Родина», все понимают, что в будущем наша задача не только любить её, но и защищать. Трудолюбие отмечают как положительное качество личности, которое помогает человеку жить в обществе. Ребята понимают назначение пословиц, хотят знать и употреблять их в речи.

         

    Методика работы с пословицами, поговорками,

          загадками на уроках русского языка  и

          литературного чтения

          С первого класса дети знакомятся с элементами устного народного творчества. Почти в каждый урок «Азбуки» включаю  2-3 пословицы. Дети интересно объясняют смысл своего понимания пословиц, в первом классе им ещё сложно   самостоятельно   связывать ситуации   в пословицах с примером из жизни, поэтому эта работа происходит под руководством учителя. Но в дальнейшем, когда работа над жанрами проводится систематически, дети не только могут успешно  провести параллель  с жизнью, а так же приобретают такой важный навык как умение применять пословицу или поговорку в нужном месте в соответствии с  определённой  ситуацией.

    .Фрагмент урока на тему: «Устная речь».

                Классификация слов на группы.

    - Как можно, одним словом назвать животных на верхнем рисунке? (Дикие)

    - Как, одним словом назовём животных на нижнем рисунке?

    (Домашние.)

         Загадки о животных (загадывают заранее подготовленные дети).

    - Кто из них домашнее, а кто – дикое животное?

    Сердитый недотрога

    Живёт в глуши лесной.

    Иголок очень много,

    А нитки ни одной.          (Ёж)

    Сама пёстрая, ест зелёное,

    Даёт белое. Кто это?      (Корова)

    И др.

    3.Фрагмент урока на тему: «Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков».

             Звуковой анализ отгадок.

    Мудрецов – богатырей

    Знает каждый грамотей.   (Буквы)

    Поле белое,

    Овцы чёрные.    (Бумага и буквы)

    4.Внеклассное чтение «Скороговорки, считалки, небылицы»

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Начинается считалка:

    На берёзу села галка,

    Две вороны, воробей,

    Три сороки, соловей.

    У Иванова двора загорелася вода.

    Всем селом пожар тушили,

    А огонь не загасили.

    Пришёл дедушка Фома, расседая борода.

    Он народ погнал в овин, затушил пожар один.

    Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал.

    Только слышно стороной: затушил он бородой!

    5. Букварный период. Для достижения поставленных в работе целей  была изготовлена «Весёлая азбука для Анечки и Ванечки»- занимательное изучение алфавита. Карточки с буквами содержат множество пословиц и поговорок, а любимые всеми загадки помогут ребёнку быстрее запомнить алфавит.

    Аа

    Пословицы и поговорки

    Азбука – к мудрости ступенька.

    Аккуратность человека красит.

    Загадки

    На странице букваря  33 богатыря.

    Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.

    К нам приехали с бахчи

    Полосатые мячи.

    Уроки чтения – это благоприятная почва для использования малых фольклорных жанров.

       Целью урока является не только знакомство с произведением, его автором, но и обеспечение понимания смысла пословицы, расширение зрительных представлений детей, развитие образного мышления, творческого воображения. На этапе закрепления проводится работа с пословицами, которые подобраны по теме урока. Учитывая особенности  наглядно-образного мышления младших школьников, необходимо использовать в работе с  пословицами картинки, иллюстрации.

       Пословицы и поговорки выписываются под номерами столбиком на доске, где выставлены также под номерами в таком же количестве иллюстрации. Учащиеся должны определить соответствие или несоответствие последних к предложенным пословицам. Результаты выполнения заносятся на карточку, которую получает каждый учащийся, она выглядит следующим образом:

    П о с л о в и ц ы                                И л л ю с т р а ц и и

    1.____________________________________________.

    2.____________________________________________.

    3.____________________________________________.

    4.____________________________________________.

    5.____________________________________________.

                                                         

                                                       

    Напротив каждого номера пословицы ученик пишет номер той иллюстрации, которая, по его мнению, соответствует данной пословице. Если же он считает, что  нет соответствующей иллюстрации к какой-либо пословице, то напротив номера этой пословицы ставится знак «  - « (минус).

     На доске написаны пословицы:

    1. Дело мастера боится.
    2. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
    3. Поспешишь – людей насмешишь.
    4. Ты меня, работушка,  не бойся, я тебя не трону.
    5. Работа без ума никому не нужна.

    Рядом выставлены следующие иллюстрации:

    1. Мальчик со столярным инструментом. Он мастерит кормушку для птиц. Кормушка получается хорошая. Мальчик радостно улыбается.
    2. В доме у окна, подперев щёку рукой, сидит девица; со скучающим видом она смотрит в окно. У лавки, где она сидит, валяется брошенный ею веник. В доме не прибрано. А за окном в пруду женщины полощут бельё, кто-то моет коня, кто-то ловит рыбу. Мимо окна улыбающаяся девица несёт на коромысле воду.
    3. Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Но пока он приделывает его к дереву, крышка отвалилась. Сам скворечник завалился набок. Птицы полетели прочь от такого домика.
    4. Во дворе дома только что кипела работа. Вокруг лежат наколотые дрова, часть их уже уложена в поленницу. Работник вспотел от работы, от него исходит облако пара. Он присел на минутку отдохнуть и перекусить, в руках у него ломоть хлеба с салом.
    5. Зима. Дети катаются на коньках по льду. А один мальчик, которому показалось, что очень скользко, посыпает его песком. Уже кто-то прокатился по посыпанному песком льду и упал.

         Необходимо обратить внимание детей на картинность, живописность формы пословицы, её способность рисовать жизнь, не прибегая к описанию.

    2.) Фрагмент урока чтения на тему: «Закрепление и обобщение по разделу «Устное народное творчество».

           На уроке был предложен такой вид работы с пословицами: детям даётся начало пословицы, а им необходимо закончить её.

             Труд кормит, а что же лень?

           

      Ученье свет, а неученье что?

             

     Поговорка – цветочек, а что же пословица?

          

       Готовь сани летом, а что же зимой?

           

      Дружно не грузно, как же врозь?

    Далее детям предлагается восстановить пословицы, вставляя пропущенные слова:

      1.     За (какой?) головой, как за каменной горой.

              Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

    1. (Какое?) слово, что весенний день.

               Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

    1. (Какая?) книга – лучший друг.

    Слова: хорошая, поучительная, интересная.

     

    1. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.

    Слова: прочную, крепкую, хорошую.

    На уроках русского языка продолжается знакомство учащихся с образцами устного народного творчества.

              Пословицы и поговорки становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса.

         1.Например, фрагмент урока на тему: «Разделительный мягкий знак (ь)».

            После сопоставления разделительного мягкого знака (ь) –  и мягкого знака (ь)-  показателя мягкости согласных предлагаются учащимся пословицы, записанные на доске:

        Больше дела, меньше слов.

        От желанья к исполненью приложи уменье.

    Сначала идёт работа над смысловым значением пословиц:

    - Как вы понимаете пословицы?

    - В какой ситуации их можно применить?

    После этого даётся задание: сначала вы писать пословицу, где есть слова с разделительным мягким знаком (ь), а потом пословицу, где мягкий знак (ь) смягчает предшествующий согласный звук. Далее проводится проверка работы. Дети доказывают правильность выполненного задания с помощью правила. Одни пословицы ученики списывали с доски, другие пословицы комментировали  или писали под диктовку, проводили выборочную работу. В общем, в любом виде работ обязательным является нахождение всех знакомых орфограмм, выявление прямого и переносного значения пословиц.

    2. Фрагмент урока на тему: «Правописание жи, ши, ча, ща, чу,щу».

        Дети записывают пословицу: Жить – Родине служить.

    Проводится работа над смысловым значением пословицы: «Что значит Родине служить?» На дом предлагается детям подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются слова с данными сочетаниями.

        На следующем уроке заслушиваются пословицы, а некоторые из них записываются в классе:

            Жизнь правде посвящай.

            Сам  погибай, а товарища выручай.

    Предлагаю группы пословиц и поговорок, которые были использованы на уроках русского языка.

    1. Пословицы, которые были использованы при изучении темы: «Парные звонкие и глухие согласные в конце и середине слов»:

           Зимою шубка не шутка.

          Кошке игрушки, а мышке слёзки.

         Не будь тороплив, а будь памятлив.

         В зимний холод всякий молод.

    2. При изучении слов с непроизносимыми согласными использовались такие пословицы:

         Радостная жизнь сердце веселит.

       Человек трудолюбивый – самый счастливый.

        Честный труд – наше богатство.

       Сердце матери лучше солнца греет.

    Для закрепления данной темы  предлагается работа по карточкам:

    Вставь пропущенные согласные

    Радос..ная жизнь сер..це веселит.

    Чес..ный труд – наше богатство.

    Рукам работа, душе – праз..ник.

    3.При изучении слов с  удвоенными согласными использовались следующие пословицы:

         У коллектива большая сила.

        Ссора до добра не доводит.

     В субботу на работу, в воскресенье на веселье.

         Индивидуальная работа по карточкам:

    Объясните смысл пословиц и подчеркните орфограмму:

    В субботу на работу, в воскресенье на веселье.

    Ссора до добра не доводит.

    4. При работе по теме «Личные окончания глаголов 2-го лица» использовались пословицы:

           Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

           Без пословицы не проживёшь.

          Одной рукой узла не завяжешь.

    Для закрепления знаний по теме использовались карточки:

        Допиши окончания глаголов

         -ешь   или –ишь

    Поспеш___  - людей насмеш__    .

    Что посе__  , то и пожн___   .

    Дела__  наспех, сдела__   на   смех.

    5. При изучении темы «Неопределённая форма глагола» использовались пословицы:

           Без дела жить – только небо коптить.

           Учить – ум точить.

           Грамоте учиться – всегда пригодиться.

    6. При формировании навыков правильного письма имён существительных с шипящими на конце использовались пословицы:

        На помощь надейся, а сам не плошай.

       Спящий кот мышь не поймает.

       Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

    7. При изучении слов с мягким знаком (ь) для обозначения мягкости согласных использовались такие пословицы:

            Маленькое дело лучше всякого безделья.

           Больше дела, меньше слов.

          Умел взять – умей отдать.

    8. При изучении тем «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений», «Не с глаголами» использовались пословицы:

        Правда в воде не тонет, и в огне не горит.

       Труд кормит, а лень портит.

       Берись дружно, не будет грузно.

    9. При изучении местоимений использовались такие пословицы:

         Одна у человека мать, одна у него и Родина.

         Живи для людей, поживут люди для тебя.

         Брат мой, а ум у него свой.

    10. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу

         Живи всяк своим умом.

        Не давши слова – крепись, а давши – держись.

       Грибы ищут – по лесу рыщут.   

        Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

                 Вставь пропущенные буквы

    Умел на…ть – умей  и окончить.

    …знь правде посвя…й.

    Сам погибай, а товари…  выру…й.

    11.  Слова с разделительными Ъ и Ь знаками

          Без терпенья нет уменья.

          Знает кошка, чьё мясо съела.

    Вставь нужную букву

       Ъ или  Ь  знак

    Терпен(ь, ъ)е и труд всё перетрут.

    Повторен(ь, ъ) – мать учен(ъ, ь)я.

    Чтобы рыбку с(ь, ъ)есть, надо в воду лезть.

    12. При изучении темы «Парные  звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов»

         Зимою шубка не шутка.

        Кошке игрушки, а мышке слёзки.

       Хороший друг – это настоящий клад.

    Для закрепления материала использовались карточки для индивидуальной работы:

           

                    Вставь пропущенные буквы

                б-п, в-ф, г-к, д-т,ж-ш, з-с

    В чужих руках всё дело ле..ко.

    Не в бро..ь, а в гла.. .

    Сядем ря..ком да поговорим ла..ком.

    13. Падежные окончания имён сущ. 1, 2, 3 склонения

          Делу – время, потехе – час.

         И на солнце есть пятна.

        Умный товарищ – половина дороги.

         Допиши окончания в словах

    Солдата к слав..   ведут  учень..   и  труд.

    Богаче Сибир.. нет земли в мир..  .

    Труд – дело чест.., слав.., доблест.. и геройств..  .

    14. Пословицы, которые были использованы в работе по теме «Имя прилагательное»

          Зимнее солнце плохо греет.

         Без хорошего труда нет плода.

         Ударная работа человека красит.

          Вставьте нужное слово

    а)…..  дело лучше …   безделья.

    б)…..  друг лучше …    двух.

    красивый, новый, старый, некрасивый, большой, средний,

    маленький.

    15. Правописание предлогов и приставок.

          Это ещё вилами на воде написано.

          Нашла коса на камень.

          Легко чужими руками жар загребать.

          Раскройте  скобки

     Ум  (за)разум   (за)шёл.

      (За)край  родной иди  бесстрашно (в)бой.

      Труд  (на)кормит  и  (на)учит.

       Нашла  коса  (на)камень.

    Задания подобного рода можно систематически использовать на протяжении всех лет обучения. Это позволяет учителю, используя материал учебника, в полной мере решать учебно-воспитательные задачи по формированию системы ценностей у школьников.

        В первом классе тексты пословиц и поговорок можно использовать практически на каждом уроке, например:

    1. Прочитай пословицу. Объясни её  смысл. Придумай историю,  в которой можно было бы использовать эту пословицу. «Нет в мире краше Родины нашей».

    2. Прочитай пословицы. В чём смысл каждой из них? Приведи пример из жизни, когда было бы уместно употребить эти пословицы. «Вина голову клонит»,  «За худые дела слетит и голова», «Виноват медведь, что корову съел, а не права и корова, что за поле ходила».

    Аналогичные задания есть и во 2 классе.

     Например:

      1. Прочитай пословицу. Объясни,  почему так говорят.

        «Хлеб – батюшка, вода – матушка».

     2. Какие слова пропущены в пословицах? Объясни,  почему так говорят. «Семь бед - …»,  «Не зная броду …», «В мешке шило …».

     3. Прочитай пословицы. Почему так говорят? Какие пословицы о труде ты знаешь?   «Без труда нет добра», «Делу -  время, потехе – час», «Труд человека кормит,  а лень – портит».

    В 3 классе задания постепенно усложняются, на основе текстов пословиц и поговорок закрепляются, совершенствуются ЗУН, полученные на уроках, например:

       1. Составь из слов пословицу и напиши. Объясни её смысл.

            Ученье, неученье, свет, тьма.

        2. Прочитай пословицы. Напиши по памяти. Объясни смысл пословиц. Подбери ещё одну пословицу на эту же тему.

          «В дружбе, правда», «Неверный друг – опасный враг»,

          «Друг лучше старый, а платье – новое».

    Подобные задания можно использовать и в 4 классе.

    1. Прочитайте пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Объясните смысл пословиц.

       «Знай больше, а говори___________ .

    «Умный себя винит, а_____________  своего товарища.

    2. Прочитай пословицы, изменяя падеж существительных, которые даны в скобках. Объясните смысл пословиц.

      «У кривой (палка) не бывает прямой (тень)».

      «Красна весна (цветы), а осень (плоды)».

    3.Составь рассказ, который можно озаглавить пословицей

       «Что посеешь, то и пожнёшь».

    Таким образом, учебники «Родная речь» и «Русский язык» позволяют использовать и организовать полноценную работу по изучению пословиц и поговорок. Работа над смыслом пословиц и поговорок обязательна на уроках, ведь пословицы и поговорки  являются хорошим материалом для развития речи и самое главное для воспитания личности школьника. Дети высказывают своё мнение, дискутируют. Это благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для письма. Они метки, лаконичны, школьники любят их и легко запоминают.

    Использование малых фольклорных жанров во внеклассной работе

    1. Фрагмент занятия на тему: «Устное народное творчество».

    1.Задание «Знаешь ли ты пословицы?»

         1конкурс. Играющие делятся на две команды. Ведущий называет тему, на которую учащиеся должны вспомнить пословицы. За каждую пословицу засчитывается балл.

    - Вспомните пословицы о труде:

          1 команда: Маленькое дело лучше всякого безделья. Больше дела, меньше слов.

        2 команда: Не спеши языком, торопись делом. Поле труд любит. Терпенье и труд всё перетрут.

           2 конкурс. Ведущий поочерёдно каждой команде называет слово. Дети должны назвать пословицы, в которых есть это слово.

    Для 1-ой команды: повторенье, дело.

    Для 2-ой команды: воробей, шило.

    Ответы детей:

    Повторенье – мать ученья.

    Сделал дело – гуляй смело.

    Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

    Шила в мешке не утаишь.

          3 конкурс. Чья команда больше загадает загадок об инструментах.

    1 команда: Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы) Свинка – золотая щетинка, льняной хвост, по белу свету скачет, всех людей красит. (Нить, игла)

    2 команда: Принялась она за дело, завизжала и запела, ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила) Сам худ, голова с пуд, как ударит – крепко станет. (Молоток)

          4 конкурс. Дополни пословицы.

    1 команда: Старый друг…(лучше новых двух). (Хлеб кушай)…, а хозяина в доме слушай.

    2 команда: Новых друзей наживай…(а старых не утрачивай). (Семь раз отмерь)…, а один раз отрежь.

    1. Фрагмент  устного журнала  «Зимушка-зима».

    Оборудование:  рисунки на зимнюю тематику, плакат с кроссвордом «Снегурочка»,  плакаты с пословицами.

    1   с т р а н и ц а.

    Отгадайте:

    Кто поляны белит белым

    И на стенах пишет мелом,

    Шьёт пуховые перины,

    Разукрасил все витрины? (Зима)

    Какие месяцы считаются зимними? Как объяснить пословицы: Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь – году начало, зиме середина. Вьюги да метели под февраль налетели.

    - Любит русский народ зимушку-зиму. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длительными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать , и стихи почитать, и песни спеть. А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество. Загадает их нам (читаем хором) «Снегурочка». В каждую клетку кроссворда помещается одна буква отгадки.

    1. Меньше тигра, больше кошки,

    Над ушами кисти-рожки.

    С виду кролик, но не верь.

    Страшен в гневе этот зверь!

    И ему не крикнешь: «Брысь!»,

    Потому что это…(Рысь).

    2. Он слетает белой стаей

    и сверкает на лету.

    Он звездой прохладной тает

    На ладони и во рту. (Снег)

    3.Кто осенью спать ложится, а весной встаёт?(Медведь)

    4.Жил я посреди двора,

    где играет детвора.

    Но от солнечных лучей

    Превратился я в ручей. (Снеговик)

    5.Что вверх корнем растёт (Сосулька)

    6.Из капкана он уйдёт,

    из аркана убежит.

    В тундре звёздной и морозной

    Всюду путь ему открыт. (Ветер)

    7.За белой дверцей стужа, лёд,

    там Дед Мороз, друзья, живёт. (Холодильник)

    8.Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лисичка).

    9.Белой стайкой мошкара

    Вьётся, кружится с утра,

    Не пищат и не кусают,

    Просто так себе летают. (Снежинки).

    10. Скачет по лесу то взад, то вперёд,

    Воет, гудит и деревья трясёт. (Вьюга)

    2 с т р а н и ц а – музыкальная.

    3 с т р а н и ц а – поэтическая.

    4 с т р а н и ц а – заключительная.

    Обобщая сказанное, следует заметить, что пословицы, поговорки, загадки имеют большое значение в воспитании и обучении младших школьников по многим причинам.

         Во-первых, в них все предметы изображаются с помощью сравнений чрезвычайно наглядно, просто и метко.

    Пословицы и загадки, пробуждая в детях живое чувство при усвоении окружающих явлений,  не утомляют слишком их воображение и ум и заключают в себе ту наглядность, которая удовлетворяет педагогическим требованиям.

          Во-вторых, они дают богатый материал к изучению русского языка с его живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений.

          В-третьих,  пословицы  и загадки   рядом с верным изображением природы всегда дают намёк на человеческие отношения, указывают на присутствие живого, разумного чувства.

         Это важно для детей, которые любят всё относить к своему чувству.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Работа с фольклорными жанрами может стать неотъемлемой частью систематической работы по развитию речи школьников, необходимой для активизации их творческой речевой деятельности. Для этого необходимо обращаться к разнообразным фольклорным жанрам на уроках русского языка и  чтения, во внеклассной работе. Активно работать над расширением словарного запаса учащихся, пробудить у детей интерес к этой богатой области языка, так как фольклорные тексты в подавляющем большинстве случаев отличаются замечательными художественно-выразительными достоинствами, придающими нашей речи образность, эмоциональность и выразительность.

       Говоря о содержательной стороне пословиц и поговорок, следует подчеркнуть, что это высоко нравственный жанр. Пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие. Осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.

        Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность, ощутить радость познания красоты родного языка.

         Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

    • использование малых фольклорных жанров обогащает речь учащихся начальной школы;
    • повышает грамотность;
    • способствует пополнению словарного запаса учащихся;
    • оказывает влияние на нравственное воспитание младших школьников;
    • уроки с включением в них загадок и пословиц  вызывают у ребят живой интерес, побуждают к творчеству.

        Возможности малых фольклорных жанров как учебного материала велики, и учителю следует использовать их в полной мере.

          Рекомендуемые для самообразования источники указаны в библиографическом списке.

     

    Библиография

    1. Даль В.И. «Пословицы русского народа», - М. Просвещ., 1989г.

    2. Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский  фольклор». «Пособие для учителей»,- М., 1957г.

    3. Введенская Л.А. «Пословицы и поговорки в начальной школе». «Пособие для учителя», - М., 1963г.

    4. Гаврин С. Г. «Фразеология русского языка», - М., Просвещ., 1967г.

    5. Жуков В.Г. «Словарь русских пословиц и поговорок», - М., 1966г.

    6. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению», - М.1991г.

    7. Илларионова С.Г. «Учите детей отгадывать загадки», - М., Просвещ., 1976г.

    8. Клименкова В.А. «Использование на уроках элементов устного народного творчества», - «Начальная школа», 1996г., №5

    9. Лазутин С.Г. «Поэтика русского фольклора», «Учебное пособие для ВУЗов», - М., 1989г.

    10. Лухтай Л.К. «Литературное развитие младших школьников средствами фольклора», - «Начальная школа», 1996г., №1

    11. Метропольская Н.Л. «Русские пословицы как малый жанр русского фольклора», - Вильнюс, 1973г.

    12. Морозова Л.А. «Антитеза в пословицах: фольклор как искусство слова», - М., 1975г.

    13. Мокиенко В.М. «В глубь поговорки», - М., Просвещ., 1975г.

    14. Фетисов В.А. «Сборник загадок», - М., 1986г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

    Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

    Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках филологического цикла и во внеурочное время (авторский проект)

    Работа представляет собой анализ организационно - педагогических условий развития творческих способностей младших школьников, содержит конкретные примеры из педагогического опыта по развитию творчески...

    Презентация по теме "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках филологического цикла и во внеурочное время"

    Презентация представляет собой обобщение опыта работы учителя по развитию творческих способностей младших школьников на уроках филологического цикла и во внеурочное время с приведением конкретных прим...