Обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения"
материал по чтению (4 класс)

Булавина Ирина Анатольевна

Обобщение опыта работы учителя начальных классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogieskogo_opyta_raboty.docx1022.06 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ

Булавиной Ирины Анатольевны

учителя начальных классов

первой квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней школы с. Талица

 Елецкого района Липецкой области

Тема опыта:  

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения

Творчество – это умственная гимнастика.
Творчество – это ключ для развития мышления.
Творчество – это свобода деятельности и мысли.

2018-2019 уч.год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сведения об авторе.

2. Условие формирования опыта.

2.1. Актуальность.

2. 2. Повышение профессиональной компетенции.

3.  Введение.

4.Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников.

4.1. Сущность понятия «творческие способности»

4.2.   Основные условия развития творческих способностей младших школьников

4.3.  Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения.

5. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников.

5.1 Система упражнений, способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

6.Заключение.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

                                                                           

ФИО:  

Булавина   Ирина    Анатольевна                                                                        

Дата рождения:             6 сентября 1972 года

Образование:                  высшее, 1993 год  Елецкий государственный педагогический институт

Специальность:             педагогика и методика начального образования

Квалификация:              учитель начальных классов

Место работы:               Муниципальное бюджетное общеобразовательное                    .                                         учреждение   средняя школа с.   Талица  Елецкого      

района  Липецкой области

Стаж работы:                25 лет

Квалификационная  

категория:                    первая, 2018

Повышение  

Квалификации:      Организация достижения предметных и метапредметных планируемых результатов младшими школьниками в соответствии с ФГОС НОО.

108 часов 23 октября 2018 года – 30 октября  2018 года.

Награды:        1.  Грамота за добросовестный труд в системе образования, большой личный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения.  (2011)

2.   Почётная грамота за многолетний добросовестный труд, личный вклад в  развитие системы образования Елецкого района и  в связи с профессиональным праздником «Днём учителя» .(2018)

                      2. УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА

На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

1) изучение накопленного опыта по проблеме «Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?» в методической литературе;

2) изучение опыта коллег в процессе посещения уроков, конференций;

3) участие в районных и региональных методических объединениях, семинарах, педагогических мастерских, конференциях.

2.1. Актуальность.

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

 Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Поэтому темой своего проекта Булавина И.А. выбрала «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения» и выделила для себя проблему «Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?»

2.2.Повышение профессиональной компетенции.

На формирование педагогического опыта Булавиной И.А. значительное влияние оказало посещение педагогических мастерских своих коллег, педагогических конференций .

3. ВВЕДЕНИЕ.

Дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое. Как сделать, чтобы дети были счастливы в школе? Как сохранить у них огонек жажды знаний? Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий. Собирался в школу, малыш был уверен, что учеба - это радость, надеялся на успех и одобрение учителя. Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть уверенным в себе. Успех в учении вдохновляет на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. В каждом человеке с детства заложены самые различные способности: их надо только развивать, не боясь труда. Новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, соответствующих приемов организации учебного процесса. Ученик должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Без усилий эмоционального интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активизация познавательной деятельности, ни сознательного участия в учебном процессе, ни субъектное взаимодействие учителя и ученика.

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, не шаблонностью. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

4.   ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.  

4.1. Сущность понятия «творческие способности»

Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств.  

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.   В основе творческого мышления, лежат следующие основные особенности:

  1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
  3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи.
  4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов.

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

Таким образом, под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.

4.2. Основные условия развития творческих способностей младших школьников.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

  1. Изменение роли ученика. Ученик начальной школы на уроке,   должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал.  
  2. Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений.  
  3. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей.   не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
  4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
  5. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.  
  6. Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.
  7. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность.  
  8. Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.
  9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам, так и по степени сложности.  
  10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся.

На основе изученной литературы по теме, в данной работе Булавина И.А. определяет основные направления и приемы развития таких важнейших компонентов творческих способностей как мотивация, творческое мышление и воображение в младшем школьном возрасте. Ею была разработана система, т.е. упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе.

4.3. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения - проблема, над которой работает Ирина Анатольевна. Обобщая изученную литературу, для решения данной задачи важным, необходимым считает – активность, инициативность, творческий поиск самого педагога. Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети   получают  не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель  создаёт условия для проявления творческих способностей учащихся, владеет тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включает  активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления.  

Для решения развивающих целей обучения Ирина Анатольевна организует планомерное, целенаправленное развитие и активизацию творческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям:

  • познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);
  • задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
  • система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В соответствии с этими требованиями, её занятия включают в себя четыре последовательных этапа:

  • разминку;
  • развитие творческого мышления;
  • выполнение развивающих частично-поисковых задач;
  • решение творческих задач.

Такие задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Такие задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Такая работа   концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида на другой .

5. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников.

5.1.Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного чтения.

 При работе с художественными текстами Ирина Анатольевна выделяет метод творческого чтения. Целью данного метода является активизация художественного восприятия как в начале изучения произведения так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом.   Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтениекомментированное чтениетворческие задания, постановка на уроке учебной проблемы.

Вопросу развития выразительного чтения придает огромное значение, т.к. выразительность, основанная на вдумчивом анализе текста, содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

Что же нужно знать и уметь, чтобы научиться читать выразительно по мнению Ирины Анатольевны?

  1. Необходимо владеть техникой выразительной речи, т.е. голосом, дыханием, дикцией.
  2. Уметь определять для себя задачу чтения, т.е. точно понимать, какие чувства и мысли хотим передать слушателям.
  3. Уметь применять интонационные средства выразительности в точном соответствии с задачей чтения.
  4. Соблюдать законы жанра – произведения разного жанра читаются по-разному, нельзя использовать одни и те же средства речевой выразительности при чтении басни, юмористического рассказа и т.п.

Чтобы чтение учащихся было выразительным, помогает в выборе и использовании средств художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение) и средств звуковой выразительности (голос, интонация, темп, паузы, мелодика, логическое ударение).

Так, изучая тему «Скороговорки», предлагает ученикам упражнения для развития силы голоса (читаем громко, еще громче, тише, еще тише), выбора интонации, логического ударения.

Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания:

  • передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;
  • прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;
  • прочитай предложение с разной интонацией.

Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.

Проводит конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «Не дам!».  

Обязательно должно быть выразительное чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который своей игрой (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) облегчает работу читателей-школьников, помогает им открыть в тексте новые глубины и оттенки. Выразительное чтение   осуществляет как сама, так и профессиональный чтец (в записи); возможно также прослушивание записей спектаклей.

Выразительное чтение самих детей (наизусть или по книге) – это своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста, его интерпретация, практически выполняемая ребенком не только для себя, но и других. Такую работу проводит в виде конкурса чтецов.

Литературное произведение – это искусство слова, поэтому с первого класса использует такое творческое задание, как работа над художественным словом, его значением и формой. Слово позволяет осознать ребятам мир своих чувств. Они отвечают на заданные её вопросы: «Какие настроения возникают, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна» и т.д.  

В работе с детьми Булавина И.А. использую прием «Литературный эксперимент». Цель данного приема – дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова.

Эффективным для понимания и нахождения художественных средств даёт такой прием, когда  не заменяем слово, а «включаем» воображение: «Дождь барабанил по крыше» - как ты это представляешь.

Для воспитания внимания   предлагает детям составить кроссворд по прочитанному произведению или использует готовые кроссворды.

В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница». Это творческая игра в слово. Суть игры такова. На доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы. Можно привлечь не только пословицы, но и поговорки, загадки, различные примеры детского фольклора.

Использует в работе над словом следующие задания:

Задание «Соединялки» учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: линейка – книга , шляпа – мост,  газета – верблюд, солома – телевизор, утюг – трамвай. Вопросы должны быть необычными или смешными.

Задание «Определение». Раздаёт карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.

Задание «Парад домашних творческих достижений». Даны слова: телефон, цирк, детский сад, торт и др. Одна группа должна дать парадоксальное толкование каждого слова, а другая определяет лучшее толкование слов.

Прием «Мозаика»

Класс делит на группы и каждой группе предлагает задать вопросы по заданному отрывку текста.

Прием «Ассоциативные загадки»

Большое внимание на уроках уделяет фольклору, особенно работе с пословицами, загадками, русскими народными сказками, а также с былинами и легендами. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием загадок проходят у Ирины Анатольевны интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете.
Пословицы и загадки использует в творческих работах для закрепления понятия «созвучие» или «рифма .

Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей.

Виды творческих работ с пословицей:

  • Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.
  • Выбрать сказку, к которой подходит пословица.
  • Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.
  • Конкурсы: «Знаток русских пословиц», «Знаток малых жанров русского фольклора».

C:\Users\Андрей\Desktop\ФОТО\DSCN3116.JPG

С первых уроков грамоты и слушания в первом классе постепенно включает  задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности учащихся: выделение и чтение отдельных эпизодов, характеристика героев, сравнение героев, их речи, поступков.

Булавина И.А. учит выражать «точку зрения» автора, героев и читателя. Работая с текстом, дети определяют, «чьими» глазами видится то или иное явление жизни.  

Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.  

Проводит:

  • конкурс ораторов, при этом учит ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе;
  • игра «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашает сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

С первых уроков чтения Ирина Анатольевна применяет много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учит учащихся   рифмовать слова, складывать рифмованные строчки.

Для детей подготовила упражнения:

  • дополни слоги до слов (му-, про-);
  • закончи фразу;
  • придумай рифму к слову (лучик - …);
  • соедини рифмующиеся слова;
  • поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);
  • игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга);
  • придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;
  • игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);
  • игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам;
  • восстанови рассыпанное стихотворение;
  • допиши стихотворение по его началу: 
    «Покидают утки пруд,
    Далеко летят на юг…
  • игра «Кто больше подберет рифм»
    Синички – водички – птички
  • игра «Добавлялки»
    Где обедал воробей?
    В зоопарке у…
  •  «Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

C:\Users\Андрей\Desktop\ФОТО\DSC01909.JPG

Для развития творческих способностей детей она использую методический прием (интерпретация сказки).

Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.

Вот примеры некоторых заданий.

  1. Опиши характер главного героя до встречи с… и после.
  2. Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
  3.  «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
  4. Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)
  5. Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).
  6. Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении. Обращение к классу:
    - Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек).
    - Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.
  7. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.
  8. Перестановка персонажей внутри одной сказки.
  9. Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
  10. Перестановка персонажей.
  11. Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.

 Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника.  Дети  пишут собственную сказку, в начале обучения  использует приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

Выделять опорные слова из сказки

- Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор: дед, баба, курочка, яичко, мышка.

 - Коллективное выделение опорных слов из сказки.

 - Самостоятельный подбор опорных слов.

На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь.

- Сочинение сказки по опорным словам.

Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет:

По опорным словам вспоминают сказку, находят лишние слова. На основе лишних слов придумывают новые интересные действия в известной сказке.

Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.
Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.
Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.

C:\Users\Андрей\Desktop\ФОТО\DSCN3417.JPG

Сочинение сказки по началу или по концу.

Даёт детям более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок. Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из горошинок, М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» придумать продолжение истории о дружбе кошки и собаки. При сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.

Создание собственной оригинальной сказки.

Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет.   Использует такой прием:

Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы, например:

К -кикимора
А – амулет
Щ – щука
Е – Емеля
Й – йог

Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не нужны, можно не использовать.

При сочинении сказок составляет «сказочный словарь», где дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы.

Активно использует метод фантазирования, который содержит приемы фантастических гипотез, придумывания фантастических объектов

Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Начиная с 1 класса, учит детей составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением.  

Приемы создания собственных текстов:

  1. Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства.
  2. Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.
    Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.
    Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.

D:\Desktop\Перенесенные файлы\Мои документы\WhatsApp Images Хорошие фото много\сбербанк\IMG_20201228_145701.jpg

           

  1. Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде.
  2. Прием «Письмо по кругу» предлагает групповую форму работы. Детям нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.
  3. Высказать свое мнение о книге, спектакле, картине и др. помогает такой вид работы как написание отзыва.  Использует вопросы, при помощи которых, дети выполняют данное задание:
    - Понравился ли тебе рассказ? Почему?
    - Удачно ли созданы автором образы героев?
    - Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров?
    - Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…?
    - Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным?
    - Поясни заглавие рассказа.

Работа с иллюстрацией

Работу иллюстративного характера в начальных классах   начинает с анализа книжных иллюстраций, картин. Уже на уроках обучения грамоте начинает работу над иллюстрациями, обращает внимание детей на мимику, позы изображенных на рисунках персонажей. Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя, предлагает задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете? Расскажите». Анализ иллюстраций является подготовительным этапом перед более сложной формой драматизации. Приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус.

Эта работу строит  по следующему алгоритму:

  1. Выясняем, к какой части произведения дана иллюстрация.
  2. Какой момент изображен?
  3. Прочитать слова, соответствующие иллюстрации.
  4. К какой части текста нет иллюстрации?

  1. Что мы можем нарисовать?

D:\Desktop\Перенесенные файлы\Мои документы\WhatsApp Images Хорошие фото много\сбербанк\IMG_20201228_145813.jpg

Так работа над иллюстрацией у неё плавно переходит в словесное рисование, когда ребенок словами рисует картины к произведению. Обучение словесному рисованию   начинает с создания жанровых (сюжетных) картинок. Словесное рисование эпизода происходит в следующем порядке:

  • выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;
  • «рисуется» место, где происходит событие;
  • изображаются действующие лица;
  • добавляются необходимые детали;
  •  «раскрашивается» контурный рисунок.

Часто проводит игру «Ожившая картина». Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на картине. Представляется несколько «картин», выбирается наиболее удачная.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ФОТО\Мама.Школа\P1030879.JPG

Старается увлечь детей игрой-драматизацией с первых уроков, раскрывает ее секреты на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Часто использует при работе с первоклассниками «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей.   Начинает эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.

F:\КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВНЕУРОЧКЕ\фото экология для конференции\DSCN1454.jpg

Задания:

  1. Изобразить девочку, потерявшую куклу. Она ищет повсюду, но никак не может найти и спрашивает у детей: «Кто-нибудь видел мой бантик?».
  2. Изобразить зайчика, который радуется, когда мальчик дарит ему морковку и говорит «спасибо».
  3. Изобразить кошку и собаку, которые злятся друг на друга.
  4. Изобразить маленькую мышку, испуганную кошкой. Она услышала грозное «мяу!» и не может найти укромное местечко, чтобы спрятаться. Ты превратился в героя сказки: изобрази его голос, манеры.

На уроках творчества дети разыгрывают сценки из выбранных сказок.

Таким образом, происходит не только анализ произведения, но и процесс сотворчества с автором, осознание авторской позиции и выражение своего отношения к поступкам героев. Дети учатся решать противоречия в сказке, прогнозировать развитие сюжета, наблюдать за противопоставленными героями в новых условиях, принимать решения за героя в условиях выбора.

Инсценирование  произведения

Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста. Она применяю общую схему работы по инсценированию:

  1. Восприятие материала, который предстоит инсценировать.
  2. Анализ произведения (обстановка, образ героев и их поступков).
  3. Постановка исполнительских задач: Что нужно передать, разыгрывая сценку?
  4. Выбор выразительных средств (как это сделать).
  5. Пробы (этюды), анализ.
  6. Подведение итогов, его анализ.
  7. Заключительный показ, его анализ.

C:\Users\Андрей\Desktop\ФОТО\DSCN3247.JPG

Более сложная форма драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.

Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Может быть прочитан и отрывок произведения. Чтение по ролям Ирина Анатольевна начинает вводить еще на уроках обучения грамоте. Часто использует такой прием, когда за одно действующее лицо читают сразу два ученика, сидящих за одной партой или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, снимает страх перед чтением, раскрепощает детей. Содержание учебников «Литературное чтение» Климановой Л. Ф. и др.  систематически проводить работу по освоению чтения по ролям. В учебниках 2 – 4 классов регулярно использует разнообразные задания, способствующие развитию этого умения. Начиная с 3 класса,  усложняет прием чтения по ролям, предлагает учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения лиц и, если это возможно, жесты героев. Можно использовать карточки: режиссер, суфлер, актер. Таким образом, она учит детей отражать в мимике, жестах и высказываниях впечатления о героях.

Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения

C:\Users\Андрей\Desktop\ФОТО\Новая папка\DSCN3156.JPG

В работе над произведением Ирина Анатольевна использую рисование по мотивам прочитанных произведений. В рисунке проявляются свободные ассоциации. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию. Так собирается книга-самоделка. Иллюстрирование одного из эпизодов – это эмоциональный отклик детей, отражающий понимание ими содержания текста и личностное отношение к прочитанному.                            

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.

Средневековые гуманисты

Анализируя опыт развития творческих способностей на уроках Булавиной Ирины Анатольевны, можно с уверенностью сказать, что важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека. Исследования проводимые в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников.

  1. Раннее начало (рисование, лепка, конструктор).
  2. Окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы стимулировали - самую раннюю творческую силу.
  3. Максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок.
  4. Большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел.
  5. Умная помощь взрослых.
  6. Эмоциональная сторона дела.

Развивать творчество можно следующими путями:

а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению; 

б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

г) организация индивидуальных занятий творческого характера.

Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.

Развитие познавательного интереса является эффективным средством формирования творческих способностей не только в области решения творческих задач, но и в области изучения теоретического материала. Сравнивая по её наблюдениям, по результатам анкетирования, опросам среди родителей и учащихся, по итогам проверочных работ, делаем вывод, что детям легче дается выполнение заданий различной сложности.   Отношение ребят стало намного серьезнее к урокам, к своим обязанностям.

Как в каждом классе, есть дети, которые учатся лучше или слабее, причинами этого является подготовленность к школе, отношение родителей к своим детям, состояние здоровья детей, индивидуально-типологические особенности детей. Работа её над проблемой еще продолжается. На своих уроках систематически включает задания на развитие внимания, памяти, на развитие и совершенствование воображения, мышления, в которые включаю графические образы, геометрические фигуры, математические термины и задания, игры, способствующие расширению математического словарного запаса.

Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому   стремится Ирина Анатольевна в меру своих сил и способностей,   организуя свои уроки.  

ПРИЛОЖЕНИЕ

Экологическая сказка: " Берегите природу".

  
Тема: Берегите природу» 
Цель: Формирование экологической культуры дошкольников посредством 
театрализованной деятельности. 
Задачи: 
Развивающие: Развивать у детей экологическое мышление, способность 
осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; 
умение видеть красоту природы, восхищаться ею. 
Образовательные: Формировать у детей знания норм поведения в 
природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности 
и в быту. 
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к миру природы. 
Доставлять детям радость от участия в экологической сказке. 


Оформление зала выделены зоны: уголок леса, озеро, цветущий луг. 
Под песню Д. Тухманова на стихи В. Харитонова 
«Как прекрасен этот мир» 
дети входят в зал и садятся на стульчики. 

G:\Новая папка (2)\DSCN1090.jpg


Вед. В некотором царстве – государстве, 
А сказать точнее в том, 
Где мы все сейчас живем 
Жил когда–то царь Горох. 
Вроде царь то был не плох, 
Только вот царевна – дочь 
Горевала день и ночь. 
Ее звали не Татьяна, 
Не Любовь, а Несмеяна. 
И царю, понятно дело, 
Это вскоре надоело. 
И решился царь – отец 
Реву положил конец. 
Появляется плачущая  Несмеяна и пытающийся ее успокоить царь 
Горох. 
Царь. Отчего невесело, голову повесила? 
Почему кручинишься, топорщишься? 
Морщишься? 
Может, хочешь шоколада? 
Или, может мармелада? 
Или, пряник, наконец? 
Несмеяна. Не серчайте, царь – отец. 
Да, грызет меня кручина, 
И на это есть причина. 
Замечать я вот что стала: 
Хоть весна, а птичек мало. 
Царь. Птичек мало?! Вон, смотри! 
Птичка раз… И два…И три… 
Несмеяна. Раз, два, три…Вы что забыли, 
Птицы стаями здесь жили. 
А как раньше по весне 
Птицы песни пели мне! 
А еще за что обидно – 
Бабочек совсем не видно. 
Рыбки, звери и цветочки... 
Ах, тоска! 
Царь. Ну, вот что, дочка, 
Надо вправду убедиться. 
Что с природою творится. 
Царь. (вскакивает) Глашатые! 

G:\Новая папка (2)\DSCN1096.jpg


Глошатые. Слушаем Царь батюшка 
Царь. Сей час же донесите мой указ 
Все, кто слышит нас сейчас, 
Во леса в поля ступайте, 
Жизнь природы наблюдайте. 
Вдруг кому грозит беда, 
Мне расскажите тогда! 
Выходят Гонцы с рупором в руках. 
Глошатые. Внимание, внимание 
Все, кто слышат нас сейчас, 
Царский слушайте указ: 
Во леса, в поля ступайте, 
Жизнь природы наблюдайте. 
Вдруг кому грозит беда. 
Царю расскажите тогда! 
Появляются Аленушка с Иванушкой. 

G:\Новая папка (2)\DSCN1130.jpg


Алёнушка. Иванушка, Иванушка, 
ты слышал про указ? 
Велят скорее в лес бежать сейчас. 
Иванушка. А зачем, позволь узнать? 
Алёнушка. Жизнь природы наблюдать! 
И проверить, царь сказал, 
Чтоб ни кто не обижал 
Ни растенья, ни зверей. 
Иванушка. Ну так что ж, пойдем скорей! 
Иванушка и Аленушка идут по залу. Включается фонограмма леса
Алёнушка. А вот и лес! Вон птичка пролетела! 
Иванушка. Ну что же примемся за дело. 
Давай здесь спрячемся, 
Чтоб ей не помешать 
И будем потихоньку наблюдать. (прячутся) 
Выбегают девочки - бабочки. 

G:\Новая папка (2)\DSCN1102.jpg


П. (поочередно) 1. – Весна идет! 
2. - Весна идет! 
1 - Встречай Весну лесной народ! 
3 - Просыпайтесь муравьи, 
Кустики, листочки! 
4. - Просыпайтесь бабочки, 
Пчелки и цветочки. 
Все: Здравствуй, милая Весна! 
Дети исполняют песню «Мы Весну – Красну зовем» 
Звучит музыка входит Весна 
Весна . Здравствуй, милая сторонка! 
Снова встретились с тобой. 
Вижу бабочку ,зайчонка
G:\Новая папка (2)\DSCN1105.jpg


Заяц. Правда я уже большой? 
Здравствуй, лес, полянка и опушка, 
И березки, милые подружки. 
Выходят Березки – девочки. 
Раздает березкам зеленые косынки. 
Б.1. – Ах как я красива! 
Б.2. - Ах, как я стройна! 
Б.3. – Наряд – просто диво! 
Спасибо, Весна! 
Девочки, накинув платочки на плечи, исполнят песню «Три березки» G:\Новая папка (2)\DSCN1107.jpg
Алёна. Все в лесу спокойно с виду, 
Не попал ни кто в обиду. 
Иванушка. Здесь порядок и покой.

Ой! А это кто такой?!! (пятятся назад) 

 

G:\Новая папка (2)\DSCN1113.jpg

Хулиган: Выйду на улицу, в лес загляну, всех напугаю и ветки согну. Я 
хулиган, самый грозный я, ну берегись природа меня. 
О, какая хорошая поляна, сейчас отдохну. Как деревьев здесь много, 
большой костёр получится  ( разбрасывает цветы, собирает веточки  ).
Ой, что-то я уморился, пойду часок другой вздремну. 
Зайчик ( выбегает):  Ой беда. Скорей спасите. Помогите, помогите!

Наступил 
на что – то я ,  лапка бедная моя. 
Алёнушка: Здравствуй зайка – побегай - ка. Почему не скачешь и о чём ты 
плачешь? 
Зайчик: Кто-то здесь разбил стекло, в лапку врезалось оно. 
Иванушка: Ах как гадко, ах как скверно, это хулиган наверно. Я зайчонку 
помогу. 
Алёнушка: А я здесь мусор уберу  ( убирают мусор). 
Выходит медведь 
Алёнушка: Миша, это ты кричал? Ты тоже что ли захворал? 
Медведь: Я совсем не заболел, просто я в своём лесу чуть живьём не сгорел. 
Алёнушка: Как же Миша так случилось? Правила ведь надо знать, что нельзя 
медведям со спичками играть. 
Медведь: Да не я, я что уж глупый чтоб со спичками шалить. Развели костёр 
здесь жаркий, ума  нет чтоб потушить. 
Хулиган просыпается: Ну чего вы шумите, спать мешаете. 
Алёнушка: Да как тебе не стыдно, ты почему природу нашу губишь? 
Хулиган: Что хочу, то и делаю. Хочу птиц пугаю, хочу деревья сжигаю. 
Медведь: Это ты в лесу костёр разводишь, беспорядок здесь наводишь. Не 
прекратишь - затопчу, прогоню и зарычу. Ррррррррр. 

G:\Новая папка (2)\DSCN1124.jpg


Хулиган убегает и кричит: Спасите. Медведюшка я больше так не буду, не 
буду природу губить. 
Ведущая: Между тем через поля, через реки и моря во Горохову столицу 
мчат Иванушка с сестрицей с донесеньем для царя, мол тревожились не зря. 
Иванушка: Царь Горох вы ждали нас, вот исполнен Ваш приказ. 
Алёнушка: Жизнь природы наблюдали, непорядки записали( отдаёт 
открытку царю) 
Несмеяна: Непорядки, так и знала, ведь не зря я горевала. 
Царь: Ладно дочка погоди, все страданья позади 


Выходят все герои 


Царь: Я издам такой указ, чтобы каждый день и час, люди всей большой 
земли мать природу берегли. 
Весна: У природы живые краски и пусть живёт она без опаски. 
Царь: Пусть живут звери и птицы, пусть человека никто не боится. 
Несмеяна: Пусть зеленеют парки, сады, пусть будет радостно от красоты. 


Все вместе: Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету. 
Развеем над нею и тучи и дым, в обиду её никому не дадим. Развеем над 
нею и тучи и дым, в обиду её никому не дадим. Беречь будем птиц, 
насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим планету 
садами, цветами, такая планета нужна нам с вами. 

G:\Новая папка (2)\DSCN1136.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Творческий  отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих  способностей на уроках литературного чтения"...

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»

Данные методические рекомендации посвящены вопросу развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В них описывается методика подготовки детей к выполнению тв...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения (открытие в себе автора)

В данной статье представлен опыт моей работы по открытию в каждом учащемся авторского таланта в соответствии со степенью самостоятельности и активности. В процессе работы происходит преодоление затруд...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (из опыта работы)

Как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе? Я стремлюсь организовать учебный процесс так, чтобы пробудить заложенное в каждом ребён...