Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения
методическая разработка по русскому языку на тему

 

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит»

         Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.

         Именно в этом я вижу актуальность моей темы: « Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_razv_tv_myshl_.docx24.34 КБ
Файл razvitie_tv_sposobnostey_1_.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка

Малая Лилия Николаевна

учитель начальных классов

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

                    В общем положении о начальном  образовании сказано, что федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. 

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит»

         Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.

         Именно в этом я вижу актуальность моей темы: « Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения». Такими уроками я создаю почву для появления ростков творчества. У детей появляется потребность обмениваться впечатлениями, появляются мысли, чувства, которые они стремятся высказать.

Поэтому я считаю, что можно говорить о творчестве, как о способе положительной мотивации учения младших школьников.

Очень часто бывает так:  в классе прочно закрепляется за ребенком  репутация «троечника». Но если понаблюдать за этими детьми, то нередко можно видеть такую ситуацию: изнывающий за партой, невнятно бормочущий у доски и смотрящий пустыми глазами на учителя, он буквально преображается, как только прозвенел звонок с урока. Здесь тебе и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и такая изобретательность, что просто диву даёшься. А ведь это именно то, без чего ребёнок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность. Ребёнку необходимо творить.

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью  (от латинского – сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способность», «развитие», «одарённость».

  Вот поэтому на уроках я использую различные творческие задания, которые оказывают благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.

В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание..
     

Я считаю, что в  творчестве должно осуществляться самовыражение, самораскрытие личности ребёнка, оригинальность, выражающая индивидуальные склонности, способности и опыт ученика.

Творчество можно разделить на несколько уровней  - этапов:

  1. Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры) - проходит чаще в 1-2 классах.
  2. Исследовательский  (творчество в изучении языка, например, проходит во 2-3 классах.
  3. Самовыражение через различные виды деятельности (например, различные сочинения), проходит больше в 3-4 классах.

Творческое развитие доступно каждому ребёнку.

Использую курс развивающих  занятий, который представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и  упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Курс развивающих заданий включает в себя следующие направления:

-формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

-развитие взимания  (устойчивость,  концентрация,  расширение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.);

-развитие памяти (расширение объёма, формирование навыков запоминания, устойчивости,  развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- формирование учебной мотивации;

- развитие личностной сферы.

           Творческие задания  я даю систематически.  В то же время необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьёт интерес к ним.

Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, - уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

Данный материал (приложение- презентация) можно использовать на уроках русского языка и при подготовке внеклассных мероприятий. Главное, чтобы у детей появилось желание творить.

   Практически каждый раздел курса русского языка начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что использование творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников.  

           Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.

           Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка МБОУ СОШ №4 п. Ванино Малая Лилия Николаевна

Слайд 2

В общем положении о начальном образовании сказано, что федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей: - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению , формирование желания и умения учиться.

Слайд 3

Сухомлинский В.А. говорил: « В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы! » . Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет .

Слайд 4

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского – сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способность», «развитие», «одарённость».

Слайд 5

Творчество можно разделить на несколько уровней - этапов: Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры) - проходит чаще в 1-2 классах. Исследовательский (творчество в изучении языка, например, проходит во 2-3 классах. Самовыражение через различные виды деятельности (например, различные сочинения), проходит больше в 3-4 классах. Творческое развитие доступно каждому ребёнку.

Слайд 6

Курс развивающих заданий включает в себя следующие направления: -формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); -развитие взимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.); -развитие памяти (расширение объёма, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти); - развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации; - формирование учебной мотивации; - развитие личностной сферы.

Слайд 7

перо дерево клубника коса камень командир Дополнительные вопросы: Что общего можно сказать ? На какие группы распределить и по каким признакам?

Слайд 9

молчать столяр сад ступени

Слайд 11

станция очки лезвие хор

Слайд 12

Красный Затяжной Старый Колючий горькое

Слайд 13

Мы в ответе за всех, кого приручили!

Слайд 16

Мука Маяк Лето Икра Дело дуло Осадки, мясо, вечер

Слайд 19

м р н с ка ст ла сы ре ка з к

Слайд 22

воля

Слайд 25

Батарея Штурвал Обложка Плохо Финиш волна

Слайд 26

Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю. Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.

Слайд 30

Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю. Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках русского языка.

Приоритеты при развитии творческих способностей личности на уроках русского языка....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Поскольку  у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления,то цель предлагаемых заданий -развитие детской фантазии,умения сочинять сказки,стихи....