"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"
статья по теме

Кравцова Ирина Фосгеновна

  Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если оно само логично, если школьники учатся, думая, и думают, учась.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Логика изучает законы и формы правильного мышления. Знания логики мышления очень важно для педагогики. Логика каждого учебного предмета задаёт те системы логических операций, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе его усвоения, те обобщения, которые должны быть ими достигнуты.

     Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если оно само логично, если школьники учатся, думая, и думают, учась.

     Мыслительная деятельность успешно активизируется и развивается там, где учащиеся осознают новые вопросы, включаются в поиски ответов на них, сначала в сотрудничестве с учителем, а затем самостоятельно, постепенно переходя от простых ко всё более усложняющим вопросам.

     Содержание каждого предмета на каждом этапе обучения даёт возможность ставить перед учащимися вопросы, требующие не только восприятия и воспроизведения, но и размышления. Такая работа играет решающую роль в формировании у учащихся способности думать, т.е. обобщённого умения осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения. Умение думать – центральное звено умения учиться.

     Нередко дети, поступившие в I класс, умеют читать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие  словесно-логического мышления.

     Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем более высоким окажется его уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно-логическому.

      Для развития словесно-логического мышления у детей педагог должен

использовать различные упражнения и игры, при этом целесообразно:

     - включать упражнения на развитие всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции;

     - из заданий, предназначенных для развития мышления, выбрать те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;

     - расположить задания в составе упражнений в порядке нарастания сложности;

     - упражнения повышенной трудности должны чередоваться с более лёгкими, не требующими от ученика значительных усилий, что позволяет ему повысить уверенность в своих возможностях и настроиться на дальнейшую работу;

     - сложность упражнения должна соответствовать возможностям ученика.

     В современной методической литературе можно найти огромное количество упражнений и игр, способствующих развитию словесно-логического мышления. Проведение их актуально для всех учеников.

      На своих уроках учитель подбирает весь речевой материал так, чтобы, развивая речь, совершенствовать мышление, так как сам по себе речевой материал способствует развитию таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации и т.д. Так, например, при выделении звука из речевого потока не только развивается фонематический слух детей, но и такие мыслительные операции, как анализ и синтез. При расширении словарного запаса школьников формируется умение классифицировать группы родственных слов, тем самым развиваются такие операции мышления, как обобщение и классификация. При работе над развитием грамматических навыков педагог учит понимать и правильно употреблять предложно-падежные формы, составлять предложения по картинкам, сериям картинок, тем самым работать над смыслом слов, т.е. над понятийным аппаратом, а следовательно, школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи, развивать логику суждений.

     Очень полезными являются упражнения по называнию целого предмета или нахождению целого по наименованию частей. Эта работа активизирует, группирует словарь, тем самым развиваются умения классификации и обобщения. Большое внимание на уроках следует уделять совместному поиску-рассуждению, который способствует развитию словесно-логического мышления. Для этого целесообразно познакомить детей с терминами родовое понятие, существенные признаки. Используя эти понятия, ученики самостоятельно пытаются формулировать определение предмета. Например:

     Учитель. Подберите родовое понятие к такому предмету, как берёза.

     Дети. Это — дерево.

     Учитель. Ель, сосна тоже деревья. Чем они отличаются от берёзы?

     Дети. Берёза с листочками, а ель, сосна—с иголками.

     Учитель. Значит, берёза — лиственное дерево, а сосна — хвойное. Назовите все существенные признаки берёзы.

     Дети. У неё белая кора и листики, как сердечки.

     Учитель. Так что же обозначает слово берёза?

     Дети. Берёза — лиственное дерево с белой корой и листьями, как сердечки.

     В процессе такого рассуждения учащиеся учатся видеть главное, формируется их понятийный аппарат, они учатся устанавливать типы и виды связи между понятиями, выходят на уровень абстрагирования. После такой работы полезно дать этимологическую справку на изучаемое слово, тем самым развивается кругозор учеников. Использование на уроках фольклорного материала: пословиц, поговорок, фразеологических оборотов — расширяет словарь детей и позволяет развивать абстрактное мышление.

     Для поддержания интереса к занятиям и развития мышления целесообразно использовать дидактические игры, которые вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают работоспособность, дают возможность многократно повторять материал без монотонности и скуки. (см Приложение)

      Умения сравнивать, обобщать проявляются в логической чёткости, доказательности речи, чему способствуют такие упражнения, которые обучают детей пользоваться сложными синтаксическими конструкциями с сочинительной и подчинительной связью. Например: «Я считаю, что лебедя надо разместить рядом с уткой потому, что утка, как и лебедь, — водоплавающая птица». Очень важно научить школьников овладеть умением учитывать совокупность признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания и составления загадок, для правильного описания сюжетной картинки. Работая с лингвистическим материалом на уроках, дети используют приёмы анализа и синтеза, группировки, классификации, обобщения, самостоятельно формулируют выводы на основе языковых наблюдений.

Приложение

Игры для развития словесно-логического мышления

            «Угадай по описанию», игра, где вниманию учеников предлагается пять изображений, которые имеют одинаковые и разные признаки. Даётся описание предмета на одной из картинок. Школьники отгадывают, о каком предмете идёт речь, и называют сходные и отличительные признаки этого предмета.

           «За покупками в магазин», игра в которой дети упражняются в нахождении предмета по описанию путём исключения ряда признаков.

     Например: Купи мне мяч не синий и не маленький. 

«Отвечай быстро»

      Цель: упражнять в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

      Оборудование: таблица, разделённая на девять клеток. В первом ряду изображения воробья, голубя, дятла; во втором — осы, лисы, стрекозы, в третьем — волка, бабочки, снегиря.

        Ход игры. Учитель  предлагает рассмотреть таблицу и назвать всех тех, кто изображён на ней. После этого задаются вопросы. За правильный ответ ученик получает фишку.

        Вопросы:

     1.  Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду? (Птицы)

      2. Сколько всего птиц на таблице? (Четыре) Назовите их. (Воробей, голубь, дятел, снегирь)

     3.  Кого больше — зверей или насекомых? (Больше насекомых)

     4.  На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован на таблице? (На три)

     5. Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают)

     6. Сравните первый и второй столбики. Что вы заметили? (В каждом столбике изображены птицы, зверь, насекомое)

«Зашифрованное слово»

     Игра формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез.

      Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.

Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) — по первому слогу;

Пуговица, молоток, лава (голова) — по второму слогу;

Колесо, село, панама (солома) — по последнему слогу;

Сапоги, парашют, фантазия (сарафан) — найти самим спрятанное слово.

     Зашифровывать можно новые словарные слова, название темы.

«Выбывание слов»

       Игра учит сравнивать, анализировать, рассуждать.

      На доске даётся ряд слов.

     Задание.  Ученики должны найти то единственное слово, которое отличается от

остальных слов, объяснить, почему оно лишнее, и убрать его из ряда.

     

      Например: гонит, ловили, кричит, выбросил, нагревает, встречает.

      а — ловили — единственный глагол множественного числа;

     б — выбросил — единственный глагол прошедшего времени;

     в нагревает — глагол с приставкой;

     г — встречает — глагол I спряжения;

     д гонит — глагол-исключение.

«Составь цепочку»

     Игра учит сравнивать, находить общие и различные свойства предметов.     

     Даются два слова.

     Задание.  Назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого слова ко второму.

      Например: лес -— пирог; доска — синица.

      Ответы: лес земляника начинка — пирог;

                    доска — кормушка — семечки — синица.

«Вырази мысль другими слова ми»

     Игра развивает речь, учит выражать свои мысли, четко и точно передавать чужие мысли.

      Предлагается несложная фраза.

      Задание. Необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях и при этом не должен искажаться смысл высказывания.

      Например: Птицы полетели на юг.

      Ответы: Пернатые друзья отправились в дальние страны.

                    Журавли спешат в тёплые края.

      Например:  Дятел громко стучит по дереву

       Ответ: Далеко слышится стук «лесного доктора».

Приложение

Упражнения для развития словесно-логического мышления

Упражнение. Подбери слова.

      1. Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе (рыбы, времена года, инструменты).

      2.  Соедини стрелками слова, подходящие по смыслу:

мяч                    мебель

тополь               цветок

шкаф                 дерево

пальто               одежда

муравей             посуда

щука                  игрушка

роза                   рыба

       Подобные задания развивают у учащихся способность выделять родовые понятия и формируют индуктивное речевое мышление.

Упражнение.

      1.  Расшифруй слова и скажи, какое слово лишнее:

                     слут, шафк, жоакл, къварто, слто.

      2.  Расшифруй слова и скажи, каким образом их можно объединить:

                          пикат, тфиул, биитнок, гаопис.

Упражнение. Слова-близнецы.

      Какое слово обозначает то же самое:

     - родник и то, чем открывают дверь;

     - причёску у девочки и инструмент для срезания травы и т.д.

Упражнение. Формирование умения отделять форму от содержания.

     Я назову слова, а ты ответь, какой предмет больше и почему.

Карандаш или карандашик, червяк или червячок, хвост или хвостик

Упражнение. Формирование способности оперирования смыслом

      Я назову пословицу, а ты подбери к ней предложение, отражающее её смысл.

Семь раз отмерь, один отрежь.

        1.  Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

        2.  Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.

        3.  Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.

Упражнение «Волшебный ряд букв».

     Даётся любой ряд букв, с которым можно выполнить несколько заданий.

Задания могут предлагать сами дети. Например: а, б, о, и, к, л, е, п, т.

      Задания:

      а — деление на группы (гласные — согласные);

      б — составление слов из букв (пила, лупа, лоб...);

      в — записать буквы в алфавитном порядке;

      г — найти лишнюю букву, ориентируясь на новое словарное слово (лишняя буква п, её нет в слове библиотека);

      д — составить предложение или текст, чтобы слова в нём начинались на данные буквы.   (Алёша быстро обводил и красил листья.  Ему помогали товарищи.)

Упражнение. Составление предложений.

Развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

      Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу.

      Задание. Составить как можно больше предложений,  которые   бы   обязательно включали все эти слова.

        Например: река, ручка, собака.

       Ученики составили такие предложения. Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака её нашла.

Упражнение «Поиск общих свойств».

      Упражнение учит вскрывать связи между предметами, а также усваивать существенные и несущественные признаки предметов.

     Даются два слова, мало связанных между собой.

     Задание. Назвать как можно больше общих признаков для этих предметов.    

     Например: шкаф и лодка — сделаны человеком, сделаны из дерева, имеют вместимость...

Упражнение «Дай определение»

       Упражнение учит чёткости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки предмета, позволяет детям освоить такую сложную мыслительную операцию, как выявление отношений «род — вид» между понятиями. Это упражнение лучше проводить коллективно.

      Задание. Заполнить пропуски в предложении.

      Например: Корень  — это часть слова, которая_______________________.

                        Орех – это______________, у которого ____________________.

                        ________________   это посуда для хлеба.

МОУ СОШ 2 им. А.С. Пушкина

Развитие

словесно-логического мышления

младших школьников

на уроках русского языка

Подготовила: Кравцова И.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...

Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках русского языка.

Приоритеты при развитии творческих способностей личности на уроках русского языка....

Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...

Программа развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка в начальной школе

Развитие логического мышления детей в начальной школе является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения и развития. Для более полной и успешной работы по развитию логического мышления уч...

Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка

Развитие логического мышления учащихся  – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Детям на уроках русского языка  непрерывно приходится занимат...