Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Насрутдинова Гульшат Камиловна

Развитие логического мышления учащихся  – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

 

Детям на уроках русского языка  непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д. В статье описываются упражнения для развития у школьников способности   суждения   и умения  производить умозаключения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка

                  Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.

         Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

         С поступлением ребенка в школу в его жизни меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.

         Решая задачу развития детей, учителю следует обращать внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышления. Споры о том, в каком возрасте ребенок способен логически мыслить, ведутся уже давно. Например, по мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, дети до 7 лет не способны к построению логического рассуждения, они не в состоянии оценить точку зрения другого человека. Более поздние теоретические исследования и эксперименты во многом опровергают эту точку зрения, в частности, опыт семьи Никитиных свидетельствует об обратном. Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова  убедительно продемонстрировало огромный потенциал детских способностей и нашло  пути их развития. (Кстати. мне, как учителю-практику, очень нравилось  работать по системе Л.В.Занкова.)

         Уроки  русского языка наряду с математикой способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения.

         

          Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции.

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.

Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.

         В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

         При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

         Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

         Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения “вид – род”. Это такие отношения, когда все предметы, входящие в “вид”, входят и в “род”, имеют общие существенные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.

Подбери родовое понятие к следующим словам: щука – …

береза – …

ромашка – …

грач – …

глаз – …

ночь – …         

ложка –…  

деление – …

метр – …

золото–…

озеро – …

баян –…

Понятия могут относиться друг к другу и как “часть” – “целое”, например: лист – часть дерева, ноготь – часть пальца.

Укажи целое, частью которого являются: карман – …

крыло – …

плавник – …

ветка – …

рукав – …

ножка – …         

окно – …

кузов – …

лепесток – …

циферблат – …

ступень – …

ручка – …

         Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием (например, роза, ландыш- цветы).

         В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоположности:

Дуб, ветви, дерево, клен, лист (дуб, клен) Повар, тарелка, инженер, бабушка, чертеж (повар, инженер)

Речка, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)

Молоко, бутылка, магазин, масло, продавец (молоко, масло)

Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)

Волк, хищник, охотник, ружье, тигр, жертва (волк, тигр)

Вечер, время, день, сутки, солнце (вечер, день)

Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности. Например, добрый – злой.

Подбери противоположные понятия: маленький – …

свет – …

грусть –…

быстрый – …

тусклый – …

ночь – …

сладкий – …                                    конец– …

длинный – …

правда– …

победа – …

Назови вероятные причины следующих событий: насморк – …

синяк – …

авария – …

ошибка – … наказание – …

наводнение – …

опоздание – …

драка – …

Назови возможные следствия следующих событий: засуха –…

праздник – …

сражение – …

молния – …         

опасность – …

переедание – …

болезнь – …

осень – …

Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности, например: воскресенье – понедельник.

К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:

март – …

четверг – …

третий – …

ночь – …

Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными. Например, стол – обедать, стол – дубовый.

К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:

ложка – …(серебряная, есть)

бумага – …(белая, писать)

врач – … (детский, лечить)

калькулятор – …(электронный, считать)

библиотека – … (сельская, книги)

         Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.

         В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями.

         Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу: гараж жаба банан         пирог поле слеза          утка туча чаща

ливер … кулак        рынок … осада         орел … сажа

         В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Таким образом, нужно дойти до заданного нужного слова.

лес – … – … – … – бор

кошка – … – мышка

Приставьте козе рога (рога - коза) рога – роза – коза.

Доведите кота до сыра (кот - сыр) кот – ком – сом – сор – сыр

Доведите мышку до норки (мышка - норка)

Протяните мост через реку (мост - река)

Назови одним словом следующие группы слов:

рубашка, брюки, платье

огурец, капуста, свекла

кукла, мишка, мячик

 Подбери нужное слово:

кровать – лежать, стул - …

малина – ягода, девять – …

человек – ребенок, собака - …

овца – стадо, буква - …

воробей – птица, окунь - …

волк – пасть, птица - …

растение – семя, птицы - …

бежать – стоять, кричать - …

 Скажи одним словом:

обвести вокруг пальца – обмануть

намылить шею - …

развесить уши - …

прикусить язык - …

бить баклуши - …

Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

автомобиль, торнадо – автор

Колобок, роза, вата - …

конура, лото, боксер - …

баран, работа, банка - …

Составь предложение, в котором бы были эти три слова:

заяц, озеро, карандаш

девочка, клен, пень

лиса, каша, скамейка.

 Придумай предложение, где бы все слова начинались на одну букву.

Например: Кота Кузю кормила Краснова Катя.      

        Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.

         Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен процесс решения с гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

  Развитие логического мышления учащихся на  уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...

Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках русского языка.

Приоритеты при развитии творческих способностей личности на уроках русского языка....

"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"

  Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...

Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...

Программа развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка в начальной школе

Развитие логического мышления детей в начальной школе является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения и развития. Для более полной и успешной работы по развитию логического мышления уч...