Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования: "Развитие логического мышления на уроках математики"
методическая разработка по теме

Божко Елена Анатольевна

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_matematiki_v_razvitii_logicheskogo_myshleniya_velika.docx13.05 КБ

Предварительный просмотр:

Роль математики в развитии логического мышления велика. Причина в том, что математика – самая теоретическая наука. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Опыт показал, что в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Сравнение – сопоставление предметов с целью нахождения сходств и различий.

Анализ – мысленное расчленение предмета на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, предметов, свойств.

Синтез – мысленное соединение отдельных  элементов в единое целое.

Анализ и синтез – неразрывно связаны, это важнейшие мыслительные операции.

Абстракция -  выделение существенных свойств и признаков при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.

Обобщение – мысленное объединение предметов в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному.

Формы работы над задачей

  1. Решение задач разными способами.
  2. Составление задач, используя слова: больше на, меньше в несколько раз, насколько больше.
  3. Задачи, которые решаются в один, два, три действия.
  4. По данному плану решения, действиям и ответу.
  5. По выражению.
  6. Решение задач с недостающими или лишними данными.
  7. Изменение вопроса задачи.
  8. Составление выражения.
  9. Выбор выражения, которое является ответом на вопрос задачи.
  10. Объяснение готового решения.
  11. Использование приема сравнения задачи их решений.
  12. Изменение условия задачи так, чтобы она решалась другим действием.
  13. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
  14. Решение обратных задач.

Все это расширяет математический кругозор учащихся и позволяет более уверенно ориентироваться в окружающей действительности и повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС

В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана  разница в формулировке заданий в  «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"

Отчет по воспитательной работе по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе"

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"

Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...