Главные вкладки

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС
    материал (математика) по теме

    Дружинина Ирина Михайловна

    В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана  разница в формулировке заданий в  «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении математике

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Термин компетентность является  сравнительно новым в документах об образованию. В материалах ФГОС второго поколения он используется в формулировках таких основополагающих понятий, как современный национальный воспитательный идеал в описании функций универсальных учебных действий, предметных, метапредметных и личностных результатов.

    В соответствии со стандартами второго поколения общеучебные умения следует понимать как универсальные способы получения     и применения знаний. Для начальной школы считалось целесообразным использовать следующую классификацию общеучебных умений и навыков:

    -учебно-организационные

    -учебно-интеллектуальные

    -учебно-информационные

    -учебно-коммуникативные

    Получение школьником неплохих отметок не говорит о том, что он умеет учиться. Неумение учиться не обязательно приводит к неуспеваемости и поэтому не всегда обращает на себя внимание. Гораздо чаще оно бывает причиной того, что школьники либо учатся ниже своих возможностей, либо достигают успеха ценой очень тяжелого труда. Такие ученики не привлекают внимание педагога и, будучи предоставленными сами себе,  не приобретают рациональных учебных навыков.

    Основным способом усвоения ЗУНов   являлось запоминание учебного материала. В то же время в научной дидактике всегда отмечалось, что качественные знания и умения должны обладать рядом признаков: правильностью. осознанностью, гибкостью, точностью, полнотой, системностью. действенностью. Именно осознанность и действенность являются основным признаком «знаниевой» компетентности.

    В педагогических статьях  термины компетенция и компетентность часто используются как синонимы, но в их семантике существуют различия.

    Компетенция – круг делегированных полномочий и знаний, применяемых при выполнении функциональных обязанностей в соответствии с социальным положением.

    Компетентность – это свойство личности, проявляющееся в готовности человека действовать в определенных жизненных ситуациях.

    В соответствии с социальным статусом школьника 1-4 класса под компетентностью младших школьников  следует понимать способность ученика успешно применять полученные ЗУНы  в нестандартных ситуациях. Нестандартными считаются ситуации, отсутствовавшие  в опыте учащегося, но для решения которых он обладает необходимыми  знаниями и способами действия.

    Цели формирования различных компетенций во ФГОС отражены в предметных. метапредметных и личностных результатах. в универсальных учебных действиях УУД: регулятивных. учебно-познавательных, коммуникативных. информационных. Любая технология, реализуемая высокопрофессиональным учителем-мастером, в меньшей или большей мере направлена на формирование всех компетенций.

    Из материалов ФГОС следует, что системно-деятельностный (компетентностный) подход в образовании предполагает:

    -формирование и развитие качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» , поликультурного российского общества,

    -постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм,

    -обучение самостоятельному конструированию своих знаний.

    -общекультурное и личностное развитие учащихся. в том числе за  счет реализации программы формирования УУД,

    -понимание актуального для современного российского общества     значения образования.

    Компетентностно-деятельностный подход является одним из оснований реализации ФГОС, согласно которому актуальным становится иная форма подачи учебных знаний. Покажем разницу в формулировке заданий в  «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении математике.

    «Знаниевому» подходу соответствуют следующие формулировки заданий:

    - напиши в каждой клетке строки цифру 3

    - найди значение выражений, поставь между выражениями нужный знак.

    - запомни правило.

    - выучи наизусть таблицу сложения с числом 2,

    - составь к задаче краткую запись и реши ее,

    - Начерти отрезок заданной длины,

    - найди периметр и площадь указанной фигуры.

    Компетентностно-деятельностному подходу  соответствуют следующие формулировки заданий:

    -рассмотри из каких элементов состоит цифра 2. На что или на кого она похожа? Напиши эту цифру пять раз. Поставь точку под той цифрой, которая получилась у тебя наиболее красивой.

    -реши задачу двумя способами. Какое из решений тебе кажется легче, рациональнее?

    - сравни тексты двух похожих задач. Чем они похожи и чем отличаются? Попробуй предугадать, как будут отличаться ответы задач. Реши эти задачи. Совпало ли твое предположение с мнением, сложившимся после решения задач?

    - назови, какие геометрические фигуры относятся к треугольникам, многоугольникам, овалам или кругам (отрезки, ломаные, многоугольники, круги, овалы). Почему треугольник можно назвать многоугольником, а круг нет? Какие из данных фигур имеют периметр? Почему фигуры имеют площадь? Одинаково ли она вычисляется?

    - даны 5 отрезков. Установи, сумма длин каких  отрезков составляет длину одного из других отрезков.

    Из вышеуказанного вытекает, что компетентностно-деятельностный подход значительно расширяет возможности развития компетентности как нового качества личности младшего школьника. Это позволяет считать планируемые результаты во ФГОС второго поколения личностно-гуманитарно-ориентированными и компетентностно-деятельностными.

    Использованная литература:

    Ефимов В. Ф. «Компетентность как новое качество личности школьника». Начальная школа. 2012. №2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"

    Отчет по воспитательной работе по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"....

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования: "Развитие логического мышления на уроках математики"

    Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации...

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе"

    Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"

    Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...

    Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме: «Самооценка школьника»

    . С момента рождения ребенок вступает в мир общественных связей, в мир, который организует для него взрослый. Но, находясь под определяющим воздействием взрослых, он остается активным существом, а не ...

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...