Главные вкладки

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»
    материал

    Иванова Алла Владимировна

    Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы, что она позволяет решать задачи обучения практически на любом этапе урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lignv.skazka.docx15.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

    Иванова А.В.,

    учитель начальных классов

    МАОУСОШ №8

    Современный этап обучения русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Примерно 70-80 % человек слушают, говорят, читают, пишут, иными словами, занимаются речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

    Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

    Принцип развития речи лишь декларируется в программах и методических пособиях как ведущий принцип обучения, который должен связывать всю работу по языку и обеспечивать речевое усовершенствование детей. Однако не все педагоги научились пока по-настоящему воплощать этот принцип в жизнь.

    Если мы сумеем организовать изучение языка на основе анализа речи, речевой деятельности, то создадим условия для осмысления учащимися самой речи, содержащей языковые элементы. Это устранит искусственный разрыв между работой над языком и речью.

    Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы, что она позволяет решать задачи обучения практически на любом этапе урока.

    Например, для проведения урока «Развитие речи» с использованием лингвистической сказки был разработан конспект по теме «Сочинение сказки по аналогии «Образ буквы». Целью данного урока является: создать условия для развития устной речи, ее точности, выразительности и ясности при помощи лингвистической сказки. На уроке учащиеся учатся писать сказку на лингвистическую тему «Образ буквы». На этапе актуализации знаний дети знакомятся с городом «Алфаленд» и его «жителями».

    На следующих этапах они знакомятся с образцом – «Сказкой о букве «Н», - и начинают готовиться к написанию сочинения. При подготовке к написанию учащиеся отвечают на вопросы и участвуют в играх, которые подводят их к написанию сочинения. Далее дети соединяют ответы на вопросы и получают конечный результат, сочинение. В конце урока дети с помощью вопросов учителя проверяют написанные сказки.

    В результате урока учащиеся научатся: оформлять свои мысли в устной форме, что поможет развить точность речи, писать сочинение – повествование, писать сочинения на лингвистическую тему, это поможет развить выразительность и ясность речи.

    Целью урока по теме «Правописание не с глаголами» является развитие умения употреблять и правильно писать глаголы с частицей не; создание условий для развития выразительности и ясности речи; развитие орфографической зоркости.

    На уроке учащиеся закрепляют умения употреблять «не» с глаголами. Урок начинается в стихотворной форме, дети проверяют готовность к уроку.

    На этапе актуализации знаний используется Лингвистическая сказка «о частице не», которая помогает учащимся сформулировать тему урока.

    Учащимся предлагается послушать сказку, на основе которой они определяют тему и задачи урока. На этом этапе урока сказка позволяет повторить материал предыдущего урока, сформулировать тему, оформлять свои мысли в устной форме, сделать анализ объектов языка и построить речевые высказывания. Вышеперечисленное позволит развить выразительность и ясность речи, что непосредственно соответствует цели урока.

    На этапе первичного закрепления учащиеся выполняют задания из учебника, отгадывают загадки, в которых содержатся частицы «не» с глаголами, работают с пословицами, в которых используется частица «не» с глаголами.

    На следующем этапе детям предлагается выполнить творческое задание на карточках, в парах написать по 2 правила поведения в разных местах, используя глаголы с частицей «не».

    Для изучения глаголов-исключений используется лингвистическая сказка «О глаголах исключениях», прослушивание которой позволяет обозначить глаголы-исключения. После этого дети дают толкование словам и проверяют их.

    На этапе обобщения пройденного учитель дает групповое задание заполнить таблицу, в которой дети описывают частицу «не».

    После проверки таблицы, на этапе рефлексии, учащиеся осмысливают и оценивают свою работу на уроке при помощи вопросов учителя.

    В результате урока учащиеся закрепят знания о частице «не» с глаголами, познакомятся со сказками о частице, что поможет развить выразительность и ясность речи.

    Целью урока по теме «Части речи» является повторение темы «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол», создание условий для развития правильности речи.

    В начале урока детям предлагается разгадать шифр на доске, для постановки темы урока.

    На следующем этапе, открытия нового знания, учащиеся слушают сказку и выписывают услышанные части речи, такое задание позволяет вспомнить части речи и их признаки, развить внимательность и правильность речи. Далее ребята работают с понятиями «Имя существительное», «Имя прилагательное» и «Глагол», благодаря наводящим вопросам они легко определяют часть речи и запоминают их свойства. На этом этапе детям предлагаются и практические задания по составлению предложений из различных частей речи, после чего учащиеся делают морфемный и фонетический разбор слов.

    На этапе рефлексии учащиеся осмысливают и оценивают свою работу на уроке при помощи вопросов учителя.

    Таким образом, на основе анализов уроков можно сделать вывод об эффективности использования лингвистической сказки на разных этапах уроков русского языка. Анализ показал, что использование лингвистической сказки способствует развитию выразительности, точности, правильности и ясности речи.

    Однако возможности лингвистической сказки простираются далеко за пределами уроков русского языка. Лингвистическая сказка может найти свое продолжение и воплощение на других учебных и внеучебных предметах.

    К работе с лингвистической сказкой можно привлекать и родителей, например, при выполнении домашнего задания они могут оказывать помощь в оформлении сказки. Помимо этого лингвистическую сказку можно использовать в различных лингвистических играх или через инсценировку на внеурочных занятиях и внеклассных мероприятиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад для выступления на методическом объединении учителей и воспитателей по теме: «Использование природного материала при проведении игровых, конкурсных мероприятий»

    Доклад выступления на методическом объединении учителей и воспитателей раскрывает тему: «Использование природного материала при проведении игровых, конкурсных мероприятий»...

    Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах

    Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»

    В данной методической работе раскрывается проблема неразвитости орфографической зоркости, оговариваются факторы формирования орфографической зоркости, предложен ряд упражнений, направленных на развити...

    Статья на тему: «Использование дидактического материала на уроке «Русского языка» в начальной школе»

    Цель моей работы: вызвать интерес к занятиям порусскому языку, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Научить детей осмысленно читать, писать и говорить...

    Методическая разработка по теме"Организация словарной работы на уроках русского языка в начальных классах"

    Рекомендации для учителей нач.классов  на этапе работы со словами с непроверяемыми написаниями...

    Методические рекомендации для учителей начальных классов по теме "Использование речевых игр на уроках русского языка".

    В материале даются описание речевых игр, которые можно испьзовать на уроках русского языка....

    Мастер-класс на тему: "Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе"

    Данный мастер-класс был проведен  во время Республиканского августовского совещания для учителей начальных классов. На данном мастер-классе был обобщен опыт работы учителя....