МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В данной методической работе раскрывается проблема неразвитости орфографической зоркости, оговариваются факторы формирования орфографической зоркости, предложен ряд упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости, представлены приемы по выработке орфографической зоркости учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vazhnaya_rabota_po_orf_-_koy_zorkosti.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Зайцева Ирина Юрьевна

                                                                      учитель начальных классов

                                                                      МБОУ «Гимназия №17» г. Перми

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

 «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

    «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

                                                                                                            Н.С.
       По данным департамента  образования 80% младших школьников в письменных работах допускают орфографические ошибки. Как помочь учащимся писать грамотно?

 Как развивать орфографическую зоркость?

Как добиться грамотного письма у детей?

     Неразвитость орфографической зоркости.

    Причины:

  • слабое развитие фонематического слуха;
  • несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
  • низкий уровень объема распределения внимания;
  • низкий уровень развития произвольности;
  • низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;
  • низкий уровень равития наглядно-действенного мышления.

                                                                                                       

     Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения  у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам.

 Формирование и развитие орфографической зоркости представляет определенные трудности в начальной школе. Много работая над этой проблемой, мы учителя, тем не менее не всегда добиваются хороших результатов. В практике очень часто стремятся либо насытить урок чрезмерно трудными заданиями, либо, наоборот, стараемся материал искусственно упростить. Поэтому основная задача учителя начальных классов выработать свою систему работы по формированию и развитию орфографической зоркости.

 Факторы формирования орфографической зоркости:

 1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании  непроверяемых написаний.

  1. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит                                  учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

     3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь    только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки.

     4. Проговаривание – играет большую роль в формировании орфографического навыка.

 Орфографическое действие (или пути решения проблемы) обладает определённой структурой.  

Этапы …

  • Увидеть орфограмму в слове.
  • Определить вид орфограммы, к какой теме относится, вспомнить правило.
  • Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
  • Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
  • Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
  • Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Требования  к упражнениям…

  • Они «должны быть по возможности, самостоятельными т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

  • «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.

    «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

3. «Упражнения должны быть логические... Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.   «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».

Упражнения по выработке орфографической зоркости.

 

1. Зрительно-слуховые диктанты: состоят из слов, наиболее часто встречающихся в диктантах и изложениях. Слова даются блоками на различные орфограммы одновременно. Собраны по определенной тематике: «Школа», «Зима», «Осень» и др. Например:          

мороз, трескучий, зима, катаются, весело, вьюга, холодная, снежки, ребята, коньки.

К диктанту даются задания: найти слова на определенную орфограмму, к схеме подобрать слово из диктанта, назвать имена существительные, прилагательные, глаголы, запись слов по памяти, работа в парах, взаимопроверка (самооценка) и другие.

2. Словарный диктант: раздаются предварительно нарезанные полоски бумаги. Учитель быстро диктует 6-10 слов (переспрашивать и переговариваться нельзя). Слова пишутся в столбик, и каждый раз надо сворачивать (загибать бумажку) ровно на одно слово. Свернули. Разворачиваем бумажки, открывая по слову. Начинаем с последнего. Проговариваем орфограммы. Нашли – обвели в кружок. Не нашли – придется проделать рядом со словом дырку. Ручкой. Насквозь. А дома проводим работу над ошибками.

3. Орфографическая зарядка (5-6 минут).

а) подготовительно-ознакомительный этап (1 группа слов): чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.

 Каюта, зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка, альбом, кроты.

Какую букву надо проверить и почему? Можно ли эту букву проверить?

б) тренировочный этап (2- 4 группа слов): на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм.

Груш.. (мн. ч.), ч..гунок, лос.., Ж(ж)учка, задач.., К(к)оля Щ(щ)..кин, сне.., сн..пы, б..лет.

Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

в) закрепительный этап (5-6 группа слов): на доске написаны слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение посвящено формированию умения выделять орфограммы, но может быть использовано и для выделения орфограмм на слух. Также могут быть использованы карточки для индивидуальной работы со слабыми учащимися, но уже с выделенными орфограммами.

Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава.

Найдите ошибкоопасные места в словах. Объясните их правописание.

г) контрольно-диагностический этап (7-8 группы слов).

Седьмую группу слов дети пишут под диктовку.

А в  восьмой группе исправляют ошибки в словах.

На этом этапе дети самостоятельно проверяют свои знания. Так один ученик работает у доски, учитель проверяет его работу (может проверить сильный ученик), остальные сверяют свои записи и исправляют орфографические ошибки. Затем по шкале «грамотности» каждый ученик сам определяет набранный балл.

« ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА» ( 2 класс ).

  1. Каюта, зуб, вершина, Дуся, зверь, туча, белочка, альбом.
  2. Спят, куча, лисичка, пять, Костя,  орел, тучка, кочан, баран.
  3. Фазанчик, гриб, галчата, пища, шипит, Миша Чудов, соль, лейка, береза.
  4. Груши, чугунок, лось, Жучка, задача, Коля Щукин, снег, сноп, билет.
  5. Кость, широкий, пачка, яблочный пирог, зайка, утята, Ик, вдруг.
  6. Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, деньки, дружина, трава.
  7. Билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, пишу, слоны, смешить, грибной.
  8. Исправьте ошибки! Ночька, биреза, белет, лет, ужынать, соды, чужой, кричят, гарох, рыпка.

Подсчитайте количество допущенных ошибок: 0 1 2 3 4 5 6 7 8.

Поставьте себе предварительную оценку: 8 7 6 5 4 3 2 1 0.

4. Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, речь, внимание, мышление. Уже в первом классе учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи.

АЛГОРИТМ:

  1. Определи место, где возникла орфографическая задача;
  2. Какой группе правил относится данная орфограмма;
  3. В какой части слова находится орфограмма;
  4. Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
  5. Определить в слове ударение;
  6. Определить: проверяемая или не проверяемая орфограмма;
  7. Написать слово в соответствии с правилом.

5. Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

6. Прочитай однокоренные слова. Напиши их в порядке указанных значений.

      Повар, вареник, поварешка, варево, варенье.

  • ….. – ягоды, плоды, сваренные в сахаре.
  • ….. – горячее жидкое кушанье.
  • ….. – маленький вареный пирожок.
  • ….. – мастер по приготовлению пищи.
  • ….. – большая ложка для разливания жидкой пищи.

Выдели корень и подчеркни в нем гласную. Укажи, какое слово является проверочным.

7. Упражнения для развития памяти и повышения грамотности. Данные упражнения эффективны в период обучения грамоте.

 Для ряда гласных букв:      

а) разделить ряд последовательно на две или три группы и про себя пропеть «песенку», делая остановку в конце каждой группы (например: АУИО – ЭЕЕ или АУ – ИОЭ – ЕЕ);

б) повторить «песенку»;

в ) записать по памяти.

Для тренировки: У, И, А, Я, Е, Ю.

Для ряда согласных букв:

  а) мысленно добавить к каждой букве гласную, любую, но одну  и ту же

( это обогатит буквы каким-нибудь смыслом и облегчит запоминание); разделить на удобные группы, прочитать: жунулу – пувуту, жуну – лупувуту;

б) повторить про себя, записать, отбрасывая гласные.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Ребята упражняются в запоминании самостоятельно.

Для тренировки: В, Р, Н, Ш, З, Д, Ч.

8. Построение опорных схем.

Например, учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему:

Весной лес оживает.                  е    -----      оие.

Весело щебечут птицы.                                        ео    еу     ы.

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя.

ИГРЫ:

  1. «Собери слово».

 вей, му, ра;  но,се,кос;  ка, вуш, ро, ко.

  1. «Расшифруй слово».

 Замените цифры буквами алфавита.

 

33 2 13 16 12 16    (яблоко)

  1. «Исправь ошибки».

  1. «Большие – маленькие».

 На доске записаны слова, которые обозначают большой предмет, а дети должны образовать из них слова, которые обозначают маленький предмет.

  1. «Ступеньки».

 М -

 М - -

 М - - -

 М - - - -

 Все вышеперечисленные приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.    

     

Приемы по развитию орфографической зоркости:

Все виды диктантов

Зрительно–слуховой - дети  внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило.  Текст закрывается и  диктуется, проверяется. Зрительные диктанты особенно полезны при обучении правописанию слов, не регулируемых правилами  

Объяснительно–предупредительные - учитель читает текст по предложениям. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова (можно построить схему).  Ценность этого диктанта в том, что текст воспринимается   на слух, выделяются трудные в орфографическом написании слова и решаются, как нужно их писать.  

Выборочный диктант и выборочное списывание - выписывание из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформлялся на доске. Диктант мог быть усложнен дополнительным заданием.

Комментированное письмо – это   объясняющее рассуждение,   когда достигался более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксировал, а объяснял правописание с помощью правил. Оно  развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается орфографическая зоркость.  

Свободный диктант – нет дословного   воспроизведения текста, важны  главная мысль, правильное построение предложений, точное употребление слов, словосочетаний.  

Творческий диктант -  используя  слова и словосочетания, учащиеся сами создают текст. Творческие диктанты способствовали развитию мышления, речи учащихся, активизации их словаря. Данный вид диктанта может постепенно усложнялся.  

Диктант с постукиванием - во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

«Проверяю себя» - во время написания диктанта, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

           Графическое выделение  -  постоянная тренировка в нахождении и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживали орфограммы в тексте, а некоторые   подчеркивают буквы без разбору.  

Сигнальные карточки - эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучение. При такой работе сразу видно того, кто ошибся, и можно быстро   ему помочь

Работа с орфографическими словарями.

Работа над ошибками.

Скоростное письмо.

Орфографические минутки.

Проверочные работы.

Какографические упражнения – текст с ошибками.

     Термин «какография» является антонимом к слову «орфография» ; отсюда и название «какографические», т.е.умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику  на уроках русского языка в целях формирования орфографической зоркости учащихся.

Целями использования данного приёма является:

-проверка орфографических знаний, умений и навыков школьников;

-формирование орфографической зоркости учащихся;

-развитие произвольного внимания и зрительной памяти младших школьников;

-повышение активности и интереса учащихся к занятиям по орфографии;

-формирование  у  учащихся самоконтроля.

     На уроке русского языка во 2 классе, (этап повторения ранее изученного) даю задание: списать с доски в тетради предложение  

    У  гришы жыл Кот рыжык

Вдруг раздаётся возглас: «А там неправильно!»

- Не может быть ! – удивляюсь я.

И тогда дети доказывают то , что :

- в конце предложения ставится точка;

- сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И ;

- имена людей и клички животных пишутся с большой буквы;

- названия животных пишутся с маленькой буквы, так как это не имена собственные.

     Орфографическую зоркость детей обостряют рифмовки с элементами какографии.

Разве можно без улыбки

видеть Лёнины ошибки.

«Налетел я на сугроп

 и расшип сегодня лоп,

 очень больно и обидно,

 глас под шишкою не видно».

 Быстро Лёне помогайте,

 все ошибки исправляйте.

    На какое правило ошибки в тексте? (Парный согласный на конце слова.)

Здесь ошибки отыщите,

В чем причина их скажите:

«Лыжы мы купили,

полыжне ходили,

да не накотались,

лыжы вдруг сламались!

    «Какография,- утверждал К. Д. Ушинский, - употребляемая вовремя и с уменьем …, занятие весьма полезное ; но её должно употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретённых учеником». Он также предостерегал учителей от несвоевременного и частого употребления какографии, «ибо неправильно написанное  слово затверживается в памяти зрения».

При проверке письменной работы по русскому языку ученик часто не видит ошибок. Он бегло и поверхностно смотрит на буквы, по начертаниям первых букв догадывается какое слово написано. Какография учит более внимательно прочитывать написанное, учит проверять, а не бездумно, неосознанно списывать.

Перфокарты – где ученик записывал не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появлялась запись, которую   проверить можно в считанные секунды.

     Письмо по памяти -  оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк, объясняя все орфограммы, знаки препинания, запоминая слова на еще не изученные правила.   После записи проводилась самопроверка: дети сличали текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивал орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.                      

Необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка на начальном этапе является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы  и классифицировать их на основе опознавательных признаков.

                                                        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо...

Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»

Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...

Курсовая работа на тему"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформ...

Творческий отчёт по самообразованию по теме: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

     Творческий отчёт  по самообразованию по теме:  «Развитие орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальной школе»....

Творческий отчёт по самообразованию по теме: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

Творческий отчёт  по самообразованию по теме:  «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»....

Статья на тему: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

                                    Статья на тему:«Развитие орфографической зорко...