Главные вкладки

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"
    статья на тему

    Привалова Наталья Фроловна

    Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod_proektirovaniya_v_nachalnoy_shkole.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Метод проектирования в начальной школе.

    Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Основная и самая важная задача современного казахстанского образования на данном этапе - это формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определённым набором способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия. Это совершенно новый результат образования. Работа в режиме проектной деятельности позволяет выработать у учащихся ключевые компетентности.

    1. компетентность разрешения проблем (самоменеджмент).

    2. информационная компетентность.

    3. коммуникативная компетентность.

    Методу проектирования уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектирования заключается в понимание учащихся, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Метод проектирования всегда предлагает решение какой-то проблемы, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование значит, умений в различных областях науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться, а информационном пространстве, развитие критического мышления. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Большого внимания от учителя требует процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применение школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. Занятия методом проектирования- это удел не только учителей- новаторов, но и всех творческих людей. Особо важно заниматься творческой, научно поисковой деятельностью в школьном возрасте, когда идёт активное формирование процессов детей и их личностное и социальное становление.

    Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

     Исследовательская деятельность.

    Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

    Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

    Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

    Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

    Учителю нужно знать: как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?

    Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?

    Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?

    Как разработать учебный проект или исследование?

    Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?

    Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?

    С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?

    Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

    Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

     проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

     целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

     самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

     представление результатов своей деятельности и хода работы;

     презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

     поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

     практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

     выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

     проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

    Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

    Метод проектирования в начальной школе.

    Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста. По мнению многих отечественных психологов и педагогов

    ( В.В.Давыдов, А.К. Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

    Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

    Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.

    4. Классификация учебных проектов. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

    Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

    Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

    Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

    Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

    Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

    Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

    Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

    Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

    По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

    1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

    2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

    Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

    - внутриклассными;

    - внутришкольными;

    - региональными;

    - межрегиональными;

    - международными.

    Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

    Классификация проектов по продолжительности.

    Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

    Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

    Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

    Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

    Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

    Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

    Презентация проектов.

    Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

    Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

    - Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

    - Деловая игра.

    - Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

    - Диалог исторических или литературных персонажей.

    - Защита на Ученом Совете.

    - Игра с залом.

    - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

    - Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

    - Научная конференция.

    - Отчет исследовательской экспедиции.

    - Пресс-конференция.

    - Путешествие.

    - Реклама.

    - Ролевая игра.

    - Соревнования.

    - Спектакль.

    - Спортивная игра.

    - Телепередача.

    - Экскурсия.

    В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

    Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

    - кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

    - демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

    - анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

    - демонстрировать найденное решение;

    - анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

    - проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

    Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

    При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

     степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

     степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

     практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

     количество новой информации использованной для выполнения проекта;

     степень осмысления использованной информации;

     уровень сложности и степень владения использованными методиками;

     оригинальность идеи, способа решения проблемы;

     осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

     уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

     владение рефлексией;

     творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

     социальное и прикладное значение полученных результатов.

    Технологическая карта организации проектной деятельности учащихся.

    Планирование. Научить планированию работы над проектом:

    - определять источники информации,

    - способам сбора и анализа информации,

    - способом представления результатов в различных формах: реферата, статьи, выступления, альманаха, спектакля, сценария игры, справочника и т.д.

    - установлению процедур оценки и критериев оценки процесса и результата,

    - распределять обязанности в группе. Предлагает идеи, высказывает предположения. Вырабатывают план действия, формулируют задачи каждого участника проекта. План работы над проектом, выбор формы отчёта, определение оптимальных способов сбора и анализа информации.

    Исследование. Научить проведению исследования:

    - формулированию, проблемы,

    - выдвижению гипотезы решения проблемы,

    - выбору методов исследования и процедуре использования методов,

    - способом анализа информации, формулированию выводов. Учебная литература, дополнительная литература ( хрестоматия, энциклопедии, научная и научно-популярная литература), интернет- ресурсы, медиатеки. Наблюдает, советует, консультирует, косвенно руководит деятельностью, осуществляет контроль над промежуточными результатами работы ученика. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Отчёт о выполнении индивидуальных и групповых заданий: список литературы по проблеме исследования. Аннотации. План прочитанного. Тезисы, конспекты прочитанного; представление результатов анкетирование, спросов, наблюдения, интервьюирования, опыта, эксперимента.

    Результаты или выводы. Научить алгоритму анализа информации и формулированию выводов. Подготовлены исследовательские материалы. Наблюдет, советует, возглавляет экспертную группу учащихся. Анализирует материалы выполненного исследования, обрабатывают их. Представления подготовленных материалов в письменной или устной форме. Сценарий защиты проекта.

    Представление или проект. Сформировать умения презентации материалов. Слушает, задаёт вопросы в роли рядового ученика. Отчитываются, обсуждают, отвечают на вопросы оппонентов. Устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт.

    Оценка результатов и процесса. Организовать рефлексию, самооценку, взаимооценку, оценить процесс и результат. Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности качество отчёта. Участвует в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок. Оценка в баллах, качественная оценка, рейтинговая оценка, самооценка, взаимооценка, процесса и результата.

    Заключение.

    Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

    В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

    Список использованной литературы :

    Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

    Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

    Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996

    Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

    Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.

    Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

    Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, № 10, 1999.

    Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45.

    Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.

    Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое

    проектирование. М. 2005

    Журнал Педагогическая мастерская – 2004 г

    Журнал Современный урок – 2008 г

    www.obrazpress.ru

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".

    В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...

    Доклад для выступления на методическом объединении учителей и воспитателей по теме: «Использование природного материала при проведении игровых, конкурсных мероприятий»

    Доклад выступления на методическом объединении учителей и воспитателей раскрывает тему: «Использование природного материала при проведении игровых, конкурсных мероприятий»...

    Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

    В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"

    Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает  ожидаемого эффект, а дети...

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"...

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

    Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Практические приёмы....