Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»
методическая разработка по логопедии
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более ста лет, однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений продолжают оставаться актуальными и сложными.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.docx | 73.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»
Выступление на методическом объединении
учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме:
«Методы и приемы логопедической работы по коррекции дислексии
у младших школьников»
Подготовила и выступила:
учитель начальных классов, учитель-логопед
Чуприна Ольга Константиновна
31.10. 2022
(Слайд)
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более ста лет, однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений продолжают оставаться актуальными и сложными.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Рассмотрим понятие Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
(Слайд)
Анализаторы, принимающие участие в формировании лексической стороны речи
- Речеслуховой анализатор
- Речедвигательный анализатор
- Зрительный анализатор
(Слайд)
Условия успешного овладения навыком чтения:
- сформированность устной речи;
- сформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи;
- достаточное развитие пространственных представлений;
- достаточное зрительного анализа и синтеза, мнезиса;
- достаточное развитие психических функций.
(Слайд)
Классификация дислексии (по Р.И. Лалаевой)
(Слайд)
Фонематическая дислексия
- Недоразвитие фонематического восприятия;
- недоразвитие фонематического анализа.
Типы ошибок
-Побуквенное чтение;
- искажение звуко-слоговой структуры слова;
- вставки;
- пропуски букв;
- перестановки слогов.
(Слайд)
Семантическая дислексия
- Нарушение звуко-слогового анализа и синтеза;
- побуквенное чтение;
- механическое чтение без понимания прочитанного.
Типы ошибок
- Нарушение понимания прочитанного (слов, предложений, текста) при технически правильном чтении.
(Слайд)
Аграмматическая дислексия
- Недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений;
- ограничение словарного запаса.
Типы ошибок
- Замена падежных окончаний;
- нарушение согласования существительных и прилагательных, окончаний глаголов и др.
(Слайд)
Мнестическая дислексия
- Нарушение процессов установления связей между звуком и буквой;
- нарушение речевой памяти.
Типы ошибок
- Нарушение последовательности букв, слов;
- пропуски;
- трудности усвоения букв;
- замены.
(Слайд)
Оптическая дислексия
- Нарушение зрительного восприятия форм;
- оптико-пространственной ориентации;
- зрительного гнозиса, анализа и синтеза;
- памяти, внимания.
Типы ошибок
- Смешения и замены графически сходных букв.
(Слайд)
Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:
- Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики
- Метод кинезиологической коррекции
- Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук
- Ритмико-речевая и музыкальная терапия
- Зеркально-симметричное рисование обеими руками
- Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения
- Интеллектуально-развивающие словесные игры
- Метод "озвученного" чтения
(Слайд)
Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос
(Слайд)
Метод кинезиологической коррекции
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
(Слайд)
Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук
(Слайд)
Пальчиковые игры, включённые в учебные и коррекционные занятия
(Слайд)
Для развития мелкой моторики используются различные средства на коррекционно-развивающих занятиях.
(Слайд)
Ритмико-речевая и музыкальная терапия
программа слуховой терапии, направленная на воспитание чувства ритма, навыков общения, умения организовывать мысли и движения во времени
(Слайд)
Зеркально-симметричное рисование обеими руками
Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а самый хороший вариант, когда функционируют и правая, и левая половина мозга.
Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи.
Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения.
Для беглого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Известно, что при движении взгляда человека по строчкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия происходит только в центральной зоне ясного видения. Все, что находится вне этой зоны, человек видит неясно, а то и вообще не видит. Значит, для того, чтобы ребенок читал быстро, необходимо работать над развитием оперативного поля чтения детей и одновременно над развитием памяти ребенка. Помогут в этом специальные упражнения.
(Слайд)
Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения
Развитие зрительного гнозиса:
- контурные изображения предметов,
- перечеркнутые контурные изображения,
- контурные изображения, наложенные друг на друга и др.
Уточнение представлений о форме, цвете, величине.
Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
(Слайд)
Овладение графической символизацией
Работа по формированию графического образа букв (графемы)
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство
В процессе работы в тетради или на листе бумаги у детей укрепляется мелкая моторика рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются буквенный гнозис, внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
(Слайд)
Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений для коррекции дисграфии и дислексии на коррекционных и логопедических занятиях
- ориентировка в собственном теле;
- ориентировка в окружающем пространстве;
- уточнение пространственного расположения фигур и букв.
- развитие ориентировки на листе бумаги
(Слайд)
Интеллектуально-развивающие словесные игры
Словесные игры развивают у обучающихся речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен сложный реквизит. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и практически без опоры на наглядность.
(Слайд)
Метод "озвученного" чтения
Метод озвученного чтения (эмоциональные методы):
чтение насыщенного событиями и эмоциями рассказа, текста, подкрепление эмоциональной картинкой. Ритмичное проговаривание с одновременным отстукиванием. + диалог на эмоционально значимые темы, актуализация прошлых воспоминаний, вопросы о профессии, именах близких.
(Слайды 24-40)
Упражнения для формирования целостного образа буквы и слова.
Дислексия и дисграфия тесно связаны между собой, поэтому можно использовать различные игровые приемы для развития зрительных и моторных операций, участвующих в процессе чтения и письма.
Представленные выше упражнения направлены на формирование и коррекцию навыка чтения.
Использование игр в качестве варианта речевых упражнений позволяет успешно решать задачи коррекционной работы, повышает мотивацию учащихся, улучшает успеваемость по русскому языку и чтению.
Для работы по коррекции дислексии используется методическая литература. (слайды 42-43)
Используемая литература:
Городилова В. И. Чтение и письмо : Обучение, развитие и исправление недостатков / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – СПб. : Дельта ; М. : Аквариум, 1995. – 383 с.
Елецкая О. В. Развитие и коррекция грамотности : Алфавит ; Глас. и соглас. буквы ; Заглав. буква : Логопед. тетр. / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : Шк. Пресса, 2005. – 96 с.
Коваленко О. М. Диагностика предрасположенности к оптической дислексии и дисграфии у детей с задержкой психического развития : ил. методика / худож. И. В. Персиянова. - М. : Коррекц. педагогика, 2004. - 127 с.
Токарь И. Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. – М., 2005. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.
Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректир...
Методическая разработка. Дидактический материал по коррекции дислексии у младших школьников
Слоговые таблицы...
Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников
Статья адресована учителям - логопедам, учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов, родителям. В ней раскрываются причины нарушения чтения (дислексии) у младших школьников, о...
«Логопедические технологии коррекции дислексии у младших школьников с ОВЗ»
Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей системы образования, предполаг...
Коррекция дислексии у младших школьников на логопедических занятиях
Проблема выявления и коррекции нарушения чтения (дислексии) у детей тревожит и педагогов, и родителей. Но больше всего от дислексии страдает сам ребёнок. Подобные трудности являются причиной школьной ...
«Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников»
laquo;Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников»...
Коррекция дислексии у младших школьников на логопедических занятиях
Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого хара...