Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»
методическая разработка по логопедии

Чуприна  Ольга Константиновна

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагностики  и  коррекции этих нарушений  продолжают  оставаться  актуальными  и  сложными.

       Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx73.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»

Выступление на методическом объединении

учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме:

«Методы и приемы логопедической работы по коррекции дислексии

у младших школьников»

Подготовила и выступила:

учитель начальных классов, учитель-логопед

Чуприна Ольга Константиновна

31.10. 2022

(Слайд)

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагностики  и  коррекции этих нарушений  продолжают  оставаться  актуальными  и  сложными.

       Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

Рассмотрим понятие Дислексия   - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.  

(Слайд)

Анализаторы, принимающие участие в формировании лексической стороны речи

  • Речеслуховой анализатор
  • Речедвигательный анализатор
  • Зрительный анализатор

(Слайд)

Условия успешного овладения навыком чтения:

  • сформированность устной речи;
  • сформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи;
  • достаточное развитие пространственных представлений;
  •  достаточное зрительного анализа и синтеза, мнезиса;
  • достаточное развитие психических функций. 

(Слайд)

Классификация дислексии (по Р.И. Лалаевой) 

(Слайд)

Фонематическая дислексия 

- Недоразвитие фонематического восприятия;

- недоразвитие фонематического анализа.

Типы ошибок

-Побуквенное чтение;

- искажение звуко-слоговой структуры слова;

- вставки;

- пропуски букв;

- перестановки слогов.

 (Слайд)

Семантическая дислексия 

- Нарушение звуко-слогового анализа и синтеза;

- побуквенное чтение;

- механическое чтение без понимания прочитанного.

Типы ошибок

- Нарушение понимания прочитанного (слов, предложений, текста) при технически правильном чтении.

(Слайд)

Аграмматическая дислексия

- Недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений;

  • ограничение словарного запаса.

Типы ошибок 

- Замена падежных окончаний;

- нарушение согласования существительных и прилагательных, окончаний глаголов и др.

(Слайд)

Мнестическая дислексия

- Нарушение процессов установления связей между звуком и буквой;

- нарушение речевой памяти.

Типы ошибок 

- Нарушение последовательности букв, слов;

- пропуски;

- трудности усвоения букв;

- замены.

(Слайд)

Оптическая дислексия

- Нарушение зрительного восприятия форм;

- оптико-пространственной ориентации;

- зрительного гнозиса, анализа и синтеза;

- памяти, внимания.

Типы ошибок

- Смешения и замены графически сходных букв.

(Слайд)

Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками: 

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики
  • Метод кинезиологической коррекции
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук
  • Ритмико-речевая и музыкальная терапия
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры
  • Метод "озвученного" чтения

(Слайд)

Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос

(Слайд)

Метод кинезиологической коррекции

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

(Слайд)

Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук

(Слайд)

Пальчиковые игры, включённые в учебные и коррекционные занятия

(Слайд)

Для развития мелкой моторики используются различные средства на коррекционно-развивающих занятиях.

(Слайд)

Ритмико-речевая и музыкальная терапия

программа слуховой терапии, направленная на воспитание чувства ритма, навыков общения, умения организовывать мысли и движения во времени

(Слайд)

Зеркально-симметричное рисование обеими руками

Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а самый хороший вариант, когда функционируют и правая, и левая половина мозга.
Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому  с самого детства желательно развивать межполушарные связи.

Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения.

Для беглого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Известно, что при движении взгляда человека по строчкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия происходит только в центральной зоне ясного видения. Все, что находится вне этой зоны, человек видит неясно, а то и вообще не видит. Значит, для того, чтобы ребенок читал быстро, необходимо работать над развитием оперативного поля чтения детей и одновременно над развитием памяти ребенка. Помогут в этом специальные упражнения.

(Слайд)

Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения

Развитие зрительного гнозиса:
 -   контурные изображения предметов,
-   перечеркнутые контурные изображения,
-   контурные изображения, наложенные              друг на друга и др.

Уточнение представлений о форме, цвете, величине.

Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

(Слайд)

Овладение графической символизацией
Работа по формированию графического образа букв (графемы)
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

В процессе работы в тетради или на листе бумаги у детей укрепляется мелкая моторика рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются буквенный гнозис,  внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

(Слайд)

Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений для коррекции дисграфии и дислексии на коррекционных и логопедических занятиях

  • ориентировка в собственном теле;
  • ориентировка в окружающем     пространстве;
  • уточнение пространственного расположения фигур и букв.
  • развитие ориентировки на листе бумаги

(Слайд)

Интеллектуально-развивающие словесные игры

Словесные игры развивают у обучающихся речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен сложный реквизит. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и практически без опоры на наглядность.

(Слайд)

Метод "озвученного" чтения

Метод озвученного чтения (эмоциональные методы): 

чтение насыщенного событиями и эмоциями рассказа, текста, подкрепление эмоциональной картинкой. Ритмичное проговаривание с одновременным отстукиванием. + диалог на эмоционально значимые темы, актуализация прошлых воспоминаний, вопросы о профессии, именах близких.

(Слайды 24-40)

Упражнения для формирования целостного образа буквы и слова.

Дислексия и дисграфия тесно связаны между собой, поэтому можно использовать различные игровые приемы для развития зрительных и моторных операций, участвующих в процессе чтения и письма.

Представленные выше упражнения направлены на формирование и коррекцию навыка чтения.
      Использование игр в качестве варианта речевых упражнений позволяет успешно решать задачи коррекционной работы, повышает мотивацию учащихся, улучшает успеваемость по русскому языку и чтению.

Для работы по коррекции дислексии используется методическая литература. (слайды 42-43)

Используемая литература:

Городилова В. И. Чтение и письмо : Обучение, развитие и исправление недостатков / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – СПб. : Дельта ; М. : Аквариум, 1995. – 383 с.

Елецкая О. В. Развитие и коррекция грамотности : Алфавит ; Глас. и соглас. буквы ; Заглав. буква : Логопед. тетр. / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : Шк. Пресса, 2005. – 96 с.

Коваленко О. М. Диагностика предрасположенности к оптической дислексии и дисграфии у детей с задержкой психического развития : ил. методика / худож. И. В. Персиянова. - М. : Коррекц. педагогика, 2004. - 127 с.

Токарь И. Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. – М., 2005. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректир...

Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников

Статья адресована учителям - логопедам, учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов, родителям. В ней раскрываются причины нарушения чтения (дислексии) у младших школьников, о...

«Логопедические технологии коррекции дислексии у младших школьников с ОВЗ»

Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей системы образования, предполаг...

Коррекция дислексии у младших школьников на логопедических занятиях

Проблема выявления и коррекции нарушения чтения (дислексии) у детей тревожит и педагогов, и родителей. Но больше всего от дислексии страдает сам ребёнок. Подобные трудности являются причиной школьной ...

«Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников»

laquo;Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников»...

Коррекция дислексии у младших школьников на логопедических занятиях

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого хара...