Методическая разработка. Дидактический материал по коррекции дислексии у младших школьников
учебно-методический материал по логопедии (1, 2 класс)
Слоговые таблицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_slogovykh_tablits_po_vsem_bukvam_alfavita.doc | 656.5 КБ |
igrobukvoteka_slogovye_tablitsy_i_tsepochki.pptx | 158.45 КБ |
slogovaya_tablitsa.pdf | 158.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Гласные А, О, И, Ы, У
Артикуляционная гимнастика
Задания:
- Прочитай последовательно каждый столбик таблицы.
- Прочитай последовательно каждую строку таблицы.
- Прочитай выборочно столбики таблицы. Перед произнесением сочетаний звуков делайте спокойный вдох, стараясь произнести на одном выдохе несколько звуков.
- Прочитай выборочно столбики и строчки, постепенно повышая голос.
- Прочитай выборочно столбики и строчки, постепенно понижая голос до шепота.
- Прочитай заданное сочетание. Например: прочитай третью строку четвертого столбика, пятую строку второго столбика.
А | О | И | Ы | У |
А О | О А | И А | Ы А | У А |
А О Ы | О А Ы | И А О | Ы А О | У А О |
А О Ы И | О А Ы И | И А О Ы | Ы А О И | У А О Ы |
А О Ы И У | О А Ы И У | И А О Ы У | Ы А О И У | У А О Ы И |
А | О | И | Ы | У |
А О А | О А О | И А И | Ы А Ы | У А У |
А Ы А | О Ы О | И О И | Ы О Ы | У О У |
А И А | О И О | И Ы И | Ы И Ы | У Ы У |
А У А | О У О | И У И | Ы У Ы | У И У |
Буква Ё
Упражнение 1
Задание: Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
ПЁ | ДЁ | ТЁ | ЗЁ | СЁ |
ЁП | ЁД | ЁТ | ЁЗ | ЁС |
ПЁП | ДЁД | ТЁТ | ЗЁЗ | СЁС |
ЁПЁ | ЁДЁ | ЁТЁ | ЁЗЁ | ЁСЁ |
ПЁЁП | ДЁЁД | ТЁЁТ | ЗЁЁЗ | СЁЁС |
ЁППЁ | ЁДДЁ | ЁТТЁ | ЁЗЗЁ | ЁССЁ |
ПЁПЁ | ДЁДЁ | ТЁТЁ | ЗЁЗЁ | СЁСЁ |
ЁПБЁ | ЁДТЁ | ЁТДЁ | ЁЗСЁ | ЁСЗЁ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно строки таблицы.
- Прочитай выборочно столбики таблицы.
- Составь из элементов таблицы слова. Поясни их значение.
УТЁ | СЛО | ЛЬВЁ | КА | НЁС |
ЛИ | НОК | ГУ | ПО | ДОЧ |
ЛО | РЁ | НЁ | БЛЁСТ | КА |
ТИГ | СЁ | ЁЛ | ЗВЁЗ | КИ |
Ответ: утёнок, лисёнок, львёнок, слонёнок, гусёнок, лосёнок, тигрёнок, ёлка, понёс, блёстки, звёздочка.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай вначале строки. Затем столбики таблицы.
- Объедини слова в группы.
- Подбери слово к схеме:
СЛОН | УТКА | ЛЕВ | ЛОСЁНОК |
ГУСЁНОК | ТИГРЁНОК | СЛОНЁНОК | ЕЖОНОК |
ЁЖИК | ГУСЬ | ТИГР | ЁЖ |
ЛОСЬ | УТЁНОК | ЕЖИХА | ЛЬВЁНОК |
Ответ: группы слов:
- слова, образующие пары (например: СЛОН – СЛОНЁНОК)
- слова с общей частью ЁЖ (однокоренные слова)
Данной схеме соответствует слово ЛЕВ.
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
ЗВЁЗДОЧКА | ЗВЁДЗОЧКА ЗВЁЗДОЧКА ЗВЁЗДОЧЬКА |
САМОЛЁТ | САЛОМЁТ САМОТЁТ САМОЛЁТ |
ЛЁТЧИК | ЛЁЧЧИК ЛЁЧИК ЛЁТЧИК |
ЁЛОЧКА | ЁЛОЧЬКА ЁЛОЧКА ЁЛОКЧА |
Упражнение 5
Задание: Собери слова и запиши их.
КАЁЛОЧ | |
ТЕРТЬСКА | |
КИСЛЁЗ | |
НАЗЕЯЛЁ |
Упражнение 6
Задание: Найди границы слов и обозначь их.
ЗВЁЗДОЧКАЁЛОЧКАЁЖИКИ |
ЁЛКАБЛЁСТКИЛЬДИНКИ |
ТЁПЛЫЕСМОЛЯНЫЕИГОЛКИ |
Упражнение 7
Задание: Найди лишнее слово.
Ребята были ёлочки в лесу. |
Вдруг услышали, что возле ёлочки мёд кто-то шуршит. |
Там был ёжик! |
Напала Жучка лосёнок на ёжика. |
Буква Ь
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Прочитай выборочно строки таблицы.
- Что общего у всех элементов таблицы? Чем похожи элементы 2, 3, 4 и 5 столбиков?
НЬ | АНЬ | НАНЬ | НЯНЬ | АННЬ |
МЬ | АМЬ | МАМЬ | МЯМЬ | АММЬ |
ЛЬ | АЛЬ | ЛАЛЬ | ЛЯЛЬ | АЛЛЬ |
РЬ | АРЬ | РАРЬ | РЯРЬ | АРРЬ |
БЬ | АБЬ | БАБЬ | БЯБЬ | АББЬ |
ВЬ | АВЬ | ВАВЬ | ВЯВЬ | АВВЬ |
ГЬ | АГЬ | ГАГЬ | ГЯГЬ | АГГЬ |
ДЬ | АДЬ | ДАДЬ | ДЯДЬ | АДДЬ |
ЗЬ | АЗЬ | ЗАЗЬ | ЗЯЗЬ | АЗЗЬ |
ПЬ | АПЬ | ПАПЬ | ПЯПЬ | АППЬ |
КЬ | АКЬ | КАКЬ | КЯКЬ | АККЬ |
ТЬ | АТЬ | ТАТЬ | ТЯТЬ | АТТЬ |
СЬ | АСЬ | САСЬ | СЯСЬ | АССЬ |
Ответ: все элементы таблицы содержат Ь. Элементы 2, 3, 4 и 5 столбиков содержат только одну гласную, состоят из одного слога.
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
- Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение. Составь словосочетания, предложения с некоторыми из них.
ОК | СЕН | ЯН | ПИСЬ | ЛИ |
АП | ТЯБРЬ | КИ | МО | СНЕ |
НО | РЕЛЬ | ЯБРЬ | ВАРЬ | ГИРЬ |
ДЕ | ЧИ | КОНЬ | ЗА | ВАТЬ |
МАЛЬ | КАБРЬ | ФЕВ | РАЛЬ | ПО |
Ответ:октябрь, сентябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, апрель, мальчики, коньки, письмо, заливать, снегирь, поливать.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
- Объедини слова в группы.
- Подбери слова к схемам:
ОЛЕНЬ | ОКУНЬ | РЫСЬ | МЕДВЕДЬ | КАРАСЬ |
ОКУНИ | ОЛЕНИ | СНЕГИРИ | СЕНТЯБРЬ | ЯНВАРЬ |
СНЕГИРЬ | ЛИНЬ | ГУСЬ | МЕДВЕДИ | ЛОСЬ |
КАРАСИ | ОКТЯБРЬ | ЛИНИ | ЛОСИ | ГУСИ |
НОЯБРЬ | РЫСИ | ДЕКАБРЬ | ФЕВРАЛЬ | АПРЕЛЬ |
Ответ: группы слов:
Вариант 1
- слова, обозначающие один предмет
- слова, обозначающие множество
Вариант 2
- животные
- названия месяцев
Первой схеме соответствует слово ОКУНИ, второй – КАРАСЬ.
Упражнение 4
Задание: Найди границы слов. Отметь их.
ГУСЬГРАЧКАРАСЬРЫСЬ |
СЕТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬЯНВАРЬФЕВРАЛЬАПРЕЛЬ |
ПИСЬМОКОНЬКИМАЛЬЧИКИ |
Упражнение 5
Задание: Найди заданное слово.
МАЛЬЧИКИ | МАЛЧИКИ МАЛЬЧИКИ МАКЬЧИЛИ |
КОНЬКИ | КОКЬНИ КОНКИ КОНЬКИ |
КАТАТЬСЯ | КАТАТСЯ КАТАСЬТЯ КАТАТЬСЯ |
ДРАЗНИТЬ | ДРАНЗИТЬ ДРАЗТИНЬ ДРАЗНИТЬ |
Упражнение 6
Задание: Составь из слогов левого столбика слова и запиши их в правом столбике.
ТЯБРЬСЕН | |
ТЯБРЬОК | |
ВАРЬЯН | |
РАЛЬФЕВ |
Упражнение 7
Задание: Найди лишние слова.
Ударили ноябрь первые морозы. |
Задумали ребята залить каток. |
Сбросили мальчики карась пальто и принялись за работу. |
Снег укрыл поля и леса. |
Упражнение 8
Задание: Подбери недостающие слова там, где это необходимо.
Написала письмо Ольге. |
Она отнесла письмо почту. |
Паслись гусята лугу. |
Стал Петя гуся. |
Галка сидела заборе. |
Буква Ш
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай первую строку на одном выдохе.
- Прочитай первую и вторую строку, выделяя ударный гласный. Отхлопай получившийся ритм.
- Прочитай оставшиеся строки с ударением на выделенных гласных.
ША | ШО | ШИ | ШУ | ШЕ |
АШ | ОШ | ИШ | УШ | ЕШ |
АША | ОШО | ИШИ | УШУ | ЕШЕ |
ШАШ | ШОШ | ШИШ | ШУШ | ШЕШ |
АШША | ОШШО | ИШШИ | УШШУ | ЕШШЕ |
ШААШ | ШООШ | ШИИШ | ШУУШ | ШЕЕШ |
ШАША | ШОШО | ШИШИ | ШУШУ | ШЕШЕ |
АШШО | ОШША | ИШШУ | УШШИ | ИШШЕ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение, составив с каждым словосочетание.
ШКО | ШУТ | ДА | РУ | ШУ |
КОШ | КА | ТИ | ШИ | ПЫ |
МЫШ | НА | ЛА | ШИШ | КОШ |
РАН | МА | РИ | БАШ | КРЫШ |
СУШ | ЛЫ | КИ | ШАП | ЛЫШ |
Ответ: школа, кошка, мышка, карандаши, шишки, сушки, шутки, шина, машина, малыши, тишина, ширина, рубашка, шапка, шурупы, кошка, крышка, малышка.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Объедини слова в группы.
- Подбери слова к схемам:
ПЕТУШКИ | ОСЕНЬ | ШАПКА | ШИНШИЛЛА | ЛЕТО |
ШУБКА | МЫШКА | ЗИМА | ВЕСНА | КАШНЕ |
ЛИСА | БОЛЬШЕ | КОШКИ | ШТАНЫ | ШИТЬ |
МЕНЬШЕ | ШИЛО | ТОНЬШЕ | ЛУЧШЕ | СШИЛИ |
ШИЛИ | ЗАШИЛИ | ВЫШИЛИ | ПРИШИЛИ | ВШИЛИ |
Ответ: группы слов:
- слова, близкие по значению, имеющие общую часть ШИЛ (однокоренные слова)
- слова-сравнения (МЕНЬШЕ, БОЛЬШЕ, ТОНЬШЕ, ЛУЧШЕ)
- названия животных
- предметы одежды
- времена года
Первой схеме соответствует слово МЕНЬШЕ, второй – СШИЛИ, ВШИЛИ.
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
КАРАДАШИ | КАРАНДАШЫ КАРАДНАШИ КАРАНДАШИ |
МАШИНКА | МАШЫНКА МАШИКНА МАШИНКА |
ПОСПЕШИШЬ | ПОСПЕШЫШЬ ПОПСЕШИШЬ ПОСПЕШИШЬ |
НАСМЕШИШЬ | НАСМЕШЫШЬ НАМСЕШИШЬ НАСМЕШИШЬ |
Упражнение 5
Задание: Найди границы слов, обозначь их.
ШИНАМАШИНАМАШИНКА |
ШИШКАШАПКАСУШКАШУБКА |
ШИРОКОШИРИНАТИШИНА |
Упражнение 6
Задание: Составь слова, запиши их в правом столбике.
ДАШРАНКА | |
ЛИПОШ | |
ЛЫМАШИ | |
БАШРУКА |
Упражнение 7
Задание: Найди лишние слова.
Девочка Маша шишка ушла из дома. |
В лесу она заблудилась. |
Пришла Машенька к машина избушке. |
Дверь была петушки отворена. |
В осеннем лесу ярко горели кисти рябин. |
Упражнение 8
Задание: Добавь недостающие слова.
Ребята собирали сосновые и еловые. |
Дети пошли в. |
Девочка Маша ушла из в лес. |
Шесть в шалаше шуршат. |
Наша серая кошка сидела на окошке. |
Буквы Ь, Ъ
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
- Между какими буквами употребляется Ь в третьем столбике?
- Перед какими гласными употребляется Ъ?
- Прочитай повторно третий и четвертый столбики.
ДЕНЬ | ДЕНЬКИ | ЛЬЮ | ОБЪЕЗД |
ПЕНЬ | ПЕНЬКИ | ПЬЮ | ВЪЕЗД |
ЛЕНЬ | ПИСЬМО | ЛЬЁТ | СЪЕЗД |
ОСЕНЬ | ВОЗЬМИ | ДЕРЕВЬЯ | ОБЪЯВЛЕНИЕ |
ТЕНЬ | ПАЛЬТО | ВЬЮН | АДЪЮТАНТ |
ЧИТАТЬ | БОЛЬШЕ | БУЛЬОН | СЪЕЛ |
ЗНАТЬ | МЕНЬШЕ | ПОЧТАЛЬОН | СЪЕМ |
ВЯЗАТЬ | ТОНЬШЕ | МЕДАЛЬОН | СЪЕШЬ |
ШИТЬ | КОЛЬЦО | МУРАВЬИ | ПРЕДЪЯВИТЬ |
ЛИТЬ | КРЫЛЬЦО | ШЬЁТ | ОБЪЁМ |
ДАЛЬ | СКОЛЬКО | ВОРОБЬИ | ИЗЪЯТЬ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
- Объедини слова в группы.
КОЛЬЯ | ОСЕНЬЮ | ПОЛЬЕТ | ВЪЕЗД | КУШАНЬЯ |
СЪЕЛ | СЪЕСТ | ОБЪЕДКИ | ХЛОПЬЯ | ОБЪЕЗД |
СЪЕЗД | СУЧЬЯ | ПОДЪЕЗД | ИЗЪЯН | ВЬЮН |
НЕОБЪЯТНА | ОБЪЯСНИЛ | РУЧЬИ | КОПЬЁ | СЪЕСТНОЕ |
ПЬЁТ | ЗДОРОВЬЕ | СЪЁМКА | БРАТЬЯ | ОБЪЕМ |
Ответ: группы слов:
- слова с Ъ
- слова с Ь
Упражнение 3
Задание: Составь предложения со словосочетаниями каждой строки таблицы.
ВЪЕЗД В ГОРОД |
ОБЪЯВЛЕНИЯ НА СТЕНЕ |
ПОДЪЁМНЫЙ КРАН |
СЪЕДОБНЫЙ ГРИБ |
СЪЕЛ МОРКОВКУ |
ЛЬЁТ ДОЖДЬ |
ОСЫПАЮТСЯ ЛИСТЬЯ |
ПТИЧЬИ ГНЁЗДА |
Упражнение 4
Задание: Исправь ошибки, исключив или дополнив слова, чтобы получились предложения.
Зашумел в осень лесу золотой дождь. |
По колено в листьях стоят. |
Ёлочки листьями. |
Грибы под спрятались. |
Листья летят, объезд скачут, плывут. |
Листья птичьи висят на паутинках. |
Листья съестное вверху, внизу и вокруг. |
Шумит крылья золотой дождь. |
Упражнение 5
Задание: Найди границы предложений. Поставь недостающие точки.
К подъезду школы подъехал автобус Мы въехали в город Поезд остановился на разъезде Щенок съёжился от холода На слона напал разъяренный тигр Козы объедают листья у кустов и цветов Ребята съездили на экскурсию Подъём в гору был крутой Объявили посадку на самолёт
Буква Ч
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
- Подумай и объясни, почему в таблице остались пустые ячейки?
- Прочитай вторую строку таблицы на одном выдохе.
- Прочитай четвертую и седьмую строки таблицы, выделяя ударные гласные.
ЧА | ЧО | ЧЕ | ЧУ | ЧИ | ||
АЧ | ОЧ | ЕЧ | УЧ | ИЧ | ЫЧ | ЯЧ |
АЧА | ОЧО | ЕЧЕ | УЧУ | ИЧИ | ||
АЧЧА | ОЧЧО | ЕЧЧЕ | УЧЧУ | ИЧЧИ | ЫЧЧ | ЯЧЧ |
ЧААЧ | ЧООЧ | ЧЕЕЧ | ЧУУЧ | ЧИИЧ | ||
ЧАЧА | ЧОЧО | ЧЕЧЕ | ЧУЧУ | ЧИЧИ | ||
АЧЧО | ОЧЧА | ЕЧЧУ | УЧЧЕ | ЫЧЧИ | ЫЧЧУ | ЯЧЧА |
Ответ: в русском языке после согласной Ч не употребляются буквы Ы, Я, Ю. Буква Ч обозначает мягкий согласный звук, поэтому такие сочетания невозможны.
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно строки таблицы.
- Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение. Составь словосочетания, предложения с использованием этих слов.
НО | ЧА | НИ | СТУ | ЛИ |
МЯ | УДА | СИ | КА | ЛЕ |
РУЧ | ЧИ | ЛА | СКА | ЧЕР |
ПЧЕ | ДО | ТУЧ | КИ | ЧАТ |
ЧУ | ТУ | СЫ | СИЧ | ЧИК |
Ответ: ночи, часы, часики, стучат, чудо, чадо, ручка, туча, тучка, лисички, удача, мячик, скачу, лечу, черника, пчела.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай последовательно строки таблицы.
- Найди в каждой строке таблицы лишнее слово.
- Подбери слова к схемам:
БРУСНИКА | ЗЕМЛЯНИКА | СМОРОДИНА | ЧЕРНИКА | ЛИСИЧКА |
РЕЧКА | РУЧКА | ТУЧКА | ДОЧКА | ТУЧА |
Танечка | Ванечка | Олечка | Аллочка | Оленька |
ПЧЕЛА | ЧЕЛОВЕК | УЧЕНИК | СКАЧЕТ | ДЕВОЧКА |
Ответ: лишними являются слова ЛИСИЧКА, ТУЧА, Оленька, СКАЧЕТ.
Первой схеме соответствует слово ЧЕРНИКА, второй – ДЕВОЧКА.
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
УЧЕНИКИ | УЧЕКИНИ УЧЕНИКИ УЧЕНИНИ |
СЕСТРИЧКИ | СЕСРТИЧКИ СЕСТРИКЧИ СЕСТРИЧКИ |
КУСТОЧЕК | КУТСОЧЕК КУСТОЧЕК КУСТОКЕЧ |
УЧЕБНИКИ | УЧЕБКИНИ УЧЕБНИКИ УЧЕНБИКИ |
Упражнение 5
Задание: Найди границы слов. Отметь их.
УЧЕНИКИУЧЕБНИКИРУЧКА |
КУСОЧЕККУСТОЧЕКТУЧКА |
ДЕВОЧКАЗЕМЛЯНИЧКАСЕСТРИЧКА |
ДОЧКАТУЧКАКУЧКАПЧЕЛА |
Упражнение 6
Задание: Составь слова и запиши их.
НИЕЧТЕ | |
НИЕУЧЕ | |
НИУЧЕКИ | |
НИУЧЕБКИ |
Упражнение 7
Задание: Найди лишние слова.
На уроке математики учебники мы считаем. |
На уроке учение чтения мы читаем. |
На уроке русского языка мы учимся считать писать. |
В тучки корзинке у Олечки одни лисички. |
Упражнение 8
Задание: Подбери, где это необходимо, слова, чтобы получились предложения.
Уроке математики мы считаем. |
Мы учимся писать уроке русского языка. |
Мы читаем на уроке чтения. |
В корзинке у одни лисички. |
Буква Й
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
- Прочитай вторую строку таблицы с ударением на выделенных гласных.
АЙ | ОЙ | УЙ | ЫЙ | ЯЙ | ЁЙ | ИЙ | ЕЙ |
АЙОЙ | ОЙАЙ | УЙЫЙ | ЫЙУЙ | ЯЙЁЙ | ЁЙЯЙ | ИЙЕЙ | ЕЙИЙ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение, составив предложения.
ЖЁЛ | ЛУ | НЫЙ | ЖЕ |
КРАС | ТЫЙ | НИЙ | БЕ |
ГО | ЛЁ | БОЙ | ВЫЙ |
ЗЕ | СИ | ОРАН | ЛЫЙ |
Ответ: желтый, красный, голубой, зеленый, синий, оранжевый, белый.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай вначале строки, затем столбики таблицы.
- Объедини слова в группы.
- Подбери слова к схемам:
КРАСНЫЙ | МЕТРО | КОРИЧНЕВЫЙ | ТРАНСПОРТ | ОРАНЖЕВЫЙ |
АВТОБУС | СИНИЙ | ТРАМВАЙ | ГОЛУБОЙ | БЕЖЕВЫЙ |
САМОСВАЛ | САНИ | ТРОЛЛЕЙБУС | ПОЕЗД | РОЗОВЫЙ |
ВЕЛОСИПЕД | ТАКСИ | ЧЁРНЫЙ | СЕРЫЙ | ЗЕЛЁНЫЙ |
Ответ: группы слов:
- цвета
- средства передвижения.
Первой схеме соответствует слово СИНИЙ, второй – ТАКСИ.
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
ТРОЛЛЕЙБУС | ТРОЛЕЙБУС ТРОЛЛЕБУС ТРОЛЛЕЙБУС |
ТРАМВАЙ | ТРАНВАЙ ТРАВМАЙ ТРАМВАЙ |
АВТОБУС | АВТОБАС АФТОБУС АВТОБУС |
ВЕЛОСИПЕД | ВИЛОСИПЕТ ВЕЛАСИПЕД ВЕЛОСИПЕД |
Упражнение 5
Задание: Найди границы слов.
МОЙТВОЙВАШНАШ |
ПОЙМОЙЛЕЙУМЕЙШЕЙ |
УМНЫЙСИНИЙНАДЕЖНЫЙРАДУЖНЫЙ |
Упражнение 6
Задание: Составь слова и запиши их.
ЛЕЙБУСТРОЛ | |
ЛОВЕПЕДСИ | |
ВАЙТРАМ | |
БУСТОАВ |
Упражнение 7
Задание: Составь из слов предложения.
Марины день у рождения |
на шел мокрый улице снег |
много лесу спелой в малины |
Буква Г
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай первую, затем вторую строку, выделяя ударные гласные. Отхлопай получившийся ритм.
- Прочитай первую строку на одном выдохе.
- Прочитай последовательно столбики таблицы, выделяя ударные гласные.
- Прочитай только те элементы таблицы, в которых согласный Г звучит твердо.
- Прочитай только те столбики, в которых встречается мягкий звук [Г`].
ГА | ГЯ | ГУ | ГО | ГЕ | ГЫ | ГИ |
АГ | ЯГ | УГ | ОГ | ЕГ | ЫГ | ИГ |
АГА | ЯГЯ | УГУ | ОГО | ЕГЕ | ЫГЫ | ИГИ |
ГАГ | ГЯГ | ГУГ | ГОГ | ГЕГ | ГЫГ | ГИГ |
АГГА | ЯГГЯ | УГГУ | ОГГО | ЕГГЕ | ЫГГЫ | ИГГИ |
ГААГ | ГЯЯГ | ГУУГ | ГООГ | ГЕЕГ | ГЫЫГ | ГИИГ |
ГАГА | ГЯГЯ | ГУГУ | ГОГО | ГЕГЕ | ГЫГЫ | ГИГИ |
АГГЯ | ЯГГА | УГГО | ОГГУ | ЕГГЫ | ЫГГЕ | ЫГГИ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай строки таблицы.
- Прочитай выборочно столбики таблицы.
- Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение. Составь с получившимися словами словосочетания, предложения.
ГРИ | ВО | ГАН | ЗА | ГА |
ПО | РИ | РО | ДА | БУ |
ГРО | РИ | БЫ | ДО | ТИГ |
ГО | ГОР | КА | ВИК | БОК |
ГИ | СНЕ | КИ | РЫ | МА |
Ответ: грибы, поганки, поганка, гроза, говори, снеговик, снегири, горка, города, дорога, бумага, тигры, горы, грибок.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Прочитай третью строку таблицы.
- Поясни значение слов второго столбика.
- Со словами ГОРОД, АВТОБУС, ДОРОГА, АВТОМОБИЛИ составь рассказ или отдельные предложения.
- Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
- Подбери слова к схемам:
ГРИБЫ | ДОРОГА | ГОРА | СНЕГОВИК | ТУЯ |
ГОРОДА | ГРИБНЫЕ | РЯБИНА | БАОБАБ | СНЕГ |
АВТОБУС | ВЫСОКОГОРНЫЕ | ГРИБОК | СНЕГИРИ | ГОРНЫЕ |
ЛУГ | АВТОМОБИЛИ | ГОРКА | КЕДР | КИПАРИС |
ОСИНА | ЛУГОВЫЕ | ДУБ | РАКИТА | ГРИБНИК |
Ответ: группы слов:
Вариант 1
- слова ГОРОДА, АВТОБУС, ДОРОГА, АВТОМОБИЛИ можно объединить в одну группу под темой «транспорт в городе»,
- названия деревьев
- слова с общей частью (ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЕ; ГРИБЫ, ГРИБНЫЕ, ГРИБОК, ГРИБНИК и т.д.)
Вариант 2
- слова, обозначающие предметы
- слова, обозначающие признаки предметов.
К первой схеме подходит слово КИПАРИС, ко второй – БАОБАБ.
Упражнение 4
Задание: Найди границы слов. Обозначь их.
ГРИБГРИБНЫЕГРИБНИКГРИБОК |
ОСИНАГОРОДААВТОМОБИЛИ |
БОРОВИКСНЕГОВИКГОРКА |
РАДУГАДУБГАЛКАГОРКА |
Упражнение 5
Задание: Найди заданное слово.
БОРОВИК | БОВОРИК БОРОВИК БОРОКИВ |
ГРИБНИК | ГРИНБИК ГРИБКИН ГРИБНИК |
СНЕГОВИК | СНЕВОГИК СНЕГОВИК СГЕНОВИК |
СОЛДАТИКИ | СОДЛАТИКИ СОЛДАКИТИ СОЛДАТИКИ |
Упражнение 6
Задание: Из слогов левого столбика таблицы составь слова и запиши их в правом столбике.
ДУГАРА | |
ЗИНКОРКА | |
ГОСНЕПАД | |
РОКУКАПАТ | |
СКОГОРОКАВОР |
Упражнение 7
Задание: В каждой строке таблицы добавь слова, чтобы получились предложения.
Гена и Галя много грибов. |
В корзине у Гали одни. |
Первоклассники подарки для ребят из детского сада. |
Когда наступит весна, снег в лесу. |
Упражнение 8
Задание: Исключи, где это необходимо, лишние слова, чтобы получились предложения.
Когда наступает весна, снег постепенно тает. |
Вода долго снег стоит в лесу. |
Галя и Гена набрали гриб-боровик много грибов. |
В корзине у Гали поганки одни боровики. |
Летом в лесу много вода ягод и грибов. |
Буква Ж
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай первую строку на одном выдохе.
- Прочитай первые две строки с ударением на выделенных гласных. Отхлопай получившийся ритм.
- Прочитай оставшиеся строки, затем выборочно столбики, делая ударение на выделенных гласных.
ЖА | ЖО | ЖУ | ЖЕ | ЖИ |
АЖ | ОЖ | УЖ | ЕЖ | ИЖ |
АЖА | ОЖО | УЖУ | ЕЖЕ | ИЖИ |
ЖАЖ | ЖОЖ | ЖУЖ | ЖЕЖ | ЖИЖ |
АЖЖА | ОЖЖО | УЖЖУ | ЕЖЖЕ | ИЖЖИ |
ЖААЖ | ЖООЖ | ЖУУЖ | ЖЕЕЖ | ЖИИЖ |
ЖАЖА | ЖОЖО | ЖУЖУ | ЖЕЖЕ | ЖИЖИ |
АЖЖО | ОЖЖА | УЖЖЕ | ЕЖЖУ | УЖЖИ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Составь слова из элементов таблицы. Поясни значение слов, составив с каждым предложения.
ДРУЖ | ЖОК | СТРИ | ЖИН | НИ |
ДРУ | МО | ЛИ | КИ | ДО |
ЖЕТ | БА | СНЕ | ЛЫЖ | РОЖ |
ЧИ | ЖИ | КА | БУ | МАЖ |
Ответ: дружба, дружок, дружили, может, чижи, стрижи, жили, снежинки, лыжники, дорожка, бумажка.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай последовательно строки таблицы.
- Прочитай выборочно столбики таблицы.
- Объедини слова в группы.
- Подбери слово к схеме:
ЕЖИ | ДРУЖНЫЙ | Жанна | МОРЖИ | ЖАБА |
ДРУЖБА | ЖИРАФ | УЖИ | Жорж | Жозефина |
Женя | ДРУГ | ДРУЖИТЬ | ЖИВОТНЫЕ | УДРУЖИТЬ |
ПОДРУЖКА | ЛЫЖИ | ЛЫЖНИК | ЛЫЖНЯ | ЛЫЖНЫЙ |
Ответ: группы слов:
- слова с общей частью ЛЫЖ (однокоренные слова)
- слова с общей частью ДРУГ, ДРУЖ
- имена
- животные
Данной схеме соответствует слово ЛЫЖНЫЙ
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
ЛЫЖНИКИ | ЛЫНЖИКИ ЛЫЖНИКИ ЛЫЖКИНИ |
СНЕЖИНКИ | СНЕЖЫНКИ СНЕЖИКНИ СНЕЖИНКИ |
ЖИМОЛОСТЬ | ЖИЛОМОСТЬ ЖЫМОЛОСТЬ ЖИМОЛОСТЬ |
Упражнение 5
Задание: Составь слова, запиши их.
ЖИТЖУЖ | |
ЧКИЖУ | |
КИЖИНСНЕ | |
РОЖДОКА |
Упражнение 6
Задание: Найди лишние слова.
У Вари был дорожка чиж. |
Чиж жил в клетке и ни разу не пел. |
Варя пришла закружились к чижу. |
Чиж будет петь на карандаш воле весь день. |
Упражнение 7
Задание: Дополни слова, если требуется.
Было у семь деток. |
Сделала она себе в лесу. |
Подружились медведь с мужиком и вздумали они репу. |
Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки. |
Буква З
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай первые две строки таблицы с повышением, затем с понижением голоса.
- Прочитай первые две строки таблицы, выделяя ударные гласные. Отхлопай получившийся ритм.
- Прочитай оставшиеся строки таблицы, выделяя ударные гласные.
- Прочитай выборочно столбики таблицы.
ЗА | ЗО | ЗЕ | ЗЫ | ЗИ | ЗУ |
АЗ | ОЗ | ЕЗ | ЫЗ | ИЗ | УЗ |
АЗА | ОЗО | ЕЗЕ | ЫЗЫ | ИЗИ | УЗУ |
ЗАЗ | ЗОЗ | ЗЕЗ | ЗЫЗ | ЗИЗ | ЗУЗ |
АЗЗА | ОЗЗО | ЕЗЗЕ | ЫЗЗЫ | ИЗЗИ | УЗЗУ |
ЗААЗ | ЗООЗ | ЗЕЕЗ | ЗЫЫЗ | ЗИИЗ | ЗУУЗ |
ЗАЗА | ЗОЗО | ЗЕЗЕ | ЗЫЗЫ | ЗИЗИ | ЗУЗУ |
АЗЗО | ОЗЗА | ЕЗЗЫ | ЫЗЗЕ | ИЗЗУ | УЗЗИ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай столбики таблицы.
- Выборочно прочитай строки таблицы.
- Из элементов таблицы составь слова. Поясни значение слов. Составь с получившимися словами словосочетания, предложения.
ЗВЕ | ЗОО | СЛО | СПИ | НОК |
НЫ | ЗВО | ВЕ | КОР | ЗИ |
МУ | КОЗ | МА | РИ | ТЕР |
УЗ | ЗЫ | ПАРК | ЛИК | КА |
ЗОН | ТИК | ЛИ | НА | МЫ |
Ответ: звери, зоопарк, слоны, звонок, музыка, спина, ветер, зонтик, козлик, корзина, зима, узнали, налимы.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
- Объедини слова таблицы в группы. Объясни свой выбор.
- Подбери слова к схемам:
КОЗА | ПИОН | ЗМЕИ | ВАЗА | ИРИС |
КАКТУС | ВОЛКИ | РОЗЫ | КРОЛИК | МАКИ |
МЫЛО | АСТРЫ | КОЗЛИК | ВОЗЫ | КОСЫ |
КОРЗИНА | ЗОНТИК | ЗВОНОК | СЛОНЫ | ЗВЕРИ |
ЗООПАРК | ЗВОН | ЗОНТЫ | ЗИМА | ПЕРЕЗВОН |
В одну группу можно объединить слова, обозначающие один предмет, в другую – множество. Можно объединить слова иначе: животные, растения, слова, обозначающие предметы неживые.
К первой схеме подходит слово КОРЗИНА, ко второй – КОЗЛИК.
Упражнение 4
Задание:
- Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
- Найди лишнее слово в каждой строке таблицы.
МЫЛИ | ВСТАЛА | КОСИЛИ | КОРМИЛИ | ВОЗИЛИ |
КАКТУСЫ | АСТРА | ПИОН | РОЗА | ИРИС |
Сима | Зина | Зоя | Лиза | Захар |
НОРА | ЗВУК | ЗОНТ | ЗИМА | ЗАМОК |
ЕНОТ | ВОЛКИ | КОЗА | РЫБА | ЛИСА |
Ответ: лишними являются слова:
В первой строке – ВСТАЛА, во второй – КАКТУСЫ, в третьей – Захар, в четвертой – ЗАМОК (оно состоит не из пяти букв), в пятой – ВОЛКИ.
Упражнение 5
Задание: Найди заданное слово в ряду буквосочетаний.
РОЗОВЫЕ | РОВОЗЫЕ РОЗОВЫЕ РОЗОВЕЫ |
КРАСИВЫЕ | КРАВИСЫЕ КРАСЫВАЕ КРАСИВЫЕ |
ЗНАКОМЫЕ | ЗНАМОКЫЕ ЗНАКОМЫЕ ЗНАОКМЫЕ |
ЗИМОВАЛИ | ЗИВОМАЛИ ЗИЛОВАМИ ЗИМОВАЛИ |
РАССКАЗАЛА | РАССЗАКАЛА РАССКАЗАЛИ РАССКАЛАЗА |
ИНТЕРЕСНЫЕ | ИНТЕРСЕНЫЕ ИНТЕРЕНСЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ |
Упражнение 6
Задание: Из слогов левого столбика составь слова. Поясни их значение. Запиши получившиеся слова в правом столбике.
ЗОРОВЫЕ | |
НЫЕКРАС | |
СИКРАВЫЕ | |
МОЗИЛИВА | |
МОКЗА |
Ответ: розовые, красные, красивые, зимовали, замок.
Упражнение 7
Задание: Найди границы слов в каждой строке таблицы.
ЗВАЛИЗНАЛИПОЗВАЛИПРИНЕСЛИ |
АСТРАРОЗАКАКТУСМИМОЗАИРИСМАКИПИОНЫ |
ТРАВАКОЗАКОЗЛИКЗИМАЗВОНОКЗОНТЗВУКИ |
ЗООПАРКАКВАРИУМТЕРРАРИУМ |
Упражнение 8
Задание: Добавь слова в каждую строку таблицы, чтобы получились предложения.
Зина козу. |
Лиза знает разные. |
Сима и Зина вырастили. |
Сима и Зина принесли в класс. |
В зоопарке разные. |
Упражнение 9
Задание: Убери лишнее слово в каждой строке таблицы, чтобы получились предложения.
Скоро мы посетим зоопарк зазвенел. |
В зоопарке разные произнесите звери. |
Мы сразу корзина узнали слона. |
Выросли розы – красные козлик и розовые. |
Нина Ивановна рассказала нам новые кролики интересные сказки. |
Буква Щ
Упражнение 1
Задание 1
- Прочитай первую строку на одном выдохе.
- Прочитай все остальные строки с понижением и повышением голоса.
ЩА | ЩО | ЩУ | ЩЕ | ЩЁ | ЩИ |
АЩ | ОЩ | УЩ | ЕЩ | ЁЩ | ИЩ |
АЩА | ОЩО | УЩУ | ЕЩЕ | ЁЩЁ | ИЩИ |
ЩААЩ | ЩООЩ | ЩУУЩ | ЩЕЕЩ | ЩЁЁЩ | ЩИИЩ |
ЩАЩА | ЩОЩО | ЩУЩУ | ЩЕЩЕ | ЩЁЩЁ | ЩИЩИ |
АЩЩО | ОЩЩА | УЩЩЕ | ЕЩЩУ | ЁЩЩИ | ИЩЩЁ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
- Составь из элементов таблицы слова. Поясни их значение.
ЩУ | КИ | ЩА | ЩЕ |
ЛЕ | КА | ЧА | ЩЁТ |
РО | ЩИ | ЧИ | ОВО |
НОК | ГОЛ | ЩЁ | ПЛА |
ТО | ВА | ЗА | РИ |
ТА | ПИ | ВЕЛЬ | ЩАЛ |
Ответ: щуки, лещи, роща, чаща, чищу, щенок, щегол, щёки, щётка, овощи, плащи, товарищи, защита, пищал, защищал, щавель.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Прочитай выборочно столбики.
- Объедини слова в группы.
ОВОЩИ | ЩЕГОЛ | МОРКОВЬ | ЕРШИ |
ЩЕНОК | ЩИ | КАПУСТА | КАРАСЬ |
СВЕКЛА | ЩУКА | ЛИНИ | УКРОП |
ЛЕЩИ | ЛУК | ПЕТРУШКА | СЕЛЕЗЕНЬ |
Ответ: группы слов:
- слова, объединенные темой «Овощи»
- названия рыб
- ЩЕГОЛ, ЩЕНОК – животные.
Упражнение 4
Задание: Составь предложения, запиши их.
ПО ТОВАРИЩА ШЛИ ДВА ЛЕСУ |
МЕДВЕДЬ НА ВЫСКОЧИЛ НИХ |
БЕЖАТЬ ВЛЕЗ ДЕРЕВО НА БРОСИЛСЯ И ОДИН |
Упражнение 5
Задание: Составь слова и запиши их.
ЩИВАТОРИ | |
ОЩИВО | |
ТИЩЕНА | |
КАЩЕПОТ |
Буква Ц
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай последовательно строки таблицы, чередуя повышение и понижение голоса.
- Самостоятельно поставь ударение в первой и второй строке. Прочитай первые две строки с ударением. Отхлопай получившийся ритм.
- Прочитай третью строку на одном выдохе.
ЦА | ЦО | ЦУ | ЦЫ | ЦИ | ЦЕ |
АЦ | ОЦ | УЦ | ЫЦ | ИЦ | ЕЦ |
ЦАЦ | ЦОЦ | ЦУЦ | ЦЫЦ | ЦИЦ | ЦЕЦ |
АЦА | ОЦО | УЦУ | ЫЦЫ | ИЦИ | ЕЦЕ |
ЦААЦ | ЦООЦ | ЦУУЦ | ЦЫЫЦ | ЦИИЦ | ЦЕЕЦ |
АЦЦА | ОЦЦО | УЦЦУ | ЫЦЦЫ | ИЦЦИ | ЕЦЦЕ |
ЦАЦА | ЦОЦО | ЦУЦУ | ЦЫЦЫ | ЦИЦИ | ЦЕЦЕ |
АЦЦО | ОЦЦА | УЦЦЫ | ЫЦЦУ | ИЦЦЕ | ЕЦЦЕ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
- Составь слова из элементов таблицы. Поясни значение слов, составив с каждым словосочетание или предложение.
КУЗ | МО | КОЛЬ | ПТИ | ЗУБ |
ТАН | НЕЦ | КАЧ | ЦА | ПТЕН |
ЦИР | ТО | НИ | ЗА | МО |
ЦИКЛ | НЕ | ЦЕ | ЦО | ЛОД |
СОЛН | ЦЫ | ЧИК | ЯЦ | КУЛЬ |
Ответ: кузнец, кузница, кузнечик, кольцо, танцы, циркач, мотоцикл, солнце, птица, заяц, зубцы, птенцы, молодцы, циркуль.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Прочитай вторую и четвертую строки таблицы.
- Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
- Подбери слова к схемам:
ЦАПЛЯ | ЦИРК | ПТИЦА | УДОД |
ЗАЯЦ | ПТЕНЦЫ | КОВЕРНЫЙ | НАЕЗДНИК |
АКРОБАТ | ЗАЙЧАТА | ЗАЙЧИХА | ЖУРАВЛЬ |
ЖОНГЛЁР | КЛОУН | ГИМНАСТ | АРТИСТ |
Ответ: группы слов:
- слова с общей частью ЗАЙ (ЗАЯ)
- птицы
- слова, объединенные темой «Цирк».
Первой схеме соответствует слово ЗАЯЦ, второй – ЦИРК.
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
ЖОНГЛЁР | ЖАНГЛЁР ЖОГНЛЁР ЖОНГЛЁР |
МОТОЦИКЛ | МОКОЦИТЛ МОТОЦИЛК МОТОЦИКЛ |
КУЗНЕЦЫ | КУНЗЕЦЫ КУЗНЕЦИ КУЗНЕЦЫ |
КОЧЕРЫЖКА | КОЖЕРЫЧКА КОЧЕКРЫЖКА КОЧЕРЫЖКА |
Упражнение 5
Задание: Составь слова. Запиши их.
НОКЦЫПЛЁ | |
ТЕНПОЛОЦЕ | |
ЦАПЫЛЬ | |
ЛЯЦАП |
Упражнение 6
Задание: Добавь недостающие слова, чтобы получились предложения.
Ходит по болоту, ждут в гнезде ее птенцы. |
Ухитрились люди в цирке медведя стирке. |
На арену цирка выехали медведи на велосипеде. |
Тигры сквозь кольцо. |
Упражнение 7
Задание: Исключи лишние слова, чтобы получились предложения.
Собачки танцуют цирк под музыку. |
Цапля ходит солнце по болоту. |
В субботу мы идём в цирк. |
Мы чертили циркулем большие и маленькие круги. |
Упражнение 8
Задание: Составь из данных слов предложения. Запиши их в свободных строчках.
ЦАПЛЮ В ПТЕНЦЫ ГНЕЗДЕ ЖДУТ |
НА МЕДВЕДИ КАТАЮТСЯ МОТОЦИКЛАХ |
МУЗЫКУ СОБАЧКИ ПОД ТАНЦУЮТ |
Буква Я
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Прочитай выборочно строки таблицы.
- Объясни, чем различаются согласные первого и второго столбика таблицы?
НЯ | ЯН | ЯНЯ | НЯН | ЯННЯ | НЯЯН | НЯНЯ |
МЯ | ЯМ | ЯМЯ | МЯМ | ЯММЯ | МЯЯМ | МЯМЯ |
ЛЯ | ЯЛ | ЯЛЯ | ЛЯЛ | ЯЛЛЯ | ЛЯЯЛ | ЛЯЛЯ |
РЯ | ЯР | ЯРЯ | РЯР | ЯРРЯ | РЯЯР | РЯРЯ |
БЯ | ЯБ | ЯБЯ | БЯБ | ЯББЯ | БЯЯБ | БЯБЯ |
ВЯ | ЯВ | ЯВЯ | ВЯВ | ЯВВЯ | ВЯЯВ | ВЯВЯ |
ДЯ | ЯД | ЯДЯ | ДЯД | ЯДДЯ | ДЯЯД | ДЯДЯ |
ЗЯ | ЯЗ | ЯЗЯ | ЗЯЗ | ЯЗЗЯ | ЗЯЯЗ | ЗЯЗЯ |
ПЯ | ЯП | ЯПЯ | ПЯП | ЯППЯ | ПЯЯП | ПЯПЯ |
КЯ | ЯК | ЯКЯ | КЯК | ЯККЯ | КЯЯК | КЯКЯ |
ТЯ | ЯТ | ЯТЯ | ТЯТ | ЯТТЯ | ТЯЯТ | ТЯТЯ |
СЯ | ЯС | ЯСЯ | СЯС | ЯССЯ | СЯЯС | СЯСЯ |
Ответ: согласные первого и второго столбика различаются по твердости и мягкости.
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно строки таблицы, затем выборочно столбики.
- Составь слова из элементов таблицы.
ДЯ | КИ | НЯ | КО | ЗЕМ |
ЯМ | ТЕЛ | МА | НА | ПЯ |
РЯ | КА | БЯ | РЕ | ТОК |
ЯБ | ЛО | НИ | МО | ТА |
БИ | ЯР | ЯК | ДЯ | ЛЯ |
Ответ: дятел, маяк, ярко, море, земля, моряки, земляника, ямка, яблоко, яблоня, ребята, рябина, дядя, кипяток.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
- Составь рассказ, используя слова МАЯК, МОРЕ, ВОДА, МОРЯК, НЕБО, ВОЗДУХ, МОРСКАЯ, ВОДОЛАЗ, ВОЛНЫ. Если рассказ составить трудно, составь отдельные словосочетания или предложения.
- Подбери слова к схемам:
МАЯК | ЗЕМЛЯ | НЕБО | КЛУБНИКА | ВОРОН |
СОРОКА | МОРЕ | ВОРОНА | МОРСКАЯ | ЯГОДЫ |
ЗЯБЛИК | ТЕТЕРЕВ | МОРЯК | СМОРОДИНА | ВОДОЛАЗ |
ЯБЛОНЯ | СЛИВА | ДЯТЕЛ | ЯБЛОКО | ВОЛНЫ |
УТКА | ВОДА | ВОЗДУХ | ЗЕМЛЯНИКА | СОЛОВЕЙ |
Ответ: группы слов:
- слова, объединенные темой «Море»
- названия птиц
- названия плодов
К первой схеме подходит слово ТЕТЕРЕВ, ко второй – ЗЯБЛИК.
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово среди буквосочетаний.
ЯБЛОНЯ | ЯБНОЛЯ ЯБЛОНЯ ЯЛБОНЯ |
ЗЯБЛИК | ЗЯЛБИК ЗЯБКИЛ ЗЯБЛИК |
ЗЕМЛЯНИКА | ЗЕЛМЯНИКА ЗЕМЛЯКИНА ЗЕМЛЯНИКА |
РЕБЯТА | РЕБЯТА РЕТЯБА РЕБЯТА |
ПОРЯДОК | ПОДЯРОК ПОРЯДОК ПОРЯКОД |
Упражнение 5
Задание: Найди границы слов.
МАЯКЗЯБЛИКРЕБЯТА |
ЗЕМЛЯНИКАЗЕМЛЯЯГОДА |
ЯБЛОКОЯБЛОНЯЯБЛОЧНЫЕ |
ДЯТЕЛВОРОНАТЕТЕРЕВСОРОКА |
Упражнение 6
Задание: Составь слова из буквосочетаний левого столбика и запиши их в правом столбике.
ЛИКЗЯБ | |
РЯКИМО | |
НЯЯБЛО | |
ЛЯКАЗЕМНИ |
Упражнение 7
Задание: Дополни слова, чтобы получились предложения.
Ребята смородину, сливы и яблони. |
Созрела белая и красная, созрели сливы. |
Высоко взлетает морская. |
Корабли спешат к родному. |
Упражнение 8
Задание: Исключи лишние слова, чтобы получились предложения.
Моряки яблоня плывут к земле. |
Ярко светит земляника маяк. |
Дети водолаз взяли лопаты. |
Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони. |
Моя Земля ягоды, моя страна – Россия. |
Буква Х
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай первые две строки с ударением на выделенных гласных. Отхлопай получившийся ритм.
- Прочитай оставшиеся строки, затем выборочно столбики с ударением на выделенных гласных.
- Назови несколько элементов таблицы, содержащих [Х`].
- Прочитай последнюю строку вначале понижая, затем повышая голос.
ХА | ХО | ХУ | ХИ | ХЕ |
АХ | ОХ | УХ | ИХ | ЕХ |
АХА | ОХО | УХУ | ИХИ | ЕХЕ |
ХАХ | ХОХ | ХУХ | ХИХ | ХЕХ |
АХХА | ОХХО | УХХУ | ИХХИ | ЕХХЕ |
ХААХ | ХООХ | ХУУХ | ХИИХ | ХЕЕХ |
АХХО | ОХХА | УХХИ | ИХХЕ | УХХЕ |
ЁХА | ЁХО | ЁХУ | ЁХИ | ЁХЕ |
ЫХА | ЫХО | ЫХУ | ЫХИ | ЫХЕ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение.
ХО | ХЛЕБ | ХВО | ХЛЕ | РОС |
РО | ДУХ | ПЛО | ТИН | РОХ |
ВО | ШЕК | ЛОД | РЁК | БУ |
ХВОС | ВОЗ | ШО | НЫЙ | РОХ |
ТУХ | ТИК | КА | ПЕ | РОСТ |
Ответ: холод, хлебный, хлебушек, хвостик, хворост, хворостинка, воздух, хорошо, шорох, плохо, хорёк, петух, ворох.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай последовательно строки таблицы.
- Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
- Подбери слова к схемам:
ХОРОШО | ХЛЕБ | ИМЕТЬ | ХВОСТ |
ХЛЕБНЫЙ | ЗНАТЬ | ХОРОШИСТ | ХОТЕТЬ |
УЧИТЬ | ХОРОШИЙ | ХЛЕБУШЕК | ХВОСТИК |
ХВОСТОВАЯ | УМЕТЬ | ВИДЕТЬ | ХЛЕБОРОБ |
Ответ: группы слов:
- слова с общей частью ХЛЕБ
- слова с общей частью ХВОСТ
- слова с общей частью ХОРОШ
- слова, обозначающие действия
Первой схеме соответствует слово ХЛЕБ, второй – ХВОСТ.
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
НЕСЧАСТНАЯ | НЕЩАСНАЯ НЕЧСАСНАЯ НЕСЧАСТНАЯ |
СПОЗАРАНКУ | СПОРАЗАНКУ СПАЗОРАНКУ СПОЗАРАНКУ |
ПОДСОЛНУХ | ПОТСОЛНУХ ПОДСОНЛУХ ПОДСОЛНУХ |
ТВОРОЖОК | ТРОВОЖОК ТВОРОЖОК ТВОРАЖОК |
Упражнение 5
Задание: Составь слова и запиши их.
СОЛПОДНУХ | |
БУШЕКХЛЕ | |
БОХЛЕРОБ | |
ЗАСПОКУРАН |
Упражнение 6
Задание: Найди границы слов.
ШУМИТШОРОХПЕТУХХОРОШОПЛОХО |
СУХОЙТИХИЙБУХАНКАХЛЕБ |
ХЛЕБОРОБХЛЕБУШЕКХЛЕБНЫЙ |
Упражнение 7
Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.
Несчастная кошка лапу. |
Сидят в кот Васька и его хозяин. |
Васькин закидывает удочку. |
Дрожат осины холода. |
Упражнение 8
Задание: Исключи лишние слова, чтобы получились предложения.
За обедом хлеб всему хворост голова. |
Без труда холод хлеб не родится никогда. |
В мелких хвост озёрах появился ледок. |
До зимних холодов надо убрать хлеб. |
Упражнение 9
Задание: Составь из данных слов предложения. Запиши получившиеся предложения в свободных строках.
ОСИНЫ ОТ ДРОЖАТ ХОЛОДА |
ПО ЛУЖИ УТРАМ ЛЬДОМ ПОКРЫВАЮТСЯ |
НА ЛЕЖИТ ОКОШКЕ ХЛЕБ |
КОТ ХОЗЯИН И ЛОВИЛИ РЫБУ |
Буква Ф
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай первые две строки с ударением на Ё. Отхлопай получившийся ритм.
- Прочитай все остальные строки, чередуя повышение и понижение голоса.
ФА | ФО | ФЁ | ФУ | ФЕ | ФЫ | ФИ |
АФ | ОФ | ЁФ | УФ | ЕФ | ЫФ | ИФ |
АФА | ОФО | ЁФЁ | УФУ | ЕФЕ | ЫФЫ | ИФИ |
ФАФ | ФОФ | ФЁФ | ФУФ | ФЕФ | ФЫФ | ФИФ |
АФФА | ОФФО | ЁФФЁ | УФФУ | ЕФФЕ | ЫФФЫ | ИФФИ |
ФААФ | ФООФ | ФЁЁФ | ФУУФ | ФЕЕФ | ФЫЫФ | ФИИФ |
ФАФА | ФОФО | ФЁФЁ | ФУФУ | ФЕФЕ | ФЫФЫ | ФИФИ |
АФФО | ОФФА | ЁФФУ | УФФЁ | ЕФФЫ | ЫФФЕ | ИФФА |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Прочитай выборочно строки таблицы.
- Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение. Составь словосочетания или предложения с этими словами.
ТЕ | ГРАФ | ФАЛЬТ | РИ | ФИ |
ФЕР | НИШ | НИК | ФАБ | ФОР |
ФО | ЛЕ | ФОН | ФЛА | ЛИН |
АС | КУС | ФА | ТО | ГИ |
КЕЛ | МА | СВЕ | КА | НАЛ |
Ответ: телефон, телеграф, ферма, асфальт, фабрика, флаги, финиш, фокус, фокусник, факел, светофор, филин, финал.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай строки, затем столбики таблицы.
- Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
СВЕТОФОР | ТЕЛЕГРАФ | КРАСНЫЙ | ФИАЛКА |
ТЕЛЕВИЗОР | ЖЕЛТЫЙ | РОМАШКА | ЗЕЛЕНЫЙ |
БАРВИНОК | ТЕЛЕФОН | ФОКУС | ВАСИЛЁК |
ЦИРК | АКРОБАТ | ТЕЛЕГРАММА | АРЕНА |
Ответ: группы слов:
- ЦИРК, АКРОБАТ, ФОКУС, АРЕНА.
- СВЕТОФОР, КРАСНЫЙ. ЗЕЛЁНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ.
- БОРВИНОК, РОМАШКА, ФИАЛКА. ВАСИЛЁК.
- ТЕЛЕВИЗОР, ТЕЛЕГРАФ, ТЕЛЕФОН, ТЕЛЕГРАММА.
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
ФУТБОЛ | ФУДБОЛ ФУТБОЛ ФУТБОТ |
ФАМИЛИЯ | ФАЛИМИЯ ФАМЕЛИЯ ФАМИЛИЯ |
ФИЗКУЛЬТУРА | ФИЗКУЛТУРА ФИЗКУЛЬТУРА |
Упражнение 5
Задание: Составь слова и запиши их.
БОЛФУТ | |
РАЛЬФЕВ | |
РИКАФАБ |
Упражнение 6
Задание: Составь предложения. Запиши их.
НА МАМА ФАБРИКЕ РАБОТАЕТ МОЯ |
СВЕТОФОРА У ОСТАНОВИЛИСЬ МЫ |
ВСЕ ЭСТАФЕТЕ В УЧАСТВОВАЛИ РЕБЯТА |
Буква Д
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы, выделяя удвоенные гласные и согласные.
- Прочитай первые две строки таблицы, выделяя ударные гласные. Отхлопай получившийся ритм.
- Прочитай четвертую строку таблицы, повышая голос.
- Прочитай пятую строку таблицы, понижая голос.
ДА | ДО | ДЕ | ДЫ | ДИ | ДУ |
АД | ОД | ЕД | ЫД | ИД | УД |
АДА | ОДО | ЕДЕ | ЫДЫ | ИДИ | УДУ |
ДАД | ДОД | ДЕД | ДЫД | ДИД | ДУД |
АДДА | ОДДО | ЕДДЕ | ЫДДЫ | ИДДИ | УДДУ |
ДААД | ДООД | ДЕЕД | ДЫЫД | ДИИД | ДУУД |
ДАДА | ДОДО | ДЕДЕ | ДЫДЫ | ДИДИ | ДУДУ |
АДДО | ОДДА | ЕДДЫ | ЫДДЕ | ИДДУ | УДДИ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
- Составь слова из элементов таблицы.
ВО | ДО | ПАД | ВЕ | СКИЕ |
ЛЕ | ДЕ | КО | НЫЕ | ДРО |
ВОД | ДА | ПОД | ДИ | НИК |
МЕД | ДА | ЛАЗ | ЗВЕЗ | ВА |
СА | РЕ | ДОВ | ТИ | МОР |
Ответ:вода, водолаз, водопад, водные, подводные, морские, звезда, дерево, садовник, далеко, медведи, дрова.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай последовательно строки таблицы.
- Прочитай выборочно столбики таблицы.
- Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
- Подбери слова к схемам:
ВОДА | Кама | Днепр | Лена | ВОДОПРОВОД |
Дон | Тима | Елена | ДАЛ | Десна |
Дима | ВОДНЫЙ | Нева | ВОДОЛАЗЫ | ДЫМ |
Ока | ДУЛ | ВОДОПАД | Денис | Дон |
ДУБ | Амур | Дина | ДОМ | ДАР |
Группы слов:
- слова с общей частью ВОД (однокоренные слова)
- названия рек
- имена людей
- слова, начинающиеся с буквы Д и состоящие из трех букв.
К первой схеме подходит слово ДЕНИС, ко второй – ВОДНЫЙ.
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово в ряду буквосочетаний.
БЛЕСТИТ | БЛЕТСИТ БЛЕТИТ БЛЕСТИТ БЕЛСТИТ |
РАБОТАЕТ | РАТОБАЕТ РАБОТАЕТ РАБОТОЕТ |
ВОДОПАД | ВОДОПАД ВОПОДАД ВОДОПАД |
САДОВНИК | САВОДНИК САДОВНИК САДОНВИК |
ДЕРЕВНЯ | ДЕВЕРНЯ ДЕРЕНВЯ ДЕРЕВНЯ |
Упражнение 5
Задание: Составь слова из буквосочетаний левого столбика, запиши их в правом.
ТОРДОК | |
ВОДРОСЕК | |
КАНТЗЫМУ | |
ДОВСАНИК | |
ЗАВРДИНО |
Упражнение 6
Задание: Обозначь границы слов.
САДСАДОВНИКРОЗЫДЕРЕВНИ |
ВОДОПАДВОДОЛАЗВОДАВОДНЫЙ |
ДонДнепрДвинаДесна |
Упражнение 7
Задание:
- Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
- Найди лишнее слово в каждой строке таблицы.
Днепр | Десна | Дима | Двина | Амур |
ДЕТИ | ДРОВА | СЛИВЫ | ДУБЫ | ЗВЕЗДА |
ВОДА | СОДА | ДЕЛО | ГОДЫ | ПАПА |
Ответ: лишними являются слова: Дима, ЗВЕЗДА, ГОДЫ.
Упражнение 8
Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.
В небе блестит. |
Дети нарисовали. |
У Тимы умелые. |
После обеда Лида сама моет. |
Покраснел Денис, как. |
Упражнение 9
Задание: Исключи лишние слова, чтобы получились предложения.
У Нади и слоны Димы папы – водолазы. |
На дне зоопарк океана звезда. |
Полез Денис дрова на забор. |
По рекам водный плывут суда. |
Папа Тимы река работает на заводе. |
Буква Д
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы, выделяя удвоенные гласные и согласные.
- Прочитай первые две строки таблицы, выделяя ударные гласные. Отхлопай получившийся ритм.
- Прочитай четвертую строку таблицы, повышая голос.
- Прочитай пятую строку таблицы, понижая голос.
ДА | ДО | ДЕ | ДЫ | ДИ | ДУ |
АД | ОД | ЕД | ЫД | ИД | УД |
АДА | ОДО | ЕДЕ | ЫДЫ | ИДИ | УДУ |
ДАД | ДОД | ДЕД | ДЫД | ДИД | ДУД |
АДДА | ОДДО | ЕДДЕ | ЫДДЫ | ИДДИ | УДДУ |
ДААД | ДООД | ДЕЕД | ДЫЫД | ДИИД | ДУУД |
ДАДА | ДОДО | ДЕДЕ | ДЫДЫ | ДИДИ | ДУДУ |
АДДО | ОДДА | ЕДДЫ | ЫДДЕ | ИДДУ | УДДИ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
- Составь слова из элементов таблицы.
ВО | ДО | ПАД | ВЕ | СКИЕ |
ЛЕ | ДЕ | КО | НЫЕ | ДРО |
ВОД | ДА | ПОД | ДИ | НИК |
МЕД | ДА | ЛАЗ | ЗВЕЗ | ВА |
СА | РЕ | ДОВ | ТИ | МОР |
Ответ:вода, водолаз, водопад, водные, подводные, морские, звезда, дерево, садовник, далеко, медведи, дрова.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай последовательно строки таблицы.
- Прочитай выборочно столбики таблицы.
- Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
- Подбери слова к схемам:
ВОДА | Кама | Днепр | Лена | ВОДОПРОВОД |
Дон | Тима | Елена | ДАЛ | Десна |
Дима | ВОДНЫЙ | Нева | ВОДОЛАЗЫ | ДЫМ |
Ока | ДУЛ | ВОДОПАД | Денис | Дон |
ДУБ | Амур | Дина | ДОМ | ДАР |
Группы слов:
- слова с общей частью ВОД (однокоренные слова)
- названия рек
- имена людей
- слова, начинающиеся с буквы Д и состоящие из трех букв.
К первой схеме подходит слово ДЕНИС, ко второй – ВОДНЫЙ.
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово в ряду буквосочетаний.
БЛЕСТИТ | БЛЕТСИТ БЛЕТИТ БЛЕСТИТ БЕЛСТИТ |
РАБОТАЕТ | РАТОБАЕТ РАБОТАЕТ РАБОТОЕТ |
ВОДОПАД | ВОДОПАД ВОПОДАД ВОДОПАД |
САДОВНИК | САВОДНИК САДОВНИК САДОНВИК |
ДЕРЕВНЯ | ДЕВЕРНЯ ДЕРЕНВЯ ДЕРЕВНЯ |
Упражнение 5
Задание: Составь слова из буквосочетаний левого столбика, запиши их в правом.
ТОРДОК | |
ВОДРОСЕК | |
КАНТЗЫМУ | |
ДОВСАНИК | |
ЗАВРДИНО |
Упражнение 6
Задание: Обозначь границы слов.
САДСАДОВНИКРОЗЫДЕРЕВНИ |
ВОДОПАДВОДОЛАЗВОДАВОДНЫЙ |
ДонДнепрДвинаДесна |
Упражнение 7
Задание:
- Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
- Найди лишнее слово в каждой строке таблицы.
Днепр | Десна | Дима | Двина | Амур |
ДЕТИ | ДРОВА | СЛИВЫ | ДУБЫ | ЗВЕЗДА |
ВОДА | СОДА | ДЕЛО | ГОДЫ | ПАПА |
Ответ: лишними являются слова: Дима, ЗВЕЗДА, ГОДЫ.
Упражнение 8
Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.
В небе блестит. |
Дети нарисовали. |
У Тимы умелые. |
После обеда Лида сама моет. |
Покраснел Денис, как. |
Упражнение 9
Задание: Исключи лишние слова, чтобы получились предложения.
У Нади и слоны Димы папы – водолазы. |
На дне зоопарк океана звезда. |
Полез Денис дрова на забор. |
По рекам водный плывут суда. |
Папа Тимы река работает на заводе. |
Буква Б
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай первые две строки, понижая и повышая голос.
- Прочитай оставшиеся строки, выделяя ударные гласные.
БА | БО | БЕ | БЫ | БИ | БУ |
АБ | ОБ | ЕБ | ЫБ | ИБ | УБ |
АБА | ОБО | ЕБЕ | ЫБЫ | ИБИ | УБУ |
БАБ | БОБ | БЕБ | БЫБ | БИБ | БУБ |
АББА | ОББО | ЕББЕ | ЫББЫ | ИББИ | УББУ |
БААБ | БООБ | БЕЕБ | БЫЫБ | БИИБ | БУУБ |
БАБА | БОБО | БЕБЕ | БЫБЫ | БИБИ | БУБУ |
АББО | ОББА | ЕББЫ | ЫББЕ | ИББУ | УББИ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Составь слова из элементов таблицы.
БАЛ | ТЕ | ЗЕБ | НЫ | ЗУБ |
АЗ | КА | ЛО | РЫ | БУ |
ИН | БО | РЕС | НО | ОСИ |
БОБ | БА | РА | ТЫЛ | БАР |
СУК | СОС | РАН | КОБ | ТО |
Ответ: интересно, сосны, зебра, зубры, кобра, барсук, баранка, бутылка, азбука, бараны, бобры, болото, осины, балка, ранка и др.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
- Объедини слова таблицы в группы. Объясни свой выбор.
- Подбери слова к схемам:
ЗЕБРА | ЛИПЫ | КОБРА | ИВЫ | КРОЛИК |
Барсик | ЗУБРЫ | БРАТ | Барбос | Бобик |
СОСНЫ | Мурка | ОСИНЫ | БЕЛКА | ПАПА |
БУЛКА | БАРАНКА | Мурзик | СЕСТРА | БАРСУК |
БАРАБАН | БУКВА | КУБИКИ | БЕРЕСКЛЕТ | МАМА |
Группы слов:
- семья
- животные
- клички животных
- растения
- неживые предметы
К первой схеме подходит слово ОСИНЫ, ко второй – БЕРЕСКЛЕТ.
Упражнение 4
Задание: Найди границы слов в каждой строке таблицы. Обозначь их.
БАРАНЫБАРАНКИБУКВЫКУБИКИБУЛКИ |
БОЛОТОБОБРЫСТВОЛЫЗУБЫ |
БУТЫЛКАКЛУБОКАЗБУКАБАНКА |
ЗЕБРАЗУБРЫБЕЛКАБАРСУККОБРА |
ЛИПАСОСНАБЕРЕСКЛЕТИВАВЕРБАОСИНА |
Упражнение 5
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы, затем строки.
- Найди лишнее слово в каждой строке таблицы.
БЕЛКА | БАРАН | БАРСУКИ | ЗЕБРА |
БАРАН | БАРАБАНЫ | БАРСУК | КОБРА |
БУЛКИ | КУБИКИ | БАРАНКИ | БАРАБАН |
Ответ: в первой строке лишнее слово БАРСУКИ, во второй – БАРАБАНЫ, в третьей – БАРАБАН.
Упражнение 6
Задание: Найди заданное слово в ряду буквосочетаний.
СУББОТА | СУБОБТА СУББОТА СУБТОТА |
КАРТИНКИ | КАРНИТКИ КАТРИНКИ КАРТИНКИ |
ПЛОТИНЫ | ПЛОТИНЫ ПТОЛИНЫ ПОЛТИНЫ |
БУТЫЛКА | БУТЛЫКА БУТЫЛКА БУТЫКЛА |
БИБЛИОТЕКА | БИБЛОИТЕКА БИБЛИОТОКА БИБЛИОТЕКА |
Упражнение 7
Задание: «Собери» слова из слогов левого столбика. Запиши их в правом.
БОТАСУБ | |
НЫБАРАБА | |
РАНБАКИ | |
ТЫЛБУКА | |
СУБАРКИ |
Упражнение 8
Задание: Добавь слово в каждую строку таблицы, чтобы получились предложения.
В субботу мы были. |
У бобров острые, как бритва. |
У бобров на болоте из стволов осины. |
Кот Барсик клубок. |
С ветки на скакала белка. |
Упражнение 9
Задание: Убери лишнее слово в каждой строке таблицы, чтобы получилось предложение.
Мы были в скакала парке. |
Белка брала баранки у осина нас из рук. |
Белые бараны били в зубры барабаны. |
В парке растут липы, сосны, компот, осины. |
Буква Э
Упражнение 1
Задание: Прочитай последовательно строки таблицы, чередуя повышение и понижение голоса.
СЭ | МЭ | ХЭ | КЭ | ТЭ | ПЭ |
ЭС | ЭМ | ЭХ | ЭК | ЭТ | ЭП |
ЭСЭ | ЭМЭ | ЭХЭ | ЭКЭ | ЭТЭ | ЭПЭ |
ОЭС | АЭМ | ИЭХ | УЭК | ЕЭХ | ЯЭХ |
ЭССЭ | ЭММЭ | ЭХХЭ | ЭККЭ | ЭТТЭ | ЭППЭ |
ЭСМЭ | ЭМСЭ | ЭХКЭ | ЭКХЭ | ЭТПЭ | ЭПТЭ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
- Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение. Составь словосочетания или предложения с данными словами.
ЭТА | ТАЖ | ЭК | РАН |
ХО | ЖИ | Э | КА |
ЖЕР | ЭС | ТА | ЭКС |
ФЕ | ЛА | ТОР | ВА |
ПРЕСС | ПО | НАТ | ЭЛЕ |
Ответ: этажи, этаж, эхо, экран, этажерка, эстафета, эскалатор, экскаватор, экспресс, экспонат, элеватор.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай строки, затем выборочно столбики таблицы.
- Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
- Подбери слово к схеме:
Эмма | ЭХО | Эрнст | Элла |
ЭТАЖ | Эдуард | ЭТАЖЕРКА | РАК |
МЭР | ЭТАЖНЫЙ | МАК | МНОГОЭТАЖНЫЙ |
ОСА | МЕЛ | Эльвира | ЖУК |
Ответ: группы слов:
- имена
- слова с общей частью ЭТАЖ
- слова, которые состоят из трех букв.
Данной схеме соответствует слово ЭТАЖ.
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
ЭКСКАВАТОР | ЭКСАВАТОР ЭКСКАВАТОР ЭКСКАВАРОТ |
ЭСКАЛАТОР | ЭКСКАВАТОР ЭСКАЛАТОР ЭСКАВАТОР |
ЭЛЕКТРИК | ЭЛЕТРИК ЭЛЕТКРИК ЭЛЕКТРИК |
ЭЛЕКТРИЧКА | ЭЛЕТРИЧКА ЭЛЕКРИЧКА ЭЛЕКТРИЧКА |
Упражнение 5
Задание: Составь слова, запиши их.
ТРИТВОЭЛЕКЧЕС | |
КАТОРЭКСВА | |
ТОРЭСЛАКА |
Упражнение 6
Задание: Составь из данных слов предложения. Запиши их.
ЭХО В РАЗДАВАЛОСЬ ЛЕСУ |
ПРОСЁЛОЧНОЙ МАШИНА ПО ЕХАЛА ДОРОГЕ |
КОСТЬ ЧЕРЕЗ НЕСЛА СОБАКА МОСТ |
Буква Ю
Упражнение 1
Задание:
- Прочитай последовательно строки таблицы, чередуя повышение и понижение голоса.
- Прочитай третий и четвертый столбики таблицы.
РЮ | ЛЮ | ДЮ | ТЮ | ЗЮ | СЮ | НЮ |
ЮР | ЮЛ | ЮД | ЮТ | ЮЗ | ЮС | ЮН |
ЮРЮ | ЮЛЮ | ЮДЮ | ЮТЮ | ЮЗЮ | ЮСЮ | ЮНЮ |
РЮР | ЛЮЛ | ДЮД | ТЮТ | ЗЮЗ | СЮС | НЮН |
ЮРРЮ | ЮЛЛЮ | ЮДДЮ | ЮТТЮ | ЮЗЗЮ | ЮССЮ | ЮННЮ |
РЮЮР | ЛЮЮЛ | ДЮЮД | ТЮЮТ | ЗЮЮЗ | СЮЮС | НЮЮН |
ЮРЛЮ | ЮЛРЮ | ЮДТЮ | ЮТДЮ | ЮЗСЮ | СЮЮЗ | ЮНРЮ |
Упражнение 2
Задание:
- Прочитай последовательно столбики таблицы.
- Составь слова из элементов таблицы.
ПО | ИГ | ЛЬЮТ | КИ | ЮБ |
КЛЮ | НА | РИ | ГА | ЧИ |
ЮР | РА | ЛЮ | СУ | КА |
ЛЮБ | ЮН | ЮТ | НАТ | БИЛ |
КИ | КИЙ | СЯ | БРЮ | ЛЬЮ |
Ответ: поют, играют, рисуют, юбки, брюки, юркий, налью, нальются, люблю, любил, юннат, юнга, ключи, ключики.
Упражнение 3
Задание:
- Прочитай вначале строки, затем столбики таблицы.
- Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
- Подбери слова к схемам:
ШЬЮ | Люся | ПОЮ | Юра | ПИЛЮ |
РИСУЮ | ИГРАЮ | ПОЮТ | ДЕЛАЮ | ЛЬЮТ |
Юрий | Юлия | ИГРАЮТ | Люда | Людмила |
РИСУЮТ | ЛЬЮ | Юля | ШЬЮТ | ДЕЛАЮТ |
Ответ: группы слов:
- имена
- слова, обозначающие действия.
Первой схеме соответствует слово ЛЬЮ (буква Ю стоит после разделительного мягкого знака, обозначает два звука [й у]), второй – Люся, Юля (буква Ю стоит вначале слова, обозначает два звука [й у]).
Упражнение 4
Задание: Найди заданное слово.
КРОКОДИЛ | КОРКОДИЛ КОКРОДИЛ КРОКОДИЛ |
БЕГЕМОТ | БЕТЕМОТ БЕГЕМОН БЕГЕМОТ |
УТКОНОС | УКТОНОС УТТОНОС УТКОНОС |
КАПЮШОН | КАПИШОН КОПИШОН КАПЮШОН |
Упражнение 5
Задание: Найди границы слов.
ИГРАЮТБРЮКИЮЛАПОЮ |
РИСУЮТЮНЫЕЮНГИ |
КРОКОДИЛУТКОНОСАПРОГЛОТИЛ |
Упражнение 6
Задание: Составь слова. Запиши их.
МОТБЕГЕ | |
ШОНПЮКА | |
КРОДИЛКО | |
ЮТРАИГ | |
ЮТСУРИ |
Упражнение 7
Задание: Дополни недостающие слова, чтобы получились предложения.
Шила сыну брюки и рубашку. |
Дети в прятки во дворе. |
Мама Юру обедать. |
Папа Люсе новую куклу. |
Упражнение 8
Задание: Исключи, где это необходимо, лишние слова, чтобы получились предложения.
Юля и Люда играли юбку в кубики. |
Малыши собирали машины из конструктора. |
На юла вешалке висели новые брюки и рубашка. |
Утконос живёт в норе у воды. |
Упражнение 9
Задание: Составь предложения из слов, запиши их в свободных строках.
ТЁПЛЫХ БЕГЕМОТЫ В КРОКОДИЛЫ И ЖИВУТ СТРАНАХ |
У ИГРУШКИ РЕБЯТ ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ВСЕХ |
ЛЕТАЮТ ПЕРЕД НИЗКО ДОЖДЁМ ЛАСТОЧКИ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа со слоговыми т аблицами и цепочками Упражнения можно предлагать ребенку, начиная со второго этапа обучения чтению. Таблицы и слоговые цепочки могут быть использованы на протяжении длительного времени. Вначале они будут хорошим подспорьем в преодолении трудностей слияния согласного с гласным, помогут детям быстро находить и узнавать буквы. С помощью таблиц и слоговых цепочек (если регулярно по ним заниматься) взрослый сможет воспитать у ребенка устойчивую тенденцию тщательно воспринимать звукобуквенный состав слов, что будет способствовать правильному развитию навыка чтения и письма.
Быстрое чтение слогов по горизонтали и вертикали. Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал взрослый. «Подскажи конец словечка». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок находит его в таблице, показывает и читает . 4. «Найди ошибку». Взрослый произносит слово, одновременно указывая на клетки в таблице. При этом один из слогов не показывает или добавляет лишний ( че - мо - ? – ны , че – ре – па – та – ха). Виды упражнений п ри работе со слоговыми т аблицами
Слоговые таблицы Слоговые цепочки таблица 1 таблица 2 цепочка 1 цепочка 2 цепочка 3 цепочка 4 ц епочка 5 цепочка 6
са со су сы си на но ну ны ни ба бо бу бы би ва во ву вы ви га го гу гы ги да до ду ды ди за зо зу зы зи ла ло лу лы ли ма мо му мы ми па по пу пы пи ра ро ру ры ри та то ту ты ти фа фо фу фы фи
бе бё бя бю бь ве вё вя вю вь ге гё гя гю гь де дё дя дю дь зе зё зя зю зь ке кё кя кю кь ле лё ля лю ль ме мё мя мю мь не нё ня ню нь пе пё пя пю пь ре рё ря рю рь се сё ся сю сь те тё тя тю ть фе фё фя фю фь хе хё хя хю хь
е е ме ме е е не не е е ве ве е е се се е е ене ене ене е е еве еве еве е е есе есе я я мя мя я я ня ня я я вя вя я я ся ся я ямя яма ямя я яня яна я явя ява яся яса
ё ё мё мё ё ё нё нё ё ё вё вё ё ё сё сё ё ёмё ёмо ё ёнё ёно ё ёвё ёво ё ёсё ё ёсо ю мю мю ю ю ню ню ю ю вю вю ю сю сю ю юмю юму ю юню юну ю ювю юву юсю юсу
е е зе зе е е бе бе е е те те е е ле ле е е ке е е езе е е ебе е ете ете е еле еле е еке еке я я зя зя я я бя бя я я тя тя я я ля ля я кя я язя яза я ябя яба я ятя ята я яля яла якя
ё ё зё зё ё ё бё бё ё ё тё тё ё ё лё лё ё ё кё ё ёзё ёзо ё ёбё ёбо ё ётё ёто ё ёлё ёло ёкё ёко ю ю зю зю ю ю бю бю ю ю тю тю ю ю лю ю юзю юзу ю юбю юбу ю ютю юту юлю юлу
е е фе фе е е де де е е ре ре е е пе пе е е ге е ефе ефе е еде еде е ере ере е епе епе еге еге я я фя фя я я дя дя я я ря ря я я пя пя я гя я яфя яфа я ядя яда я яря яра я япя япа яга
ё ё фё фё ё ё дё дё ё ё рё рё ё ё пё пё ё ё ге ё ёфё ёфо ё ёдё ёдо ё ёрё ёро ё ёпё ёпо ёгё ёго ю ю фю фю ю ю дю дю рю рю ю ю пю пю ю ю юфю юфу ю юдю юду ю юрю юру юпю юпу
Презентация составлена по заданиям Букваря « Игробуквотека » Инны Леонидовны Калининой . Издательство «Книжный клуб», г. Тверь, 2010г. Источники:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.
Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректир...
Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников
Статья адресована учителям - логопедам, учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов, родителям. В ней раскрываются причины нарушения чтения (дислексии) у младших школьников, о...
«Логопедические технологии коррекции дислексии у младших школьников с ОВЗ»
Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей системы образования, предполаг...
Диагностика и коррекция дислексии у младших школьников.
Объект исследования –нарушения чтения у учащихся начальных классов.Предметом нашего исследования являeтся характеристика нарушeний чтeния у современных младших школьников.Цель работы –пров...
Рекомендации родителям по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников
13 рекомендаций по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников...
Коррекция дислексии у младших школьников на логопедических занятиях
Проблема выявления и коррекции нарушения чтения (дислексии) у детей тревожит и педагогов, и родителей. Но больше всего от дислексии страдает сам ребёнок. Подобные трудности являются причиной школьной ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более ста лет, однако и до настоящего времени вопросы диагн...