Методическая разработка. Дидактический материал по коррекции дислексии у младших школьников
учебно-методический материал по логопедии (1, 2 класс)

Коренченко Снежана Игоревна

Слоговые таблицы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гласные А, О, И, Ы, У

Артикуляционная гимнастика

Задания:

  1. Прочитай последовательно каждый  столбик таблицы.
  2. Прочитай последовательно каждую строку таблицы.
  3. Прочитай выборочно столбики таблицы. Перед произнесением сочетаний звуков делайте спокойный вдох, стараясь произнести на одном выдохе несколько звуков.
  4. Прочитай выборочно столбики и строчки, постепенно повышая голос.
  5. Прочитай выборочно столбики и строчки, постепенно понижая голос до шепота.
  6. Прочитай заданное сочетание. Например: прочитай третью строку четвертого столбика, пятую строку второго столбика.

А

О

И

Ы

У

А О

О А

И А

Ы А

У А

А О Ы

О А Ы

И А О

Ы А О

У А О

А О Ы И

О А Ы И

И А О Ы

Ы А О И

У А О Ы

А О Ы И У

О А Ы И У

И А О Ы У

Ы А О И У

У А О Ы И

А

О

И

Ы

У

А О А

О А О

И А И

Ы А Ы

У А У

А Ы А

О Ы О

И О И

Ы О Ы

У О У

А И А

О И О

И Ы И

Ы И Ы

У Ы У

А У А

О У О

И У И

Ы У Ы

У И У

Буква Ё

Упражнение 1

Задание: Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.

ПЁ

ДЁ

ТЁ

ЗЁ

СЁ

ЁП

ЁД

ЁТ

ЁЗ

ЁС

ПЁП

ДЁД

ТЁТ

ЗЁЗ

СЁС

ЁПЁ

ЁДЁ

ЁТЁ

ЁЗЁ

ЁСЁ

ПЁЁП

ДЁЁД

ТЁЁТ

ЗЁЁЗ

СЁЁС

ЁППЁ

ЁДДЁ

ЁТТЁ

ЁЗЗЁ

ЁССЁ

ПЁПЁ

ДЁДЁ

ТЁТЁ

ЗЁЗЁ

СЁСЁ

ЁПБЁ

ЁДТЁ

ЁТДЁ

ЁЗСЁ

ЁСЗЁ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы.
  3. Составь из элементов таблицы слова. Поясни их значение.

УТЁ

СЛО

ЛЬВЁ

КА

НЁС

ЛИ

НОК

ГУ

ПО

ДОЧ

ЛО

РЁ

НЁ

БЛЁСТ

КА

ТИГ

СЁ

ЁЛ

ЗВЁЗ

КИ

Ответ: утёнок, лисёнок, львёнок, слонёнок, гусёнок, лосёнок, тигрёнок, ёлка, понёс, блёстки, звёздочка.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай вначале строки. Затем столбики таблицы.
  2. Объедини слова в группы.
  3. Подбери слово к схеме:

СЛОН

УТКА

ЛЕВ

ЛОСЁНОК

ГУСЁНОК

ТИГРЁНОК

СЛОНЁНОК

ЕЖОНОК

ЁЖИК

ГУСЬ

ТИГР

ЁЖ

ЛОСЬ

УТЁНОК

ЕЖИХА

ЛЬВЁНОК

Ответ: группы слов:

  • слова, образующие пары (например: СЛОН – СЛОНЁНОК)
  • слова с общей частью ЁЖ (однокоренные слова)

Данной схеме соответствует слово ЛЕВ.

Упражнение 4

Задание: Найди заданное слово.

ЗВЁЗДОЧКА

ЗВЁДЗОЧКА    ЗВЁЗДОЧКА    ЗВЁЗДОЧЬКА

САМОЛЁТ

САЛОМЁТ       САМОТЁТ        САМОЛЁТ

ЛЁТЧИК

ЛЁЧЧИК           ЛЁЧИК              ЛЁТЧИК

ЁЛОЧКА

ЁЛОЧЬКА         ЁЛОЧКА           ЁЛОКЧА

Упражнение 5

Задание: Собери слова и запиши их.

КАЁЛОЧ

ТЕРТЬСКА

КИСЛЁЗ

НАЗЕЯЛЁ

Упражнение 6

Задание: Найди границы слов и обозначь их.

ЗВЁЗДОЧКАЁЛОЧКАЁЖИКИ

ЁЛКАБЛЁСТКИЛЬДИНКИ

ТЁПЛЫЕСМОЛЯНЫЕИГОЛКИ

Упражнение 7

Задание: Найди лишнее слово.

Ребята были ёлочки в лесу.

Вдруг услышали, что возле ёлочки мёд кто-то шуршит.

Там был ёжик!

Напала Жучка лосёнок на ёжика.

Буква Ь

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Прочитай выборочно строки таблицы.
  3. Что общего у всех элементов таблицы? Чем похожи элементы 2, 3, 4 и 5 столбиков?

НЬ

АНЬ

НАНЬ

НЯНЬ

АННЬ

МЬ

АМЬ

МАМЬ

МЯМЬ

АММЬ

ЛЬ

АЛЬ

ЛАЛЬ

ЛЯЛЬ

АЛЛЬ

РЬ

АРЬ

РАРЬ

РЯРЬ

АРРЬ

БЬ

АБЬ

БАБЬ

БЯБЬ

АББЬ

ВЬ

АВЬ

ВАВЬ

ВЯВЬ

АВВЬ

ГЬ

АГЬ

ГАГЬ

ГЯГЬ

АГГЬ

ДЬ

АДЬ

ДАДЬ

ДЯДЬ

АДДЬ

ЗЬ

АЗЬ

ЗАЗЬ

ЗЯЗЬ

АЗЗЬ

ПЬ

АПЬ

ПАПЬ

ПЯПЬ

АППЬ

КЬ

АКЬ

КАКЬ

КЯКЬ

АККЬ

ТЬ

АТЬ

ТАТЬ

ТЯТЬ

АТТЬ

СЬ

АСЬ

САСЬ

СЯСЬ

АССЬ

       

Ответ: все элементы таблицы содержат Ь. Элементы 2, 3, 4 и 5 столбиков содержат только одну гласную, состоят из одного слога.

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
  2. Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение. Составь словосочетания, предложения с некоторыми из них.

ОК

СЕН

ЯН

ПИСЬ

ЛИ

АП

ТЯБРЬ

КИ

МО

СНЕ

НО

РЕЛЬ

ЯБРЬ

ВАРЬ

ГИРЬ

ДЕ

ЧИ

КОНЬ

ЗА

ВАТЬ

МАЛЬ

КАБРЬ

ФЕВ

РАЛЬ

ПО

Ответ:октябрь, сентябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, апрель, мальчики, коньки, письмо, заливать, снегирь, поливать.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
  2. Объедини слова в группы.
  3. Подбери слова к схемам:

ОЛЕНЬ

ОКУНЬ

РЫСЬ

МЕДВЕДЬ

КАРАСЬ

ОКУНИ

ОЛЕНИ

СНЕГИРИ

СЕНТЯБРЬ

ЯНВАРЬ

СНЕГИРЬ

ЛИНЬ

ГУСЬ

МЕДВЕДИ

ЛОСЬ

КАРАСИ

ОКТЯБРЬ

ЛИНИ

ЛОСИ

ГУСИ

НОЯБРЬ

РЫСИ

ДЕКАБРЬ

ФЕВРАЛЬ

АПРЕЛЬ

Ответ: группы слов:

Вариант 1

  • слова, обозначающие один предмет
  • слова, обозначающие множество

Вариант 2

  • животные
  • названия месяцев

Первой схеме соответствует слово ОКУНИ, второй – КАРАСЬ.

       

Упражнение 4

        

Задание: Найди границы слов. Отметь их.

ГУСЬГРАЧКАРАСЬРЫСЬ

СЕТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬЯНВАРЬФЕВРАЛЬАПРЕЛЬ

ПИСЬМОКОНЬКИМАЛЬЧИКИ

Упражнение 5

Задание: Найди заданное слово.

МАЛЬЧИКИ

МАЛЧИКИ          МАЛЬЧИКИ    МАКЬЧИЛИ

КОНЬКИ

КОКЬНИ              КОНКИ            КОНЬКИ

КАТАТЬСЯ

КАТАТСЯ            КАТАСЬТЯ     КАТАТЬСЯ

ДРАЗНИТЬ

ДРАНЗИТЬ          ДРАЗТИНЬ      ДРАЗНИТЬ

Упражнение 6

Задание: Составь из слогов левого столбика слова и запиши их в правом столбике.

ТЯБРЬСЕН

ТЯБРЬОК

ВАРЬЯН

РАЛЬФЕВ

Упражнение 7

Задание: Найди лишние слова.

Ударили ноябрь первые морозы.

Задумали ребята залить каток.

Сбросили мальчики карась пальто и принялись за работу.

Снег укрыл поля и леса.

Упражнение 8

Задание: Подбери недостающие слова там, где это необходимо.

Написала письмо Ольге.

Она отнесла письмо почту.

Паслись гусята лугу.

Стал Петя гуся.

Галка сидела заборе.

Буква Ш

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай первую строку на одном выдохе.
  2. Прочитай первую и вторую строку, выделяя ударный гласный. Отхлопай получившийся ритм.
  3. Прочитай оставшиеся строки с ударением на выделенных гласных.

ША

ШО

ШИ

ШУ

ШЕ

АШ

ОШ

ИШ

УШ

ЕШ

АША

ОШО

ИШИ

УШУ

ЕШЕ

ШАШ

ШОШ

ШИШ

ШУШ

ШЕШ

АШША

ОШШО

ИШШИ

УШШУ

ЕШШЕ

ШААШ

ШООШ

ШИИШ

ШУУШ

ШЕЕШ

ШАША

ШОШО

ШИШИ

ШУШУ

ШЕШЕ

АШШО

ОШША

ИШШУ

УШШИ

ИШШЕ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение, составив с каждым словосочетание.

ШКО

ШУТ

ДА

РУ

ШУ

КОШ

КА

ТИ

ШИ

ПЫ

МЫШ

НА

ЛА

ШИШ

КОШ

РАН

МА

РИ

БАШ

КРЫШ

СУШ

ЛЫ

КИ

ШАП

ЛЫШ

Ответ: школа, кошка, мышка, карандаши, шишки, сушки, шутки, шина, машина, малыши, тишина, ширина, рубашка, шапка, шурупы, кошка, крышка, малышка.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Объедини слова в группы.
  3. Подбери слова к схемам:

ПЕТУШКИ

ОСЕНЬ

ШАПКА

ШИНШИЛЛА

ЛЕТО

ШУБКА

МЫШКА

ЗИМА

ВЕСНА

КАШНЕ

ЛИСА

БОЛЬШЕ

КОШКИ

ШТАНЫ

ШИТЬ

МЕНЬШЕ

ШИЛО

ТОНЬШЕ

ЛУЧШЕ

СШИЛИ

ШИЛИ

ЗАШИЛИ

ВЫШИЛИ

ПРИШИЛИ

ВШИЛИ

Ответ: группы  слов:

  • слова, близкие по значению, имеющие  общую часть ШИЛ (однокоренные слова)
  • слова-сравнения (МЕНЬШЕ, БОЛЬШЕ, ТОНЬШЕ, ЛУЧШЕ)
  • названия животных
  • предметы одежды
  • времена года

Первой схеме соответствует слово МЕНЬШЕ, второй – СШИЛИ, ВШИЛИ.

Упражнение 4

Задание: Найди заданное слово.

КАРАДАШИ

КАРАНДАШЫ     КАРАДНАШИ     КАРАНДАШИ

МАШИНКА

МАШЫНКА         МАШИКНА         МАШИНКА

ПОСПЕШИШЬ

ПОСПЕШЫШЬ    ПОПСЕШИШЬ    ПОСПЕШИШЬ  

НАСМЕШИШЬ

НАСМЕШЫШЬ    НАМСЕШИШЬ   НАСМЕШИШЬ

Упражнение 5

Задание: Найди границы слов, обозначь их.

ШИНАМАШИНАМАШИНКА

ШИШКАШАПКАСУШКАШУБКА

ШИРОКОШИРИНАТИШИНА

Упражнение 6

Задание: Составь слова, запиши их в правом столбике.

ДАШРАНКА

ЛИПОШ

ЛЫМАШИ

БАШРУКА

Упражнение 7

Задание: Найди лишние слова.

Девочка Маша шишка ушла из дома.

В лесу она заблудилась.

Пришла Машенька к машина избушке.

Дверь была петушки отворена.

В осеннем лесу ярко горели кисти рябин.

Упражнение 8

Задание: Добавь недостающие слова.

Ребята собирали сосновые и еловые.

Дети пошли в.

Девочка Маша ушла из в лес.

Шесть в шалаше шуршат.

Наша серая кошка сидела на окошке.

Буквы Ь, Ъ

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
  2. Между какими буквами употребляется Ь в третьем столбике?
  3. Перед какими гласными употребляется Ъ?
  4. Прочитай повторно третий и четвертый столбики.

ДЕНЬ

ДЕНЬКИ

ЛЬЮ

ОБЪЕЗД

ПЕНЬ

ПЕНЬКИ

ПЬЮ

ВЪЕЗД

ЛЕНЬ

ПИСЬМО

ЛЬЁТ

СЪЕЗД

ОСЕНЬ

ВОЗЬМИ

ДЕРЕВЬЯ

ОБЪЯВЛЕНИЕ

ТЕНЬ

ПАЛЬТО

ВЬЮН

АДЪЮТАНТ

ЧИТАТЬ

БОЛЬШЕ

БУЛЬОН

СЪЕЛ

ЗНАТЬ

МЕНЬШЕ

ПОЧТАЛЬОН

СЪЕМ

ВЯЗАТЬ

ТОНЬШЕ

МЕДАЛЬОН

СЪЕШЬ

ШИТЬ

КОЛЬЦО

МУРАВЬИ

ПРЕДЪЯВИТЬ

ЛИТЬ

КРЫЛЬЦО

ШЬЁТ

ОБЪЁМ

ДАЛЬ

СКОЛЬКО

ВОРОБЬИ

ИЗЪЯТЬ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
  2. Объедини слова в группы.

КОЛЬЯ

ОСЕНЬЮ

ПОЛЬЕТ

ВЪЕЗД

КУШАНЬЯ

СЪЕЛ

СЪЕСТ

ОБЪЕДКИ

ХЛОПЬЯ

ОБЪЕЗД

СЪЕЗД

СУЧЬЯ

ПОДЪЕЗД

ИЗЪЯН

ВЬЮН

НЕОБЪЯТНА

ОБЪЯСНИЛ

РУЧЬИ

КОПЬЁ

СЪЕСТНОЕ

ПЬЁТ

ЗДОРОВЬЕ

СЪЁМКА

БРАТЬЯ

ОБЪЕМ

Ответ: группы слов:

  • слова с Ъ
  • слова с Ь

Упражнение 3

Задание: Составь предложения со словосочетаниями каждой строки таблицы.

ВЪЕЗД В ГОРОД

ОБЪЯВЛЕНИЯ НА СТЕНЕ

ПОДЪЁМНЫЙ КРАН

СЪЕДОБНЫЙ ГРИБ

СЪЕЛ МОРКОВКУ

ЛЬЁТ ДОЖДЬ

ОСЫПАЮТСЯ ЛИСТЬЯ

ПТИЧЬИ ГНЁЗДА

Упражнение 4

Задание: Исправь ошибки, исключив или дополнив слова, чтобы получились предложения.

Зашумел в осень лесу золотой дождь.

По колено в листьях стоят.

Ёлочки листьями.

Грибы под спрятались.

Листья летят, объезд скачут, плывут.

Листья птичьи висят на паутинках.

Листья съестное вверху, внизу и вокруг.

Шумит крылья золотой дождь.

Упражнение 5

Задание: Найди границы предложений. Поставь недостающие точки.

К подъезду школы подъехал автобус Мы въехали в город Поезд остановился на разъезде Щенок съёжился от холода На слона напал разъяренный тигр Козы объедают листья у кустов и цветов Ребята съездили на экскурсию Подъём в гору был крутой Объявили посадку на самолёт

Буква Ч

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
  2. Подумай и объясни, почему в таблице остались пустые ячейки?
  3. Прочитай вторую строку таблицы на одном выдохе.
  4. Прочитай четвертую и седьмую строки таблицы, выделяя ударные гласные.

ЧА

ЧО

ЧЕ

ЧУ

ЧИ

АЧ

ОЧ

ЕЧ

УЧ

ИЧ

ЫЧ

ЯЧ

АЧА

ОЧО

ЕЧЕ

УЧУ

ИЧИ

АЧЧА

ОЧЧО

ЕЧЧЕ

УЧЧУ

ИЧЧИ

ЫЧЧ

ЯЧЧ

ЧААЧ

ЧООЧ

ЧЕЕЧ

ЧУУЧ

ЧИИЧ

ЧАЧА

ЧОЧО

ЧЕЧЕ

ЧУЧУ

ЧИЧИ

АЧЧО

ОЧЧА

ЕЧЧУ

УЧЧЕ

ЫЧЧИ

ЫЧЧУ

ЯЧЧА

             

Ответ: в русском языке после согласной Ч не употребляются буквы Ы, Я, Ю. Буква Ч обозначает мягкий согласный звук, поэтому такие сочетания невозможны.

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы.
  2. Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение. Составь словосочетания, предложения с использованием этих слов.

НО

ЧА

НИ

СТУ

ЛИ

МЯ

УДА

СИ

КА

ЛЕ

РУЧ

ЧИ

ЛА

СКА

ЧЕР

ПЧЕ

ДО

ТУЧ

КИ

ЧАТ

ЧУ

ТУ

СЫ

СИЧ

ЧИК

             

Ответ: ночи, часы, часики, стучат, чудо, чадо, ручка, туча, тучка, лисички, удача, мячик, скачу, лечу, черника, пчела.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы.
  2. Найди в каждой строке таблицы лишнее слово.
  3. Подбери слова к схемам:

БРУСНИКА

ЗЕМЛЯНИКА

СМОРОДИНА

ЧЕРНИКА

ЛИСИЧКА

РЕЧКА

РУЧКА

ТУЧКА

ДОЧКА

ТУЧА

Танечка

Ванечка

Олечка

Аллочка

Оленька

ПЧЕЛА

ЧЕЛОВЕК

УЧЕНИК

СКАЧЕТ

ДЕВОЧКА

Ответ: лишними являются слова ЛИСИЧКА, ТУЧА, Оленька, СКАЧЕТ.

Первой схеме соответствует слово ЧЕРНИКА, второй – ДЕВОЧКА.

Упражнение 4

Задание: Найди заданное слово.

УЧЕНИКИ

УЧЕКИНИ          УЧЕНИКИ         УЧЕНИНИ

СЕСТРИЧКИ

СЕСРТИЧКИ      СЕСТРИКЧИ    СЕСТРИЧКИ

КУСТОЧЕК

КУТСОЧЕК        КУСТОЧЕК       КУСТОКЕЧ

УЧЕБНИКИ

УЧЕБКИНИ        УЧЕБНИКИ      УЧЕНБИКИ

Упражнение 5

Задание: Найди границы слов. Отметь их.

УЧЕНИКИУЧЕБНИКИРУЧКА

КУСОЧЕККУСТОЧЕКТУЧКА

ДЕВОЧКАЗЕМЛЯНИЧКАСЕСТРИЧКА

ДОЧКАТУЧКАКУЧКАПЧЕЛА

Упражнение 6

Задание: Составь слова и запиши их.

НИЕЧТЕ

НИЕУЧЕ

НИУЧЕКИ

НИУЧЕБКИ

Упражнение 7

Задание: Найди лишние слова.

На уроке математики учебники мы считаем.

На уроке учение чтения мы читаем.

На уроке русского языка мы учимся считать писать.

В тучки корзинке у Олечки одни лисички.

Упражнение 8

Задание: Подбери, где это необходимо, слова, чтобы получились предложения.

Уроке математики мы считаем.

Мы учимся писать уроке русского языка.

Мы читаем на уроке чтения.

В корзинке у одни лисички.

Буква Й

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
  2. Прочитай вторую строку таблицы с ударением на выделенных гласных.

АЙ

ОЙ

УЙ

ЫЙ

ЯЙ

ЁЙ

ИЙ

ЕЙ

АЙОЙ

ОЙАЙ

УЙЫЙ

ЫЙУЙ

ЯЙЁЙ

ЁЙЯЙ

ИЙЕЙ

ЕЙИЙ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение, составив  предложения.

ЖЁЛ

ЛУ

НЫЙ

ЖЕ

КРАС

ТЫЙ

НИЙ

БЕ

ГО

ЛЁ

БОЙ

ВЫЙ

ЗЕ

СИ

ОРАН

ЛЫЙ

 Ответ: желтый, красный, голубой, зеленый, синий, оранжевый, белый.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай вначале строки, затем столбики таблицы.
  2. Объедини слова в группы.
  3. Подбери слова к схемам:

КРАСНЫЙ

МЕТРО

КОРИЧНЕВЫЙ

ТРАНСПОРТ

ОРАНЖЕВЫЙ

АВТОБУС

СИНИЙ

ТРАМВАЙ

ГОЛУБОЙ

БЕЖЕВЫЙ

САМОСВАЛ

САНИ

ТРОЛЛЕЙБУС

ПОЕЗД

РОЗОВЫЙ

ВЕЛОСИПЕД

ТАКСИ

ЧЁРНЫЙ

СЕРЫЙ

ЗЕЛЁНЫЙ

Ответ: группы слов:

  • цвета
  • средства передвижения.

Первой схеме соответствует слово СИНИЙ, второй – ТАКСИ.

Упражнение 4

Задание: Найди заданное слово.

ТРОЛЛЕЙБУС

ТРОЛЕЙБУС        ТРОЛЛЕБУС        ТРОЛЛЕЙБУС

ТРАМВАЙ

ТРАНВАЙ             ТРАВМАЙ           ТРАМВАЙ

АВТОБУС

АВТОБАС             АФТОБУС            АВТОБУС

ВЕЛОСИПЕД

ВИЛОСИПЕТ        ВЕЛАСИПЕД       ВЕЛОСИПЕД

Упражнение 5

Задание: Найди границы слов.

МОЙТВОЙВАШНАШ

ПОЙМОЙЛЕЙУМЕЙШЕЙ

УМНЫЙСИНИЙНАДЕЖНЫЙРАДУЖНЫЙ

Упражнение 6

Задание: Составь слова и запиши их.

ЛЕЙБУСТРОЛ

ЛОВЕПЕДСИ

ВАЙТРАМ

БУСТОАВ

Упражнение 7

Задание: Составь из слов предложения.

Марины день у рождения

на шел мокрый улице снег

много лесу спелой в малины

         

Буква Г

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай первую, затем вторую строку, выделяя ударные гласные. Отхлопай получившийся ритм.
  2. Прочитай первую строку на одном выдохе.
  3. Прочитай последовательно столбики таблицы, выделяя ударные гласные.
  4. Прочитай только те элементы таблицы, в которых согласный Г звучит твердо.
  5. Прочитай только те столбики, в которых встречается мягкий звук [Г`].

ГА

ГЯ

ГУ

ГО

ГЕ

ГЫ

ГИ

АГ

ЯГ

УГ

ОГ

ЕГ

ЫГ

ИГ

АГА

ЯГЯ

УГУ

ОГО

ЕГЕ

ЫГЫ

ИГИ

ГАГ

ГЯГ

ГУГ

ГОГ

ГЕГ

ГЫГ

ГИГ

АГГА

ЯГГЯ

УГГУ

ОГГО

ЕГГЕ

ЫГГЫ

ИГГИ

ГААГ

ГЯЯГ

ГУУГ

ГООГ

ГЕЕГ

ГЫЫГ

ГИИГ

ГАГА

ГЯГЯ

ГУГУ

ГОГО

ГЕГЕ

ГЫГЫ

ГИГИ

АГГЯ

ЯГГА

УГГО

ОГГУ

ЕГГЫ

ЫГГЕ

ЫГГИ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай строки таблицы.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы.
  3. Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение. Составь с получившимися словами  словосочетания, предложения.

ГРИ

ВО

ГАН

ЗА

ГА

ПО

РИ

РО

ДА

БУ

ГРО

РИ

БЫ

ДО

ТИГ

ГО

ГОР

КА

ВИК

БОК

ГИ

СНЕ

КИ

РЫ

МА

 

Ответ: грибы, поганки, поганка, гроза, говори, снеговик, снегири, горка, города, дорога, бумага, тигры, горы, грибок.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Прочитай третью строку таблицы.
  3. Поясни значение слов второго столбика.
  4. Со словами ГОРОД, АВТОБУС, ДОРОГА, АВТОМОБИЛИ составь рассказ или отдельные предложения.
  5. Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
  6. Подбери слова к схемам:  

ГРИБЫ

ДОРОГА

ГОРА

СНЕГОВИК

ТУЯ

ГОРОДА

ГРИБНЫЕ

РЯБИНА

БАОБАБ

СНЕГ

АВТОБУС

ВЫСОКОГОРНЫЕ

ГРИБОК

СНЕГИРИ

ГОРНЫЕ

ЛУГ

АВТОМОБИЛИ

ГОРКА

КЕДР

КИПАРИС

ОСИНА

ЛУГОВЫЕ

ДУБ

РАКИТА

ГРИБНИК

 

Ответ: группы слов:

Вариант 1

  • слова ГОРОДА, АВТОБУС, ДОРОГА, АВТОМОБИЛИ можно объединить в одну группу под темой «транспорт в городе»,
  • названия деревьев
  • слова с общей частью (ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЕ; ГРИБЫ, ГРИБНЫЕ, ГРИБОК, ГРИБНИК и т.д.)

Вариант 2

  • слова, обозначающие предметы
  • слова, обозначающие признаки предметов.  

К первой схеме подходит слово КИПАРИС, ко второй – БАОБАБ.

Упражнение 4

Задание: Найди границы слов. Обозначь их.

ГРИБГРИБНЫЕГРИБНИКГРИБОК

ОСИНАГОРОДААВТОМОБИЛИ

БОРОВИКСНЕГОВИКГОРКА

РАДУГАДУБГАЛКАГОРКА

 

     

Упражнение 5

Задание: Найди заданное слово.

БОРОВИК

БОВОРИК           БОРОВИК          БОРОКИВ

ГРИБНИК

ГРИНБИК           ГРИБКИН           ГРИБНИК

СНЕГОВИК

СНЕВОГИК        СНЕГОВИК        СГЕНОВИК

СОЛДАТИКИ

СОДЛАТИКИ     СОЛДАКИТИ    СОЛДАТИКИ

Упражнение 6

Задание: Из слогов левого столбика таблицы составь слова и запиши их в правом столбике.

ДУГАРА

ЗИНКОРКА

ГОСНЕПАД

РОКУКАПАТ

СКОГОРОКАВОР

Упражнение 7

Задание: В каждой строке таблицы добавь слова, чтобы получились предложения.

Гена и Галя много грибов.

В корзине у Гали одни.

Первоклассники подарки для ребят из детского сада.

Когда наступит весна, снег в лесу.

Упражнение 8

Задание: Исключи, где это необходимо, лишние слова, чтобы получились предложения.

Когда наступает весна, снег постепенно тает.

Вода долго снег стоит в лесу.

Галя и Гена набрали гриб-боровик много грибов.

В корзине у Гали поганки одни боровики.

Летом в лесу много вода ягод и грибов.

Буква Ж

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай первую строку на одном выдохе.
  2. Прочитай первые две строки с ударением на выделенных гласных. Отхлопай получившийся ритм.
  3. Прочитай оставшиеся строки, затем выборочно столбики, делая ударение на выделенных гласных.

ЖА

ЖО

ЖУ

ЖЕ

ЖИ

АЖ

ОЖ

УЖ

ЕЖ

ИЖ

АЖА

ОЖО

УЖУ

ЕЖЕ

ИЖИ

ЖАЖ

ЖОЖ

ЖУЖ

ЖЕЖ

ЖИЖ

АЖЖА

ОЖЖО

УЖЖУ

ЕЖЖЕ

ИЖЖИ

ЖААЖ

ЖООЖ

ЖУУЖ

ЖЕЕЖ

ЖИИЖ

ЖАЖА

ЖОЖО

ЖУЖУ

ЖЕЖЕ

ЖИЖИ

АЖЖО

ОЖЖА

УЖЖЕ

ЕЖЖУ

УЖЖИ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Составь слова из элементов таблицы. Поясни значение слов, составив с каждым предложения.

ДРУЖ

ЖОК

СТРИ

ЖИН

НИ

ДРУ

МО

ЛИ

КИ

ДО

ЖЕТ

БА

СНЕ

ЛЫЖ

РОЖ

ЧИ

ЖИ

КА

БУ

МАЖ

Ответ:  дружба, дружок, дружили, может, чижи, стрижи, жили, снежинки, лыжники, дорожка, бумажка.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы.
  3. Объедини слова в группы.
  4. Подбери слово к схеме:

ЕЖИ

ДРУЖНЫЙ

Жанна

МОРЖИ

ЖАБА

ДРУЖБА

ЖИРАФ

УЖИ

Жорж

Жозефина

Женя

ДРУГ

ДРУЖИТЬ

ЖИВОТНЫЕ

УДРУЖИТЬ

ПОДРУЖКА

ЛЫЖИ

ЛЫЖНИК

ЛЫЖНЯ

ЛЫЖНЫЙ

     

 Ответ:  группы слов:

  • слова с общей частью ЛЫЖ (однокоренные слова)
  • слова с общей частью ДРУГ, ДРУЖ
  • имена
  • животные

Данной схеме соответствует слово ЛЫЖНЫЙ

Упражнение 4

Задание: Найди заданное слово.

ЛЫЖНИКИ

ЛЫНЖИКИ        ЛЫЖНИКИ          ЛЫЖКИНИ

СНЕЖИНКИ

СНЕЖЫНКИ      СНЕЖИКНИ        СНЕЖИНКИ

ЖИМОЛОСТЬ

ЖИЛОМОСТЬ   ЖЫМОЛОСТЬ     ЖИМОЛОСТЬ

Упражнение 5

Задание: Составь слова, запиши их.

ЖИТЖУЖ

ЧКИЖУ

КИЖИНСНЕ

РОЖДОКА

Упражнение 6

Задание: Найди лишние слова.

У Вари был дорожка чиж.

Чиж жил в клетке и ни разу не пел.

Варя пришла закружились к чижу.

Чиж будет петь на карандаш воле весь день.

Упражнение 7

Задание: Дополни слова, если требуется.

Было у семь деток.

Сделала она себе в лесу.

Подружились медведь с мужиком и вздумали они репу.

Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки.

Буква З

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай первые две строки таблицы с повышением, затем с понижением голоса.
  2. Прочитай первые две строки таблицы, выделяя ударные гласные. Отхлопай получившийся ритм.
  3. Прочитай оставшиеся строки таблицы, выделяя ударные гласные.
  4. Прочитай выборочно столбики таблицы.

ЗА

ЗО

ЗЕ

ЗЫ

ЗИ

ЗУ

АЗ

ОЗ

ЕЗ

ЫЗ

ИЗ

УЗ

АЗА

ОЗО

ЕЗЕ

ЫЗЫ

ИЗИ

УЗУ

ЗАЗ

ЗОЗ

ЗЕЗ

ЗЫЗ

ЗИЗ

ЗУЗ

АЗЗА

ОЗЗО

ЕЗЗЕ

ЫЗЗЫ

ИЗЗИ

УЗЗУ

ЗААЗ

ЗООЗ

ЗЕЕЗ

ЗЫЫЗ

ЗИИЗ

ЗУУЗ

ЗАЗА

ЗОЗО

ЗЕЗЕ

ЗЫЗЫ

ЗИЗИ

ЗУЗУ

АЗЗО

ОЗЗА

ЕЗЗЫ

ЫЗЗЕ

ИЗЗУ

УЗЗИ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай столбики таблицы.
  2. Выборочно прочитай строки таблицы.
  3. Из элементов таблицы составь слова. Поясни значение слов. Составь с получившимися словами словосочетания, предложения.

ЗВЕ

ЗОО

СЛО

СПИ

НОК

НЫ

ЗВО

ВЕ

КОР

ЗИ

МУ

КОЗ

МА

РИ

ТЕР

УЗ

ЗЫ

ПАРК

ЛИК

КА

ЗОН

ТИК

ЛИ

НА

МЫ

Ответ:        звери, зоопарк, слоны, звонок, музыка, спина, ветер, зонтик, козлик, корзина, зима, узнали, налимы.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
  2. Объедини слова таблицы в группы. Объясни свой выбор.
  3. Подбери слова к схемам:

КОЗА

ПИОН

ЗМЕИ

ВАЗА

ИРИС

КАКТУС

ВОЛКИ

РОЗЫ

КРОЛИК

МАКИ

МЫЛО

АСТРЫ

КОЗЛИК

ВОЗЫ

КОСЫ

КОРЗИНА

ЗОНТИК

ЗВОНОК

СЛОНЫ

ЗВЕРИ

ЗООПАРК

ЗВОН

ЗОНТЫ

ЗИМА

ПЕРЕЗВОН

В одну группу можно объединить слова, обозначающие один предмет, в другую – множество. Можно объединить слова иначе:  животные, растения, слова, обозначающие предметы неживые.

К первой схеме подходит слово КОРЗИНА, ко второй – КОЗЛИК.

Упражнение 4

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
  2. Найди лишнее слово в каждой строке таблицы.

МЫЛИ

ВСТАЛА

КОСИЛИ

КОРМИЛИ

ВОЗИЛИ

КАКТУСЫ

АСТРА

ПИОН

РОЗА

ИРИС

Сима

Зина

Зоя

Лиза

Захар

НОРА

ЗВУК

ЗОНТ

ЗИМА

ЗАМОК

ЕНОТ

ВОЛКИ

КОЗА

РЫБА

ЛИСА

     

Ответ:        лишними являются слова:

В первой строке – ВСТАЛА, во второй – КАКТУСЫ, в третьей – Захар, в четвертой – ЗАМОК (оно состоит не из пяти букв), в пятой – ВОЛКИ.

Упражнение 5

Задание: Найди заданное слово в ряду буквосочетаний.

РОЗОВЫЕ

РОВОЗЫЕ             РОЗОВЫЕ             РОЗОВЕЫ

КРАСИВЫЕ

КРАВИСЫЕ          КРАСЫВАЕ         КРАСИВЫЕ

ЗНАКОМЫЕ

ЗНАМОКЫЕ          ЗНАКОМЫЕ        ЗНАОКМЫЕ

ЗИМОВАЛИ

ЗИВОМАЛИ           ЗИЛОВАМИ        ЗИМОВАЛИ

РАССКАЗАЛА

РАССЗАКАЛА       РАССКАЗАЛИ    РАССКАЛАЗА

ИНТЕРЕСНЫЕ

ИНТЕРСЕНЫЕ       ИНТЕРЕНСЫЕ   ИНТЕРЕСНЫЕ

Упражнение 6

Задание: Из слогов левого столбика составь слова. Поясни их значение. Запиши получившиеся слова в правом столбике.

ЗОРОВЫЕ

НЫЕКРАС

СИКРАВЫЕ

МОЗИЛИВА

МОКЗА

Ответ:                розовые, красные, красивые, зимовали, замок.

Упражнение 7

Задание: Найди границы слов в каждой строке таблицы.

ЗВАЛИЗНАЛИПОЗВАЛИПРИНЕСЛИ

АСТРАРОЗАКАКТУСМИМОЗАИРИСМАКИПИОНЫ

ТРАВАКОЗАКОЗЛИКЗИМАЗВОНОКЗОНТЗВУКИ

ЗООПАРКАКВАРИУМТЕРРАРИУМ

Упражнение 8

Задание: Добавь слова в каждую строку таблицы, чтобы получились предложения.

Зина козу.

Лиза знает разные.

Сима и Зина вырастили.

Сима и Зина принесли в класс.

В зоопарке разные.

Упражнение 9

Задание: Убери лишнее слово в каждой строке таблицы, чтобы получились предложения.

Скоро мы посетим зоопарк зазвенел.

В зоопарке разные произнесите звери.

Мы сразу корзина узнали слона.

Выросли розы – красные козлик и розовые.

Нина Ивановна рассказала нам новые кролики интересные сказки.

Буква Щ

Упражнение 1

Задание 1

  1. Прочитай первую строку на одном выдохе.
  2. Прочитай все остальные строки с понижением и повышением голоса.

ЩА

ЩО

ЩУ

ЩЕ

ЩЁ

ЩИ

АЩ

ОЩ

УЩ

ЕЩ

ЁЩ

ИЩ

АЩА

ОЩО

УЩУ

ЕЩЕ

ЁЩЁ

ИЩИ

ЩААЩ

ЩООЩ

ЩУУЩ

ЩЕЕЩ

ЩЁЁЩ

ЩИИЩ

ЩАЩА

ЩОЩО

ЩУЩУ

ЩЕЩЕ

ЩЁЩЁ

ЩИЩИ

АЩЩО

ОЩЩА

УЩЩЕ

ЕЩЩУ

ЁЩЩИ

ИЩЩЁ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
  2. Составь из элементов таблицы слова. Поясни их значение.

ЩУ

КИ

ЩА

ЩЕ

ЛЕ

КА

ЧА

ЩЁТ

РО

ЩИ

ЧИ

ОВО

НОК

ГОЛ

ЩЁ

ПЛА

ТО

ВА

ЗА

РИ

ТА

ПИ

ВЕЛЬ

ЩАЛ

Ответ: щуки, лещи, роща, чаща, чищу, щенок, щегол, щёки, щётка, овощи, плащи, товарищи, защита, пищал, защищал, щавель.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Прочитай выборочно столбики.
  3. Объедини слова в группы.

ОВОЩИ

ЩЕГОЛ

МОРКОВЬ

ЕРШИ

ЩЕНОК

ЩИ

КАПУСТА

КАРАСЬ

СВЕКЛА

ЩУКА

ЛИНИ

УКРОП

ЛЕЩИ

ЛУК

ПЕТРУШКА

СЕЛЕЗЕНЬ

Ответ: группы слов:

  • слова, объединенные темой «Овощи»
  • названия рыб
  • ЩЕГОЛ, ЩЕНОК – животные.

Упражнение 4

Задание: Составь предложения, запиши их.

ПО ТОВАРИЩА ШЛИ ДВА ЛЕСУ

МЕДВЕДЬ НА ВЫСКОЧИЛ НИХ

БЕЖАТЬ ВЛЕЗ ДЕРЕВО НА БРОСИЛСЯ И ОДИН

Упражнение 5

Задание: Составь слова и запиши их.

ЩИВАТОРИ

ОЩИВО

ТИЩЕНА

КАЩЕПОТ

Буква Ц

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы, чередуя повышение и понижение голоса.
  2. Самостоятельно поставь ударение в первой и второй строке. Прочитай первые две строки с ударением. Отхлопай получившийся ритм.
  3. Прочитай третью строку на одном выдохе.

  ЦА

ЦО

ЦУ

ЦЫ

ЦИ

ЦЕ

АЦ

ОЦ

УЦ

ЫЦ

ИЦ

ЕЦ

ЦАЦ

ЦОЦ

ЦУЦ

ЦЫЦ

ЦИЦ

ЦЕЦ

АЦА

ОЦО

УЦУ

ЫЦЫ

ИЦИ

ЕЦЕ

ЦААЦ

ЦООЦ

ЦУУЦ

ЦЫЫЦ

ЦИИЦ

ЦЕЕЦ

АЦЦА

ОЦЦО

УЦЦУ

ЫЦЦЫ

ИЦЦИ

ЕЦЦЕ

ЦАЦА

ЦОЦО

ЦУЦУ

ЦЫЦЫ

ЦИЦИ

ЦЕЦЕ

АЦЦО

ОЦЦА

УЦЦЫ

ЫЦЦУ

ИЦЦЕ

ЕЦЦЕ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
  2. Составь слова из элементов таблицы. Поясни значение слов, составив с каждым словосочетание или предложение.

КУЗ

МО

КОЛЬ

ПТИ

ЗУБ

ТАН

НЕЦ

КАЧ

ЦА

ПТЕН

ЦИР

ТО

НИ

ЗА

МО

ЦИКЛ

НЕ

ЦЕ

ЦО

ЛОД

СОЛН

ЦЫ

ЧИК

ЯЦ

КУЛЬ

Ответ: кузнец, кузница, кузнечик, кольцо, танцы, циркач, мотоцикл, солнце, птица, заяц, зубцы, птенцы, молодцы, циркуль.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Прочитай вторую и четвертую строки таблицы.
  3. Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
  4. Подбери слова к схемам:

ЦАПЛЯ

ЦИРК

ПТИЦА

УДОД

ЗАЯЦ

ПТЕНЦЫ

КОВЕРНЫЙ

НАЕЗДНИК

АКРОБАТ

ЗАЙЧАТА

ЗАЙЧИХА

ЖУРАВЛЬ

ЖОНГЛЁР

КЛОУН

ГИМНАСТ

АРТИСТ

Ответ: группы слов:

  • слова с общей частью ЗАЙ (ЗАЯ)
  • птицы
  • слова, объединенные темой «Цирк».

Первой схеме соответствует слово ЗАЯЦ, второй – ЦИРК.

Упражнение 4

Задание: Найди заданное слово.

ЖОНГЛЁР

ЖАНГЛЁР          ЖОГНЛЁР           ЖОНГЛЁР

МОТОЦИКЛ

МОКОЦИТЛ      МОТОЦИЛК        МОТОЦИКЛ

КУЗНЕЦЫ

КУНЗЕЦЫ          КУЗНЕЦИ            КУЗНЕЦЫ

КОЧЕРЫЖКА

КОЖЕРЫЧКА    КОЧЕКРЫЖКА  КОЧЕРЫЖКА

Упражнение 5

Задание: Составь слова. Запиши их.

НОКЦЫПЛЁ

ТЕНПОЛОЦЕ

ЦАПЫЛЬ

ЛЯЦАП

Упражнение 6

Задание: Добавь недостающие слова, чтобы получились предложения.

Ходит по болоту, ждут в гнезде ее птенцы.

Ухитрились люди в цирке медведя стирке.

На арену цирка выехали медведи на велосипеде.

Тигры сквозь кольцо.

Упражнение 7

Задание: Исключи лишние слова, чтобы получились предложения.

Собачки танцуют цирк под музыку.

Цапля ходит солнце по болоту.

В субботу мы идём в цирк.

Мы чертили циркулем большие и маленькие круги.

Упражнение 8

Задание: Составь из данных слов предложения. Запиши их в свободных строчках.

ЦАПЛЮ В ПТЕНЦЫ ГНЕЗДЕ ЖДУТ

НА МЕДВЕДИ КАТАЮТСЯ МОТОЦИКЛАХ

МУЗЫКУ СОБАЧКИ ПОД ТАНЦУЮТ

Буква Я

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Прочитай выборочно строки таблицы.
  3. Объясни, чем различаются согласные первого и второго столбика таблицы?

НЯ

ЯН

ЯНЯ

НЯН

ЯННЯ

НЯЯН

НЯНЯ

МЯ

ЯМ

ЯМЯ

МЯМ

ЯММЯ

МЯЯМ

МЯМЯ

ЛЯ

ЯЛ

ЯЛЯ

ЛЯЛ

ЯЛЛЯ

ЛЯЯЛ

ЛЯЛЯ

РЯ

ЯР

ЯРЯ

РЯР

ЯРРЯ

РЯЯР

РЯРЯ

БЯ

ЯБ

ЯБЯ

БЯБ

ЯББЯ

БЯЯБ

БЯБЯ

ВЯ

ЯВ

ЯВЯ

ВЯВ

ЯВВЯ

ВЯЯВ

ВЯВЯ

ДЯ

ЯД

ЯДЯ

ДЯД

ЯДДЯ

ДЯЯД

ДЯДЯ

ЗЯ

ЯЗ

ЯЗЯ

ЗЯЗ

ЯЗЗЯ

ЗЯЯЗ

ЗЯЗЯ

ПЯ

ЯП

ЯПЯ

ПЯП

ЯППЯ

ПЯЯП

ПЯПЯ

КЯ

ЯК

ЯКЯ

КЯК

ЯККЯ

КЯЯК

КЯКЯ

ТЯ

ЯТ

ЯТЯ

ТЯТ

ЯТТЯ

ТЯЯТ

ТЯТЯ

СЯ

ЯС

ЯСЯ

СЯС

ЯССЯ

СЯЯС

СЯСЯ

Ответ: согласные первого и второго столбика различаются по твердости и мягкости.

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы, затем выборочно столбики.
  2. Составь слова из элементов таблицы.

ДЯ

КИ

НЯ

КО

ЗЕМ

ЯМ

ТЕЛ

МА

НА

ПЯ

РЯ

КА

БЯ

РЕ

ТОК

ЯБ

ЛО

НИ

МО

ТА

БИ

ЯР

ЯК

ДЯ

ЛЯ

Ответ: дятел, маяк, ярко, море, земля, моряки, земляника, ямка, яблоко, яблоня, ребята, рябина, дядя, кипяток.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
  3. Составь рассказ, используя слова МАЯК, МОРЕ, ВОДА, МОРЯК, НЕБО, ВОЗДУХ, МОРСКАЯ, ВОДОЛАЗ, ВОЛНЫ. Если рассказ составить трудно, составь отдельные словосочетания или предложения.
  4. Подбери слова к схемам:

МАЯК

ЗЕМЛЯ

НЕБО

КЛУБНИКА

ВОРОН

СОРОКА

МОРЕ

ВОРОНА

МОРСКАЯ

ЯГОДЫ

ЗЯБЛИК

ТЕТЕРЕВ

МОРЯК

СМОРОДИНА

ВОДОЛАЗ

ЯБЛОНЯ

СЛИВА

ДЯТЕЛ

ЯБЛОКО

ВОЛНЫ

УТКА

ВОДА

ВОЗДУХ

ЗЕМЛЯНИКА

СОЛОВЕЙ

Ответ: группы слов:

  • слова, объединенные темой «Море»
  • названия птиц
  • названия плодов

К первой схеме подходит слово ТЕТЕРЕВ, ко второй – ЗЯБЛИК.

Упражнение 4

Задание: Найди заданное слово среди буквосочетаний.

ЯБЛОНЯ

ЯБНОЛЯ              ЯБЛОНЯ               ЯЛБОНЯ

ЗЯБЛИК

ЗЯЛБИК               ЗЯБКИЛ                ЗЯБЛИК

ЗЕМЛЯНИКА

ЗЕЛМЯНИКА      ЗЕМЛЯКИНА      ЗЕМЛЯНИКА

РЕБЯТА

РЕБЯТА                РЕТЯБА                РЕБЯТА

ПОРЯДОК

ПОДЯРОК            ПОРЯДОК            ПОРЯКОД

Упражнение 5

Задание: Найди границы слов.

МАЯКЗЯБЛИКРЕБЯТА

ЗЕМЛЯНИКАЗЕМЛЯЯГОДА

ЯБЛОКОЯБЛОНЯЯБЛОЧНЫЕ

ДЯТЕЛВОРОНАТЕТЕРЕВСОРОКА

Упражнение 6

Задание: Составь слова из буквосочетаний левого столбика и запиши их в правом столбике.

ЛИКЗЯБ

РЯКИМО

НЯЯБЛО

ЛЯКАЗЕМНИ

Упражнение 7

Задание: Дополни слова, чтобы получились предложения.

Ребята смородину, сливы и яблони.

Созрела белая и красная, созрели сливы.

Высоко взлетает морская.

Корабли спешат к родному.

Упражнение 8

Задание: Исключи лишние слова, чтобы получились предложения.

Моряки яблоня плывут к земле.

Ярко светит земляника маяк.

Дети водолаз взяли лопаты.

Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.

Моя Земля ягоды, моя страна – Россия.

Буква Х

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай первые две строки с ударением на выделенных гласных. Отхлопай получившийся ритм.
  2. Прочитай оставшиеся строки, затем выборочно столбики с ударением на выделенных гласных.
  3. Назови несколько элементов таблицы, содержащих [Х`].
  4. Прочитай последнюю строку вначале понижая, затем повышая голос.

ХА

ХО

ХУ

ХИ

ХЕ

АХ

ОХ

УХ

ИХ

ЕХ

АХА

ОХО

УХУ

ИХИ

ЕХЕ

ХАХ

ХОХ

ХУХ

ХИХ

ХЕХ

АХХА

ОХХО

УХХУ

ИХХИ

ЕХХЕ

ХААХ

ХООХ

ХУУХ

ХИИХ

ХЕЕХ

АХХО

ОХХА

УХХИ

ИХХЕ

УХХЕ

ЁХА

ЁХО

ЁХУ

ЁХИ

ЁХЕ

ЫХА

ЫХО

ЫХУ

ЫХИ

ЫХЕ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Составь  слова из элементов таблицы. Поясни их значение.

ХО

ХЛЕБ

ХВО

ХЛЕ

РОС

РО

ДУХ

ПЛО

ТИН

РОХ

ВО

ШЕК

ЛОД

РЁК

БУ

ХВОС

ВОЗ

ШО

НЫЙ

РОХ

ТУХ

ТИК

КА

ПЕ

РОСТ

Ответ: холод, хлебный, хлебушек, хвостик, хворост, хворостинка, воздух, хорошо, шорох, плохо, хорёк, петух, ворох.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы.
  2. Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
  3. Подбери слова к схемам:

ХОРОШО

ХЛЕБ

ИМЕТЬ

ХВОСТ

ХЛЕБНЫЙ

ЗНАТЬ

ХОРОШИСТ

ХОТЕТЬ

УЧИТЬ

ХОРОШИЙ

ХЛЕБУШЕК

ХВОСТИК

ХВОСТОВАЯ

УМЕТЬ

ВИДЕТЬ

ХЛЕБОРОБ

Ответ: группы слов:

  • слова с общей частью ХЛЕБ
  • слова с общей частью ХВОСТ
  • слова с общей частью ХОРОШ
  • слова, обозначающие действия

Первой схеме соответствует слово ХЛЕБ, второй – ХВОСТ.

Упражнение 4

Задание: Найди заданное слово.

НЕСЧАСТНАЯ

НЕЩАСНАЯ      НЕЧСАСНАЯ    НЕСЧАСТНАЯ

СПОЗАРАНКУ

СПОРАЗАНКУ  СПАЗОРАНКУ   СПОЗАРАНКУ

ПОДСОЛНУХ

ПОТСОЛНУХ    ПОДСОНЛУХ    ПОДСОЛНУХ

ТВОРОЖОК

ТРОВОЖОК       ТВОРОЖОК       ТВОРАЖОК

Упражнение 5

Задание: Составь слова и запиши их.

СОЛПОДНУХ

БУШЕКХЛЕ

БОХЛЕРОБ

ЗАСПОКУРАН

Упражнение 6

Задание: Найди границы слов.

ШУМИТШОРОХПЕТУХХОРОШОПЛОХО

СУХОЙТИХИЙБУХАНКАХЛЕБ

ХЛЕБОРОБХЛЕБУШЕКХЛЕБНЫЙ

Упражнение 7

Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.

Несчастная кошка лапу.

Сидят в кот Васька и его хозяин.

Васькин закидывает удочку.

Дрожат осины  холода.

Упражнение 8

Задание: Исключи лишние слова, чтобы получились предложения.

За обедом хлеб всему хворост голова.

Без труда холод хлеб не родится никогда.

В мелких хвост озёрах появился ледок.

До зимних холодов надо убрать хлеб.

Упражнение 9

Задание: Составь из данных слов предложения. Запиши получившиеся предложения в свободных строках.

ОСИНЫ ОТ ДРОЖАТ ХОЛОДА

ПО ЛУЖИ УТРАМ ЛЬДОМ ПОКРЫВАЮТСЯ

НА ЛЕЖИТ ОКОШКЕ ХЛЕБ

КОТ ХОЗЯИН И ЛОВИЛИ РЫБУ

Буква Ф

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай первые две строки с ударением на Ё. Отхлопай получившийся ритм.
  2. Прочитай все остальные строки, чередуя повышение и понижение голоса.

ФА

ФО

ФЁ

ФУ

ФЕ

ФЫ

ФИ

АФ

ОФ

ЁФ

УФ

ЕФ

ЫФ

ИФ

АФА

ОФО

ЁФЁ

УФУ

ЕФЕ

ЫФЫ

ИФИ

ФАФ

ФОФ

ФЁФ

ФУФ

ФЕФ

ФЫФ

ФИФ

АФФА

ОФФО

ЁФФЁ

УФФУ

ЕФФЕ

ЫФФЫ

ИФФИ

ФААФ

ФООФ

ФЁЁФ

ФУУФ

ФЕЕФ

ФЫЫФ

ФИИФ

ФАФА

ФОФО

ФЁФЁ

ФУФУ

ФЕФЕ

ФЫФЫ

ФИФИ

АФФО

ОФФА

ЁФФУ

УФФЁ

ЕФФЫ

ЫФФЕ

ИФФА

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Прочитай выборочно строки таблицы.
  3. Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение. Составь словосочетания или предложения с этими словами.

ТЕ

ГРАФ

ФАЛЬТ

РИ

ФИ

ФЕР

НИШ

НИК

ФАБ

ФОР

ФО

ЛЕ

ФОН

ФЛА

ЛИН

АС

КУС

ФА

ТО

ГИ

КЕЛ

МА

СВЕ

КА

НАЛ

Ответ: телефон, телеграф, ферма, асфальт, фабрика, флаги, финиш, фокус, фокусник, факел, светофор, филин, финал.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай строки, затем столбики таблицы.
  2. Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.

СВЕТОФОР

ТЕЛЕГРАФ

КРАСНЫЙ

ФИАЛКА

ТЕЛЕВИЗОР

ЖЕЛТЫЙ

РОМАШКА

ЗЕЛЕНЫЙ

БАРВИНОК

ТЕЛЕФОН

ФОКУС

ВАСИЛЁК

ЦИРК

АКРОБАТ

ТЕЛЕГРАММА

АРЕНА

Ответ: группы слов:

  1. ЦИРК, АКРОБАТ, ФОКУС, АРЕНА.
  2. СВЕТОФОР, КРАСНЫЙ. ЗЕЛЁНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ.
  3. БОРВИНОК, РОМАШКА, ФИАЛКА. ВАСИЛЁК.
  4. ТЕЛЕВИЗОР, ТЕЛЕГРАФ, ТЕЛЕФОН, ТЕЛЕГРАММА.

Упражнение 4

Задание: Найди заданное слово.

ФУТБОЛ

ФУДБОЛ             ФУТБОЛ               ФУТБОТ

ФАМИЛИЯ

ФАЛИМИЯ         ФАМЕЛИЯ           ФАМИЛИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ФИЗКУЛТУРА    ФИЗКУЛЬТУРА

Упражнение 5

Задание: Составь слова и запиши их.

БОЛФУТ

РАЛЬФЕВ

РИКАФАБ

Упражнение 6

Задание: Составь предложения. Запиши их.

НА  МАМА  ФАБРИКЕ  РАБОТАЕТ  МОЯ

СВЕТОФОРА  У  ОСТАНОВИЛИСЬ  МЫ

ВСЕ ЭСТАФЕТЕ В УЧАСТВОВАЛИ РЕБЯТА  

Буква Д

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы, выделяя удвоенные гласные и согласные.
  2. Прочитай первые две строки таблицы, выделяя ударные гласные. Отхлопай получившийся ритм.
  3. Прочитай четвертую строку таблицы, повышая голос.
  4. Прочитай пятую строку таблицы, понижая голос.

ДА

ДО

ДЕ

ДЫ

ДИ

ДУ

АД

ОД

ЕД

ЫД

ИД

УД

АДА

ОДО

ЕДЕ

ЫДЫ

ИДИ

УДУ

ДАД

ДОД

ДЕД

ДЫД

ДИД

ДУД

АДДА

ОДДО

ЕДДЕ

ЫДДЫ

ИДДИ

УДДУ

ДААД

ДООД

ДЕЕД

ДЫЫД

ДИИД

ДУУД

ДАДА

ДОДО

ДЕДЕ

ДЫДЫ

ДИДИ

ДУДУ

АДДО

ОДДА

ЕДДЫ

ЫДДЕ

ИДДУ

УДДИ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
  2. Составь слова из элементов таблицы.

ВО

ДО

ПАД

ВЕ

СКИЕ

ЛЕ

ДЕ

КО

НЫЕ

ДРО

ВОД

ДА

ПОД

ДИ

НИК

МЕД

ДА

ЛАЗ

ЗВЕЗ

ВА

СА

РЕ

ДОВ

ТИ

МОР

Ответ:вода, водолаз, водопад, водные, подводные, морские, звезда, дерево, садовник, далеко, медведи, дрова.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы.
  3. Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
  4. Подбери слова к схемам:

ВОДА

Кама

Днепр

Лена

ВОДОПРОВОД

Дон

Тима

Елена

ДАЛ

Десна

Дима

ВОДНЫЙ

Нева

ВОДОЛАЗЫ

ДЫМ

Ока

ДУЛ

ВОДОПАД

Денис

Дон

ДУБ

Амур

Дина

ДОМ

ДАР

   

Группы слов:

  • слова с общей частью ВОД (однокоренные слова)
  • названия рек
  • имена людей
  • слова, начинающиеся с буквы Д и состоящие из трех букв.

К первой схеме подходит слово ДЕНИС, ко второй – ВОДНЫЙ.

Упражнение 4

Задание: Найди заданное слово в ряду буквосочетаний.

БЛЕСТИТ

БЛЕТСИТ        БЛЕТИТ          БЛЕСТИТ    БЕЛСТИТ

РАБОТАЕТ

РАТОБАЕТ     РАБОТАЕТ     РАБОТОЕТ

ВОДОПАД

ВОДОПАД      ВОПОДАД      ВОДОПАД

САДОВНИК

САВОДНИК   САДОВНИК    САДОНВИК

ДЕРЕВНЯ

ДЕВЕРНЯ       ДЕРЕНВЯ        ДЕРЕВНЯ

Упражнение 5

Задание: Составь слова из буквосочетаний  левого столбика, запиши их в правом.

ТОРДОК

ВОДРОСЕК

КАНТЗЫМУ

ДОВСАНИК

ЗАВРДИНО

Упражнение 6

Задание: Обозначь границы слов.

САДСАДОВНИКРОЗЫДЕРЕВНИ

ВОДОПАДВОДОЛАЗВОДАВОДНЫЙ

ДонДнепрДвинаДесна

Упражнение 7

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
  2. Найди лишнее слово в каждой строке таблицы.

Днепр

Десна

Дима

Двина

Амур

ДЕТИ

ДРОВА

СЛИВЫ

ДУБЫ

ЗВЕЗДА

ВОДА

СОДА

ДЕЛО

ГОДЫ

ПАПА

       

Ответ: лишними являются слова: Дима, ЗВЕЗДА, ГОДЫ.

Упражнение 8

Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.

В небе блестит.

Дети нарисовали.

У Тимы умелые.

После обеда Лида сама моет.

Покраснел Денис, как.

Упражнение 9

Задание: Исключи лишние слова, чтобы получились предложения.

У Нади и слоны Димы папы – водолазы.

На дне зоопарк океана звезда.

Полез Денис дрова на забор.

По рекам водный плывут суда.

Папа Тимы река работает на заводе.

Буква Д

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы, выделяя удвоенные гласные и согласные.
  2. Прочитай первые две строки таблицы, выделяя ударные гласные. Отхлопай получившийся ритм.
  3. Прочитай четвертую строку таблицы, повышая голос.
  4. Прочитай пятую строку таблицы, понижая голос.

ДА

ДО

ДЕ

ДЫ

ДИ

ДУ

АД

ОД

ЕД

ЫД

ИД

УД

АДА

ОДО

ЕДЕ

ЫДЫ

ИДИ

УДУ

ДАД

ДОД

ДЕД

ДЫД

ДИД

ДУД

АДДА

ОДДО

ЕДДЕ

ЫДДЫ

ИДДИ

УДДУ

ДААД

ДООД

ДЕЕД

ДЫЫД

ДИИД

ДУУД

ДАДА

ДОДО

ДЕДЕ

ДЫДЫ

ДИДИ

ДУДУ

АДДО

ОДДА

ЕДДЫ

ЫДДЕ

ИДДУ

УДДИ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
  2. Составь слова из элементов таблицы.

ВО

ДО

ПАД

ВЕ

СКИЕ

ЛЕ

ДЕ

КО

НЫЕ

ДРО

ВОД

ДА

ПОД

ДИ

НИК

МЕД

ДА

ЛАЗ

ЗВЕЗ

ВА

СА

РЕ

ДОВ

ТИ

МОР

Ответ:вода, водолаз, водопад, водные, подводные, морские, звезда, дерево, садовник, далеко, медведи, дрова.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы.
  3. Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
  4. Подбери слова к схемам:

ВОДА

Кама

Днепр

Лена

ВОДОПРОВОД

Дон

Тима

Елена

ДАЛ

Десна

Дима

ВОДНЫЙ

Нева

ВОДОЛАЗЫ

ДЫМ

Ока

ДУЛ

ВОДОПАД

Денис

Дон

ДУБ

Амур

Дина

ДОМ

ДАР

   

Группы слов:

  • слова с общей частью ВОД (однокоренные слова)
  • названия рек
  • имена людей
  • слова, начинающиеся с буквы Д и состоящие из трех букв.

К первой схеме подходит слово ДЕНИС, ко второй – ВОДНЫЙ.

Упражнение 4

Задание: Найди заданное слово в ряду буквосочетаний.

БЛЕСТИТ

БЛЕТСИТ        БЛЕТИТ          БЛЕСТИТ    БЕЛСТИТ

РАБОТАЕТ

РАТОБАЕТ     РАБОТАЕТ     РАБОТОЕТ

ВОДОПАД

ВОДОПАД      ВОПОДАД      ВОДОПАД

САДОВНИК

САВОДНИК   САДОВНИК    САДОНВИК

ДЕРЕВНЯ

ДЕВЕРНЯ       ДЕРЕНВЯ        ДЕРЕВНЯ

Упражнение 5

Задание: Составь слова из буквосочетаний  левого столбика, запиши их в правом.

ТОРДОК

ВОДРОСЕК

КАНТЗЫМУ

ДОВСАНИК

ЗАВРДИНО

Упражнение 6

Задание: Обозначь границы слов.

САДСАДОВНИКРОЗЫДЕРЕВНИ

ВОДОПАДВОДОЛАЗВОДАВОДНЫЙ

ДонДнепрДвинаДесна

Упражнение 7

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
  2. Найди лишнее слово в каждой строке таблицы.

Днепр

Десна

Дима

Двина

Амур

ДЕТИ

ДРОВА

СЛИВЫ

ДУБЫ

ЗВЕЗДА

ВОДА

СОДА

ДЕЛО

ГОДЫ

ПАПА

       

Ответ: лишними являются слова: Дима, ЗВЕЗДА, ГОДЫ.

Упражнение 8

Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.

В небе блестит.

Дети нарисовали.

У Тимы умелые.

После обеда Лида сама моет.

Покраснел Денис, как.

Упражнение 9

Задание: Исключи лишние слова, чтобы получились предложения.

У Нади и слоны Димы папы – водолазы.

На дне зоопарк океана звезда.

Полез Денис дрова на забор.

По рекам водный плывут суда.

Папа Тимы река работает на заводе.

Буква Б

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай первые две строки, понижая и повышая голос.
  2. Прочитай оставшиеся строки, выделяя ударные гласные.

БА

БО

БЕ

БЫ

БИ

БУ

АБ

ОБ

ЕБ

ЫБ

ИБ

УБ

АБА

ОБО

ЕБЕ

ЫБЫ

ИБИ

УБУ

БАБ

БОБ

БЕБ

БЫБ

БИБ

БУБ

АББА

ОББО

ЕББЕ

ЫББЫ

ИББИ

УББУ

БААБ

БООБ

БЕЕБ

БЫЫБ

БИИБ

БУУБ

БАБА

БОБО

БЕБЕ

БЫБЫ

БИБИ

БУБУ

АББО

ОББА

ЕББЫ

ЫББЕ

ИББУ

УББИ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Составь слова из элементов таблицы.

БАЛ

ТЕ

ЗЕБ

НЫ

ЗУБ

АЗ

КА

ЛО

РЫ

БУ

ИН

БО

РЕС

НО

ОСИ

БОБ

БА

РА

ТЫЛ

БАР

СУК

СОС

РАН

КОБ

ТО

Ответ: интересно, сосны, зебра, зубры, кобра, барсук, баранка, бутылка, азбука, бараны, бобры, болото, осины, балка, ранка и др.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики, затем строки таблицы.
  2. Объедини слова таблицы в группы. Объясни свой выбор.
  3. Подбери слова к схемам:

ЗЕБРА

ЛИПЫ

КОБРА

ИВЫ

КРОЛИК

Барсик

ЗУБРЫ

БРАТ

Барбос

Бобик

СОСНЫ

Мурка

ОСИНЫ

БЕЛКА

ПАПА

БУЛКА

БАРАНКА

Мурзик

СЕСТРА

БАРСУК

БАРАБАН

БУКВА

КУБИКИ

БЕРЕСКЛЕТ

МАМА

       Группы слов:

  • семья
  • животные
  • клички животных
  • растения
  • неживые предметы

К первой схеме подходит слово ОСИНЫ, ко второй – БЕРЕСКЛЕТ.

Упражнение 4

Задание: Найди границы слов в каждой строке таблицы. Обозначь их.

БАРАНЫБАРАНКИБУКВЫКУБИКИБУЛКИ

БОЛОТОБОБРЫСТВОЛЫЗУБЫ

БУТЫЛКАКЛУБОКАЗБУКАБАНКА

ЗЕБРАЗУБРЫБЕЛКАБАРСУККОБРА

ЛИПАСОСНАБЕРЕСКЛЕТИВАВЕРБАОСИНА

Упражнение 5

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы, затем строки.
  2. Найди лишнее слово в каждой строке таблицы.

БЕЛКА

БАРАН

БАРСУКИ

ЗЕБРА

БАРАН

БАРАБАНЫ

БАРСУК

КОБРА

БУЛКИ

КУБИКИ

БАРАНКИ

БАРАБАН

Ответ: в первой строке лишнее слово БАРСУКИ, во второй – БАРАБАНЫ, в третьей – БАРАБАН.

Упражнение 6

Задание: Найди заданное слово в ряду буквосочетаний.

СУББОТА

СУБОБТА           СУББОТА           СУБТОТА

КАРТИНКИ

КАРНИТКИ        КАТРИНКИ        КАРТИНКИ

ПЛОТИНЫ

ПЛОТИНЫ         ПТОЛИНЫ          ПОЛТИНЫ

БУТЫЛКА

БУТЛЫКА          БУТЫЛКА           БУТЫКЛА

БИБЛИОТЕКА

БИБЛОИТЕКА   БИБЛИОТОКА    БИБЛИОТЕКА

Упражнение 7

Задание: «Собери» слова из слогов левого столбика. Запиши их в правом.

БОТАСУБ

НЫБАРАБА

РАНБАКИ

ТЫЛБУКА

СУБАРКИ

Упражнение 8

Задание: Добавь слово в каждую строку таблицы, чтобы получились предложения.

В субботу мы были.

У бобров острые, как бритва.

У бобров на болоте из стволов осины.

Кот Барсик клубок.

С ветки на скакала белка.

Упражнение 9

Задание: Убери лишнее слово в каждой строке таблицы, чтобы получилось предложение.

Мы были в скакала парке.

Белка брала баранки у осина нас из рук.

Белые бараны били в зубры барабаны.

В парке растут липы, сосны, компот, осины.

Буква Э

Упражнение 1

Задание: Прочитай последовательно строки таблицы, чередуя повышение и понижение голоса.

СЭ

МЭ

ХЭ

КЭ

ТЭ

ПЭ

ЭС

ЭМ

ЭХ

ЭК

ЭТ

ЭП

ЭСЭ

ЭМЭ

ЭХЭ

ЭКЭ

ЭТЭ

ЭПЭ

ОЭС

АЭМ

ИЭХ

УЭК

ЕЭХ

ЯЭХ

ЭССЭ

ЭММЭ

ЭХХЭ

ЭККЭ

ЭТТЭ

ЭППЭ

ЭСМЭ

ЭМСЭ

ЭХКЭ

ЭКХЭ

ЭТПЭ

ЭПТЭ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки, затем столбики таблицы.
  2. Составь слова из элементов таблицы. Поясни их значение. Составь словосочетания или предложения с данными словами.

ЭТА

ТАЖ

ЭК

РАН

ХО

ЖИ

Э

КА

ЖЕР

ЭС

ТА

ЭКС

ФЕ

ЛА

ТОР

ВА

ПРЕСС

ПО

НАТ

ЭЛЕ

Ответ: этажи, этаж, эхо, экран, этажерка, эстафета, эскалатор, экскаватор, экспресс, экспонат, элеватор.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай строки, затем выборочно столбики таблицы.
  2. Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
  3. Подбери слово к схеме:

Эмма

ЭХО

Эрнст

Элла

ЭТАЖ

Эдуард

ЭТАЖЕРКА

РАК

МЭР

ЭТАЖНЫЙ

МАК

МНОГОЭТАЖНЫЙ

ОСА

МЕЛ

Эльвира

ЖУК

 Ответ: группы слов:

  • имена
  • слова с общей частью ЭТАЖ
  • слова, которые состоят из трех букв.

Данной схеме соответствует слово ЭТАЖ.  

         

Упражнение 4

Задание: Найди заданное слово.

ЭКСКАВАТОР

ЭКСАВАТОР     ЭКСКАВАТОР  ЭКСКАВАРОТ

ЭСКАЛАТОР

ЭКСКАВАТОР   ЭСКАЛАТОР    ЭСКАВАТОР

ЭЛЕКТРИК

ЭЛЕТРИК            ЭЛЕТКРИК       ЭЛЕКТРИК

ЭЛЕКТРИЧКА

ЭЛЕТРИЧКА      ЭЛЕКРИЧКА     ЭЛЕКТРИЧКА

Упражнение 5

Задание: Составь слова, запиши их.

ТРИТВОЭЛЕКЧЕС

КАТОРЭКСВА

ТОРЭСЛАКА

Упражнение 6

Задание: Составь из данных слов предложения. Запиши их.

ЭХО  В  РАЗДАВАЛОСЬ  ЛЕСУ

ПРОСЁЛОЧНОЙ  МАШИНА  ПО  ЕХАЛА  ДОРОГЕ

КОСТЬ  ЧЕРЕЗ  НЕСЛА  СОБАКА  МОСТ

Буква Ю

Упражнение 1

Задание:

  1. Прочитай последовательно строки таблицы, чередуя повышение и понижение голоса.
  2. Прочитай третий и четвертый столбики таблицы.

РЮ

ЛЮ

ДЮ

ТЮ

ЗЮ

СЮ

НЮ

ЮР

ЮЛ

ЮД

ЮТ

ЮЗ

ЮС

ЮН

ЮРЮ

ЮЛЮ

ЮДЮ

ЮТЮ

ЮЗЮ

ЮСЮ

ЮНЮ

РЮР

ЛЮЛ

ДЮД

ТЮТ

ЗЮЗ

СЮС

НЮН

ЮРРЮ

ЮЛЛЮ

ЮДДЮ

ЮТТЮ

ЮЗЗЮ

ЮССЮ

ЮННЮ

РЮЮР

ЛЮЮЛ

ДЮЮД

ТЮЮТ

ЗЮЮЗ

СЮЮС

НЮЮН

ЮРЛЮ

ЮЛРЮ

ЮДТЮ

ЮТДЮ

ЮЗСЮ

СЮЮЗ

ЮНРЮ

Упражнение 2

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Составь слова из элементов таблицы.

ПО

ИГ

ЛЬЮТ

КИ

ЮБ

КЛЮ

НА

РИ

ГА

ЧИ

ЮР

РА

ЛЮ

СУ

КА

ЛЮБ

ЮН

ЮТ

НАТ

БИЛ

КИ

КИЙ

СЯ

БРЮ

ЛЬЮ

Ответ: поют, играют, рисуют, юбки, брюки, юркий, налью, нальются, люблю, любил, юннат, юнга, ключи, ключики.

Упражнение 3

Задание:

  1. Прочитай вначале строки, затем столбики таблицы.
  2. Объедини слова в группы. Объясни свой выбор.
  3. Подбери слова к схемам:

ШЬЮ

Люся

ПОЮ

Юра

ПИЛЮ

РИСУЮ

ИГРАЮ

ПОЮТ

ДЕЛАЮ

ЛЬЮТ

Юрий

Юлия

ИГРАЮТ

Люда

Людмила

РИСУЮТ

ЛЬЮ

Юля

ШЬЮТ

ДЕЛАЮТ

Ответ: группы слов:

  • имена
  • слова, обозначающие действия.

Первой схеме соответствует слово ЛЬЮ (буква Ю стоит после разделительного мягкого знака, обозначает два звука [й у]), второй – Люся, Юля (буква Ю стоит вначале слова, обозначает два звука [й у]).

Упражнение 4

         

Задание: Найди заданное слово.

КРОКОДИЛ

КОРКОДИЛ  КОКРОДИЛ      КРОКОДИЛ

БЕГЕМОТ

БЕТЕМОТ     БЕГЕМОН         БЕГЕМОТ

УТКОНОС

УКТОНОС    УТТОНОС         УТКОНОС

КАПЮШОН

КАПИШОН   КОПИШОН      КАПЮШОН

Упражнение 5

Задание: Найди границы слов.

ИГРАЮТБРЮКИЮЛАПОЮ

РИСУЮТЮНЫЕЮНГИ

КРОКОДИЛУТКОНОСАПРОГЛОТИЛ

Упражнение 6

Задание: Составь слова. Запиши их.

МОТБЕГЕ

ШОНПЮКА

КРОДИЛКО

ЮТРАИГ

ЮТСУРИ

Упражнение 7

Задание: Дополни недостающие слова, чтобы получились предложения.

Шила сыну брюки и рубашку.

Дети в прятки во дворе.

Мама Юру обедать.

Папа Люсе новую куклу.

Упражнение 8

Задание: Исключи, где это необходимо, лишние слова, чтобы получились предложения.

Юля и Люда играли юбку в кубики.

Малыши собирали машины из конструктора.

На юла вешалке висели новые брюки и рубашка.

Утконос живёт в норе у воды.

Упражнение 9

Задание: Составь предложения из слов, запиши их в свободных строках.

ТЁПЛЫХ  БЕГЕМОТЫ   В  КРОКОДИЛЫ И ЖИВУТ СТРАНАХ

У ИГРУШКИ РЕБЯТ ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ  ВСЕХ

ЛЕТАЮТ  ПЕРЕД  НИЗКО  ДОЖДЁМ  ЛАСТОЧКИ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И Г Р О Б У К О Т Е К А В Слоговые т аблицы и цепочки Автор: Печенкина Светлана Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 44» Миасский городской округ 2014г .

Слайд 2

Работа со слоговыми т аблицами и цепочками Упражнения можно предлагать ребенку, начиная со второго этапа обучения чтению. Таблицы и слоговые цепочки могут быть использованы на протяжении длительного времени. Вначале они будут хорошим подспорьем в преодолении трудностей слияния согласного с гласным, помогут детям быстро находить и узнавать буквы. С помощью таблиц и слоговых цепочек (если регулярно по ним заниматься) взрослый сможет воспитать у ребенка устойчивую тенденцию тщательно воспринимать звукобуквенный состав слов, что будет способствовать правильному развитию навыка чтения и письма.

Слайд 3

Быстрое чтение слогов по горизонтали и вертикали. Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал взрослый. «Подскажи конец словечка». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок находит его в таблице, показывает и читает . 4. «Найди ошибку». Взрослый произносит слово, одновременно указывая на клетки в таблице. При этом один из слогов не показывает или добавляет лишний ( че - мо - ? – ны , че – ре – па – та – ха). Виды упражнений п ри работе со слоговыми т аблицами

Слайд 4

Слоговые таблицы Слоговые цепочки таблица 1 таблица 2 цепочка 1 цепочка 2 цепочка 3 цепочка 4 ц епочка 5 цепочка 6

Слайд 5

са со су сы си на но ну ны ни ба бо бу бы би ва во ву вы ви га го гу гы ги да до ду ды ди за зо зу зы зи ла ло лу лы ли ма мо му мы ми па по пу пы пи ра ро ру ры ри та то ту ты ти фа фо фу фы фи

Слайд 6

бе бё бя бю бь ве вё вя вю вь ге гё гя гю гь де дё дя дю дь зе зё зя зю зь ке кё кя кю кь ле лё ля лю ль ме мё мя мю мь не нё ня ню нь пе пё пя пю пь ре рё ря рю рь се сё ся сю сь те тё тя тю ть фе фё фя фю фь хе хё хя хю хь

Слайд 7

е е ме ме е е не не е е ве ве е е се се е е ене ене ене е е еве еве еве е е есе есе я я мя мя я я ня ня я я вя вя я я ся ся я ямя яма ямя я яня яна я явя ява яся яса

Слайд 8

ё ё мё мё ё ё нё нё ё ё вё вё ё ё сё сё ё ёмё ёмо ё ёнё ёно ё ёвё ёво ё ёсё ё ёсо ю мю мю ю ю ню ню ю ю вю вю ю сю сю ю юмю юму ю юню юну ю ювю юву юсю юсу

Слайд 9

е е зе зе е е бе бе е е те те е е ле ле е е ке е е езе е е ебе е ете ете е еле еле е еке еке я я зя зя я я бя бя я я тя тя я я ля ля я кя я язя яза я ябя яба я ятя ята я яля яла якя

Слайд 10

ё ё зё зё ё ё бё бё ё ё тё тё ё ё лё лё ё ё кё ё ёзё ёзо ё ёбё ёбо ё ётё ёто ё ёлё ёло ёкё ёко ю ю зю зю ю ю бю бю ю ю тю тю ю ю лю ю юзю юзу ю юбю юбу ю ютю юту юлю юлу

Слайд 11

е е фе фе е е де де е е ре ре е е пе пе е е ге е ефе ефе е еде еде е ере ере е епе епе еге еге я я фя фя я я дя дя я я ря ря я я пя пя я гя я яфя яфа я ядя яда я яря яра я япя япа яга

Слайд 12

ё ё фё фё ё ё дё дё ё ё рё рё ё ё пё пё ё ё ге ё ёфё ёфо ё ёдё ёдо ё ёрё ёро ё ёпё ёпо ёгё ёго ю ю фю фю ю ю дю дю рю рю ю ю пю пю ю ю юфю юфу ю юдю юду ю юрю юру юпю юпу

Слайд 13

Презентация составлена по заданиям Букваря « Игробуквотека » Инны Леонидовны Калининой . Издательство «Книжный клуб», г. Тверь, 2010г. Источники:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректир...

Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников

Статья адресована учителям - логопедам, учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов, родителям. В ней раскрываются причины нарушения чтения (дислексии) у младших школьников, о...

«Логопедические технологии коррекции дислексии у младших школьников с ОВЗ»

Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей системы образования, предполаг...

Диагностика и коррекция дислексии у младших школьников.

Объект исследования –нарушения чтения у учащихся начальных классов.Предметом нашего исследования являeтся характеристика нарушeний чтeния у современных младших школьников.Цель работы –пров...

Рекомендации родителям по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников

13 рекомендаций по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников...

Коррекция дислексии у младших школьников на логопедических занятиях

Проблема выявления и коррекции нарушения чтения (дислексии) у детей тревожит и педагогов, и родителей. Но больше всего от дислексии страдает сам ребёнок. Подобные трудности являются причиной школьной ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...