Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:

для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в учебнике по чтению, где есть стихи о природе; учащиеся еще не умеют видеть красоту природы, не любят учить стихи наизусть. А многие учителя просто говорят, что не знают, как сделать работу над стихотворением интересной для детей, как провести урок насыщенно. Многим моим коллегам кажется, что на работу со стихотворением достаточно 20-30 минут, а на оставшейся части урока детей нужно чем-то занять.

Я же считаю, что на любое лирическое произведение (даже если это всего 4-8 строчек) мало одного урока. Ведь стихи о природе учат детей понимать её, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства. Анализ стихотворений способствует развитию у учащихся образного мышления, некоторых даже побуждает к собственному творчеству. И поэтому, считая, что одного урока на работу со стихотворением о природе мало, стараюсь такой урок чтения проводить в тесной связи с уроками русского языка, рисования, чтобы дети смогли глубже увидеть красоту природы, описанной в стихотворении.

Своим опытом я хочу поделиться со своими коллегами, у которых такие уроки вызывают трудности.

При анализе лирического стихотворения учу детей читать подтекст каждой строчки произведения, видеть самого автора в данном стихотворении, выделять главную мысль.

В качестве примера предлагаю методическую разработку урока чтения, проведенного в III классе по теме «С. Есенин. Поет зима - аукает...».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над природной лирикой в начальной школе Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод: для

многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в учебнике по чтению, где есть стихи о природе; учащиеся еще не умеют видеть красоту природы, не любят учить стихи наизусть. А многие учителя просто говорят, что не знают, как сделать работу над стихотворением интересной для детей, как провести урок насыщенно. Многим моим коллегам кажется, что на работу со стихотворением достаточно 20-30 минут, а на оставшейся части урока детей нужно чем-то занять.

Я же считаю, что на любое лирическое произведение (даже если это всего 4-8 строчек) мало одного урока. Ведь стихи о природе учат детей понимать её, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства. Анализ стихотворений способствует развитию у учащихся образного мышления, некоторых даже побуждает к собственному творчеству. И поэтому, считая, что одного урока на работу со стихотворением о природе мало, стараюсь такой урок чтения проводить в тесной связи с уроками русского языка, рисования, чтобы дети смогли глубже увидеть красоту природы, описанной в стихотворении.

Своим опытом я хочу поделиться со своими коллегами, у которых такие уроки вызывают трудности.

При анализе лирического стихотворения учу детей читать подтекст каждой строчки произведения, видеть самого автора в данном стихотворении, выделять главную мысль.

В качестве примера предлагаю методическую разработку урока чтения, проведенного в III классе по теме «С. Есенин. Поет зима - аукает...».

Итоговый урок

«Сергей Есенин. Поет зима - аукает...». Литературное чтение, 3 класс.

Цели урока:

  • Познакомить со стихотворением С. Есенина «Поёт зима - аукает...»;
  • Способствовать развитию внимания,  образного мышления, речи, выразительного чтения;
  • Продолжить работу по воспитанию любви к природе, жалости, сострадания к животным зимой.

Тип урока: итоговый урок по творчеству С. Есенина.

Оборудование: фонограмма, портрет Есенина, репродукции картин о зиме.

1. Организационный момент. (Прослушивание песни. Фонограмма)

  1. Клен ты мой опавший. Клен заледенелый. Что стоишь нагнувшись

Под метелью белой?

  1. Не жалею, не зову, не плачу.

Всё пройдет, как с белых яблонь дым! Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

3)        Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,

И журавли, печально пролетая.

Уж не жалеют больше ни о ком.

-        На чьи стихи была исполнена песня? Почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»?

2. Сообщение темы урока.

-        Творчеству какого поэта посвящен урок?

На уроке вспомним стихи Сергея Есенина, интересные моменты из его детства, познакомимся со стихотворением «Поёт зима - аукает...», будем работать над выразительным чтением этого стихотворения.

3. Вступительная беседа.

  • Какие стихи Сергея Есенина вы знаете? (Дети читают наизусть отрывки стихов. На доске - рисунки к стихотворениям С.Есенина.)
  • О чем эти стихи? (О природе.) Какое определение подходит к стихам Есенина? (Певучие стихи. На многие стихи Есенина известные композиторы сочинили музыку.)

Что способствовало тому, что Есенин стал «певцом русской природы»? Сообщение ученика.

-Сергей Есенин родился в 1895 году (умер в 1925 году). Детство и юность провел среди красоты русских полей и лесов. Есенин, будучи впечатлительным, не мог остаться равнодушным к этой красоте. Любуясь картинами родной природы, он стремился передать своё восхищение красотой русской природы в своих стихах. Его стихи по сей день живут с нами, многие из них мы поем.

4.        Анализ зимнего пейзажа.

-Посмотрите на картину. Какое время года изображено? (Зима.)

Что конкретно изображено на этой картине? (Зимний лес.)

На этой картине изображен зимний лес. Всё замерзло. Застыли ёлочки под

снежным покрывалом, неподвижным кажется воздух.

5.        Чтение стихотворения подготовленным учеником.

-        Послушайте, как певец русской природы, поэт Сергей Есенин, описал зимний лес в своем стихотворении «Поёт зама - аукает...». После знакомства со стихотворением вы должны будете сказать, к какой части можно отнести эту картину.

6.        Анализ произведения.

1.  Поработаем над первой строфой. ( Каждую строфу учащиеся читают про себя и вслух.)

Как вы понимаете выражение «Поет зима - аукает...»? (Зимой метели, вьюги.)

С кем автор сравнивает зиму? (С человеком.)

Какие слова доказывают такое сравнение? (Зима поет, аукает.)

«Мохнатый лес» - это какой лес? (На ветках иголочки и снег.)

Как вы понимаете выражение «лес баюкает»? (Лес шумит.)

А как он шумит ? (Тихо, как мать, когда убаюкивает ребенка.)

Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? (Сосны высокие. Их верхушки

задевают друг друга.)

Как понимаете выражение «с тоской глубокою плывут облака»? (Низко, медленно.)

Что значит «седые облака»? (Белые: в них снег.)

Итак, какую картину можно нарисовать по первой строфе?

 2.     Прочитайте про себя вторую строфу. Вслух. Найдите строчки, в которых изображена метель.

С чем она сравнивается? Почему? (С шёлковым ковром. Ветер поднимает снег в воздух, как тонкий шёлк.)

Итак, какая погода описывается в стихотворении?

Найдите строчки, в которых говориться о воробьишках.

Как автор характеризует воробьев? («Игривые», «детки сиротливые».)

Как вы понимаете слово «игривые»? (Воробьи не сидят на месте, прыгают, летают, как будто играют.)

Почему воробышек сравнивают с «детками сиротливыми»? (Им холодно, они дрожат. Детям, у которых нет родителей, тоже не хватает тепла, только душевного.)

Почему воробьи прижались именно у окна? (Они греются, потому что из дома идет тепло. Они ещё надеются, что человек их накормит, ведь сытому не так холодно.)

7.   Физкультминутка.

 - Ещё раз прочитайте вслух вторую строфу. Какой звук ясно слышим? (Звук [р].)

Что напоминает вам звук [р]? (Рычание собаки.)

Почему автор использует слова, в которых часто встречается звук [р]?

(Чтобы ярче передать характер вьюги.)

Какой у вьюги характер? (Свирепый, беспощадный.)

А сейчас представьте себя воробышками. Встаньте. Как вы себя чувствуете в такую вьюгу?

Покажите, как вы замерзли.

Что нужно сделать, чтобы согреться? (Надо попрыгать, полетать.)

Попрыгаем на левой ножке, на правой ножке,... Полетаем.

Ну что, воробышки, согрелись? А теперь садимся на ветки и работаем

дальше.

8. Анализ произведения.

-Прочитайте про себя третью строфу. Вслух.

Как автор называет воробышек? (Пташки малые.)

Как вы понимаете слово пташки! (Маленькие птички.)

Как вы понимаете слово озябли! (Замерзли.)

Как греются птички? (Жмутся друг к другу поплотней.)

Почему воробышки замерзли? (Потому что холодно.  Они голодные. Усталые.)

Какое чувство вызывают у поэта воробышки? (Чувство грусти, жалости.)

Какие слова говорят о чувстве жалости поэта к воробьям?

Как поэт называет воробьев?   («Воробышки   игривые»,   «детки   сиротливые»,   «голодные, усталые».)

Воробышки, детки, пташки. Какие суффиксы в этих словах?

Какое значение несут эти суффиксы? (Уменьшительно - ласкательные значение.) Почему Сергей Есенин использовал в стихотворении слова с этими уменьшительно - ласкательными суффиксами, а не назвал воробышек просто воробьями, детьми, птицами? (Через эти суффиксы в словах чувствуется отношение автора к воробьям, видна его любовь, жалость к этим животным.)

Найдите строчки, в которых описывается вьюга.

С кем сравнивает автор вьюгу? (Со злым человеком.)

Прочитайте четвертую строфу.

Почему «пташки дремлют у мерзлого окна»? (Потому что от окна идет тепло.)

Что им сниться? (Им сниться весна.)

Какой сниться воробышкам в студеную зимнюю пору весна? («Прекрасная, в

улыбках солнца ясная красавица весна».)

Как вы понимаете эти строчки? (Весной ярко светит солнце.)

Почему воробышкам сниться весна? (Потому что зимой им холодно. А

весной - тепло.)

9.        Вывод.

- Какая тема этого стихотворения? (Зима.)

Главная мысль стихотворения? (Очень суровая зима. Птичкам зимой холодно, голодно.)

Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям зимой?

Познакомившись с этим стихотворением, что вы можете сказать о Сергее

Есенине как человеке? (Сергей Есенин любил животных, жалел их.)

Мог ли написать такие красивые строчки человек, который редко бывает в

лесу? (Учитель зачитывает строчки.)

Что может заставить человека часто бывать в лесу? (Любовь к природе.)

Чтобы написать такие красивые стихи, мало просто любить природу, надо быть ещё и наблюдательным. Каким и был Есенин.

Познакомившись со стихотворением Есенина, какие выводы для себя вы сделали?

10.        Выразительное чтение.

  1. -Подчеркнем карандашом слова, на которые падает логическое ударение. (Учитель читает, дети подчеркивают слова.)
  2. - Карандашом отметим паузы. (|| - точка; | - запятая.)
  3. С каким чувством будем читать о весне? (Мечтательно.)

Как будем читать о воробьях? (Ласково, с жалостью.)

Как прочитаем о вьюге? (Со злостью в голосе, громко.)

  1. Читаем хором.

Читаем квартет...

Читаем трио...

Читаем дуэтом...

11. Итог урока.

- С каким стихотворением познакомились?

Кто его написал?

Как Сергея Есенина называют в народе? Почему?

Что хотел показать автор этим стихотворением?

Какое настроение появилось у вас от этого стихотворения?

12 Домашнее задание.

Пропеть понравившееся стихотворение на собственную мелодию.

Данный вариант домашнего задания - побыть в роли композиторов и сочинить музыку к изученному стихотворения дает детям возможность проявить собственное творчество. На уроках учащиеся могут стихотворения пропеть, а не просто рассказать их наизусть. Такие задания раскрепощают учащихся, развивают у них дух творчества, способствуют развитию интереса к урокам чтения.

На таких уроках также большое внимание уделяется развитию навыков выразительного чтения стихотворения. К выразительному чтению дети готовятся. Под моим руководством они подчеркивают в стихотворении слова, на которые падает логическое ударение. Указывают карандашом длительность пауз (|| - точка, многоточие; | - запятая, точка с запятой).

Также перед чтением обговариваем с детьми, с какой интонацией, каким голосом нужно читать определённые места. Так как в классе 24 человека, а читать хочется всем, практикую чтение хором, квартетом, трио, дуэтом, при этом настраиваю детей на то, чтобы они при чтении слушали друг друга. Схема анализа всегда перед глазами детей.

  1. Выразительно ли читал?
  2. С чувством ли читал?
  3. Эмоционально ли читал?
  1. Соблюдал ли нужную интонацию?
  2. Правильно ли выдерживал паузы?
  3. Правильно ли ставил логическое ударение?
  4. Выделял ли голосом особые места?
  5. Не было ли ошибок в словах?

В процессе такой работы у детей развивается внимание, аналитические способности, умение объективно оценивать работу друг друга.

Чтобы глубже понять главную мысль стихотворения, дети на уроках рисования иллюстрируют стихотворение. Перед иллюстрированием они рисуют словесную картину по каждой части.

Работа над стихотворением (анализ, выразительное чтение, иллюстрирование) способствуют не только развитию речи, но и эмоционально - эстетическому развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины трудностей формирования письма.Выступление на методическом объединении учителей начальной школы ЧУ ОО "СОШ "Виктория".

Материал содержит анализ причин трудностей формирования письма. материал может быть полезен учителям начальных классов, учителям-логопедам....

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме: «Самооценка школьника»

. С момента рождения ребенок вступает в мир общественных связей, в мир, который организует для него взрослый. Но, находясь под определяющим воздействием взрослых, он остается активным существом, а не ...

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы

Выступление на методическом объединении.Тема: Психологические особенности первоклассников....

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы

Выступление посвященно профстандарту педагога начальной школы....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"

Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....