Выступление на методическом объединении учителей начальной школы
статья

Болдаева Татьяна Сергеевна

Выступление на ММО

учителей начальных классов по теме:

 

«Формирование функциональной грамотности обучающихся

в урочной и внеурочной деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mmo.docx148.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЗУНОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

Г.О. СЕРЕБРЯНЫЕ  ПРУДЫ  

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ   РФ

142960  Московская  область                                             тел.\ факс 8 – 496 – 67 – 36 – 232

г.о. Серебряные  Пруды                                                                       8 - 496 – 67 – 36 – 166        

с. Узуново, мкрн Северный, д.13                        

Выступление на ММО

учителей начальных классов по теме:

«Формирование функциональной грамотности обучающихся

в урочной и внеурочной деятельности»

Подготовила:

Татьяна Сергеевна Болдаева

2021  г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Позвольте мне начать свое выступление со сказки.

В школьном царстве, в детском государстве жил-был Педагог. Подойдя к камню Мудрости и выбирая свой жизненный путь, пошел он по указателю прямо по дороге «ШКОЛА». Долго работал он в школе и любил своих учеников, потому что обучение и воспитание - это постоянное внимание к ребенку и забота о его потребностях и душевном состоянии. Много чего он знал и умел: и сказку рассказать, и опыт показать, и кормушку смастерить, и в игру поиграть, и танец станцевать. Потому что стоят перед ним не простые задачи – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Вот такими «дорогами» шел Педагог, достигая поставленных целей.

Но время меняло запросы к школе. А начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, который связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное участие учащихся в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности.

И опять УЧИТЕЛЬ вернулся к камню Мудрости за советом: "Как научить своих учеников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить самим знания.

И тут показал камень: «Налево пойдешь – детскую любовь потеряешь, направо пойдешь – на месте топтаться будешь, прямо пойдешь – с ФГОС к цели дойдешь. Не кручинься, опыта и знаний у тебя достаточно. Должен ты идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, использовать достижения педагогической науки и передовой практики, но и не должен забывать доброе старое».

И отправился учитель в путь.

Учитель стал ориентироваться на реализацию модели компетентностного образования, где упор делается, во-первых, на создание принципиально новой модели образования, которая ориентирована на результат. Во-вторых, нужно создать условия для реализации концепции «Обучение в течение всей жизни».

Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде.

Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и

применительно к современному этапу развития образования наиболее актуальным является следующие виды функциональной грамотности:
http://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/82f/82f726579c0558e6ffd5a7e3ab694916.jpeg

Формирование метапредметных результатов обучения, когда в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях, происходит через некоторую практическую деятельность. Поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей.

Использование нестандартных форм и методов формирует у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются функциональная грамотность и более прочные, глубокие знания.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, она способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Критерии функционально грамотной личности.

Какими качествами должен обладать ребенок младшего школьного возраста?

1.Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2.Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3.Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4.Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

Для развития таких качеств личности использую следующие приемы.

Прием «Проблемная ситуация»

Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Этот прием можно использовать на протяжении всего урока открытия новых знаний.

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

 «Перемешанные буквы»

«Вверх ногами»

«Чтение с половинками слов»

 «Сплошной текст»

 «Текст с картинками»

Приём «Чтение про себя с вопросами»

Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

Приём «Чтение с остановками»

Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Алгоритм реализации приема:

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. В наших учебниках используется этот прием в рубрике «Как хорошо уметь читать», но только на прогнозирование дальнейшего сюжета, вопросы на проверку понимания прочитанного я составляю сама, когда планирую урок.

Приём «Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данный прием чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить. После прочтения разбираем все, что пометили дети и отвечаем на поставленные вопросы. На вопросы детей сначала даю возможность ответить одноклассникам, затем пытаюсь подвести детей к ответу, если не получается, отвечаю на вопросы детей сама.

Прием «Представление ситуации, описанной в задаче». Нарисовать «картинку» или даже разыграть задачу. Этот прием хорошо использовать при решении задач «Цена, количество, стоимость» и «Скорость, время, расстояние».

Решение обратных задач. А точнее, составление текста обратных задач. Многим детям трудно дается именно составление текста таких задач. Во втором классе многие дети уже понимают, что обратная задача это задача, в которой известное становится неизвестным и наоборот, а вот составить сам текст у многих вызывает затруднение.

Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

Для проверки уровня сформированности функционального чтения использую комплексные тесты. Суть задания заключается в том, чтобы учащийся, прочитав текст, смог выполнить задания к нему по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению, опираясь на содержание прочитанного. Фиксирую все это в своей тетради, для анализа динамики сформированности функционального чтения.

Использую пособия, ориентированные на развитие функциональной грамотности.

 

На слайде вы видите динамику сформированности функционального чтения в моем классе.

Пример заданий из пособия для 3 класса. Прочитав отрывок из сказки Ершова "Конек-горбунок", ребенок не только отвечает на вопросы по содержанию отрывка, но и самостоятельно эти вопросы придумывает, а также выписывает из текста устаревшие слова. Также здесь есть интересное задание по выписыванию неизвестных слов и работу с Толковым словарем. В нем учитывается разный уровень восприятия текста детьми. Каждый ученик сначала самостоятельно выпишет непонятные именно для него слова, затем сформулирует свои предположения насчет толкования этих слов, а затем сравнит свои записи со словарем.

При изучении темы «Однозначные и многозначные слова» на уроке русского языка

Детям предлагается дать толкование слова «карта». Мнения разделяются, делается вывод о том, что слово многозначное. Далее детям предлагаю три небольших текста. Они изучают текст самостоятельно, после чего отвечают на вопросы, опираясь на текст и свой опыт: что такое географическая карта, для чего она нужна, что можно узнать из географической карты; для чего нужна карта в игре лото, как играют в эту игру; что такое банковская карта, для чего она нужна. После чего детям предлагается соотнести название карты с ее изображением.

После этого спрашиваю у детей, о какой карте они знают меньше всего.

Знакомимся с понятиями «кредитная» карта и «расчетная» карта, обсуждаем, в чем их отличие.

Потом предлагаю прочитать текст о возникновении первой кредитной карты и ответить на вопросы:  «Как появилась первая пластиковая карта?»,  «Для чего она предназначалась?»

Тема «Слово и его лексическое значение».

Использовала рубрику «Страничка для любознательных», но взяла не материал учебника, а подготовленный текст на листах, который раздала детям и предложила прочитав текст, ответить на вопросы: «Как произошло слово рубль?» и «Что значит выражение «Гнаться за длинным рублем»?» Дети  самостоятельно знакомятся с текстом, после чего анализируем с детьми содержание текста и отвечаем на поставленные вопросы.

При изучении темы «Парные по глухости – звонкости согласные звуки».

Детям предлагается рассмотреть две иллюстрации. Учитель спрашивает, что изображено на фотографиях. Выясняем, какие слова зашифрованы и уточняем значение слов. Даю запись данных слов в транскрипции.

Проводим работу по правильному подбору проверочных слов и правильному написанию проверяемых слов.  Далее учитель спрашивает, что такое пин – код, где он используется, для чего он нужен, можно ли сообщать кому – либо пин  - код, почему.

Внеурочная деятельность «Учись учиться»

На внеурочной деятельности я использую тетрадь «В мире информации». В данном пособии детям предлагается работа с разными видами информации: таблицы, диаграммы разных видов, графики, инфографика, ребусы, тексты, логические задания, информация в виде рекламных листовок, афиш, объявлений и др. видов информации.

     

Например, первое занятие из курса «В мире информации», дана таблица, которую необходимо изучить , познакомиться с понятиями «таблица» и «ячейка», так как в первом классе мы не использовали это пособие, и выполнить задания на основании данных таблицы. Работа довольно объемная и разнообразная.

Разгадывание ребусов, кодирование слов с использованием алфавита, также определение принципа закрашивания букв в слове «математика». Кстати, после этого занятия ребята попросили распечатать им  алфавит с нумерацией букв, они зашифровывали слова и давали друг другу задание их расшифровать.

        

Работа с инфографикой. Информация дается в необычной форме, изучив и используя которую дети должны выполнить задания.

В этом пособии также предлагается работа со знаками, афишами, с круговыми и линейными диаграммами. Сначала учим детей читать их, использовать эту информацию для выполнения предложенных заданий, затем составлять диаграмму по определенным правилам.

Регулярно задаю вопросы вида: «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?».

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам, которые каждый из нас постоянно задает себе:

• Что я делаю?

• Какую цель перед собой ставлю?

• Каковы результаты моего труда?

• Как получилось этого достичь?

• Что можно сделать, чтоб стало лучше?

• Что я буду делать в дальнейшем?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым результатом – прекращается его профессиональный рост.

В заключение нашей встречи хочется пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами на уроках и занятиях внеурочной деятельности, душевного равновесия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...

Причины трудностей формирования письма.Выступление на методическом объединении учителей начальной школы ЧУ ОО "СОШ "Виктория".

Материал содержит анализ причин трудностей формирования письма. материал может быть полезен учителям начальных классов, учителям-логопедам....

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме: «Самооценка школьника»

. С момента рождения ребенок вступает в мир общественных связей, в мир, который организует для него взрослый. Но, находясь под определяющим воздействием взрослых, он остается активным существом, а не ...

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы

Выступление на методическом объединении.Тема: Психологические особенности первоклассников....

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы

Выступление посвященно профстандарту педагога начальной школы....