Причины трудностей формирования письма.Выступление на методическом объединении учителей начальной школы ЧУ ОО "СОШ "Виктория".
материал по логопедии (1 класс) на тему

Каменко Людмила Николаевна

Материал содержит анализ причин трудностей формирования письма. материал может быть полезен учителям начальных классов, учителям-логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_grafomotornyh_navykov.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

      Выступление на методическом объединении учителей     начальных классов НОУ «СОШ «Виктория»  12.12.2014 года

 ТЕМА:      ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ  

                                       ПИСЬМА.

ПОДГОТОВИЛА: учитель начальных классов, учитель-логопед

                           КАМЕНКО Л.Н.

          Одна из наиболее распространённых причин неуспеваемости в школе – специфические нарушения письма. Письмо  является не только важной высшей психической функцией, но и одним из главных общешкольных умений, несформированность которого очень сильно затрудняет процесс обучения в целом. От того, насколько качественно будут сформированы графо-моторные навыки у учащихся младшего школьного возраста, будет зависеть усвоение правильного письма и овладение грамотной письменной речью, а также дальнейшее обучение в целом. Наметившаяся тенденция постоянного роста числа учащихся, имеющих нарушение письма,   делает  проблемы эффективности обучения письму и поиска путей оптимизации этого процесса необычайно актуальными.

         Письменная речь, и в частности один из её видов – письмо, - это сложный психический процесс. Нейропсихолог Л.С. Цветкова констатирует, что устная речь формируется непосредственно в процессе общения со взрослыми людьми, а письменная речь формируется сознательно, в процессе осознанного и произвольного обучения. Способы возникновения и развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно письмо автоматизируется и превращается в плавно протекающий навык.

            Высшие психические функции, в том числе и письмо, настолько сложны по своей структуре, что их невозможно связать с работой какого-либо изолированного участка мозга. Выполнение такого сложного процесса, как письмо, возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон, каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие (компонент) формирования и протекания письма. Такая ВПФ, как письмо, локализуется в ряде зон мозга – заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделах коры левого полушария, совместная работа которых и обеспечивает целостный акт письма, в который каждая зона мозга вносит свой специфический вклад. Этот факт говорит о необходимости сохранности или своевременного формирования всех этих областей мозга для овладения письмом. Органические нарушения или недоразвитие в любой из зон, отвечающих за формирование письма, часто являются причиной трудностей усвоения этого процесса.

             Также причинами нарушения письма называют  недостаточное развитие  высших психических функций. У младших школьников нередко наблюдается сложность распределения внимания ученика, удержания в сознании нескольких задач одновременно при первоначальном овладении графическими навыками. Начиная писать, ученик забывает о том, что в поле его внимания должно быть правильное положение тетради, что ручку не следует сжимать и давить на неё изо всех сил. Он весь сосредоточен на одной задаче – написать букву или слово, но и сейчас ему трудно удержать во внимании все приёмы. Трудности в распределении внимания при письме продолжаются довольно значительный период, до тех пор, пока отдельные приёмы не станут осуществляться довольно легко. Достигается это в ходе постоянных упражнений.          

             У детей, страдающих ослабленной концентрацией внимания, легко отвлекаемых, ошибок графического начертания всегда больше, чем у детей, обладающих хорошим самоконтролем. Удержание в памяти нужной графемы также не всегда является  простым и необходимо учитывать возможные затруднения как в запоминании нужной буквы, так и в её графическом начертании.

            Одним из наиболее часто встречающихся нарушений письма у младших школьников является нарушение, связанное с трудностями движений пальцев кистей и рук, т.е. с несформированностью пальцевого праксиса и недоразвитием мелкой моторики. Данное явление может зависеть от определённых функциональных или органических нарушений ЦНС. Однако оно может развиваться и на фоне отсутствия неврологической симптоматики.

             В состав письма, как функциональные компоненты входят операции по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации, серийной организации движений, программированию и контролю деятельности. При начальном знакомстве ребёнка с буквами у него складываются ассоциативные связи между звуком  и соответствующим ему знаком. Ребёнок должен осознать звук (работа слухового анализатора), вспомнить соответствующий зрительный образ (графему), разложить его на элементы, соотнести  их между собой в пространстве и времени, т.е. определить, какой находится выше (ниже), левее, (правее) и в какой последовательности следует их воспроизводить (работа зрительно-пространственного анализатора). Соответствующие команды из коры головного мозга поступают на периферию центральной нервной системы, и рука выводит букву (работа двигательного анализатора). При наличии трудностей хотя бы в одном из этих процессов, затруднения в формировании письма неизбежны. Развитие  тонких и точных движений пальцев рук, выработка условно-рефлекторных движений с различным участием пальцев и ладони отражают не только совершенствование двигательной функции руки, как таковой, но вместе с тем и усложнение аналитико-синтетической деятельности ребёнка.

            Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребёнка в школу. В процессе обучения в школе формируется графический навык. Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков  речи в соответствующие  буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание значения воспроизводимых буквенных комплексов (слов). Графический навык – это сложное речедвигательное действие, которое проявляет себя с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой – как двигательное.

               Исследования последних лет выявили тенденцию роста количества учащихся, у которых наблюдается нарушение письменной речи и письма, как его основы.  Проблема специфических нарушений письма  носит название дисграфии, Основным критерием диагностики дисграфии является наличие в письменных работах школьника большого числа специфических ошибок стойкого характера. Подчёркивается, что возникновение данных ошибок не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

       Дисграфические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера,   пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке,

 несоблюдение пропорций и соотношений частей букв по высоте и протяжённости. Следующим показателем сформированности графического навыка является каллиграфическая чёткость и устойчивость письма. Этот критерий характеризуется умением пишущего соблюдать установленную высоту, ширину и угол наклона букв и их отдельных элементов. Критерии сформированности графического навыка проявляются в неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая чёткость письма будет показательной лишь при определённой скорости написания букв и их сочетаний. Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как показатель автоматизированности графического навыка утрачивает своё значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от качественного показателя навыка письма, в частности графической грамотности, каллиграфической чёткости и устойчивости, не может являться достаточно объективным и надёжным критерием автоматизированности действия письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы методического объединения учителей начальной школы

Содержит основные направления методической работы...

Материалы для работы в МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Данные материалы выбраны, как самые действенные и удачные....

Анализ методического объединения учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г.Саратова за 2011-2012 учебный год.

В статье анализируется методическая работа учителей начальных классов и уровень преподавания в начальной школе МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова....

Анализ работы методического объединения учителей начальной школы за 2011-2012 учебный год

При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы,               которые реально позволили бы решать проб...