Анализ работы методического объединения учителей начальной школы за 2011-2012 учебный год
материал по теме

Любовец Светлана Михайловна

 

При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы,   

            которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед МО:

1.     Активное участие в тематических педагогических советах;

2.     Работа учителей над темами самообразования;

3.     Открытые уроки и их анализ;

4.     Взаимопосещение и анализ уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_mo_2012.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год.

Методическое объединение учителей начальных классов в 2011 -2012 учебном году состояло из 13 учителей начальных классов. Андросова С.А., Дерябина Л.И., Свиридова С.Р., АхмедьяроваЭ.Ф.– учителя высшей квалификационной категории, 8 учителей – Копылова О.В.,  Любовец С.М., Рогова Е.И., Коваленко А.А., Гришина О.Ю., Шевакова Е.В., – учителя первой квалификационной категории, Чекуристова Г.Ф., Колтунова С.Д., Каземирова О.В. – учителя второй квалификационной категории.

        Работа МО учителей начальных классов в 2011-2012г. была направлена на решение общешкольной методической темы «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании».

        Исходя из методической темы школы, МО начальных классов определило для себя методическую проблему, над которой работало второй год: «Изучение современных технологий – один из способов повышения профессиональной творческой деятельности учителя начальной школы».

 Для решения этой проблемы был определен следующий круг задач:

  1. Создание условий для творческой работы.
  2. Обеспечение единой воспитательно-образовательной среды формирования и развития личности учащегося.  
  3. Повышение уровня методической подготовки учителей.
  4. Активное использование современных педагогических и информационных технологий.  

Поставленные перед МО задачи решались в рамках методической работы при рассмотрении следующих тем:  

             - Современные технологии обучения как условие реализации  

                государственных стандартов начального общего образования

            - Формирование УУД(универсальный учебных действий) в рамках  

                ФГОС.  

            - Внеурочная деятельность. Реализация ФГОС

             - Стандарты нового поколения – современные ориентиры качества  

               обученности уч-ся нач. классов

           

        При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы,    

            которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед МО:

  1. Активное участие в тематических педагогических советах;
  2. Работа учителей над темами самообразования;
  3. Открытые уроки и их анализ;
  4. Взаимопосещение и анализ уроков.

        

Главными направлениями МО учителей начальных классов на данном этапе стали:

1. Внедрение в практику каждого учителя новых технологий  обучения.

2. Исследовательская работа: проведение диагностических работ по русскому  

    языку и математике, анализ результатов и ошибок, мониторинги уровня  и  

    обученности и качества знаний по этим работам.

З. Обмен опытом по совершенствованию методики  преподавания, изучение  

    передового педагогического опыта:

• взаимопосещения уроков с целью совершенствования аналитической    

  деятельности учителей;

• создание передового педагогического опыта;
• организация круглых столов по обмену опытом;

4. Работа с одарёнными учащимися:

• организация и проведение школьных олимпиад по русскому языку и математике;

• участие школьников в районной олимпиаде;

• организация кружковых занятий с учащимися;

5. Работа по совершенствованию учебно-методического комплекса и материальной  базы кабинетов; использование ресурсов медиотеки (в том числе и Интернета) в  учебно-образовательных целях.

6.Внеклассная работа с учащимися по развитию познавательного интереса у них к изучаемым предметам, по повышению их образовательного уровня (в том числе через участие в предметной неделе.)

        В целом по всем указанным направлениям велась большая продуктивная работа.  Все вышеперечисленные задачи полностью согласуются с теми задачами, которые стояли перед педагогическим коллективом всей нашей школы в прошедшем учебном году. Некоторые из них остаются основополагающими и на следующий учебный год: обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со  ступени начального общего образования на основную. А также предметом постоянного внимания должна остаться работа по решению учебных проблем младших школьников (поиск новых методов работы с детьми гиперактивного  поведения и синдрома дефицита внимания.)

        В 2011-2012 учебном году было проведено 7 заседания МО, на которых рассматривались целесообразность и эффективность методов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования. Знакомились с новыми  технологиями обучения, ставились вопросы, связанные с самообразованием, так как это одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов. На заседаниях МО рассматривались вопросы, связанные с повышением качества знаний, состоянием предметов, преподаваемых в начальной школе.

        

        Диагностирование профессиональной деятельности учителей МО свидетельствует о высоком потенциале педагогов,  все учителя стараются работать над развитием творческих способностей, обеспечивают преемственность в обучении, практическую направленность.

        Свое творческое мастерство преподаватели МО повышали через творческие мастерские и мастер-классы, на которые приглашались учителя. Уроки подготавливались учителями по интересующему предмету, затем происходило обсуждение увиденного, лучшие элементы методики, применяемые учителем, фиксировались всеми преподавателями и брались на заметку в рамках одного из заседаний МО учителей начальных классов.

                Много внимания уделялось методическому переоснащению кабинетов начальных классов. Были переработаны, а некоторыми учителями разработаны новые дидактические материалы, тесты по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру, направленные на уровневую дифференциацию опроса учащихся.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ за 2011-2012 учебный год

В текущем учебном году была продолжена работа по совершенствованию системы контроля уровня достижений учащихся, качества обучения. На заседаниях МО анализировались причины неуспеваемости учащихся, намечались пути помощи детям по усвоению программных требований.

             

Итоги контрольных работ за год

                    Русский язык

классы

«5»

«4»

«3»

«2»

к\у

к\к

соу

2-е

16\10

37\38

14\16

3\6

95\92%

75\69%

71\57%

3-е

13\13

40\48

23\15

5\5

93\93%

64\73%

57\60%

4-е

24\14

32\37

16\22

3\2

95\97%

73\65%

67\61%

                    Русский язык

Анализ ошибок, допущенных учащимися в диктанте, показал, что наиболее типичными ошибками являются:

Пропуск, замена, искажение букв, слогов, слов

Написание безударной гласной, проверяемой ударением

Падежные окончания существительных (4 классы)

Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в итоговой работе, можно выделить наиболее важные из них, такие как:

Отсутствие у многих учащихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля;

Ярко выраженная логопедическая проблема, а также дислексия и дисграфия у отдельных учащихся во 2-3 классах.

Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой. Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе всего методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с методическим объединением учителей словесности.

Рекомендации. В целях повышения грамотности учащихся 1 ступени обучения необходимо:

Повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и письма;

Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;

Систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой;

Сотрудничество с логопедической службой.

Всем учителям начальных классов рекомендуется обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов.

                                         Математика

классы

«5»

«4»

«3»

«2»

к\у

к\к

соу

2-е

14

37

17

3

95%

69%

60.7%

3-е

20

40

15

6

92%

75,6%

61,6%

4-е

24

34

13

4

94%

76%

67%

                                       Математика

Среди причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения итоговых работ по математике ошибок, допущенных учащимися, можно выделить следующие, наиболее существенные:

Недостаточный уровень сформированности у учащихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения);

Слабый навык сформированности у учащихся контроля и самоконтроля;

Отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания).

Проблема повышения уровня математической подготовки учащихся начальных классов как в плане развития, так и в плане формирования вычислительных навыков и умений решать задачи, остается важной для методического объединения и школы в ближайшее время.

Рекомендации. В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо:

Добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;

Совершенствовать навыки решения всех типов задач.

                                  Техника чтения

классы

«5»

«4»

«3»

«2»

к\у

к\к

соу

2-е

29

25

9

7

87,8%

72%

68%

3-е

39

19

18

7

91%

69%

67%

4-е

62

3

6

5

93%

85%

87%

           

              Рекомендации.        

              Продолжить работу над выразительностью и скоростью чтения;

             Формировать умения работать с текстом ( учить определять основную  мысль текста, тему произведения, озаглавливать части текста и др.);

             Продолжить целенаправленную систематическую работу по развитию у учащихся младших классов творческих, интеллектуальных и  

коммуникативных способностей через организацию различных форм

 работ;.

             Оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем

              обучаемости;

             Активнее реализовывать краеведческое направление в обучении и  воспитании.

Результаты обучения во всех классах признаны удовлетворительными.

В целом уровень подготовленности учащихся, заканчивающих начальную школу в   2011/2012 учебном году, можно оценить удовлетворительно.

 

                                Успеваемость по классам

Класс

Всего уч-ся

  «5»

«4 – 5»

«3 – 4»

«2»

    КУ

   КК

СОУ

2 «А»

27

4

17

6

-

100%

77,7%

63%

2 «Б»

27

7

8

12

-

100%

55%

61%

2 «В»

20(н/а-1)

-

9

10

-

95%

45%

49%

3 «А»

32

5

20

7

-

100%

78%

63%

3 «Б»

25(н/а-1)

-

11

13

-

96%

45,8%

48,8%

3 «В»

27

5

13

9

-

100%

66%

62%

4 «А»

24

3

12

9

-

100%

63%

58%

4 «Б»

29

5

16

8

-

100%

72%

62,5%

4 «В»

23

4

9

10

-

100%

56,5%

58%

итого

234

33

115

84

-

 99%

62%

58,3%

По итогам 2011/2012 учебного года по всем учебным предметам государственная программа (практическая и теоретическая части) выполнена полностью.

Учителям начальных классов тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.

Несмотря на усилия работающих учителей, остаются некоторые проблемы: научность, аргументированность, логичность речи учителя при защите урока; необходимо повысить уровень качества обученности при помощи составления индивидуальных программ, отслеживания роста ученика при помощи мониторинга; проведение конкурсов среди учащихся параллели или внеклассной работы по предметам. В текущем году учителя начальных классов не участвовали в конкурсном движении.

         

Изучению состояния преподавания русского языка и математики в начальных классах способствовало проведение педагогической экспертизы через диагностический анализ контрольных работ, мониторинги уровня обученности и качества знаний, учет ошибок, допущенных в контрольных работах.

        Сравнительный анализ входного, промежуточного и итогового контроля выявил, что учащиеся начальных классов находятся на оптимальном уровне обученности. Не смотря на это, учителям следует систематически  и последовательно осуществлять контроль за умением, навыками и знаниями учащихся с усложнением содержания и приемов проверки, а также в проверочные работы – задания включать материал повторительного характера, тесно связанный  с изучаемой темой и ранее изученным.

        В течение года проводился контроль техники чтения учащихся 1-4 классов.

Из анализа результатов техники чтения учащихся начальных классов следует, что учителя недостаточно внимания уделяют работе над соотношением лексического и звукового состава слова. Необходимо продолжить работу над совершенствованием техники чтения учащихся, доведя ее до оптимального уровня (чтение со скоростью разговорной речи 120-150 сов в минуту).

Работа с одаренными и способными детьми

Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана  система организации работы по участию  обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся  школы принимают участие во всех городских, во многих областных, всероссийских и международных конкурсах. Многоплановость и многоаспектность проектов и конкурсов, в которых принимают участие наши школьники, расширяется с каждым годом. Участие обучающихся  в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.

В этом учебном году учащиеся начальных классов участвовали в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» (33 чел), во Всероссийской  игре-конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок»  ( 46 чел),   участвовали во Всероссийских Дистанционных конкурсах .

С целью выявления участников будущих городских олимпиад и интеллектуального марафона  в школе были проведены предметные олимпиады по русскому языку, математике и окружающему миру в 4-х классах, интеллектуальный марафон для обучающихся 2-3 классов.

В течение этого года обучающиеся участвовали в различных творческих и спортивных конкурсах:

  1. конкурс электронных открыток к Новому году
  2. городской конкурс «Новогодняя игрушка»          
  3. городской конкурс «Золотой микрофон»        
  4. смотр художественной самодеятельности
  5. городских конкурсах с танцами и др.

 

Внеурочная деятельность.

Развитию мотивации познавательной  деятельности учащиеся, способствует работа по подготовке и проведению предметной недели, а также участие в школьной и районной олимпиадах.

                Для учащихся 3-4 классов проведен конкурс чтецов, знакомство с творчеством поэтов родного края, подбор художественной литературы для конкурса, конкурс детских рисунков по произведениям А. Кольцова, Н. Никитина. Подготовлен и проведен учащимися 1 и 2 классов праздник «Как ведет себя на улице настоящий пешеход»,  проводились занятия по русскому языку «В мире слов» и по математике «Считай, смекай, отгадывай». В рамках предметной недели учителями даны открытые уроки.

        Уроки проведены на хорошем методическом уровне.

        Прошли школьные, а затем и районные олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру.

     Выводы: Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы.     В основном, поставленные задачи на 2011-2012 учебный год были выполнены.

Повышается профессиональный образовательный уровень педагогов, эффективным оказалось внедрение в учебный  процесс уроков с компьютерной поддержкой.  В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов, недели начальных классов   педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности; разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у учащихся.

             Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются    недостатки:

-не все педагоги заинтересованы внедрением новых форм обучения в учебный процесс;

-некоторые педагоги допускают ошибки при выставлении итоговых отметок, заполнении классных журналов, не всегда  соблюдается единый орфографический режим при ведении тетрадей;

- учителям выпускных классов  необходимо совершенствовать формы работы по подготовке учащихся к олимпиадам.

   Предложения:

1.Продолжить работу над проблемой успешного применения в УВ процессе эффективных форм и приемов обучения, инновационных технологий:  увеличивать в арсенале педагогов количество уроков с использованием  ИА доски, ИК технологий.

2. Провести работу по уточнению норм единого орфографического режима.

3. Итоги работы методического объединения показывают, что в следующем году нужно продолжить работу по внедрению новых технологий преподавания всеми учителями, шире использовать в обучении ИКТ.

Следует признать план работы МО на 2011-2012 учебный год реализованным, задачи года выполненными.

Руководитель МО                Любовец С.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2011-2012 годы МОУ «Курьяновская начальная школа-детский сад»

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2011-2012 годы МОУ «Курьяновская начальная школа-детский сад»...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011/2012 учебный год

В данном материале представлен анализ работы методического объединения учителей начальных классов. Данный анализ работы может быть полезен руководителям МО. Я использую такую структуру на протяжении н...

Анализ школьного методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год

Анализ работы ШМО  проводится с целью  оценки деятельности учителей начальных классов, разработки целей и задач для плана на 2012-2013 учебный год, определения путей совершенствования р...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2012/2013 учебный год

Цель деятельности МО в 2012/2013 учебном году  - выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и учащихся, способствующих формированию учебно-познавательной компетентности ...

Анализ работы методического объединения учителей начальной школы г.Новый Уренгой за 2014 – 2015 учебный год

 Методическое объединение учителей начальной  школы в текущем учебном году работало над проблемой «Новые подходы к обучению, направленные на результативность обучения, воспитания, раз...

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ за 2014- 2015 учебный год.

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ за 2014- 2015 учебный год....