Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011/2012 учебный год
методическая разработка по теме

Елисеева Наталья Павловна

В данном материале представлен анализ работы методического объединения учителей начальных классов. Данный анализ работы может быть полезен руководителям МО. Я использую такую структуру на протяжении нескольких лет работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_mo_2012.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 11

в 2011/2012 учебном году.

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

    Основная научно-методическая тема, над которой работал коллектив учителей начальных классов «Развитие ведущих учебных умений, как путь к личностному росту учащихся начальных классов».

   Цель методической работы:

  1. формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность всего последующего обучения;
  2. создание условий, способствующих достижению нового качества начального образования и формирование профессиональной компетентности в сочетании с профессиональной мобильностью педагогов МО.
  1. Основными  задачами  методической работы являются:
  1. Создание условий для свободного полного самовыражения каждого педагога
  2. Внедрение и применение современных педагогических технологий, направленных на развитие самостоятельности, творчества, активности детей; активных форм обучения
  3. Решение проблемы развития школьника по формуле «Воспитание + Обучение», а не наоборот.
  4. Повышение успешности обучения через дифференциацию подходов, усиление внимания к диагностической работе в классе.
  5. Развитие интереса к предмету, пространственному мышлению

Основные направления работы в 2011/2012 уч.году:

  1. Заседания МО.
  2. Повышение квалификации педагогических кадров, их самообразование.
  3. Обеспечение научно-методической работы.
  4. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
  5. Работа рабочей группы по введению материалов ФГОС общего образования второго поколения.
  6. Создание информационного банка данных ОУ по введению материалов ФГОС общего образования второго поколения.
  7. Технологическое и информационно-методическое сопровождение введения материалов ФГОС второго поколения.
  8. Организация работы по инструментальному сопровождению введения требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
  9. Участие в конкурсах ПНПО, создание мини - сайтов, публикации своего опыта в СМИ
  10. Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебной деятельности.
  11. Подготовка и участие учащихся в различных предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и выставках.

В   2011/2012  учебном  году  в начальных  классах  обучалось   343 учащихся в 13 классах комплектах.

Учебно - воспитательный процесс был организован по 5 - дневной (1 классы) и 6 - дневной (2,3,4 классы) рабочей неделе в односменном режиме, кроме учащихся 3а и 3б классов.

Обучение осуществлялось по двум вариантам учебного плана: традиционной системы обучения «Школа России» и развивающей системы «Школа 2000..., «Школа 2100».

Программы всех учебных курсов выполнены в полном объеме. По некоторым предметам из-за актированных и праздничных дней имеет место несоответствие количества проведенных уроков программным требованиям.

Работа МО была направлена на решение главной методической проблемы: «Развитие ведущих учебных умений, как путь к личностному росту учащихся начальных классов» и реализацию поставленных задач через учебно - воспитательный процесс.

    Задачи, поставленные в 2011/2012 учебном году, решал педагогический коллектив в составе  13 учителей начальных классов, из которых все имеют высшее педагогическое образование.

    Высшую квалификационную категорию имеют  3 человека - Елисеева Н.П., Серебренникова Т.Н., Дроган Н.П.

    Первую квалификационную категорию - 8 человек: Грачева О.Г., Ижотова Э.З., Балабась Н.А., Ваншина Е.В., Билашко В.В., Колебошина С.Г., Скоробогатько Т.А., Чекина Е.Г. (В текущем учебном году повысили квалификационную категорию Колебошина С.Г., Скоробогатько Т.А., Чекина Е.Г.)

Вторую квалификационную категорию – Макеева Т.А.

   Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.

   С целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели,  выполнении программы.

    Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические  требования,  добиваются эффективной  обратной связи с учащимися, рационально  используют время на  уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда.

     Всеми учителями в работе по обучению учащихся реализовываются принципы научности, наглядности, осознанности,  связи теории с  практикой.

     Правильно выбирают  методы и формы обучения, контролируют знания, умения и навыки учащихся, используют  дифференцированный подход по отношению к домашним заданиям.

    Много работают по привитию нравственности учащихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей учащихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки  коллективной работы, работают по привитию организованности и дисциплинированности.

     Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения  в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Учителя нашего МО стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации, что способствует своевременному обновлению учебно-воспитательного процесса, совершенствованию методов и форм обучения, освоению образовательных технологий.

    Так, в текущем учебном году прошли курсы повышения квалификации по теме:

  1. «Применение интерактивных информационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»» - Серебренникова Т.Н., Билашко В.В., Дроган Н.П. Скоробогатько Т.А, Елисеева Н.П., Макеева Т.А., Пастухова Т.А.; Ваншина Е.В.
  2. «ФГОС начального общего образования: актуальные вопросы, введение и реализация»- Дроган Н.П., Билашко В.В.
  3. Дистанционные курсы по ФГОС «Информационные технологии II поколения» -  Грачева О.Г.
  4. Дистанционные курсы «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» - Ваншина Е.В.,

     Постоянный рост мастерства учителей положительно отражается на результатах их деятельности. Учителя нашего МО - участники многих профессиональных конкурсов:

Ваншина Е.В.:

  1. I Международный конкурс “Школа высоких достижений»  в номинации «Инновации педагогов в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста», диплом участника;
  1. Всероссийский конкурс «Я – классный руководитель». Тема работы «По страницам нашей классной жизни» - диплом участника;
  2. Всероссийский дистанционный конкурс «Мозаика презентаций» - диплом участника;
  1. Участие во всероссийской педагогической  видеоконференции «Социальный менеджмент в образовании» на сайте «Завуч. Инфо» - диплом участника;
  2.   Участие в конкурсе на получение денежного вознаграждения Главы города Новый Уренгой «Лучший классный руководитель Нового Уренгоя» - победитель;

Билашко В.В. :

Международная творческая олимпиада PEDOLIMP

Публикации:

  1. «Наука вокруг нас. Адаптация человека к холоду» - статья
  1. «Мой край – моя Родина» - статья
  2. «Знаем. Помним. Гордимся» - разработка классного часа «У деревни Крюково»
  3. Завуч Инфо. Международная видеоконференция «Современная педагогика разных стран»

Елисеева Н.П.

  1. Всероссийская педагогическая  видеоконференция «Основы и технологии эффективного общения» на сайте «Завуч. Инфо» - диплом участника;
  1. IV Международный педагогический форум «Современное образование в опыте педагогов разных стран» (Санкт – Петербург – 2012)- диплом участника;
  2. Окружная интернет – викторина, посвященная 80-летию со дня рождения Л.В.Лапцуя - диплом участника;
  3. Проект "Источник знаний" (интернет - портал ProШколу.ru) - грамота за участие

Чекина Е. Г.

  1. Всероссийский открытый конкурс  «Педагогические инновации -2011 г.»  Диплом 3 степени за работу «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»;
  2. Проект «Источник знаний», интернет-портал ProШколу.ru, Грамота лауреата 2 степени.
  3. Участие во всероссийской педагогической  видеоконференции «Социальный менеджмент в образовании»,  «Гуманитарная экспертиза педагогической мастерской» на сайте «Завуч. Инфо» - дипломы участника;

Макеева Т.А.

  1. Публикация в материалах региональных Менделеевских чтений «Менделеевская ассамблея -2012» - Статья «Решение комбинаторных задач как средство развития логического мышления младших школьников»
  2. Международная педагогическая творческая олимпиада. Конкурс «Мой край – моя Родина» - статья «Изучение культуры родного края»

Серебренникова Т.Н.

  1. III Всероссийский фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» - диплом за предоставление педагогического опыта;
  1. Всероссийского дистанционного конкурса «Мозаика презентаций» - диплом участника;
  2. IV Международный педагогический форум «Современное образование в опыте педагогов разных стран» (Санкт – Петербург – 2012)- диплом участника;
  3. Выступление на IV Международном Педагогическом форуме по теме «Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе»- сертификат о выступлении;
  4. Всероссийская педагогическая видеоконференция «Организация творческого обучения в школе» - диплом участника

Скоробогатько Т.А.

  1. Всероссийский Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября» - Скоробогатько Т. А - диплом;
  2. Проект "Источник знаний" (интернет - портал ProШколу.ru) - грамота за участие
  3. Всероссийская видеоконференция по теме: "Гуманитарная экспертиза педагогической мастерской" - диплом участника.

Созданы  мини-сайты и размещены материалы по адресу http://nsportal.ru:

Ваншина Е.В. - Проект «Я сам» для учеников 1 класса; конкурсно - развлекательная программа к 8 Марта «А кто же всех краше?» для  учеников 4 класса; конспект урока литературного чтения в 4 классе "Выскочка" - Свидетельство о публикации в электронном СМИ.

ЧекинаЕ. Г.

Внеклассное мероприятие «Посвящение в первоклассники»; конспект урока «Правописание падежных окончаний имён существительных»;«Анализ работы МО учителей начальных классов»; программа по ДО «Логика и математика»;«Рабочая программа по окружающему миру».

Макеева Т.А.

Методическая разработка КВН по краеведению «Моя Родина – Ямал»

Серебренникова Т.А.

 Методическая  внеклассного мероприятия, посвященная 23 февраля.

Елисеева Н.П.

Статья «Роль учителя в оказании психологической помощи первоклассникам в период адаптации»

Учителя начальных классов являются активными участниками различных педагогических форумов: «Педсовет. ru», «Про  школу. ru», «Дети 66», «Рedsovet.org», «zavuch.info»

 

Опубликованы методические материалы на сайтах:

http://pedsovet.org.:

Скоробогатько Т. А.

Рабочая программа по риторике УМК "Школа 2100".

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100".

Олимпиада по русскому языку 4 класс.

Выступление "Нравственное воспитание младших школьников"

ЧекинаЕ. Г.

Исследовательская работа по теме "Зрение и младший школьник"
http://www.zavuch.info 

Скоробогатько Т. А.

Рабочая программа по риторике УМК "Школа 2100".

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100".

Олимпиада по русскому языку 4 класс.

Выступление "Нравственное воспитание младших школьников"

На бесплатном школьном портале http://www.proshkolu.ru созданы  блоги и размещены статьи и разработки внеклассных мероприятий  – Елисеевой Н.П., Ваншиной Е.В.; Скоробогатько Т.А. ,  Серебренниковой Т.Н.

     Анализируя образовательную деятельность, можно отметить следующие аспекты:

     Деятельность методического объединения учителей начальных классов в 2011/2012 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы «Усиление влияния школы на социализацию личности школьника, развитие его творческого потенциала и умения активно действовать в изменяющихся условиях».

    Работа МО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых;

   Все учителя работали по индивидуальным программам, за основу которых взята программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ, с учетом СанПиНа и требований к подготовке обучающихся. Для молодых специалистов в рамках школы были проведены консультации по составлению рабочих программ, обмен опытом по составлению рабочих программ. Особое внимание на пояснительную записку к программе.

    Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено пять заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Учителя принимали активное участие  в  теоретической и практической части каждого заседания.              

    На протяжении учебного года педагоги делились полученными знаниями и приобретаемым опытом по внедрению ФГОС. По итогам каждой четверти педагоги представляли отчет об организации внеурочной деятельности учащихся. В своих отчетах педагоги анализировали проделанную работу, вносили свои предложения и рекомендации по организации внеурочной деятельности среди учащихся начальной школы.

    Каждый учитель работал над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомил своих коллег на заседаниях методических объединений.

Так, например, Дроган Н.П. подготовила сообщение и методические рекомендации по теме «Развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета русский язык»; Ижотова Эльмира Загитовна - «Современные образовательные технологии в обучении младших школьников»; Елисеева Наталья Павловна «Cоздание мультимедийных презентаций и их применение на уроках и во внеклассной деятельности»; Ваншина Елена Викторовна и Колебошина Светлана Геннадьевна «Использование ИКТ при проведении уроков и внеклассных мероприятиях»

 В текущем году коллектив учителей начальной школы продолжил целенаправленную работу со слабоуспевающими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем. В начале учебного года были составлены списки  детей названных группы. С детьми велась целенаправленная работа.  По работе с неуспевающими  детьми  были составлены индивидуальные планы работы. Результаты этой работы заслушивались на заседаниях МО

С целью подготовки дошкольников к учебной деятельности для воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6 -7-летнего возраста, а так же детей, имеющих домашнее воспитание, в школе функционировал центр «Малыш». Занятия проводили учителя выпускных классов Балабась Н.А, Пастухова Т.А, Колебошина С.Г. и психолог Кацай Елена Николаевна. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей к школе дает положительные результаты. Анализ уровня адаптации первоклассников показывает, что дети, посещавшие центр «Малыш», быстро и успешно адаптируются к условиям школьной жизни, к тому же, практически все его воспитанники становятся первоклассниками нашей школы.

   Все учителя в той или иной степени участвовали в методической работе. Возобновилось взаимопосещение уроков учителями - коллегами, т.к. традиционно МО является центром по обмену опытом.

   Анализ посещенных уроков, участие в конкурсах различного уровня и т.п. показал, что работа учителей по теме «Развитие ведущих учебных умений, как путь к личностному росту учащихся начальных классов». активизировалась.

   Внедряются новые технологии обучения, разрабатываются более эффективные формы  опроса учащихся. В соответствии с поставленными задачами, МО продолжило работу над поиском внутренних резервов повышения качества успеваемости в начальных классах.

   Анализ работы показал, что было создано достаточно условий, необходимых для практического  решения общешкольной методической проблемы.

      В рамках Декады начальных классов были проведены школьные олимпиады по предметам и конкурсы исследовательских работ.

   По итогам были отобраны учащиеся, которые представили школу на городских олимпиадах. В городском конкурсе сочинений о Родине  третье место заняла ученица 4б класса  Гришина Полина - учитель Пастухова Т.А.

     Традиционными становится участие учащихся в играх-конкурсах всероссийского и международного масштаба: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «Познание и творчество», «ЧИП», «Американский бульдог», «Вот задачка», Совенок», «Фактор роста» и многие другие, которые позволяют учащимся дополнительно раскрыть свой творческий потенциал (см.приложение)

   На протяжение всего учебного года  учащиеся являлись  активными участниками городских и школьных конкурсов, занимали призовые места по городу.

   Все учащиеся  начальной школа были задействованы в городских акциях: «Дети Уренгоя – тундровикам», «Посылка солдату», «Ямальская страничка», «Чужих детей не бывает», «Зелёный автобус», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и многие другие.

 .

    Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.

В методических объединениях успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам.

Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на отработку базовых знаний, а так же расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.

      Вывод по работе МО учителей начальных классов: Считаем, что для развития всесторонне развитой, здоровой личности в начальном звене были созданы все условия. Каждый ребёнок мог проявить себя в той области, которая была интересна ему и доступна. За последнее время работа методического объединения стала более результативной, продуманной. Педагоги старались оказывать методическую помощь друг другу. Овладевали навыками самоанализа учебной деятельности, изучению новых технологий

    На итоговом заседании МО были определены задачи на 2012/2013 учебный год:

  1. продолжить изучение материала по внедрению ФГОС начального общего образования;
  2. способствовать укреплению здоровья младших школьников через внедрение в практику здоровьесберегающих технологий;
  3. организовать деятельность по оказанию психолого – педагогической поддержки, отслеживания динамики качества образования;
  4. продолжить работу по созданию единой информационно – образовательной среды в учебном заведении;
  5. стремиться использовать интерактивные  методы, современные образовательные технологии, в том числе информационно - коммуникационные, позволяющие повысить эффективность уроков ;
  6. внедрить в практику применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности;
  7. формировать  у младших школьников потребность к осознанному нравственному поведению;
  8. развивать индивидуальные и творческие способности обучающихся, прививать интерес к знаниям;
  9. наметить пути устранения пробелов в ЗУН обучающихся с целью повышения качества образования;
  10. изучить  вопрос и спланировать работу  с  одаренными детьми.

     Руководитель МО Елисеева Н.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы методического объединения учителей начальной школы за 2011-2012 учебный год

При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы,               которые реально позволили бы решать проб...

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2011-2012 годы МОУ «Курьяновская начальная школа-детский сад»

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2011-2012 годы МОУ «Курьяновская начальная школа-детский сад»...

Анализ школьного методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год

Анализ работы ШМО  проводится с целью  оценки деятельности учителей начальных классов, разработки целей и задач для плана на 2012-2013 учебный год, определения путей совершенствования р...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2012/2013 учебный год

Цель деятельности МО в 2012/2013 учебном году  - выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и учащихся, способствующих формированию учебно-познавательной компетентности ...

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ за 2014- 2015 учебный год.

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ за 2014- 2015 учебный год....

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год.

В данной работе МО учителей начальных классов дан подробный анализ состояния преподаваемых предметов (в течение учебного года проводился  мониторинг успеваемости и качества знаний обучающихс...


 

Комментарии

Гургурова Светлана Леонидовна

Наталья Павловна Елисеева, большое спасибо за образец анализа работы МО. Содержателен и интересен по структуре.