Выступление на методическом объединении учителей начальной школы
методическая разработка (1 класс) на тему

Выступление посвященно профстандарту педагога начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_mo.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Профессиональный стандарт педагога — новое качество образования»

выступление на МО учителя начальных классов Березовой Е. В.

Приказом  Минтруда России № 544 н от 18 октября 2013 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1.

Создана Дорожная карта, в которой прописаны все этапы по введении. Профстандарта

  • (Слайд 2) Дорожная карта

В российском законодательстве, а тем более в сфере образования профессиональных стандартов никогда не было. Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта. Сфера образования одной из первых внедряет данную новацию. Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Меняется структура общества и его потребности, повысился уровень финансирования образовательных учреждений, выросла их материальная обеспеченность и степень автономии. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами общества. Разработчики  стандарта старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня. Если раньше учитель был главным носителем знаний, то сейчас, с развитием IT, информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет снижаться. На примере введения ФГОСов в начальной школе, какие новые требования предъявляются к учителю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым метапредметным компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? (Слайд 3)

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования

Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем 

 (Слайд 4) Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ

     Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка

      Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимых от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей

      Стандарт может быть дополнен региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории

(Слпйд5)       Цели:

  • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка
  • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда
  • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях
  • Содействовать вовлечению педагогов в решении задач повышения качества образования

Область применения:

  1. При приеме на работу в ОУ на должность «педагог»
  2. При проведении аттестации педагогов ОУ

     1 июля 2016 года Минтруд России подготовил новый Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который определяет новую систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. После его введения изменится процедура аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, будет введен профессиональный экзамен на определение квалификационного уровня педагога. Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры. Основой всех перечисленных механизмов оценки профессионализма станут требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога.

Следует отметить новые характеристики деятельности профессионала-педагога, к ним относятся:

  1. Мобильность
  2. Способность к нестандартным трудовым действиям
  3. Умение работать в команде
  4. Готовность к изменениям
  5. Ответственность и самостоятельность в принятии решений .

(Слайд 6) В профстандарте требования к профессиональным компетенциям выделены по трем общепедагогическим функциям : обучение , воспитание , развитие ,и 4 пункт-это Профессиональные компетенции.

(Слайд 7)  Также в профстандарте  прописаны специальные сведения : требования к уровню образования, опыта работы и прописаны требования к тем, кто не может занимать должность педагога по определенным причинам.

К специальным сведениям относятся требования к образованию и опыту работы,

  • Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
  • Требования к опыту практической работы не предъявляются

(Слайд 8) Не допускаются к работе лица

  • Лишенные права заниматься педагогической деятельностью
  • Имеющие или имевшие судимость
  • Признанные недееспособными
  • Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

 (Слайд 9)  Требования по разделу обучение исключительно высокие , например, в обучении: владение формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков; умение объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля, владение ИКТ-компетенциями и др..

   (Слайд 10,11) В воспитании педагог должен уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися; уметь проектировать и создавать ситуации и события; уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. Педагог должен владеть личностными качествами и компетенциями, необходимыми для формирования и развития метапредметных и личностных компетенций обучающихся .

(Слайд 12-14) Часть третья: развитие(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

    Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

     Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

    Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

    Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.5.    Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).6.    Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.7.     Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

     Умение отслеживать динамику развития ребенка.

     Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от педагога, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.

(Слайд 15,16) Содержание профессионального стандарта педагога.

Часть четвертая: профессиональные компетенции

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

            -Общепользовательская  ИКТ-компетентность

  • Общепедагогическая ИКТ-компетентность
  • Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность

(Слайд 17-19) Особо хотела остановиться на методах оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

  • Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

  • Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

  • По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.)

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

  • Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
  • Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов.
  • Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
  • Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории

(Слайд 20) Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:

  • Работа с одаренными детьми;
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • Работа с детьми  мигрантами;
  • Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

    Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений 

(Слайд 21) Основные  нововведения в работе педагога,  отраженные в профессиональном стандарте

необходимо полное овладение современными

информационно-коммуникативными технологиями.

 знание и использование социальных сетей. 

научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве.

      Таким образом, к концу текущего года должны быть полностью заполнены все пробелы в педагогических стандартах, и весь спектр сотрудников, трудящихся в этой сфере будет охвачен действием новейших нормативов. Ещё раз напоминаю, что введение новых стандартов назначено на 01.01.2020 года.

 (Слайд 22) В связи с вышеизложенным, можно сделать следующие выводы:

  • качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов;
  • профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста;
  •  профессиональный стандарт  повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...

Причины трудностей формирования письма.Выступление на методическом объединении учителей начальной школы ЧУ ОО "СОШ "Виктория".

Материал содержит анализ причин трудностей формирования письма. материал может быть полезен учителям начальных классов, учителям-логопедам....

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме: «Самооценка школьника»

. С момента рождения ребенок вступает в мир общественных связей, в мир, который организует для него взрослый. Но, находясь под определяющим воздействием взрослых, он остается активным существом, а не ...

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы

Выступление на методическом объединении.Тема: Психологические особенности первоклассников....

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы

Выступление на ММО учителей начальных классов по теме: «Формирование функциональной грамотности обучающихсяв урочной и внеурочной деятельности»...