Выступление на методическом объединении учителей начальной школы
материал на тему

Куликова Татьяна Владимировна

Выступление на методическом объединении.

Тема: Психологические особенности первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении.

Тема:  Психологические особенности первоклассников.

Поступление в школу является для детей в возрасте 6-7 лет важным внешним фактором. Ребенок, который начал учиться в школе, автоматически становится участником новых отношений у людей. У него возникают новые, каждодневные обязанности, связанные с процессом его обучения в школе.

Теперь другая социальная ситуация в его жизни приводит его к новой деятельности - учебной. К тому моменту, когда ребенок начинает свои занятия в школе, учебная деятельность в его жизни ещё не присутствует. Теперь, став первоклассником, и начав учебную деятельность, у него должно появиться умение учиться. Именно это является самой важной задачей для детей первых лет обучения.

Первоклассник, придя в школу, готов делать социально важную и социально оцениваемую работу, хотя ему для учёбы требуется познавательная мотивация. Это и является главной трудностью в процессе формирования умения учиться, так как мотив, с которым ребёнок начинает учебный процесс, категорически отличается от содержания школьной деятельности, выполняемой ребёнком.

У ребёнка шести-семи лет наблюдаются черты детей дошкольного возраста в сочетании с особенностями школьника. У дошкольника были сформированы такие виды социальных отношений, как: «Ребёнок - взрослый» и «Ребёнок - дети». Теперь у первоклассника появляется другая система отношений. Вместо «Ребёнок - взрослый» он приобретает структуру «Ребёнок - учитель» и «Ребёнок - родители».

Сфера отношений «Ребёнок - учитель» становится для первоклассника сферой «Ребёнок - общество» и теперь определяет его отношения с родителями и другими детьми.

Дети, как правило, легко замечают отношения учителя к каждому ученику и при появлении «любимчиков» у преподавателя, разрушается его ореол. В начале обучения дети полностью стараются выполнять указания учителя, но это правило нарушается изнутри, если преподаватель допустил вольность. У ребенка происходит перемена отношения к другому ученику.

Особенность учёбы - это приобретение научных знаний. Главная часть учебной деятельности состоит из научных понятий, законов и способов выполнения конкретных задач. Поэтому именно в школе происходит формирование и осуществление учебной деятельности. Кроме того, побочным продуктом в житейских понятиях наблюдается усвоение знаний в иных видах деятельности. Например, занимаясь играми, ребёнок старается успешнее выполнить поставленную задачу, и осваивание правил её решения помогает ему достичь основной цели. Но лишь в учебном процессе получение научных знаний, навыков и умений приводит к основной цели и главному результату деятельности. И тогда школьник, руководимый педагогом, приобретает возможность пользоваться научными понятиями. Ученики занимаются процессом обучения до момента окончания учёбы в школе. Учебная деятельность ученика в школе становится ведущей только тогда, когда она складывается и формируется.

Восприятие младших школьников становится осознанным и целенаправленным. У детей возникает аналитический компонент. Начинает обнаруживаться произвольность, которая гарантирует поиск, наблюдение, рассматривание. Формированию восприятия в данный возрастной период содействует развитие и следующее развитие речи, позволяющей дифференцировать вещи и их отдельные свойства и характеристики. В данном возрасте восприятие так тесно соединено с мышлением, что возможно сказать о наглядно-образном мышлении, в итоге которого проистекает переход от наглядно-действенного мышления к словесному. В самом начале младшего школьного возраста 7-11 лет восприятие обладает еще чертами дошкольного возраста: так, оно еще мало дифференцировано, ребенок путает схожие буквы и числа, выделяет при восприятии объекты сообразно величине, форме и яркости наиболее деятельно, нежели по смыслу. Анализ при восприятии нарабатывается путем особого обучения (анализирующее восприятие), как и у дошкольников, а к концу данного возрастного периода создается синтезирующее восприятие.

Серьезный прогресс в развитии внимания возникает в младшем школьном возрасте, однако в отсутствии определенного значения сформированности внимания обучение нереально. В данном возрасте имеет место быть способность произвольно сосредоточить внимание на не самых увлекательных вещах, хотя все еще доминирует непроизвольное внимание, и внешние впечатления считаются мощным отвлекающим фактором, в особенности при концентрации на трудном использованном материале. В данный период внимание характеризуется небольшим размером и малой стабильностью (по 10-20 мин).

Есть 2 стадии в развитии репродуктивного воображения младших школьников:

  1. Образы скудны деталями, статичны, в них никак не представлены изменения и деяния объектов, их связи. Возведение таковых образов требует детализированного словесного описания;
  2. Повышение численности показателей, воображение более совершенное и определенное, возникают промежуточные признаки.
  3. В связи с развитием речи развивается и мышление от нагляднодейственного, через наглядно-образное к словесному, хотя все же в дошкольный период доминирует наглядно-образное мышление. Проистекает интенсивное развитие от слаборазвитого интеллекта до очень высокого (качественный скачок). В возрасте 5-6 лет возникает способность логически рассуждать в пределах понимания фактов, доминируют определенные операции, недостает возможности к размышлению о несуществующих вещах. К 6-7-летнему возрасту возникает желание и способность к обобщению и установлению связей между явлениями.
  4. Главным новообразованием младшего школьного возраста Д.Б. Эльконин считает отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Его происхождение перестраивает остальные познавательные
  5. Память становиться мыслящей, а восприятие - думающим.
  6. На протяжении данного периода у ребенка развивается понятийное (либо теоретическое) мышление, он приобретает новейшие познания, умения, навыки, на базе каких у него создается чувство компетентности.
  7. К 7 годам самооценка у основной массы детей становится наиболее адекватным, нежели в раннем возрасте, когда ребенок был склонен к повышенной в эмоциональном плане самооценке. Соответственный образ «Я» создается у ребенка при верном сочетании познаний, приобретенных из личного опыта и из общения с взрослыми и ровесниками. К концу дошкольного возраста происходит половая идентификация, вырабатывается соответственный стиль поведения, дифференцируется эмоциональное самосознание (т.е. понимание собственных переживаний) и наступает осознание себя во времени («когда я был маленьким...», «когда я вырасту...»).
  8. Общая активность усиливает интеллектуальную активность детей, и, как следствие, лучше усваивается материал, увеличивается саморегуляция. Развивается рефлексия - понимание собственных действий и поступков.
  9. В младшем школьном возрасте ребенок переживает кризис семи лет, когда происходит трансформирование его поведения в связи с новой для него учебной ситуации. Если кризис трех лет связан с пониманием собственного «Я» в мире, то кризис 7 лет связан с пониманием собственного «Я» в социуме, с рождением общественного «Я» ребенка.
  10. Эмоции в данном возрасте включаются на удовлетворение тех потребностей, которые связанны с развивающимися особыми мотивациями. Это мотивировка достижения успехов в учебе, престижная мотивация, мотивировка ухода от неудач, компенсаторная мотивация.

Таким образом, в младшем школьном возрасте имеется более ответственный этап школьного детства. Главные заслуги данного возрастного периода обусловливаются ведущим характером учебы и считаются той основой, которая определяет следующие года изучения: к окончанию младшего школьного возраста ребенок обязан стремиться желать обучаться, владеть мастерством изучения и верить в собственные силы. Настоящее проживание данного возрастного периода, его позитив, который был получен, считаются нужной основой, на которой строится следующее формирование ребенка как активного субъекта знаний и деятельности.

Главная задача взрослых в труде с детьми младшего школьного возраста - создание хороших условий для выявления и реализации способностей детей с учетом особенности всякого ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...

Причины трудностей формирования письма.Выступление на методическом объединении учителей начальной школы ЧУ ОО "СОШ "Виктория".

Материал содержит анализ причин трудностей формирования письма. материал может быть полезен учителям начальных классов, учителям-логопедам....

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме: «Самооценка школьника»

. С момента рождения ребенок вступает в мир общественных связей, в мир, который организует для него взрослый. Но, находясь под определяющим воздействием взрослых, он остается активным существом, а не ...

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы

Выступление посвященно профстандарту педагога начальной школы....

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы

Выступление на ММО учителей начальных классов по теме: «Формирование функциональной грамотности обучающихсяв урочной и внеурочной деятельности»...