Формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Трофимова Ольга Сергеевна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_orfograficheskih_navykov.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  орфографических  навыков  

у  учащихся  начальной  школы

на  уроках русского  языка.

Предмет «Русский язык» в начальных классах многогранен: первоначальное обучение грамоте, становление навыков чтения, каллиграфии, грамотного письма, речи письменной и устной. Письменная форма речи занимает значительное место в жизнедеятельности человека, а решающий показатель уровня культуры письма – степень грамотности.

                Важность орфографической грамотности для эффективного письменного общения людей, для обеспечения желаемого взаимопонимания всегда сознавалась обществом. Поэтому проблема обучения грамотному письму была и продолжает оставаться одной из центральных на всех этапах

развития отечественной школы.          

                 Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний, умений и навыков, от правильности и прочности которых во многом зависит весь ход дальнейшего образования ребёнка. Именно поэтому целью нашей работы стало исследование вопросов формирования орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Для достижения поставленной цели мы изучили природу орфографических навыков; проанализировали педагогическое наследие прошлых лет в области методики орфографии, а также методические рекомендации современных педагогов; разработали свои способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников.

                 Определяя методику работы над формированием у младших школьников орфографических навыков, необходимо исходить из психологической природы орфографического навыка.

                В психологии различают два типа навыков. К первому из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных, однообразных повторений. Такой навык представляет собой физическое действие. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий и представляют собой «автоматизированные компоненты сознательного действия человека».

                Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как «автоматизированный компонент» сознательной речевой деятельности человека в условиях протекания её в письменной форме.

                Орфографический навык специфичен, так как этот навык речевой. Он включается в качестве компонента в речевую деятельность (имеется в виду письменная речь) наряду с такими её компонентами, как синтаксически правильное построение предложения, стилистически точное употребление слова и некоторыми другими.

                Орфографический навык – это сложный навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило и некоторые другие умения.

                 В русской орфографии различают следующие принципы правописания слов:

                1.Фонетический принцип письма состоит в том, что слова пишутся точно также, как слышатся. Задача пишущего сводится лишь к тому, чтобы каждый слышимый в слове звук правильно соотнести с соответствующей ему буквой и записать эти буквы в нужной последовательности. Фонетический принцип письма наиболее лёгок для усвоения, поэтому школьников и знакомят с ним в первую очередь, т.е. в 1классе. Однако для овладения этим принципом всё же необходим ряд предпосылок:

                -чёткое и безошибочное различение на слух всех звуков речи;

                -правильное произношение всех звуков;

                -владение звуковым анализом и синтезом слов;

                -знание букв, чёткое различение их по виду.

                2.Традиционный принцип написания заключается в том, что многие слова пишутся так, как писались когда-то раньше, без всякого учёта современного состояния русского языка. При написании подобных слов мы не можем воспользоваться какими-либо грамматическими правилами, позволяющими проверить правильность написания. Единственный способ избежать ошибок – это прочное запоминание, заучивание и многократное прописывание слов, способствующее приобретению прочного навыка правильного письма. Таким образом, овладение традиционным принципом письма связано по сути дела с механическим запоминанием большого количества слов. Более всего здесь может помочь внесение хотя бы некоторой доли осмысленности, упорядочения в сам процесс заучивания: знакомство с этимологией слова, подбор родственных слов и т.д.

               3.Морфологический принцип письма заключается в том, что каждая общая для родственных слов значимая часть, или морфема, независимо от особенностей её звучания всегда пишется одинаково. Для успешного овладения морфологическим принципом письма необходимы следующие предпосылки:

               -владение учащимися морфологическим анализом слов;

               -наличие достаточно большого и осмысленного, систематизированного словарного запаса, который необходим для подбора проверочных однокоренных слов;

               -овладение ещё в дошкольном возрасте грамматическими нормами языка.

               4.Фонематический принцип письма. По этому принципу независимо от знаний морфемики дети устанавливают сильную позицию звука и слабую. У гласных звуков сильная позиция – под ударением, у согласных – позиция перед гласным звуком.

               Одни учёные считают ведущим принципом русской орфографии морфологический принцип, а другие – фонематический. Однако, если мы примем первую трактовку, то объяснить наше правописание до тех пор, пока ученики не знают состав слова  (в 1 классе) , невозможно. Фонематический же принцип может быть открыт на самой начальной ступени обучения, так как с фонетическими единицами учащиеся имеют дело уже в букварный период. Значит, ещё до изучения состава слова школьники могут научиться различать сильные и слабые позиции фонем и понять всеобщий закон письма. А по мере того, как учащиеся будут знакомиться с морфемной структурой слова и системой его грамматических значений, общий принцип будет конкретизироваться по отношению к морфеме: корню, окончанию, приставке, суффиксу.

               Обучение орфографии в школе начинается в 1 классе и продолжается в течение всего курса русского языка. Ещё в период обучения грамоте создаётся теоретическая база для формирования орфографических умений и навыков: учащиеся на специально подобранном материале осознают понятие «орфограмма» и её фонологические опознавательные признаки, усваивают способы обнаружения орфограммы. В ходе обучения вводятся модели орфографических действий со словом, формируется умение устанавливать сильные и слабые позиции звуков.

               Орфографический навык – это автоматизировавшийся компонент речевого действия. Его формированию предшествует овладение учащимися орфографическим действием, в котором выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). А значит, уже с 1 класса у учеников нужно формировать следующие умения:

  1. ставить орфографические задачи (находить орфограммы);
  2. устанавливать тип орфограммы и относить её к определённому правилу (выбирать правило);
  3. правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи (определить способ проверки, сделать проверку и записать слово без ошибок);
  4. осуществлять орфографический самоконтроль.

Трудность орфографической задачи состоит в том, что школьник, в сущности, сам должен поставить перед собой задачу: в процессе письма он должен, не отвлекаясь от содержания того, что пишет, и от техники письма, найти в слове орфограмму. Всё это усугубляется тем, что орфограмм очень много: в каждой строке текста от 5 до 10, и время на их решение очень ограничено.

Чтобы обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, необходима постоянная работа с учащимися, которая включает в себя три последовательных шага. Во-первых, нужно научить учеников слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, т. к. впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.

Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а всё же допускает ошибки при письме. Поэтому вторым шагом будет выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, - это научить детей самоконтролю, т. е. Ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы. Но трудность заключается в том, что работу по формированию грамотного письма надо вести не поэтапно, а одновременно. Ещё в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определённой буквой, появляются первые орфограммы, а значит, и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль.

                Орфографическая зоркость – это «способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже написан, орфограммы, а также определять их типы». Поэтому прежде всего мы хотим рассмотреть упражнения, применяемые для формирования у учащихся орфографической зоркости:

           1)Орфографическое  проговаривание   характеризуется  тем,   что    каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому в памяти движений остаются движения речевого аппарата. Чтобы не случилось отрицательного воздействия этого приёма на орфоэпическое произношение, рекомендуется сначала произносить слово орфоэпически, а затем – орфографически.

             2)Обозначение орфограмм в звуковой схеме слова. Детям предлагается «зажечь маячок», то есть под «опасными местами» в составленной ими звуковой схеме слова положить или нарисовать красный  кружок – сигнал   опасности. Это помогает сделать зрительное восприятие более активным и целенаправленным.

            3)Игра «Светофор» помогает на слух определять слова с орфограммами. Учитель произносит разные слова, а дети, как только услышат слово с «опасным местом» (т.е. в нём есть звук, которому при письме нельзя доверять), должны показать красный сигнал светофора: нужно сделать остановку, чтобы объяснить написание слова. Аналогично проводится игра «Поймай-ка», только слово с орфограммой дети должны «поймать» - хлопнуть в ладоши.

             4)Нахождение орфограмм в правильно написанном слове, предложении, тексте (своём или чужом) и обозначение их графически.

             5)Заучивание считалок и небольших стихов способствует усвоению отдельного написания слов в предложении. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом руки ограничивая каждое слово. Особое внимание здесь уделяется предлогам и союзам.

             6)Выделение слов в слитной записи также способствует усвоению знания о раздельности написания слов.

             7)Работа  над записью предложения:

               -выделение границ предложений в тексте. Учитель монотонно читает фразы. Сначала подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, а затем более распространённые и образующие текст. Дети должны хлопнуть в ладоши, отделяя одно предложение от другого.

               -постановка точек в предложениях предъявляемых на доске или на карточках.

               -соединение частей разорванных предложений. Здесь можно рассказать детям историю о том, как подул сильный ветер и все точки в тексте перепутались, а заглавные буквы потерялись. Ребята помогают  им  найти своё место.

                -выделение слов и предложений в слитном тексте и запись их по нормам орфографии (заглавная буква в начале предложения) и пунктуации (точка в конце предложения):

                   -чтение всего предложения от конца к началу для правильного выделения слов.

               8)Работа с изографами -    словами, записанными буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь. Детям предлагается прочитать записанное в изографе слово, найти в нём орфограмму, обвести её цветным карандашом (для более яркого зрительного восприятия) и записать слово в тетрадь.

               9)Списывание предложений и текстов по специальной системе, разработанной П. С. Жедек, которая предполагает знание каждым учеником памятки «Как списывать?» и выполнение всех действий строго по ней.

               10)Комментированное письмо – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение ученика в процессе записи слов, предложений. Аналогичный вид упражнения – предупредительный диктант, во время которого один ученик объясняет встретившиеся орфограммы всему классу в процессе записи диктанта. Это упражнение можно активизировать с помощью игрового приёма «Всезнайка»: у ученика есть колокольчик, который звенит, если в продиктованном слове есть орфограммы (ребёнок их объясняет) , и молчит, если «опасных мест» нет.

               11)Объяснительный диктант  заключается в том, что дети сначала записывают весь диктант, а затем по очереди, начиная с первого предложения, объясняют все орфограммы.

               12)Зрительный диктант – это такое орфографическое упражнение, перед написанием которого учащиеся в воспринимаемом зрительно тексте без пропуска орфограмм находят все «опасные места», объясняют условия их написания. Только после такого орфографического разбора учитель, закрыв текст, начинает диктант.

               13)Письмо по памяти. В ходе выполнения этого упражнения учащиеся тоже делают предварительный орфографический разбор текста, но диктуют его себе сами, т.е. по памяти.

               14)Выборочный диктант и выборочное списывание заключаются в том, что учащимся нужно записать только те слова, в которых есть заданные орфограммы. Эти виды упражнений организуют опознавание слов с нужной орфограммой при слуховом или зрительном восприятии текста и уплотняют возможную запись в «единицу времени».

                15)Диктант «Проверяю себя», разработанный А. И. Кобызевым, направлен на развитие способности не только уметь обнаруживать орфограммы вообще, но и уметь определять свои личные затруднения. Это упражнение даёт ученику право на пропуск в слове той буквы, в написании которой он не уверен, сомневается. После записи слов, предложений ученик вставляет пропущенные буквы в процессе работы с учебником, со словарём, в ходе совместного обсуждения с соседом по парте или после обращения с вопросом к учителю.

                16)Цифровое обозначение орфограмм. Выполняя это упражнение, учащиеся работают с памяткой «Орфограммы», в которой дан перечень изученных орфограмм. Детям нужно указать над буквами в написанном тексте порядковый номер орфограмм из вышеназванной памятки.

А с целью предупреждения ошибок можно предложить детям графическую схему диктуемого предложения с номерами орфограмм.

                 17)Игровое упражнение «Учитель». В качестве домашнего задания детям предлагается записать на листочках в столбик несколько слов на изученное правило с пропущенными буквами – орфограммами. На уроке сначала школьники, сидящие за одной партой, проверяют друг у друга правильность составления работы. А потом ученики, сидящие за соседними партами, обмениваются заданиями и каждый работает самостоятельно, вставляя пропущенные буквы и записывая проверочное слово. После этого каждый «учитель» проверяет правильность выполнения своего задания.

                 18)Взаимоконтроль по процессу при работе в парах. Из предложенного упражнения первое предложение или слово читает один ученик, вполголоса называя орфограммы и объясняя их соседу. После этого оба ученика записывают предложение или слово. Затем второй ученик ведёт пояснение и так далее. Взаимоконтроль всего процесса письма почти исключает ошибки в тетради, формирует у учащихся умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.

                 19)Корректировка письма. Орфографическая зоркость включает в себя умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие), для этого эффективны самопроверка и взаимоконтроль. Как игровой приём можно использовать «Письмо от Незнайки», написанное с ошибками, которые дети должны найти и исправить.

                 20)Коварные диктовки. В данных упражнениях встречаются слова, близкие по звучанию, но отличающиеся на письме. Задача учащегося – распознать такие слова на слух, объяснить их правописание и записать.

                 21)При проверке тетрадей учителю полезно не исправлять ошибки учеников, а только подчёркивать неправильно написанное слово, а в дальнейшем лишь ставить на полях пометки или номера орфограмм из Памятки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки и сам исправляет их.

               Итак, мы рассмотрели упражнения, направленные на развитие у учащихся орфографической зоркости – одного из залогов грамотного письма.

            Орфографические действия автоматизируются медленно. Время автоматизации зависит от сложности орфограммы.              Формирование орфографических навыков требует многочисленных и разнообразных упражнений, которые в свою очередь базируются на усвоении грамматических понятий и орфографических правил. Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединённых чем-то общим.

               В начальной школе орфографические правила и их значимость для грамотного письма легче усваиваются учащимися через такие игровые приёмы, как рифмованные упражнения, включающие в себя слова с определёнными орфограммами и пояснение к ним, и грамматические сказки, образно объясняющие причины возникновения какой-либо орфографической задачи и решение её.

              Для успешного формирования орфографических навыков у учащихся начальной школы мы предлагаем следующие группы орфографических упражнений:

              1)Грамматико-орфографический разбор. Это упражнение подразумевает поиск в записанном тексте всех «опасных мест» и объяснение их. Для понимания и закрепления сути искомых орфограмм целесообразно проводить с учащимися некоторые практические действия. Например, при обучении правописанию предлогов можно позволить детям совершать действия относительно предметов и записывать полученные фразы, разбирая изученную орфограмму.

                2)Списывание – это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого в момент записи слова, предложения, текста. Оно чаще всего сочетается с выполнением заданий грамматического характера. Это позволяет отработать применение орфографического правила. Кроме того, комплексные упражнения позволяют в единстве с орфографией решать и задачу развития речи. Рассмотрим комплексные виды списывания:

   -Списывание со вставлением пропущенных букв. Это упражнение закрепляет умение применять изученное правило;

   -Списывание с подбором подходящих по смыслу слов из данных ниже;

   -Восстановление деформированных предложений и текста. Это упражнение способствует  развитию речи учащихся.

   -Выборочное списывание. Оно заключается в списывании слов на определённое правило, на одну орфограмму.

   -Коллективное решение кроссвордов и списывание из них полученных ответов, в которых есть закрепляемая орфограмма.

   -Составление из имеющихся букв или слогов слов и списывание только тех слов, к которым применимо изученное правило. Здесь можно использовать игровой момент «Помоги пчёлке набрать нектар» или др. При этом есть цветы, на которые может сесть пчёлка, и тогда образуются новые слова, которые дети и записывают в тетрадь, выделяя орфограмму. А есть такие цветы, на которые нельзя садиться – иначе получится слово с ошибкой!

                3) Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого для учащегося состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения, текста. В начальной школе используют следующие виды диктантов:

       -Предупредительный   диктант, при записи которого учащиеся сначала объясняют услышанные орфограммы, а затем записывают.

       -Объяснительный   диктант помогает уже после записи проверить правильность написания слов с орфограммами.

       -Выборочный   диктант подразумевает запись только определённых слов или словосочетаний с изучаемой орфограммой.

       -Свободный   диктант. Этот вид упражнений допускает для учащихся некоторую свободу в выборе слов при записи диктуемого текста, изменения структуры предложения. Диктуемый текст произносится сначала целиком, затем по частям. Записывается каждая часть после повторного её прочтения.

       -Самодиктант, или письмо по памяти. Учащиеся запоминают текст, воспринятый зрительно или на слух, и затем пишут его самостоятельно. Самодиктант может иметь и поисковый характер: учащиеся должны записать слова на изученную орфограмму, зашифрованные в ребусах, шарадах.

       -Устный диктант. Учитель называет слова с изучаемой орфограммой или слова из словаря, а учащиеся показывают правильные буквы карточками из набора букв или пальчиковой азбукой, которая способствует также развитию мелкой моторики детей, что тесно связано с развитием речи учащихся.

       -Проверочный диктант. Это упражнение ставит целью выяснить уровень владения учащимися только что изученным и ранее отработанными правилами.

                4)Лексико-орфографические упражнения. Эти упражнения подразумевают работу над семантикой орфографически разбираемого слова.

Кроме этого, к лексико-орфографическим упражнениям относится работа со словарями, где учащиеся могут не только посмотреть написание слова, но и уточнить его значение, что пополняет и активизирует словарный запас детей. С помощью этимологического словаря школьникам будет легче запомнить слова, написание которых нельзя проверить.

                 5) Работа с перфокартами, составленными на определённую орфограмму, помогает активизировать внимание учащихся на одном правиле, даёт возможность проверить свои знания в данной области орфографии. Для учителя предлагаемый вид работы имеет ряд преимуществ: можно за короткий период времени оценить степень усвоения той или иной орфограммы, помочь в формировании у учащихся навыка правильного написания наиболее распространённых слов.

                 6) Приёмы мнемоники облегчают запоминание трудных слов и увеличивают объём памяти за счёт образования искусственных ассоциаций. С точки зрения культуры умственного труда мнемоника – один из самых удобных приёмов запоминания. Группы слов для запоминания можно составлять не только по тематическому принципу или по тождеству орфограммы, но и с учётом ритма, а на таблицах располагать слова в столбик, или группами, или лесенкой.

                 7) Работа с дидактическими пособиями позволяет не только организовать более сжатое закрепление или повторение изученных орфограмм, но и знакомит учащихся с литературными произведениями, что способствует обогащению их словарного запаса и воспитанию интереса к языку. Например, в Сборнике самостоятельных работ «Вставь букву!» Т.В. Шкляровой использованы отрывки из стихотворений А. Фета, А. Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Гумилёва и др. Поэтому учащиеся не только вставляют пропущенные буквы и пишут проверочные слова, но и читают произведения высокого художественного уровня.

                 8)Творческие письменные работы. К ним относятся изложения и сочинения. Они характеризуются чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся – обогащение их словарного запаса и развитие навыков связной письменной речи. Изложения и сочинения могут проводиться на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Творческие письменные работы могут носить занимательный характер. Например, детям предлагается написать письмо Деду Морозу, послать сообщение по электронной почте своему другу (при этом друг получает его и проверяет), написать статью в классную газету на определённую тему и т.д.

                Проанализировав природу орфографического навыка и этапы его формирования, мы сделали вывод, что учащиеся уже в 1 классе получают необходимые сведения о звуках речи, их сильных и слабых позициях. Именно в этот период закладываются основы орфографических знаний, умений и навыков, которые усложняются, совершенствуются и в конечном итоге автоматизируются на протяжении всего обучения в  начальной школе да и при дальнейшем усвоении курса русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Содержит статью о развитии орфографической зоркости у младших школьников...

Курсовая работа: «Пути формирования лексических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка».

Как показывает практика, работа над лексическим материалом часто носит схематичный, бессистемный характер. Особые трудности представляют для учащихся словосочетаемость, включение слова в минимальное в...

«Использование современных педагогических технологий в процессе формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в соответствии с ФГОС НОО»

laquo;Формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является важной задачей системы образования, так как грамотное письмо обеспечивает точность вы...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях ФГОС

        Многие годы не одно поколение ученых, родителей, учителей мучают вопросы: как научить детей грамотно писать, как соединить науку о законах русской орфографии с детьм...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.

Каждый ребенок овладевает орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных готовых правил, а сам приходит к самой сути в процессе исследования, открытия, поиска. Учащийся незаметно для ...