развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Белова Елена Алексеевна

Содержит статью о развитии орфографической зоркости у младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Центр образовательных услуг и консалтинга

Итоговая работа по программе

«Модернизация региональной системы образования.

Развитие профессиональных компетенций работников образования.»

проект на тему

«Сочетание актуальных методов формирования орфографической

зоркости, повышающие грамотность младших школьников»

Выполнила слушатель программы:

Белова Е. А.____________

Руководители:

Иванушкина Н. В.___________

Поздеева О. В._______________

Самара 2012


Содержание

Введение………………………………………………………………….…….3

  1. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта….………………...6
  2. Орфографическая зоркость как условие орфографического навыка……7
  3. Орфографические ошибки учащихся…………………………………….11
  4. Причины орфографических затруднений у младших школьников…….12
  5. Условия, необходимые для успешного обучения……………………….12
  6. Методы развития орфографической зоркости…………………………..13
  7. Рабочий план реализации проекта………………………………………..24
  8. Предполагаемые результаты……………………………………………...25
  9. Механизм оценки результатов детей…………………………………….26
  10. Вывод, дальнейшее развитие проекта……………………………………26
  11. Список используемых источников...……………………………………..28

Введение

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:

1) орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;

2) письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.

Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, культура речи «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека».

Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые, и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.

Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на

сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в содержательной линии «Орфография и пунктуация» прописано:

Выпускник научится:

  1. применять правила правописания;
  2. определять написание слова по орфографическому словарю;
  3. безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;
  4. писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  5. проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  2. подбирать примеры с определённой орфограммой;
  3. при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  4. при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определить способы действия, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. [Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. ФГОС. М., 2010]

Но, как известно из практики обучения в начальных классах орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чём свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.

Такое положение дел в начальной школе проистекает: - во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в её основе принципы;- во-вторых, из-за неразработанности научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как и при каких условиях будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любого школьного предмета.

Предметом исследования являются методы формирования орфографической зоркости младших школьников. Объектом – формирование орфографической зоркости.

Цель данного проекта представляет собой попытку выявить сочетание эффективных способов формирования орфографической зоркости, а также определить оптимальные условия, в которых будет сформировано положительное отношение к правильной устной и письменной речи самих учащихся.

Задачи:

  1. ознакомиться с теоретическими основами развития орфографической зоркости и нормативно-правовым обеспечением учебного процесса в рамках программы ФГОС;
  2. рассмотреть различные условия формирования положительного отношения к правильной устной и письменной речи учащихся;
  3. разработать методическую систему формирования орфографической зоркости.

1.Стратегия, методы и механизмы реализации проекта

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Развернутое определение орфографии дает Иванова В.Ф. «Орфография – это: 1) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество; 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты; 3) соблюдение принятых правил…; 4) часть науки о языке, изучающая устанавливающая единообразие написаний».

Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов:

  1. передача буквами фонемного состава слов;
  2. слитные, раздельные дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
  3. употребление прописных и строчных букв;
  4. перенос части слова с одной строки на другую;
  5. графические сокращения слов.

Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами – закономерностями, лежащими в основе орфографической системы. Принципы орфографии – это общие основания для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой. Каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам.

Одним из безусловных достижений педагогической науки является безоговорочное признание положения, согласно которому наилучшие условия для обучения правописанию создаются тогда, когда вначале это действие складывается как полностью осознаваемое. Особая заслуга в обосновании этого положения принадлежит психологам Л. И. Божович, Д. Н. Богоявленскому, С. А. Жуйкову, а также учёным-методистам А. М. Пешковскому, Л. Н. Гвоздеву, С. Н. Рождественскому и другим.

В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:

  1. нахождение в слове орфограмм;
  2. написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;
  3. обоснование орфограмм;
  4. нахождение и исправление орфографических ошибок.

2.Орфографическая зоркость как условие орфографического навыка

Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:

  1. высокий научный уровень преподавания орфографии;
  2. связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;
  3. знание орфографических правил;
  4. знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;
  5. упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило.

Причём следует подчеркнуть, что упражнения и правильно понятая тренировка – это не повторение одного и того же первично произведённого движения или действия, а повторное разрешение одной и той же задачи, в процессе которой первоначально движение (действие) совершенствуется и качественно видоизменяется.

Орфографическая зоркость как орфографическое умение, её сущность

Умения и навыки формируются на основе выполнения определенной системы упражнений, совершенствуются и закрепляются в процессе творческого их применения в изменяющихся ситуациях.

В психологии упражнением называют многократное выполнение определённых действий или видов деятельности, имеющее целью их основание, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. В этом определении подчёркивается целенаправленность упражнений, которые осуществляются на основе понимания и тщательно продуманного педагогического руководства.

Стихийное, неуправляемое повторение действий может не привести к их усовершенствованию или приведёт к механической тренировке в применении действий в стандартных условиях. [Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 4. М., 2000]

Показателями успешного формирования навыка являются:

  1. увеличивающаяся быстрота выполнения отрабатываемых движений;
  2. повышение их качества, точности, согласованности;
  3. падение физического и нервного напряжения у самого работающего человека.

При проведении упражнений в определённой системе необходимо учитывать специфические условия работы с той или иной группой учащихся, а именно:

1) степень подготовленности учащихся, состояние их знаний и навыков в области орфографии.

2) уровень речевой культуры.

3) условия языковой среды, окружающей детей.

Успешному обучению правописанию способствует:

  1. тщательный отбор дидактического материала;
  2. разнообразие упражнений, опирающихся на правила и различные виды памяти;
  3. постепенное усложнений орфографических знаний;
  4. усиление роли самостоятельности учащихся в выполнении орфографических заданий.

Применение разнообразных методов и упражнений – обязательное условие успешной работы по орфографии. Но в выборе методов не должно быть самотёка. При определении того, какой именно метод или какого рода упражнение нужно применить в каждом конкретном случае, необходимо учитывать разнообразные особенности каждого из них. Целесообразность применения того или иного метода, упражнения с методической точки зрения определяется такими условиями, как:

  1. степень соответствия его проходимому в данный момент материалу;
  2. подготовленность учащихся к усвоению данного учебного материала;
  3. доступность метода с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся;
  4. последовательность в применении отобранных с определенной целью методов.

Представление о последовательности упражнений и их соответствие целям и задачам обучения на различных этапах усвоения навыков может дать таблица :

Дидактическая цель (задача)

Актуализация опорных знаний и навыков

Подготовительные упражнения

Усвоение знаний (правил, понятий)

Вводные упражнения (познавательные, мотивационные)

Первичное применение знаний

Пробные упражнения

Овладение навыками в стандартных условиях

Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции, заданию)

Творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение умений)

Творческие упражнения

Контроль, коррекция навыков и умений

Контрольные упражнения

Дадим краткую характеристику каждому из видов упражнений. Подготовительные упражнения имеют своей целью подготовить школьников к восприятию новых знаний и способов их применения на практике. Такие упражнения имеют в основном репродуктивный характер. Самостоятельность учащихся при выполнении их минимальная.

Вводные упражнения применяются для того, чтобы создать у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формирования соответствующего правила (алгоритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала, подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося основой для усвоения навыков.

Пробные упражнения – это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен ещё непрочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении.

Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От проблемных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложностью, и трудность выполнения которых нарастает.

Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков.

Контрольные задания носят главным образом обучающий характер. Это комплексные задания, в которых сочетаются репродуктивные и творческие элементы. Контрольные задания должны быть средней трудности и состоять из типовых ситуаций без особого усложнения содержания.

Отметим далее, что важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии.

Учитель, формируя орфографический навык, должен всегда стремиться к тому, чтобы учащиеся умели ставить перед собой конкретную учебную задачу, решать эту учебную задачу рациональным способом, контролировать себя. В таком случае учитель будет осуществлять воспитание культуры умственного труда, что является составной частью умственного и трудового воспитания. Учебный труд при умелой его организации способствует не только формированию навыков рационального умственного труда, но и воспитанию трудолюбия, привычки работать добросовестно, в полную силу, доводя начатое дело до конца. А всё это вместе успешно готовит школьников к самостоятельной трудовой деятельности.

3.Орфографические ошибки учащихся :

  1. нарушение правил написания морфем;
  2. слитно-разделительные и дефисные написания;
  3. неправильные переносы слов;
  4. ошибки в употреблении прописных букв;
  5. ошибки в непроверяемых словах;
  6. ошибки, свидетельствующие о непонимании значения слов, сочетаний;
  7. «графические» ошибки – замены, пропуски, искажения букв.

Итак, работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Важно прежде всего научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению. В курсе «Русского языка» (автор Иванов С.В. УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой) выделяются 3 блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

  1.  как устроен наш язык,
  2.  правописание,
  3. развитие речи.

При этом в рамках уроков одного блока реализуется только одна цель. Авторы учебников считают, что смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых умений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определённого учебного действия.[ Виноградов В. В. Поэтика русской литературы. М., 2000]

4.Причины орфографических затруднений у младших школьников:

  1. несформированность правильных приёмов учебной деятельности, неумение учиться ;
  2. низкий уровень развития фонематического слуха ;
  3. несформированность приёмов самоконтроля ;
  4. индивидуально-топологические особенности личности ;
  5. слабая неразвитая «орфографическая зоркость» ;
  6. низкий уровень развития произвольности ;
  7. низкий уровень объёма и распределения внимания ;
  8. отсутствие самостоятельности, приобретённая беспомощность, «отметочная» мотивация ;
  9. бедность чувственного и речевого опыта .

5.Условия, необходимые для успешного обучения

Все причины школьных затруднений можно разделить на два больших блока:

  1. нейропсихологические несформированность внимания, памяти, мышления, слабость нервной системы..,
  2. социально-педагогические – отношения в семье, со сверстниками и в школе.

Чтобы ребёнок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:

  1. отсутствие существенных недостатков умственного развития;
  2. достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
  3. материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека;
  4. мастерство учителей, работающих с ребёнком в школе.

6.Методы развития орфографической зоркости

Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, точнее, с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать звучащее слово. В чем оно заключается? Ограничимся перечислением частных умений:

  1. выделять отдельные звуки и определять их характер;
  2. устанавливать последовательность звуков;
  3. ориентироваться в звуках – «соседях»;
  4. проводить полный звуковой анализ слов.

От того, насколько прочно первоклассники овладевают этими умениями, в значительной мере будет зависеть успех в становлении их орфографической зоркости. Поэтому, работу по развитию зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Приведем пример задания, где дети легче усваивают понятие позиции звука.

Задание «Сильный – слабый».

  1. Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
  2. Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.

Гласные буквы одинаковые.

 3) Произнесите слова, что можете сказать про звуки?

Гласные звуки разные.

4) Поможем слабому!

В слове кОт гласный под ударением – сильный.

В слове кОтенок гласный безударный – слабый.

5) Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».

Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота – он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную. [Жиренко О. В., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением. М., 2007.]

На данном этапе эффективны следующие упражнения:

«Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».
«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».
«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места». [Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., 2001]

Методы по выработке орфографической зоркости. В практической работе используем следующие методы и виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости у младших школьников.
1.
 Списывание.
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.

Поэтому уже на начальных этапах письма совместно с детьми был составлен алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия:
Алгоритм списывания:

  1. прочитай слово /предложение/;
  2. повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его;
  3. выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/;
  4. прочитай слово /предложение/ так, как оно написано;
  5. пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз;
  6. проверь написанное:

а) читай то, что написал по слогам;

б) подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;

в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.

Мы увидели, что если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности.

В классе этот алгоритм висит на видном месте, имеется он и у каждого ученика в виде памятки. На первых порах выработки орфографической зоркости, т. е. в конце 1-го года обучения, проводится такая форма списывания в виде игры: "Как птичка зернышки клюет?"

Задаём этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх - вниз, вверх - вниз. А на вопрос: - "А как мы будем зернышки-слоги клевать?" - хором отвечают: "В книгу - в тетрадь, в книгу - в тетрадь!".

- А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей "птичкой". - продолжает учитель.

- Самой лучшей "птичкой" будет тот, кто все задания выполнит быстрее, красивее, грамотнее, - отвечают дети.

Чтобы дети не теряли время на поиски списываемого слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги (лучше желтого, зеленого цветов), которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.

Особое внимание уделяем выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

  1. выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме и т.д. ;
  2. выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова;
  3. выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм;
  4. спиши слова определённой части речи и т.п..[ Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В., Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2006]

2. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

Анализируя процесс письменной речи, Л. С. Выготский писал: "Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик". Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь.

Приучаем детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.

3. Комментирование (объяснение написания).

Эффективным считаем письмо с комментированием отгадок на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда используем следующий прием: отгадку сопровождаем картинкой, на обратной стороне которой написано слово. После письма с комментированием идет самопроверка.

4.Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Обязательно на каждом уроке!
Алгоритм проведения:

  1. прочитать текст;
  2. найти в каждом слове «опасные места»;
  3. объяснить их написание;
  4. прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически;
  5. списать.

Часто проработанный текст записываем по памяти.

5.Скоростное письмо.

Считаем, что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1) Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое);
2) Самостоятельное чтение хором;
3) Объяснение орфограмм (коллективно);
4) Считают количество предложений в тексте;
5) Чтение по предложениям;
6) Орфографическое чтение;
7) По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.);
8) Подсчитать количество записанных слов, записать на полях;
9) Проверка написанного;
6. Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать. /письмо с «окошками»/, но при условии, что после буква будет вписана.

7. Звуковой анализ слов.

Данной работе мы уделяем особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

8. Письмо с простукиванием.

Диктуя текст, ударяем карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.

9. Использование словарей.

Уже на первых уроках мы познакомили учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе стал «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.
10. Кроме этого, для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей практической работе применяем «Запоминалки».

1.Элла, Нонна, ванна, класс,

ссора, теннис и рассказ,

миллион, шоссе, программа,

грипп, аллея, телеграмма.

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной пишем.

Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.

Мы считаем, что «запоминалки» не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.

11. Эффективным будет и другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.

Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:

  1. развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
  2. самостоятельно проверить результат работы;
  3. видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.

Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Конечно же, положительное в этом упражнении то, что ребенок сразу же после выполнения задания – видит результат своей работы.

Рабочие листы второго вида представляют собой занимательные тексты. За основу берутся интересные статьи, заметки из веселых детских журналов, популярных энциклопедий, небольшие художественные произведения известных авторов; найденные тексты перерабатываем, насыщая необходимыми орфограммами или оформляем на карточку. Важно, что в тексте буквы не пропускаются. Ученику необходимо подчеркнуть (и/или выписать) все слова на пройденное орфографическое правило, графически объяснить их написание.

12.Также одним из примеров повышения грамотности считаем развитие зоркости при работе над ошибками. Начинаем ее с проверки работ в тетрадях. При проверке работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляем, вместо этого на полях ставим палочку, а у более слабых учащихся неверно написанную букву зачеркиваем или подчеркиваем все слово с ошибочным написанием.

Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них.

Чтобы заставить ребенка серьезно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, ставим точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания.

Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу.

Памятка работы над ошибками.

1.Запиши и подбери проверочное слово. /проверяемое написание/

има –зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит).

2.Подбери 3 слова на это правило.

( Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск. Объезд, съёмка, въехал, съели.

Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи, жила, пружина, жизнь.)

3. Напиши целую строку. /непроверяемое написание/

обака, собака, собака, собака, собака, собака, собака.

Рисовали, рисовали, рисовали, рисовали, рисовали.)

13.Очень полезно (только не часто) использовать такой прием как «какография» - исправление текста с допущенными ошибками.

Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст рифмовки и орфографически проговорить трудные для написания слова.

Мы все страдаем от нехватки времени на уроке, поэтому стараемся использовать каждую минуту, даже физкультминутки могут способствовать развитию орфографической зоркости.

Например, мы будем читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК. 

Сейчас предлагаем просмотреть некоторые виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости.

Упражнения:

Прочитайте три раза слова:

мама дети человек брат

доброта тетя мужчина ребенок

Слова закрываются, и ученики отвечают на следующие вопросы:

  1. сколько букв в предпоследнем слове?
  2. сколько слов, состоящих из двух слогов?
  3. назовите третье слово;
  4. сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
  5. сколько слов заканчивается на букву «а»?
  6. какие слова женского рода?
  7. сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.

Игра "Рассели своих друзей"

На наборном полотне в виде домика выставляются схемы слов. Дети отгадывают, кто в домике живет.

[i ош]     [за i ыц]   [мґ эдвґ этґ] 

Игра "Эхо". Ученики внимательно слушают слово, произнесенное учителем, а в ответ говорят только ударный слог, как эхо. Роль ЭХА могут выполнять отдельные ученики, определенная группа (ряд).[ Загадки, шарады и не только…В., 2007]

Упражнение:

1. Обведите слова с орфограммой «Непроизносимая согласная». Выделите все приставки и графически объясните их написание.

Под лестницей на веревке грустно висели и сохли 8 прелестных старушечьих чепцов капустного цвета. 6 прекрасных чепчиков поздним вечером, забыв об опасности, бессовестно стащила и безжалостно сжевала бесчувственная коза Аделина. Сколько ночных головных уборов сохранилось у несчастной старушки?

(Подражая Г. Остеру)

2. «Кто больше?» Придумайте свою вредную задачу, включив в нее большое количество с орфограммой «Непроизносимая согласная». 

Упражнения на правописание слов
с непроверяемым написанием:

1) В каких словах живет рак?

(ЗавтРАК, РАКета.)

2) В каких словах спрятались ноты?

(ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)

3) Назовите слова, в которых спрятались числа?

(Родина(1), сорока(4О) )

4) Все слова хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж".

(дЕЖурный, УЖин.)

5) Какие слова любит ворона?

(КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)

А лягушка?

(КВАртира, МосКВА.)

6) В каких словах ель растет?

(КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)

Двенадцать

Урок 1

Запишите предложения, заменяя цифры словами.

К 8 прибавить 4 получится 12.

Разность 16 и 4 равна 12.

Урок 2

Запишите названия сказок, в которых есть числительные. Сказку, которую вы любите больше всего, расскажите.

Урок 3

Впишите в стихотворение числительное, написание которого следует запомнить. Прочитайте стихотворение выразительно.

Вот опять………….палочек

Разлетелись по двору –

Это палочки-считалочки

Начинаем мы игру.

И пока………….палочек

Собирал в траве Сергей,

Мы с ребятами попрятались –

Кто-куда и кто быстрей.

Ю. Синицын 

Билет

Урок 1

Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните орфограммы в выделенном слове.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка рассуждает:

- Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?

Что вы ответите зайке?

Урок 2

Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в строчку, и дополните по одному слову. Выделите корень в однокоренных словах.

1. Поездка или передвижение пешком с какой-либо целью.

2. Коллективный поход или поездка куда-нибудь с целью осмотра, знакомства с чем-либо.

3. Человек, совершающий полеты в космическом пространстве.

4. Листок, дающий нам право пользоваться чем-нибудь, входить куда-нибудь.

Урок 3

Приготовьте красочные пригласительные билеты.

Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, мы очень часто применяем на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи. [Хахонина Л.В. Современный урок в начальной школе. В., 2011]

7.Рабочий план реализации проекта :

1) изучение передового опыта учителей;

2) понятие «обнаружение орфограмм» и требования к проведению данной работы;

3) формирование банка методического обеспечения ;

4) проведение диагностики ;

5) создание условий для участия детей в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.

6) анализ работы за год и результаты.

Этапы

Сроки

1. Изучение методической и психолого-педагогической литературы

Июнь-август

2.Изучение положительного опыта реализации проекта

Июнь-август

3. Разработка стратегии, методов, механизмов реализации проекта

август

4. Работа с учащимися

В течение учебного года на уроках и во внеурочной деятельности

5.Диагностика результатов

Контрольные работы (стартовая-сентябрь; текущая- раз в четверть; итоговая-май)

6.Анализ работы за год, подведение итогов

май

8.Предполагаемые результаты

  1. Формирование у ребёнка способности к самоконтролю, необходимого для его включения в учебную деятельность.
  2. Реализация творческого потенциала детей:

 - положительная динамика продвижения учащихся,

 - занятия в кружках, призовые места в олимпиадах

 Методические результаты:

  1. Создание банка данных;
  2. Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;
  3. Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных уровней формирования орфографической зоркости;
  4. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

9.Механизм оценки результатов детей

Оценка результативности

Критерии

показатели

1

Самооценка личности

Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера

2

Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизнедеятельностью детей в школе

Комфортность, защищённость личности школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей

3

Конкурентоспособность учащихся

Эффективность и качество подготовки детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности выпускников.

10. Вывод и дальнейшее развитие проекта

Таким образом, орфографические упражнения влияют на развитие орфографической зоркости.

Работа даёт положительный результат при соблюдении следующих условий:

  1. тщательный отбор упражнений на орфограммы, которые вызывают трудность у учащихся;
  2. создание благоприятного эмоционального психологического климата;
  3. соблюдение определённой последовательности подачи различных видов упражнений;
  4. систематическое выполнение орфографических упражнений;
  5. постоянное отслеживание результатов;
  6. постоянное использование алгоритмов для детей, у которых есть проблемы в орфографической грамотности.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.

Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

В дальнейшем необходимо продолжить работу над проектом, рассмотреть разнообразные виды внеурочной деятельности по формированию орфографической зоркости, разработать семейный праздник «Путешествие в страну «Орфогрфия»».

Список используемых источников

  1. Виноградов В. В. Поэтика русской литературы. М., 2000
  2. Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 4. М., 2000
  3. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 2000
  4.  Жиренко О. В., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением. М., 2007.
  5. Загадки, шарады и не только…В., 2007
  6. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В., Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2006
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. ФГОС. М., 2010
  8. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., 2001
  9. Хахонина Л. В. Современный урок в начальной школе. В., 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".

Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?  Главная причина ...

«Использование современных педагогических технологий в процессе формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в соответствии с ФГОС НОО»

laquo;Формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является важной задачей системы образования, так как грамотное письмо обеспечивает точность вы...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях ФГОС

        Многие годы не одно поколение ученых, родителей, учителей мучают вопросы: как научить детей грамотно писать, как соединить науку о законах русской орфографии с детьм...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.

Каждый ребенок овладевает орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных готовых правил, а сам приходит к самой сути в процессе исследования, открытия, поиска. Учащийся незаметно для ...