Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".
методическая разработка по русскому языку по теме

Солнцева Ирина Владимировна

Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? 

 Главная причина заключается в неумении видеть нужную орфограмму. Считаю, что в современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. 

Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки и развивающих орфографическую зоркость. Рассмотрим эти приёмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.

Слайд 1

                  «Важно не просто накормить голодного рыбой,

главное — научить его ловить её!

Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз,

                                 а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…»

Буддийская притча.

Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких детей единицы. Больше тех, которые знают правила, а пишут неграмотно. В чем же причина неумелого применения правил? (ответы участников)

Я согласна с вами. Главная причина заключается в неумении видеть нужную орфограмму. Считаю, что в современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Этому бы я хотела, и посвятить сегодняшнее занятие.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном и среднем этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение по любой школьной дисциплине.

Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки и развивающих орфографическую зоркость. Рассмотрим эти приёмы.

Слайд 2.

  1. Одно из направлений формирования орфографической зоркости - это работа со словарными словами.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Как при запоминании избежать простой зубрёжки? Как разнообразить это монотонное скучное дело?

На первом этапе работы провожу скандирование недельной группы словарных слов с «пением ударения». Скандирование – это способ тренировки естественного деления и приём, облегчающий запоминание. Лучше скандировать хором, т.к. вступают в действие артикуляционные органы всех учащихся, что обеспечит подключение к запоминанию непроверяемых написаний помимо слуховой, ещё долее хранящей всё – моторной (двигательная) памяти. Важно, чтобы при скандировании,  дети непременно видели эти слова, чтобы слуховая память соединялась со зрительной, что ускоряет запоминание.

Слайд 3

  1. Определение на слух орфограммы («поставь диагноз»).

Чтобы осознанно написать слово в своем тексе, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы считается важнейшим базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму. Этому помогает следующий методический приём: «поставь диагноз». Во время устной разминки учитель читает слова, а дети должны определить как можно больше орфограмм. (слова для разминки в 1 классе)

Стулья, хрящом, клещ, курочка, набирали, несчастный, лебедь, в столице, Турция.

Слайд 4

  1. Орфографическое решение задач.

Михаил Ростиславович Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить её вид;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

На уроках это выглядит следующим образом:

( решение орфографических задач детьми)

Слайд 5

  1. На уроках русского языка использую алгоритмы к орфограммам.

Например, алгоритм к орфограмме о//ё после шипящих выглядит так:

(алгоритм к орфограмме о//ё после шипящих)

Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами.

Слайд 6

  1. Таким средством стали рифмованные упражнения.

«Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания орфограмм и пунктуации.

Если члены-близнецы появляются,

На один вопрос все хором откликаются,-

Однородными они называются,

Запятой друг от друга отделяются.

«Рифмовки – контролёры» служат средством контроля и самоконтроля.

Как узнать мне, что писать.

Звуки речи иногда

Как-то плохо слышатся:

Вижу «о», а слышу а

Не поймёшь, что пишется.

Слышу и, а в книжке «е» -

Не совсем понятно.

Но ведь грамотными стать

Нужно и приятно!

Чтобы в школе день за днём

Были мы счастливые,

Собирайтесь поскорей,

«Родственники болтливые!»

Слайд 7

  1. Разведи по значению и написанию (работа с омонимами).

При работе с безударными гласными корня большое внимание следует уделять смыслу слова, ведь нередко одинаково звучат корни (и слова, пишущиеся совершенно по-разному). Так,  слова,  «примерять» (товарищей) и «примерять» (платье) на слух неразличимы, и только осознание их смысла поможет избежать ошибки, проверив 1-е словом «мир», а 2-е – словом «мерить». Такую работу начинаю проводить уже в букварный период, прибегая сначала к помощи иллюстраций, а затем только на слух.

Слайд 8

  1. Пользование орфографическими словарями.

При выполнении домашнего задания (морфемный разбор) дети работают с орфографическими словарями. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. 

Слайд 9

  1. Много споров вызывает и приём показа неправильного письма.

Этот приём я использую для индивидуальной работы. Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать. К. Д. Ушинский утверждал, что «какография - занятие весьма полезное», если «употребляется вовремя и с умением».

Слайд 10

  1. Графические диктанты.

Графические диктанты помогают повысить пунктуационную грамотность учащихся. При выполнении этого задания ученики вместо предложений, диктуемых учителем, записывают их схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания. (задания для 1 класса)

Трамваи, очевидно, навсегда исчезли с улиц нашего города.

Твоё желание, мой друг, мне показалось странным.

Дороги, тропинки, листочки, травинки просыпаются после зимы.

Зимой куропатки белые, а брови у них чёрные.

Слайд 11

  1.  Творческое задание: «Верни со знаком». 

Упражнения в конструировании своих предложений, словосочетаний помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.

Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения, обращениями, вводными словами, преобразуют простые предложения в сложные.

В тёмном трюме лежали бочки.

Небо было светлым.

Малыш привязал собачке бантик.

Слайд 12

  1.  Комментированное письмо.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.

С замирающим сердцем шёл по узкому дощатому мостику.

Вывод:

Чередование различных приёмов работы вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость. Целенаправленно и систематически проводимые мною указанные виды работ, применяемые специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приведёт к снижению орфографических ошибок. На сегодняшний день учащиеся 1 класса умеют находить орфограммы; при объяснении написания слов наряду с развёрнутым комментированием: используют письменное комментирование: подчёркивают орфограммы, обозначают знаки проверки.



Подписи к слайдам:

Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.
«Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…» Буддийская притча.
Работа со словарными словами.
варежкикостюмкосынкапальтопиджакодежда
Определение на слух орфограммы.
Задача учителя - научить видеть орфограмму. Этому помогает следующий методический приём: «поставь диагноз». Во время устной разминки учитель читает слова, а дети должны определить как можно больше орфограмм.
Орфографическое решение задач.
Шесть этапов решения орфографической задачи: увидеть орфограмму в слове; определить её вид; определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы; определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи; решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму; написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку. М.Р.Львов.
Алгоритмы к орфограммам.
Рифмованные упражнения.
Если члены-близнецы появляются,На один вопрос все хором откликаются,-Однородными они называются,Запятой друг от друга отделяются. Как узнать мне, что писать. Звуки речи иногда Как-то плохо слышатся: Вижу «о», а слышу а – Не поймёшь, что пишется. Слышу и, а в книжке «е» - Не совсем понятно. Но ведь грамотными стать Нужно и приятно! Чтобы в школе день за днём Были мы счастливые, Собирайтесь поскорей, «Родственники болтливые!»
Разведи по значению и написанию (работа с омонимами).
св.ла
зап.вать
Работа со словарями.
При выполнении домашнего задания (морфемный разбор) дети работают с словообразовательными словарями. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы.
Показ неправильного письма (какография).
Много споров вызывает приём неправильного письма. Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать. К. Д. Ушинский утверждал, что «какография - занятие весьма полезное», если «употребляется вовремя и с умением».
Графические диктанты.
Графические диктанты помогают повысить пунктуационную грамотность учащихся. При выполнении этого задания ученики вместо предложений, диктуемых учителем, записывают их схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания.
Творческое задание: «Верни со знаком».
Упражнения в конструировании своих предложений, словосочетаний помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения, обращениями, вводными словами, преобразуют простые предложения в сложные.
Комментированное письмо.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
Всем спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Содержит статью о развитии орфографической зоркости у младших школьников...

«Использование современных педагогических технологий в процессе формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в соответствии с ФГОС НОО»

laquo;Формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является важной задачей системы образования, так как грамотное письмо обеспечивает точность вы...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях ФГОС

        Многие годы не одно поколение ученых, родителей, учителей мучают вопросы: как научить детей грамотно писать, как соединить науку о законах русской орфографии с детьм...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.

Каждый ребенок овладевает орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных готовых правил, а сам приходит к самой сути в процессе исследования, открытия, поиска. Учащийся незаметно для ...