"Различные виды учета личных достижений учащихся начальной школы в учебной и внеурочной деятельности"
статья по теме

Кулясова Инна Евгеньевна

Выступление на МО "Различные виды учеты достижений учащихся начальной школы в учебной и внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie2.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема «Различные виды учета личных достижений учащихся начальной школы в учебной и внеурочной деятельности» Кулясова И.Е.

   

Слайд1.До настоящего времени наиболее распространенной в отечественной практике остается установленная Министерством народного просвещения в 1937 году традиционная система оценивания, опирающаяся на пятибальную шкалу: «1»-слабые успехи; «2»-посредственные, «3»-достаточные; «4»-хорошие; «5»-отличные.

  С новой инициативой реформирования системы оценивания в классе выступила Российская академия образования и экспертизы, разработавшая новый Федеральный Государственный стандарт. Недавно принятый стандарт для начальной школы предполагает расширение задач и инструментов оценивания, осуществляемого на уровне школы, класса. Оценивать должны не только предметные , но и метапредметные и личностные результаты обучения. При этом должны использовать разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга.

Слайд 2.Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности. Как же организовать контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования?

Слайд 3.Особое внимание необходимо уделять формированию предпосылок учебной деятельности, т.е. развитию универсальных учебных действий.  Поэтому,  целесообразно оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Начинается эта работа с первых дней обучения в школе,  когда ребенок приходит на подготовку к школе. Совместно с психологом и логопедом   учитель может оценить уровень сформированности УУД детей, поступающих в школу, используя комплекс психодиагностических методик, адекватных целям исследования; выделить возрастные особенности старших дошкольников и способы формирования УУД на предшкольной ступени образования.

Слайд4.Процесс формирования УУД старших дошкольников будет более эффективным при использовании следующих способов:

- опора на ведущий вид деятельности:  игры с правилами и сюжетно-ролевые игры;

- включение дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, восприятие сказки, бытовой труд;

- при максимальном использовании метода поощрения: осуществление поощрения детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

- при включении дошкольников в процесс оценивания учебных достижений: развернутое описание того, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика и т.д.

С помощью психологической диагностики можно сделать прогноз и профилактику проблем обучения в начальной школе, определить уровень развития познавательных процессов у ребенка (внимание, мышление, память, быстроту реакции), речевое развитие, уровень тревожности.

Учителя школы тесно сотрудничают с  педагогами ДОУ «Берегиня».Безусловно, главная роль здесь принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности В своей работе по развитию произвольной моторики детей учитель ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания логопеда и воспитателя детского сада. Понимая значимость и важность работы по развитию моторики у детей , необходимо активнее включать в занятия с детьми различные упражнения и игры для развития всех компонентов двигательной сферы ребенка: общей и артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук.

На протяжении обучения учащихся 1 класса учитель тщательно отслеживает уровень развития каждого ребенка, ведет мониторинг, где фиксирует  все достигнутые результаты.

В своей работе учителя начальных классов используют  Индивидуальный маршрутный лист наблюдений за формированием УУД .

Цель: изучение формирования учителем различных типов УУД в урочной и внеурочной деятельности, исследование динамики развития УУД в работе учителя. Данный лист наблюдения заполняется психологом или учителем .

Данные, полученные в ходе психологического мониторинга используются

для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Учителя начальных классов изучают стартовые результаты диагностики сформированности универсальных учебных действий и последовательно реализуют  в своей деятельности положения Стандарта, направленных, на формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД. Результаты усвоения УУД учащимися являются ориентиром при организации мониторинга их достижения,

 которые необходимы для успешного обучения и дальнейшего полноценного

развития ребенка в школе.

Иследования ,показывают,что наличие знаний само по себе не определяет успешность, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.Еще древние говорили, что «многозначие не определяет развитие ума».

Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности-это обеспечение условий для психического развития ребенка, обогащения развития через различные виды продуктивной деятельности  детей.

Поэтому, при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования приемов и методов деятельности и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, которые организуют и нормализуют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельный подход, метод проектов, технология портфолио,  и т.п.

Слайд.5 Среди инновационных педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность. В основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему.

Особая ценность этого проекта лежит в воспитании. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности и ориентироваться на самостоятельную работу школьников в сочетании  с групповой организацией деятельности, что дает возможность приобретать коммуникативные навыки и умения.

          Слайд 6 Портфолио школьника  позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию, это своего рода дневник (анкета), который рассказывает о ребенке, о его жизни и успехах в учебе.

Разделы портфолио:

Титульный лист

Раздел «Моя учеба»

Раздел «Мое творчество»

Раздел «Мои достижения»

Раздел «Социально-значимая деятельность»

          Портфолио дошкольников и младших школьников  позволяет отслеживать достижения детей по таким направлениям, как: отражение его индивидуальных образовательных достижений (через различные образовательные продукты); динамика образовательной и творческой активности, направленность его интересов; оценка и самооценка личностных достижений, рефлексия собственной деятельности; фиксация шагов в процессе личностного совершенствования.

          Традиционно сложилось, что используемой формой оценки достижений учащихся начальной школы являются суммарные показатели полноты и глубины освоения школьной программы , выраженные в баллах по пятибалльной шкале. Концепция модернизации российского образования предполагает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.

         При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самогоценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.

        Слайд 7.Результаты детей  со второго класса можно оценивать с помощью  «волшебных линеечек»,знаковой символики, оценочной лесенки,.

Волшебные линеечки. на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.

Светофор. Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов : красный-я умею сам, желтый –я умею,  но не уверен, зеленый- зелёный – нужна помощь.

В первом классе можно использовать и другой прием: при проверке тетрадей учитель не исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях палочкой. Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, учитель хвалит ребенка за то, что тот исправил ее.

Слайд 8.При оценке учебных умений ученики могут использовать лесенку успеха: если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным.

Слайд 9.С целью формирования самоконтроля и навыков устных вычислений используются серии дидактических игр. Например, игра « Математические пазлы», которые состоят из: а) поля с ответами, на котором собирается какое-либо изображение; б) пазлов с заданиями. Каждый ученик получает поле с ответами, на котором он будет собирать картинку, и набор пазлов, с одной стороны, которых изображен фрагмент картинки, а с  другой - числовое выражение. Ученик должен вычислить значение выражения, найти этот ответ на поле и положить на него пазл изображением вверх. Если все вычисления выполнены правильно, то получится, например, иллюстрация к сказке «Теремок». Побеждает учащийся, справившийся с заданием  первым.

   Игра «Число-контролер»  Ученики получают карточки с примерами:

 2-1=           3-1=          0+3=           9-9=

 1+1=          7-7=          5-3=                   

   Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать – сумма всех ответов равняется числу 10.Подобные  упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются  продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

Развивать самоконтроль  можно на каждом уроке математики, так как проверка к решенным задачам, выражениям, уравнениям является обязательным действием учащихся. Однако не все дети любят выполнять проверку к  решенным заданиям, поэтому  учителю необходимо так строить этот вид деятельности, чтобы привлекать  интерес учащихся к самоконтролю. Например, на этапе устного счета можно применить дидактическую игру, которая поможет учащимся овладеть  навыками самоконтроля, а учителю такая форма работы позволяет проследить за развитием навыков самоконтроля и навыков устного счета  у учащихся.

Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

 Так первоклассник делает первые шаги по самооценке, которая впоследствии будет совершенствоваться. Не беда, если сначала ученики ставят себя на самую высокую ступеньку. Это связано с их возрастными психологическими особенностями и непониманием смысла работы. Довольно быстро дети научатся и с удовольствием станут выполнять эту работу адекватно.

К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминания педагога, и эта оценка часто совпадает с учительской.

- При изучении букв, в конце урока предлагаем детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.

Например. Урок технологии. Тема "Оригами из квадрата бумаги".  Я предлагаю детям составить план действий, начиная с вопроса: "Как из прямоугольного листа бумаги при помощи сгиба сделать квадрат?"  Дети выдвигают свои пункты плана, затем выбираются самые оптимальные. Когда у ребенка не получилось изделие  по образцу, он всегда легко найдет у себя  ошибку по пункту плана.       Критически оценивая своё изделие, ребенок находит причину: "У меня не получилось сделать аккуратно, потому что надо было сложить лист по сторонам ровно, а я на это не обратил внимания, поторопился".       Роль действия контроля и оценки многогранна и, безусловно, значима, поскольку, если для детей действия полноценного контроля и объективной оценки своих достижений станут повседневной нормой, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет проходить без особого труда.

При оценивании устных и письменных работ ребенка необходимо в эмоциональной форме сформулировать словесную оценку , показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне нравиться ,как ты стараешься»

«Отлично! Ты пишешь лучше меня», «Хорошо, спасибо !Тебя было приятно слушать», «» Не огорчайся , у тебя все получится, только давай делай так…», «Смотри, оказывается можешь ! Ведь получилось же , молодец»

        Слайд 10.Большое внимание учитель уделяет рефлексии, т.к. она предполагает осознание детьми всех компонентов учебной деятельности. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает  определенные возможности для формирования УУД.В процессе этого у детей формировались личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД.

        В конце урока ,подводя итоги, педагог вовлекает школьников в процесс анализа и оценки их успехов.Еженедельно, ежемесячно или по четвертям ученик и учитель в соответветствующих графах ставят следующие условные обозначения.

Слайд 11.Ученик (самооценка) ставит:

! –знаю или умею очень хорошо;

*-иногда ошибаюсь;

? – пока самостоятельно не выполняю.

Слайд12.Учитель (оценка) ставит:

+ знает ,умеет применять на практике;

*- знает, но иногда ошибается

?-пока испытывает трудность.

Важная задача, которую должно решить предшкольное образование- формирование у детей мотивации к обучению  в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Именно эти качества хотят видеть в будущем первокласснике педагоги первой ступени образования и развивать накопленный им потенциал.

Проверка и оценка достижений младших школьников является  весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Тщательное планирование учителем целей достижения и способов их проверки способствуют повышению объективизации оценки и качества процесса обучения.

Сравнивая планируемые и достигнутые результаты, мы увидели положительные результаты учета личных достижений младших школьников: снижение уровня тревожности, увеличения уровня усвоения программного материала, развитие речевых и коммуникативных умений, воспитанности.У школьников сформировалось четкое понимание смысла их пребывания в школе, повысилась работоспособность, развилась способность к самостоятельному освоению новых знаний и учебных действий.

«Разнообразие» -добрый знак хорошего преподавания,- утверждал Ф.И.Буслаев .Различные виды учета достижений учащихся начальной школы помогут сделать уроки интересными и разнообразными.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности

В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...

Презентация "Различные виды учета личных достижений учащихся начальной школы в учебной и внеурочной деятельности"

Презентация" Различные виды учета личных достижений учащихся начальной школы в учебной и внеурочной деятельности"...

Поликультурное образование учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность

     Поликультурное (многокультурное)  образование– это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликульт...

Положение о ведении Листа учета индивидуальных достижений учащихся начальной школы МАОУ СОШ № 164, обучающихся по ФГОС НОО

Лист индивидуальных достижений введен для более информативной обратной связи по поводу результатов обучения ученика между родителями, учителями и учащимися....

Презентация "Критерии и показатели учебных достижений учащихся начальной школы"

ПРИНЦИПЫ, ПРАВИЛА  И АЛГОРИТМ  КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ. Примеры конкретных формулировов градаций критерия оценки...

Отчёт по теме самообразования Формирование умения видеть учебную проблему и решать её посредством технологии проблемного диалога у учащихся начальной школы ( средствами учебного предмета «Математика»)

Проблема: выявление наиболее эффективного подхода к формированию РУУД младших школьников.Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования умения видеть учебную проблему и решать её ...

Разнообразие видов работ при ведении и оформлении «Портфолио» учебных достижений учащихся начальной школы.

Выступление на ШМО по теме "Разнообразие видов работ при ведении и оформлении "Портфолио" учебных достижений учащихся начальной школы...