Поликультурное образование учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность
статья (4 класс) на тему

       Поликультурное (многокультурное)  образование– это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды.

       Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Современный человек должен быть толерантным, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Калмыкова Надежда Валентиновна

учитель начальных классов

МОУ «Ялгинская СОШ» г. Саранска

Республики Мордовия

                                                                                                                     

«Поликультурное образование учащихся начальной школы

 через урочную и внеурочную деятельность»

                                                  Статья

       Поликультурное (многокультурное)  образование– это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды.

       Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Современный человек должен быть толерантным, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии.

        Сейчас в мире пошёл процесс сближения стран и народов, произошла огромная миграция населения. Это потребовало сменить ценностные ориентации и переориентироваться с монокультурного образования на поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру.

Россия -  многонациональная страна, в ней проживают более 160 народов, а это значит, что и система образования страны является поликультурной и многоязычной. В этой связи встает вопрос о том, как воспитать духовно-нравственную, свободную, ответственную, толерантную, граждански активную, развитую и здоровую личность в условиях как поликультурного, так и этнокультурного образования. Отсюда вытекает педагогическая необходимость проектирования воспитательной системы школы, которая бы учитывала не только фундаментальные общероссийские традиции воспитания подрастающего поколения, но и этнокультурные ценности народов мира, страны.

Поликультурное воспитание включает в себя  все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой нравственной  личности.

Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он  говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья,  выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что  «основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь в процессе, когда  он видит, делает, наблюдает».

Начальная школа является тем звеном,  где через урочную и внеурочную деятельность, можно заложить в детях основы воспитания и образования детей в поликультурном обществе.  

На уроках окружающего мира  дети  готовят и защищают  проекты по темам: «Береги природу», где выражают свои мысли в виде сочинения сказок «Разговор с природой»:

 «Однажды я сидела на лавочке около дома и вдруг услышала плач. Я оглянулась вокруг и никого не увидела. Плач продолжался. «Кто это плачет?» - спросила я. «Я - Природа. Мне очень больно» – услышала я в ответ. «Почему тебе больно?» - спросила я. И вот, что я услышала: «Человек обижает и уничтожает меня. Он загрязняет чистые реки и озера, бессмысленно и варварски вырубает бескрайние леса, загрязняет воздух ядовитыми выбросами, убивает животных. Вы, люди, живете в таком мире, который испортили сами: дышите отравленным воздухом, пьете грязную воду. Мне, Природе, стало страшно за будущее поколение, мой маленький друг природы. Помоги мне и себе!» (Ахантьева Соня, отрывок из сказки).  Тему продолжает написание сочинений на тему: «Берегите Землю нашу!»:

«Планета Земля — место нашего обитания. Рядом с человеком живут животные, насекомые, птицы. Как же прекрасен окружающий нас мир! Голубое бездонное небо и ласковое теплое солнце над головой, звонкие трели птиц, чудесный аромат цветов и трав, едва уловимый шелест листьев на деревьях — все это дорого и нужно человеку для полноценной счастливой жизни. Все эти земные богатства необходимо нам беречь»                                                                         (Демина Даша).

Сочиняем стихи:

«Береги планету нашу, Землю нашу береги!

Не срывай цветы бездумно, траву ногами - не топчи.

Любуйся красотой природы и чистым воздухом дыши.

Животных береги, не трогай.

И птиц зимою накорми!» (Горбунова Дарья)

На защиту проекта « Я и  моя семья» приглашаются родители, бабушки, дедушки. Вместе с детьми они рассказывают о составе, отдыхе, традициях своей семьи.

«Меня зовут - Игорь Черныш. Я живу в дружной счастливой семье. Свободное время мы с мамой и папой любим весело и интересно проводить вместе. Играем в  подвижные игры,  ходим  в боулинг и аэрохоккей, катаемся на велосипедах.

Когда мне исполнилось 7 лет, мама с папой пригласили на мой День рождения артистов – человека-паука с друзьями. Они приготовили много интересных и веселых игр, а потом показали шоу огромных мыльных пузырей. Все желающие побывали внутри мыльного пузыря. Потом мне  вручили праздничный торт с семью свечками. Я успел загадать несколько желаний. Одно из них: чтобы в нашей семье все были здоровы и всегда жили так же дружно, весело и счастливо!  Я  очень люблю свою семью!».

 «Моя  семья  состоит из четырёх человек: мама - Елена Николаевна, папа - Руслан Ринатович, я - Рома, сестрёнка - Евангелина. Папа работает в строительстве, а мама сейчас  -  в декретном отпуске.    Занимается нашим  с сестрой воспитанием и ведением хозяйства. Мы с сестрой очень дружим. Играем в различные игры. Но больше всего мне нравится, когда с нами вместе играют родители в футбол и прятки. У меня есть две бабушки, два дедушки и две прабабушки. По выходным мы ездим к ним в деревню. Там у меня много друзей, с которыми летом мы катаемся на велосипедах, а зимой - на лыжах и на ледянках с горок» (Зайкин Рома)

Интересно проходит  защита таких проектов, как:  «Красная книга Мордовии», (где дети  рассказывают о животном и растительном мире своего мордовского края,  «С чего начинается Родина?», «Большая и малая Родина», «Мой город», «Государственная символика Российской Федерации», «Государственная символика Мордовии» и др.

Во внеурочной деятельности, работая по своей авторской программе «Оживим истории страницы», продолжая тему   «О самых близких и родных с любовью»,  вспоминаем подвиги своих прадедушек в Великой Отечественной войне, сочиняем стихи:

Ветераны жизнь свою за Родину отдали, не жалели ни себя, ни своих сил.

Трудно нам победа доставалась, наш народ фашистов победил!

Мы празднуем 70-й год Победы, гордится вся страна

Величием таким!

Вам в пояс кланяемся, прадеды и деды,

Пусть знают все враги,

Что русский наш народ – НЕПОБЕДИМ!

                                                                                      Солдатова Дарина

   Пишем сочинения о прадедушках:

« Мой прапрадед, Кульнин Василий Иванович родился в 1898 году. Проживал в селе Ичалки,  Ичалковского района Мордовской АССР. Рос в многодетной семье, где воспитывалось пятеро детей. В мирное время он успел окончить три класса Приходской школы.  Когда началась Великая Отечественная война, ему было 43 года. На фронт прапрадедушка ушёл добровольцем.

 В бою он был тяжело ранен, после лечения его комиссовали. Жить спокойно в тылу не смог, пошёл в военкомат и попросился на фронт. В 1943 году пришла повестка - призвали в действующую армию на передовую.

 29 января 1944 года пришло извещение о смерти: «Был тяжело ранен, умер  в госпитале». Похоронен в Калининской области на Кувшиновском кладбище.

 Прошло много лет. С тех времён у нас сохранилась единственная фотография, которая бережно хранится и передаётся из поколения в поколение. Я горжусь своим прапрадедушкой!»                (Митякин Артём)

 «Я хотела бы рассказать о своем прадедушке Кардонове Александре Васильевиче. Мой рассказ сложился из семейных воспоминаний моей мамы, дедушки и бабушки.

 Мой прадед родился 14 июля 1920 г. в селе Шутилово Горьковской области.  Он даже не предполагал, что через два десятка лет станет участником войны, не игрушечной, с дворовыми ребятишками, а настоящей, с фашистской Германией, войны, во время которой он совершил немало смелых поступков и внес свой весомый вклад в великую Победу…

 Мой прадед был очень смелым и отважным воином. У него имеется много наград, среди которых:

- два Ордена Красной Звезды;

- Орден Великой Отечественной войны II степени;

- боевая медаль «За победу над Германией».

 Уже после войны прадеда наградили 6-ю юбилейными медалями и еще одним Орденом Великой Отечественной войны II степени.

Сейчас, когда прадедушки уже нет в живых, мы каждый год, на 9 мая, берем  его награды и идем на митинг, посвященный победе нашей страны в Великой Отечественной войне. Наша семья чтит память о прадедушке, он был настоящим человеком. Его награды будут передаваться из поколения в поколение, чтобы память о дорогом человеке жила вечно».

(Ахантьева Соня)

В рамках внеурочного курса «Создаём проекты» пишем  письма «Обращение к солдату», узнаём, чьими именами названы улицы, как в городе Саранске, так и в посёлке, говорим о героях – земляках, уроженцах Мордовии, жителях посёлка Ялга в рамках проекта «Мы помним ваши имена», посещаем   краеведческий  музей, музей  Боевой Славы.                                                                                                                                

 На классном часе «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»  вместе с детьми были приняты   нравственные законы классной жизни:

1. Ты живешь среди людей. Уважай законы, чти обычаи людей разных национальностей.  Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях.

2.Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Плати им за это добром. Помни:  без труда нельзя честно жить.

3.Уважай своих родителей -  они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой, любящим свою Родину.

4.Будь неравнодушен к злым поступкам. Борись против зла, обмана, несправедливости.

Эти законы стараемся выполнять в течение  каждого дня школьной жизни.

Труд учителя, как посаженное плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, пользу.

Таким образом,  поликультурное образование способно играть важную роль в обеспечении гармоничного развития личности, в удовлетворении потребностей граждан, в сохранении своего культурного и  исторического наследия.

Литература

1.В.С. Безрукова.,Основы духовной культуры (энциклопедический словарь

педагога).— Екатеринбург.  2000.

2.  Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] / Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.

3.  М.В. Дубова,  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

4.  Макаев В.В., Малькова  З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999.

5.  Сухомлинский В.А.  Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.

6.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

7.Авторские сочинения,  стихи уч-ся МОУ «Ялгинская СОШ».

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у учащихся средствами интегрирования урочной и внеурочной деятельности.

В настоящий момент в образовании есть ряд положительных моментов: у нас есть вариативность педагогических систем и подходов, мы можем творчески подходить к поиску, родители могут принимать участие в о...

Формы работы учащихся начальной школы на занятиях внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность школьников- понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации....

"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".

     Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...

доклад на тему : "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»

Доклад на тему: "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»...

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поликультурное образование — это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования являет...