"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".
статья на тему

Вальщикова Ольга Олеговна

       Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уве­ренность в себе.

        В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы  закладываем основы творческой деятельности, развиваем  креативные способности детей.

      Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого и поэтому целенаправленно способствовать развитию творчества у  ребенка может только школа, а точнее учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

       Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

        В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы  закладываем основы творческой деятельности, развиваем  креативные способности детей.

      Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого и поэтому целенаправленно способствовать развитию творчества у  ребенка может только школа, а точнее учитель.

Современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит?

Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие дети даже не подозревают о своих способностях, а если и догадываются, то не знают, как их развивать. Поэтому одной из главных задач считаю умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.

  Чем богаче творческий потенциал  учителя, тем вероятнее, что он  обучит творчеству детей, выявит и  будет развивать у них творческие качества. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении - практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность [1].

       Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.

       Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей  ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

       Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность,

          Главная   задача   классного руководителя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.

Дети любят фантазировать, придумывать что-то новое, необычное. Способности у учащихся различные, поэтому разнообразные формы работы позволяют учесть особенности каждого ребенка. Мы привыкли к тому, что учитель должен объяснить, а ученики - выучить и ответить. Но богатого опыта активного обучения у нас пока нет. Поэтому активизация обучения может быть осуществлена, я считаю, только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень многое придумывать, открывать, изобретать, быть человеком увлеченным и любящим свой предмет.

 Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов,  Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя  младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно  выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания [3]. По словам педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру[2].

При разработке планов внеурочной деятельности самыми активными участниками планирования своей будущей жизни в классе являются дети. С помощью различных игровых приемов я включаю учащихся в этот процесс. Ребята  ответственно относятся к подготовке тех дел, которые придуманы ими самими. Процесс планирования развивает у обучающихся умение и желание высказывать свое мнение, отстаивать его, учит детей считаться с мнением других. Приучать ребят к совместному планированию жизни в коллективе нужно начинать с первого класса, т.к. при такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Считаю, что именно такая насыщенная жизнь детского коллектива, с яркими интегрированными уроками, внеурочными мероприятиями скрепляет коллектив, создает основы для его прочного существования.

Когда ребята играют роль, они пытаются, как актёры, «перевоплотиться», а не просто выразительно прочитать выученные  слова.

Праздники,участие и победы в олимпиадах, конкурсах помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе. А это так необходимо, ведь жизнь – театр. И в будущем детям придётся сыграть ещё много ролей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающая организация урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становиться первостепенной. Проблема многогранна и требует усилий специалистов, в том числе и уч...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...

Роль урочной и внеурочной деятельности в начальной школе при работе по выявлению и развитию одаренных

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить высокое качество образования, а также необходимый уровень мотивации развития учащихся. Особое место среди всех детей занимают одаренные дети. Зад...