Роль урочной и внеурочной деятельности в начальной школе при работе по выявлению и развитию одаренных
статья

Кириллова Елена Николаевна

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить высокое качество образования, а также необходимый уровень мотивации развития учащихся. Особое место среди всех детей занимают одаренные дети. Задача, которая стоит перед педагогом - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим самостоятельным путем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirillova_e.n._odar_deti.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ»

Роль урочной и внеурочной деятельности в начальной школе при работе по выявлению и развитию одаренных детей

                                            Е. Н. Кириллова, учитель начальных классов

              МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 55» г. Чебоксары

«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Аннотация: 

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить высокое качество образования, а также необходимый уровень мотивации развития учащихся. Особое место среди всех детей занимают одаренные дети. Задача, которая стоит перед педагогом - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим самостоятельным путем.

   

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, педагог, учебная деятельность, внеурочная деятельность

   

Характеристика «одаренного ученика»

       Что же такое одаренность? Как ее разглядеть в ребенке и как развить?

Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики (высшей нервной деятельности), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми) результатов деятельности.

     Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  В настоящее время большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это в большинстве своем результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, активной деятельности ребенка в повседневной жизни. У такого ребенка хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Особенность такого ребёнка – ему до всего есть дело.

     «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться» – писал А. Бебель.

      Выявление одаренных и способных учащихся, их развитие - одно из важнейших форм деятельности школы. Одаренный ребенок имеет более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие и умственные возможности и проявления. На первом месте у него познавательная потребность, испытание удовольствия и радости от самого процесса добывания знаний. Причем, основной успех зависит именно от вложенного труда и педагога, который способствовал его проявлению.

      Какие формы и методы использует педагог при работе с одарёнными детьми?

      При выборе учебной деятельности, он должен основываться на дифференцированный подход, что способствует расширению и углублению образовательного пространства. Поэтому, работа должна вестись в урочное и внеурочное время.

          К урочной относятся следующие виды деятельности:

- Проблемно-развивающее обучение.

Учитель создает на уроке такую ситуацию, при которой перед школьниками стоит необходимость самостоятельно найти ее решение.

- Проектно-исследовательская деятельность.    

Проектно- исследовательская деятельностьэто самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок самым непосредственным образом включен в познавательный процесс, самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор информации, находит всевозможные способы решения, делает выводы, анализирует.

- Игровые технологии (различные ролевые игры, игра – путешествие, игровое сотрудничество).

- Творческие нестандартные задания. Сюда входят тренажеры, тесты, кроссворды, задания на логическое мышление. Эффективным будет использование таких приемов, как прием «Пресс-конференция». Он основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

Прием «Удивляй» или «Привлекательная цель» способствует повышению мотивации детей в начале урока, когда обыденное кажется удивительным.

 Прием «Диалог с текстом» чаще всего применяется для организации индивидуальной работы, когда ребенок самостоятельно работает с текстом. Например, заполнение таблицы при чтении сказки, дает характеристику герою произведения.

 К внеурочной форме деятельности относятся:

-Предметные недели (неделя русского языка, математики, неделя экологии);

- подготовка к различным конкурсам (художественным, творческим);

- олимпиады и конкурсы по предметам;

- творческие мастерские;

- занятия по параллелям классов с сильными детьми;

- интеллектуальный марафон;

- кружки по интересам («Мир логики», «Литературный», «Театральный», «Шахматный» и т. д.)

- дидактические игры

       Использование дидактических игр развивает у детей произвольность таких психических процессов, как память, внимание, развивает находчивость, смекалку, сообразительность. В целях формирования интереса используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Проводятся «мозговые штурмы», интеллектуальные игры, викторины, соревнования, логически-поисковые задания, где каждый ребенок может проявить свои способности.    

        Одаренность – явление сложное, противоречивое, оно имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности относятся творческие способности, разнообразие интересов, хорошая память, настойчивость, неординарное мышление. К отрицательным проявлениям относятся индивидуализм, различная скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление особого интереса к своей личности, повышенная требовательность и нетерпимость к себе и окружающим людям, нежелание выполнять ту или иную форму деятельности, если она не интересна.

         Только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности можно добиться высоких результатов при работе с одаренными детьми. Педагог должен приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать ребенка, развить его творческие способности.

Список литературы:

     1. Дубина О Н., Модестов С.Ю «Одаренные дети в современной школе» - СПб, 2018г.

     2. Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности. — М., 1998.

      3. Титова С.В. Дети группы риска в общеобразовательной школе. – СПб.: Питер, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"

Предлагаю презентацию раскрывающую методы работы над проектом в начальной школе. Описаны этапы работы над проектом, выбор тематики проекта, формы защиты проекта, виды проектов в начальной школе....

«Здоровьесберегающая организация урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становиться первостепенной. Проблема многогранна и требует усилий специалистов, в том числе и уч...

Творческие проекты в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе

Статья о том/, как сделать учебную деятельность интересной и увлекательной...

Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»

Приводится  краткая  аннотация  к  программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в  начальной  школе»...

"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".

     Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...

Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».

Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...