Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Приводится  краткая  аннотация  к  программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в  начальной  школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_k_programme.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к программе  «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в  начальной  школе»

Ф.И.О. аттестуемого:   Горбунова  Ольга  Николаевна

Соответствие требованиям

(ФГОС или ФКГОС 2004)

Цель

Планируемые

результаты

Основные виды

учебной деятельности

Технологии

Содержание

Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)

Основная педагогическая цель воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания

определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают

в области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

  1.  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
  •  ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  •  элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  •  первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  •  опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  •  начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  •  начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  •  нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  •  уважительное отношение к традиционным религиям;
  •  неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  •  способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
  •  уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  •  знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  •  ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  •  ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  •  элементарные представления о различных профессиях;
  •  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  •  осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  •  первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  •  потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  •  мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  •  ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  •  элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  •  первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  •  первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  •  знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  •  ценностное отношение к природе;
  •  первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  •  элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  •  первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  •  личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  •  первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  •  первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  •  элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  •  первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  •  первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  •  первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в начальных классах – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии), а также основы духовно-нравственной культуры народов России (уроки одноименного предмета).

Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления обучающихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.

Содержание внеурочной деятельности представлено интеллектуально-личностной программой “Умники и умницы”, кружка “Юный краевед”, практической деятельности включенных в духовно-нравственное,спортивно-оздоровительное и социальное направление личности.

используются игровые технологии, коммуникативные и исследовательские, технология проектного обучения (Проект «История моей семьи в годы Великой отечественной войны»

Программа реализуется по 5  основным  направлениям  путем интеграции  урочной, внеурочной и внешкольной деятельности:

Урочная деятельность: в рамках предметов учебного плана начальной школы;

Внеурочная деятельность: реализация программ внеурочной деятельности – «Уроки нравственности», «Юный краевед», «Уроки здоровья», «Мир театра»

Внешкольная деятельность: реализация социальных проектов,  сотрудничество с центрами  дополнительного образования, районной библиотекой и школьной библиотекой

1 направление:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • Беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом;
  • в процессе экскурсий, путешествий по историческим и памятным местам Самары, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания;
  • сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, праздники;
  • посильное участие в социальных проектах,
  • проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  • встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Направление 2 Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • Проект «Познаём мир вместе»
  • изучение учебных предметов, проведение бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности- театральные постановки, художественные выставки;
  • проведение экскурсий в места богослужения, встреч с религиозными деятелями;
  • проведение внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения,
  • обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
  • беседы о семье, о родителях и прародителях;
  • проведение открытых семейных праздников, выполнение презентации и творческих проектов совместно с родителями  , проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Направление 3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

  • экскурсии по Красноглинскому району и городу Самара, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий;
  • беседы о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
  • проведение сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий- праздники труда, конкурсы, города мастеров, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
  • презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде;
  • изучение предмета «Технология», участие в разработке и реализации различных проектов;
  • изучение народных промыслов, природоохранительная деятельность, деятельность трудовых и творческих общественных объединений в учебное, и в каникулярное время;
  • встречи и беседы с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Направление 4 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

  • беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий;
  • беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
  • реализация программы внеурочной деятельности «Уроки здоровья»
  • при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований;
  • составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
  • просмотр учебных фильмов;
  • беседы медицинскими работниками школы родителями (законными представителями);

Направление 5 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

  • экскурсии, прогулки по родному краю;
  • высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, создание и реализация коллективных природоохранных проектов;
  • изучения учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам;
  • разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
  • беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседы о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерные игры; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного;
  • на уроках технологии и в системе учреждений дополнительного образования;
  • проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в школе своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
  • участие в художественном оформлении кабинета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Презентация "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального обшего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. На базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана Программа духовно-нравственног...

"Реализация Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начального общего образования МОУ-СОШ №4 г. Маркса

Показаны основные направления и формы работы образовательного учреждения, реализующие Программу духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для меня, как классного руководителя ...