"Реализация Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начального общего образования МОУ-СОШ №4 г. Маркса
статья по теме

Рожкова Ирина Владимировна

Показаны основные направления и формы работы образовательного учреждения, реализующие Программу духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

 в МОУ-СОШ №4 г. Маркса.

        Реализуя второй год, требования  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования мы обеспечиваем наряду с формированием основ умения учиться, основ гражданской идентичности, формирование духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.

         Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников — основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

        Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ-СОШ №4 является Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

         При этом целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

        Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основывается на следующие базовые национальные ценности:

·воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

·воспитание нравственных чувств и этического сознания.

·воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

·воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

·воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

        Программа  реализуется  в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

        Во внеурочной деятельности МОУ-СОШ №4 задействованы все структуры школы: наряду с учителями начальных классов внеурочную деятельность реализуют и учителя среднего и старшего звена, педагог – психолог, а так же педагоги дополнительного образования (ЦВР и ДЮСШ).  

        Реализация программы духовно – нравственного развития и воспитания осуществляется через спортивно – оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное и  духовно-нравственное направление. При этом в нашем образовательном учреждении внеурочной деятельности отводится важная роль, предоставляя широкий выбор кружков,  секций для  обучающихся в соответствии с запросами участников образовательного процесса и возможностями школы.

        Спортивно – оздоровительное направление представлено кружками

  1. ОФП «Расти сильным!»
  2.  «Подвижные игры народов мира»
  3. секция «Волейбол»

        Стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, формирование   экологического сознания детей вот только некоторые базовые ценности духовно – нравственного развития и воспитания,  которые лежат в основе общеинтеллектуального направления. Оно представлено следующими кружками:

  1. «Хочу всё знать»
  2. «Занимательная математика»
  3. «Английский – это здорово»
  4. «Весёлый немецкий»
  5. «Мы – исследователи»
  6. «Увлекательная логика»
  7. «Юный натуралист»

        Общекультурное направление основывается на воспитании ценностного отношения к прекрасному, формируя уважение к труду, способствует самовыражению в творчестве и искусстве:

  1. Театр кукол «Теремок»
  2. Драматический кружок
  3. «Домисолька»
  4. «Умелые  ручки»
  5. «Мастерок»
  6. «Изостудия»
  7. «Художественное творчество»

        Милосердие, честь, жизнь и смысл жизни, уважение к родителям, к достоинствам человека, забота и помощь – это ценности которые лежат в  основе духовно – нравственного направления представленного кружками «Основы православной культуры» и «Психологическая азбука».

        Реализация программы духовно – нравственного развития и воспитания детей невозможно представить без  совместной педагогической работы образовательного учреждения и  семьи, которые понимают всю важность работы в данном направлении и активно участвуют в жизни класса и школы.

        Наряду с традиционными мероприятиями нашей школы (Акция тюльпан ветерану, Ярмарка Добра,  акция «Рождественская сказка») активно используется проектная деятельность, в частности участие в международных проектах.

        МОУ-СОШ №4 является активным участником проектов  «Международная образовательная и ресурсная сеть». Координатором по данной работе является учитель английского языка совместно с учителями начальных классов. «Международная образовательная и ресурсная сеть»  – это некоммерческая образовательная организация, объединяющая  учителей и учеников из более чем ста стран мира, которые работают над совместными проектами, используя различные языки  и строя своё международное образовательное пространство. Основная идея  заключается в ее девизе:  «Объединимся, чтобы сделать мир лучше».

        Более 100 действующих  проектов содержит «Международная образовательная и ресурсная сеть». Так, международный проект «Плюшевый мишка» направлен на укрепление толерантности, помогает вести диалог культур, познавать традиции разных стран. Отправляя плюшевого медведя или другую мягкую игрушку по обычной почте школе - партнёру, ребята  готовят от лица  мишки дневник, сообщения рассказывая о том, что  он увидел, знакомя с национальными обычаями и традициями. В нашей школе отправлялись посылки с мягкими игрушками  в школы – партнёры по всему миру. Вскоре и мы стали получать посылки из зарубежных стран. Перед вами международная делегация из  Ирландии, США, Японии, Австралии, Тайвани. Теперь это не просто  игрушки, а наши партнёры, они  всегда находятся рядом с нами и участвуют во всех делах.

        Ребята с удовольствием берут их домой, чтобы показать  свои увлечения,  познакомить с национальными традициями нашей страны. Скоро эти герои вернуться домой  с фото отчётами  и рассказами о том, что они увидели.

        В этом году учащиеся вторых классов приняли активное участие в международном проекте «Поздравительная открытка». Поздравительная открытка объединяет людей всего мира, независимо от их месторасположения, возраста, пола, расы. Она передаёт всю доброту и любовь, которая есть в сердце каждого ребёнка. Ребята с большим удовольствием подготовили и отправили открытки по почте в США, Пакистан, Тайвань, Чешскую республику, страны Африки.

        А как приятно было получать ответные послания с другого конца света! Один за другим мы получали пакеты и бандероли с поздравлениями и пожеланиями.

        В нашей копилке есть и другие проекты, объединяющие детей всего мира - это  «Моя школа, твоя школа»,  «Говорящие воздушные змеи со всего мира», есть у нас и опыт проведения телемоста.

        «Если мы хотим изменить мир к лучшему, мы должны начать с детей» . Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  начального общего образования этому активно способствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Презентация "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального обшего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. На базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана Программа духовно-нравственног...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

Особенности реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания личности на ступени начального общего образования

Портрет ученика начальной школы, задачи духовно-нравственного воспитания, основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, ожидаемые результаты духовно-...

Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального...

Мониторинг эффективности реализации Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Диагностические средства для проведения мониторинга реализации Программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся...