Главные вкладки

    Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС
    статья на тему

    Хоменко Наталья Михайловна

    Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК "Школа России", "Школа – 2100"  с учетом опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания, трудового воспитания, эстетического воспитания, спортивно-оздоровительного, основ проектной деятельности, взаимодействия с семьей)  МБОУ СОШ № 86 им. Пескова Д.М.

              Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: ДДТ Советского района, СДЮШОР, библиотека им. Ленина, музыкальная школа, зоопарк, ТЮЗ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл duh-nravts_nachalka.docx30.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Реализация программы духовно-нравственного развития,

    воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

                Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК "Школа России", "Школа – 2100"  с учетом опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания, трудового воспитания, эстетического воспитания, спортивно-оздоровительного, основ проектной деятельности, взаимодействия с семьей)  МБОУ СОШ № 86 им. Пескова Д.М.

              Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: ДДТ Советского района, СДЮШОР, библиотека им. Ленина, музыкальная школа, зоопарк, ТЮЗ.

    «Модель» выпускника начальной школы.

    Выпускник начальной школы

    • это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, знаний и учебных умений в области счета, письма, чтения и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться;
    • это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для обучающихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;
    • это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе;
    • это ученик, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
    • это ученик, который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным 

    Цель и задачи

    духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся :

    Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

    Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

    Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

    Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

    1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

    2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

    4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

    5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

    Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

            Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

    • в содержании и построении уроков;
    • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
    • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся;
    • в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;
    • в личном  примере ученикам.

    Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.

    УМК «Школа России»

    В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

    Важнейшая задача российской школы – становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.

    Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

    Дети, обучающиеся по системе «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.

    Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребности к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы  и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

    В-третьих, поликультурность содержания системы  учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

    УМК «Школа 2100»

    Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.

    Во всех учебниках «Школы 2100» обеспечивается поликультурность содержания образования. В каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур  народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира.

            Важное место в образовательных программах   занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в  систему учебников для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Календарь традиционных школьных дел и праздников

    Время проведения

    Тема мероприятия

    Сентябрь

    • 1 сентября – День знаний;
    • Праздник посвящения в первоклассники;
    • Походы по родному краю

    • Конкурс рисунков "Дорога не место для игр"

    Октябрь

    • Праздник осени
    • Конкурс поделок из природного материала
    • Школа здоровья: Веселые старты; "Папа, мама, я – спортивная семья"
    • Акция "Вместе  мы сила"(конкурс рисунков ЗОЖ);
    • День учителя

    Ноябрь

    • День народного единства;
    • День матери

    Декабрь

    • Новогодний праздник;
    • Акция "Покормите птиц зимой"

    ( изготовление кормушек)

    • Акция «Рождественский перезвон»
    • День Конституции

    Январь

    • Лагерь актива для младших школьников «Синтоненок»;
    • Школа здоровья ; шашечный турнир;
    • Русские народные зимние традиции "Рожественские святки"

    Февраль

    • День защитников Отечества:
    1. Неделя патриотической песни
    2. Уроки Мужества ( встречи с ветеранами"
    3. А ну-ка, мальчики!

    Март

    • Праздник мам и бабушек;
    • Акция "С любовью  к милым дамам"

    ( изготовление открытки-поздравления женщинам –ветеранам);

    • А ну-ка, девочки!
    • Русские  народные весенние традиции "Масленица";
    • День птиц;
    • Книжкин день;
    • Праздник Букваря

    Апрель

    • День космонавтики: Урок Гагарина;
    • Конкурс "Мир творческих фантазий";
    • Школа здоровья: день здоровья, веселые старты, "Папа, мама, я – спортивная семья"
    • Акция "Живи, книга!"

    Май

    • День Победы:
    1. Уроки Мужества
    2. Вахта памяти
    3. Линейка памяти
    4. Конкурс чтецов
    • Праздник прощания с начальной школой в 4-ых классах;
    • День славянской письменности и культуры

    Совместная деятельность школы, семьи и общественности

    по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

    Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в следующих направлениях:

    • Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) обучающихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год, классных часов, внеклассных мероприятий, родительских дней.
    • Совершенствования межличностных отношений педагогов, обучающихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный осенний  праздник "Осенины", праздник Букваря, праздник Новый год, театральные постановки к Дню учителя и Дню мамы, «Папа, мама, я» – спортивная семья, посещение музеев, театров, экскурсии и т.п.).
    • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего  Совета школы, общешкольного родительского комитета активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов обучающихся, проведения совместных школьных акций в поселке Красные Ткачи.

    Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития

    и воспитания обучающихся

    Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

            Уровень сформированности духовно-нравственных ценностей и компетентностей также предполагается отслеживать следующими методами и приемами:

    - наблюдение, демонстрирующее степень воздействия конкретной темы, проблемной ситуации, личности на класс в целом и на отдельного учащегося (сопереживание, внимание к рассказу или пассивное участие в нём, дисциплина на уроке или занятии). Данный метод целесообразно использовать в 1 классе.

    - личное сочинение и собственные выводы к нему. Сочинение - это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своём отображении, высказать свое отношение к каким-то проблемам. К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов - привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет описания. Темы сочинений следует подбирать таким образом, чтобы раскрыть духовный мир учащегося, его интересы, проблемы, уровень воспитанности. Например: «Как нужно относиться к младшим (старшим)?», «Мои домашние питомцы», «За что я люблю своё село (свою школу)», «Мой самый любимый школьный праздник» т.д.

    Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка, потому что при изложении своих мыслей он концентрирует их на объекте изучения, учится анализировать, формулировать свои идеи, делать выводы. Данный метод можно использовать с первого класса в форме мини-сочинений, а 2-4-ых классах - в форме описания и рассуждения.

    Социологический опрос предполагается проводить среди учащихся 4-ых
    классов. В его содержание необходимо включить проблемные вопросы. Например, такие, как: «Какие утраченные памятники культуры родного города вы бы хотели восстановить?» и т.п.

    Результаты мониторинговых исследований, наблюдений, социологических опросов служат основой для составления портфолио младшего школьника («папки личных достижений») в целях определения результативности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

    Портфолио обеспечивает возможность рефлексии и аутентичной оценки уровня сформированности личностных компетенций, а главное, служит средством, позволяющим проектировать личностный рост ребенка, что является одним из ключевых принципов воспитания. 

    Выступление подготовила                   Хоменко Н.М.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

    Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

    Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

    Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Цель  программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Данная программа содержит 6 разделов и приложение, в котором помещены методики для диагностики и исследования нравственной сферы школьника....

    Особенности реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания личности на ступени начального общего образования

    Портрет ученика начальной школы, задачи духовно-нравственного воспитания, основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, ожидаемые результаты духовно-...