Главные вкладки

    Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
    статья по теме

    Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС НОО.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И     ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                    Васильчикова Г.Н.

                                МБОУ – лицей №10    г. Белгород  

                 Народная мудрость гласит:  «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно, если на 10 лет вперед – сажай лес, если же на 100 лет – воспитывай детей». В формировании нового человека велико значение нравственного воспитания. В связи с преобразованиями в обществе в соответствии с ФГОС  начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания перед образовательными учреждениями поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее  и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.  Д. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

              Духовно-нравственное развитие и воспитание - это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

    1. нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности,а патриотизма);
    2. нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
    3. нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
    4. нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

      Приоритетным в процессе развития и социализации  младших школьников является воспитание нравственных качеств личности.   Поэтому в МБОУ–лицей № 10 разработана программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.  Программа является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии младшего школьника из деструктивного направления в конструктивное. В основу этой программы  были положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

               

             

      Цель  программы:

     Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе.       

              Задачи:

    1. Содействовать формированию личности, уважающей культурные традиции и историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
    2. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
    3. Обеспечить воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.
    4. Создать необходимые условия для формирования представлений об эстетических идеалах и проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
    5. Способствовать  формированию собственной позиции учащихся к проблеме    сохранения здоровья и защиты собственной жизни.
    6. Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результатов.
    7. Ориентировать  семью на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.

                 В соответствии с поставленными задачами деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы научить ребенка взаимодействовать в коллективе, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем, быть социально - адаптированными. 

                 Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

             Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.

            Внешкольные мероприятия:  экскурсии,  разнообразные десанты, благотворительные акции, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.— организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.

                Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

              В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определены  приоритетные направления воспитательной работы:

    1. Мое Отечество

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к  правам, свободам и обязанностям человека.

     2. Внутренний мир и межличностные отношения

    Воспитание  нравственных чувств и этического сознания.

     3 Мир природы и окружающая среда

    Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание).

     4. Мир культурного наследия

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

     5.  Радость труда

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

     6.  Здоровый образ жизни

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому

     образу жизни.

              В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивается достижение обучающимися:

    - воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;

    - эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности).

          Воспитательные результаты  распределяются по трем уровням.

    Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний путем первичного понимания повседневной жизни.

    Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества  путем практических действий.

    Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

               Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным и  постепенным. Наша программа имеет практическое приложение, где спланирована воспитательная работа по всем направлениям и представлены самые разнообразные виды деятельности. Чтобы проследить усложнение форм внеурочной деятельности  по уровням и усвоение базовых ценностей в каждом направлении приводим для примера только по одному занятию.

             

    Примерные формы и виды деятельности

    Направления воспитания

    Приобретение учащимися социальных знаний

    (1 уровень)

    Формирование опыта и ценностного отношения к социальной реальности

    (2 уровень)

    Получение опыта самостоятельного общественного действия

    (3 уровень)

    Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    1. Воспитание гражданского самосознания

    2.Формирование правовой культуры

    3.Воспитание патриотизма

    Беседа  «Мой родной город»

    Информационная беседа «Ваши обязанности в школе и дома»

    Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

    Игра – путешествие «С чего начинается Родина?»  

    Игра-путешествие по правам человека

    Музейный урок «Юные герои войны»

    Праздник «День народного единства»

    Творческий проект «Нужна ли человеку свобода?»

    Акция «Ветеран живет рядом»

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания

    1. Воспитание культуры общения

    2.Формирование взаимоотношений в коллективе.

    3. Представления о религиозной картине мира

    4.Воспитание  семейной культуры

    Урок этики «Волшебные слова»

    Беседа  «О  жадности»

    Экскурсия в храм «Веры, Надежды, Любови и матери Софии»

    Беседа  «Я и моя семья»

    Занятие - практикум  «Правила ведения диалога»

    Игра  «Где живет доброта»

    Художественная выставка «Пасхальная радость»

    Сочинение «Моя мамочка»

      Диспут «От вежливости к  культуре речи»

     

     Благотворительная акция «Помоги детскому дому»

    Презентация «Небесный покровитель Белогорья»

    Концерт для родителей «От всей души»

    Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде  (экологическое воспитание).

    1.Ценностное отношение к природе и окружающей среде

    2.Природоохранная деятельность

     Беседа «Мир вокруг меня. Какой он?»  

    Экскурсия в зоопарк

    Экологическая игра «Мы -  друзья природы»

    Игра-путешествие  «Заповедные места Белогорья

     Праздник  «Земля - наш общий дом»

    Творческий проект «Уголок родного края»

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

    1.Представление об эстетических идеалах и ценностях.

    2.Представление о душевной и физической красоте человека.

    3.Самовыражение в творчестве и искусстве.

    Посещение кинотеатра, краеведческого и художественного музеев

    Беседа «Как я выгляжу»

    Экскурсия в музей народного творчества

    Классный час  «О памяти земляка М.С.Щепкина»

    Игра-тренинг «От улыбки солнечной одной»

    Выставка букетов «Осенняя фантазия»

    Выставка семейного творчества

    День поэзии

    Фотоконкурс «Славим осень золотую»

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    1.Представления об основах учебного труда

    2.Представления о профессиях и уважение к людям труда

     3.Первоначальные навыки коллективной работы

    Беседа «Мы теперь ученики, а это значит…»

    Встречи с  представителями разных профессий

    Занятия в клубе детского творчества «Меридиан»

    Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»

    Заочное путешествие «Откуда хлеб на стол пришел»

    Творческая мастерская «Подарок для мамы своими руками».

    Творческий проект

    «Компьютер - друг или враг»

    Деловая игра «Открываем фирму»

    Акция  «Создание цветочных клумб»,

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

    1.Ценностное отношение к своему здоровью

    2. Стремление к здоровому  образу жизни  

    3.Взаимовлияние  физического, нравственного, социально-психологического  здоровья

    Беседа «Режим дня»

    Встреча с белгородскими спортсменами

    Классный час «Настроение в школе и после нее»

    Практикум  «Как стать Неболейкой»

    Художественная выставка «Мы за здоровый образ жизни»

    Тренинг  «Учимся управлять своими эмоциями»

    Проект «Вредным привычкам – НЕТ!»

    Семейная спартакиада

    Акция «Пропаганда здорового образа жизни»

            На конкретных примерах хочется показать разнообразные методы работы  по формированию одной из базовых нравственных ценностей: доброго отношения к людям.

      Первый уровень. Беседа «О жадности».

    Цели: Способствовать формированию  представлений о положительных и отрицательных чертах характера.  Содействовать развитию взаимоотношений в коллективе, укреплению нравственной самооценки.   Воспитывать негативное отношение к жадности.

     Методы:

     1. Расшифровка кругограммы «Жадность».

     2. Анализ произведений В. Осеевой «Синие листья», «До первого дождя».  

    3. Рассуждение   «жадность = бережливость?»

     4. Упражнение «Нарисуй  жадность».

     5. Игра «Подарок».

    Второй уровень.  Игра  «Где живет доброта»

    Цели: Создать условия для формирования представлений о добре и доброжелательности. Способствовать формированию умения анализировать  нравственную сторону своих  поступков и поступков других. Воспитывать умение делать нравственный выбор.

    Методы: 

    1. Определение  значений слов «добро», «добрый».

    2. Анализ притчи «Каин и Авель».

    3. Инсценировка сказки Л. Толстого «Белка и волк».

    4. Выведение правил поведения доброго человека.

    5. Моделирование ситуаций (Работа в группах).

    6.Закончи пословицу.

    Третий уровень. Благотворительная акция «Помоги детскому дому»

    Цели: Содействовать участию в благотворительности. Способствовать получению опыта самостоятельного общественного действия. Воспитывать социальные эмоции сочувствия, сопереживания другим людям.  

    Методы:

    1.Составление обучающимися плана проведения акции.

    2.Сбор средств (канцелярские товары, игрушки) для воспитанников детского дома.

    3.Подготовка игровой программы.

    3.Посещение детского дома и проведение игровой программы.

              Данные виды  деятельности показывают, что достижение обучающимися трех уровней воспитательных результатов  способствует не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни. Таким образом, обеспечивается  появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания личности.

              Результатом систематической  работы педагога   в данном направлении является нравственное развитие воспитанников, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Важно вызвать у детей чувство дружеского участия, сострадания, научить его делиться сомнениями, радостями, горестями, привить чувство коллективизма, сформировать умение ориентироваться  в окружающей обстановке. Добиться этого, по мнению  Ш. Амонашвили, возможно при условии, что  педагог сумеет «…сделать ребенка своим  добровольным и заинтересованным  соратником, сотрудником, единомышленником, равноправным участником педагогического процесса».

    Литература

    Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М. «Просвещение», 2010

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарт второго поколения)

    Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и   воспитание младших школьников – М. «Просвещение», 2010

    Занковские чтения на Белгородчине: Материалы региональных Занковских чтений / Отв. редактор Сердюкова Н.С. – Белгород: КОНСТАНТА, 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

    Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Цель  программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Данная программа содержит 6 разделов и приложение, в котором помещены методики для диагностики и исследования нравственной сферы школьника....

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В методическом материале представлена Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования в МБОУ «СОШ № 1» и раскрыт методический потенциал по ...

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

    В основу программы воспитательной работы класса  положена Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени  начального общего образования, которая является частью основной об...