Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
рабочая программа на тему

В основу программы воспитательной работы класса  положена Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени  начального общего образования, которая является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средняя  общеобразовательная школа № 2 города Советский».

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи

В области формирования личностной культуры:

•     формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».

В области формирования социальной культуры:

•     формирование основ российской гражданской идентичности;

•     развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

В области формирования семейной культуры:

•    формирование отношения к семье как основе российского общества;

•    формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

•    знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_vospitatelnoy_raboty.doc252.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Срок реализации: 4 года

Возрастная категория обучающихся: 7 - 11 лет

(1, 2, 3, 4 класс)

Автор: Родыгина Наталья Александровна

учитель начальных классов

вторая  квалификационная категория

г. Советский

2013 г.

Пояснительная записка

В основу программы воспитательной работы класса  положена Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени  начального общего образования, которая является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средняя  общеобразовательная школа № 2 города Советский».

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Основные направления

Ценности

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Участники: дети от 7  до  11 лет, родители, классный руководитель, воспитатель группы продлённого дня.

Сроки реализации:  программа рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Однако продолжительность каждого этапа в зависимости от особенностей класса может совпадать или не совпадать с протяженностью учебного года.

Режим работы с классным коллективом: мероприятия проводятся на классных часах и во второй половине дня после уроков.  

Формы работы с классным коллективом:

– беседы и тематические клубные часы;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;

– экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы;  

– коллективно–творческие дела;

– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;

– подвижные игры;

– походы и другие формы совместной деятельности (в т. ч. вышеперечисленные), требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм.

– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;

– ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России;

– украшение и наведение порядка в пространстве класса, школы;

– расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта товарищей в школе, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.);

– посещение театральных представлений, концертов;

– завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п.

Ведущей формой организации мероприятий является практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.


Тематическое планирование

направления

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  1. Это должны знать все. День солидарности в борьбе с терроризмом.
  2. Страна, в которой я живу. Урок России.
  3. Права и обязанности школьника.
  4. Мы учимся соблюдать правила движения.
  5. Права и обязанности школьника.
  6. Что значит быть ответственным. Множество решений.
  7. Что такое поручение?
  8. «Эхо войны». Чтобы помнили!
  1. День здоровья.
  2. Помни о правилах дорожного движения.
  3. Как мы знаем правила дорожного движения.
  4. Страна, в которой я живу. Урок России.
  5. День защитника Отечества.  
  6. «Эхо войны»
  7. Распределение поручений в классе.
  1. Помни о правилах дорожного движения. Как вести себя на улице (дороге).
  2. Обязанности пассажиров.
  3. Страна, в которой я живу.
  4. Богатырские потехи.
  5. «Эхо войны».
  1. «Безопасность в школе и на улице».
  2. Страна, в которой я живу. Урок России.
  3. День защитника Отечества.
  4. «Эхо войны».

II

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  1. День добра и уважения! Наши золотые.
  2. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
  3. Мамины руки. (Дню Матери посвящается!)
  4. Здравствуй, праздник Новогодний! (18.11. день рождения Деда Мороза)
  5. Любимым папам.
  6. День Именинника.
  7. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
  8.  О невежах и вежливости.
  9. Когда в товарищах согласие есть.
  1. «День Знаний».
  2. День пожилого человека.
  3. День именинника.
  4. Смелость и трусость.
  5. Мама, ты самая лучшая мама на свете!
  6. Новый год встречаем, старый провожаем.
  7. Любимым папам.
  8. Для мамочки родной.
  9. Наш класс на перемене.
  10.  Как мы выполняем свои поручения.
  11. Смена поручений.
  1. «День Знаний».
  2. День пожилого человека.
  3. День именинника.
  4. Новый год встречаем, старый провожаем.
  5. Жадность. Что это такое?
  6. Мама, ты самая лучшая мама на свете!
  7. Традиции класса.

  1. «День Знаний».
  2. Организационное собрание.
  3. День пожилого человека.
  4. День именинника.
  5. Новый год встречаем, старый провожаем.
  6. Мама, ты самая лучшая мама на свете!
  7. Труд водителя. На улице – не в комнате, о том, ребята, помните.

III

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  1. Что такое трудолюбие.
  2. Хлеб – это праздник и будни. (28.04 день хлебороба)
  3. Это – Я.
  1. Права и обязанности школьника.
  2. Что значит быть ответственным. Множество решений.
  1. Что такое поручение?
  2. Как надо вести себя в библиотеке?
  3. Ни дня без книги!
  4. Азбука! Я, говорю тебе, прощай!
  5. Второклассниками стали!
  6. Как вести себя в столовой.
  1. «Хочу всё знать!» ( В рамках предметных недель).
  2. Участие в предметных Интернет - олимпиадах.
  3. Домашние задания и как мы к ним относимся.

  1. Я знаю всё! (В рамках предметных недель).
  2. Участие в предметных Интернет - олимпиадах.
  3. Конкурс чтецов.
  4. Любимым папам.
  5. Для мамочки родной.
  6. День смеха.
  7. Школьный дневник. Как с ним работать?
  8. Домашние задания и как мы к ним относимся.
  9. НОТ школьника.
  10. Итоговое собрание.
  1. «Хочу всё знать!» ( В рамках предметных недель).
  2. Участие в предметных Интернет - олимпиадах.
  3. Кем я хочу быть?
  4. Мир моих увлечений.
  5. Научная организация труда (НОТ) школьника.
  6. Школьный дневник. Как с ним работать?
  7. Наши читательские умения.
  8. Как мы дежурим в классе и в школе.
  9. Наш класс в жизни школы.
  10. Мы переходим в 5-ый класс

IV

Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

  1. Я – неповторимый человек.
  2. Решения и здоровье.
  3. День Здоровья.
  4. Рыцарский турнир.
  5. Для мамочки родной!
  6. Это должны знать все. Действия по сигналу: «Тревога».
  7. Мероприятия по безопасности дорожного движения: На наших улицах. Мы идём в школу. Наши верные друзья. Мы знакомимся с дорожными знаками и указателями. Где можно играть.
  8. Нужные и ненужные лекарства.
  9. Пассивное курение:  учусь делать свободный выбор.
  1. О вреде курения.
  2. Учимся быть здоровыми.
  3. Режим дня школьника.
  4. Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части и дорог. Элементы улиц и дорог.
  5. Сигналы регулировщика. Как переходить регулируемый перекрёсток.
  6. Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги. Правила перехода улиц и дорог.
  7. Как обходить стоящий транспорт.
  1. День здоровья.
  2. Безопасный путь из дома в школу.
  3. О вреде курения.
  4. Мы за здоровый образ жизни!
  5. Учимся быть здоровыми. Как переходить нерегулируемый перекрёсток.
  6. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожные знаки и указатели.
  7. Виды транспортных средств. Тормозной путь транспорта.
  1. Наш путь в школу.
  2. День здоровья.
  3. О вреде курения.
  4. Мы за здоровый образ жизни!
  5. Учимся быть здоровыми (профилактика заболеваний).
  6. Движение обучающихся группами.
  7. Перевозка обучающихся на машинах.
  8. Предупредительные сигналы водителей. Зачем автомобили и мотоциклы оборудуют сигналом «сирена».
  9. Один дома.

V

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

  1. «Знакомство с планетой Земля»
  2. Наш дом - планета Земля.
  3. Наш край – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
  4. Марш парков и заповедников.
  5. Акция «Спасти и сохранить».
  6. Акция «Экология и мы».
  1. Традиции и быт народов Севера.
  2. Марш парков и заповедников.
  3. Акция «Спасти и сохранить».
  4. Акция «Экология и мы».
  5. Посещение краеведческого музея.
  6. Походы.
  1. Подземная кладовая Югры.
  2. Марш парков и заповедников.
  3. Акция «Спасти и сохранить».
  4. Акция «Экология и мы».
  5. Посещение краеведческого музея.
  6. Походы.
  1. Земля и люди Югорского края..
  2. Марш парков и заповедников.
  3. Акция «Спасти и сохранить».
  4. Акция «Экология и мы».
  5. Посещение краеведческого музея.
  6. Походы.

VI

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

  1. Чувства. О чём говорят чувства.
  2. Моя любимая игрушка.
  3. Маленькие леди.
  4. Культура моей страны и я.
  1. Осенние краски природы!
  2. Фабрика Деда Мороза.
  3. Конкурс чтецов.
  4. Изготовление подарков.
  5. День смеха.
  1. День именинника.
  2. Фабрика Деда Мороза.
  3. Мама, ты самая лучшая мама на свете!
  4. Осенние краски природы!
  5. Изготовление подарков для мам.
  6. Изготовление подарков для пап.
  1. Осенние краски природы!
  2. Фабрика Деда Мороза.
  3. Любимым папам.
  4. Для мамочки родной.
  5. Изготовление подарков для мам.
  6. Изготовление подарков для пап.

2 класс. Этап "Сотвори себя – это необходимо!".

п/п

Направление

Тема занятия

Участники

Ответственные

Цель:

  • обеспечение организационного единства класса.

Задачи:

  • сплотить детский коллектив;
  • организовать совместную деятельность в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
  • вовлечь каждого обучающегося в коллективную творческую деятельность;
  • организовать работу актива класса.
  1. Спортивно-оздоровительное.
  1. День здоровья.
  2. Помни о правилах дорожного движения.
  3. О вреде курения.
  4. Учимся быть здоровыми.
  5. Режим дня школьника.

Классный руководитель совместно с родителями и воспитанниками класса.

Классный руководитель при поддержке родителей.

  1. Нравственно-эстетическое.
  1. «День Знаний».
  2. День пожилого человека.
  3. День именинника.
  4. Новый год встречаем, старый провожаем.
  5. Смелость и трусость.
  6. Мама, ты самая лучшая мама на свете!
  1. Гражданско-патриотическое.
  1. Как мы знаем правила дорожного движения.
  2. Страна, в которой я живу. Урок России.
  3. День защитника Отечества.  
  4. «Эхо войны»
  1. Эколого-краеведческое.
  1. Традиции и быт народов Севера.
  2. Марш парков и заповедников.
  3. Акция «Спасти и сохранить».
  4. Акция «Экология и мы».
  1. Общеинтеллектуальное.
  1. «Хочу всё знать!» ( В рамках предметных недель).
  2. Участие в предметных Интернет - олимпиадах.
  3. Осенние краски природы!
  4. Конкурс чтецов.
  5. Любимым папам. Изготовление подарков.
  6. Для мамочки родной. Изготовление подарков.
  7. День смеха.
  1. Ученическое самоуправление.
  1. Распределение поручений в классе.
  2. Наш класс на перемене.
  3. Как мы выполняем свои поручения.
  4. Смена поручений.
  5. Домашние задания и как мы к ним относимся.
  1. Профилактическое.
  1. Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части и дорог. Элементы улиц и дорог.
  2. Сигналы регулировщика. Как переходить регулируемый перекрёсток.
  3. Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги. Правила перехода улиц и дорог.
  4. Как обходить стоящий транспорт.
  1. Работа с родителями.
  1. Организация обучения во 2 классе.
  2. Развитие  способностей  у  детей  младшего  школьного  возраста.
  3. Трудовое  воспитание  младших  школьников.
  4. Наказание  и  поощрение  в  семье:  за  и  против.
  5. День открытых дверей.

 Критерии успешного завершения этапа:

  • созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
  • обучающиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
  • функционирует актив класса;
  • созданы сменные творческие микрогруппы.

Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.

Прогнозируемый воспитательный результат:

– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни;  

– знание важнейших государственных праздников;

– отрицательная оценка нарушения порядка в классе, на улице, в обществе в целом.

– отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми;

– знание главных нравственных правил, норм;

– отрицательная оценка  плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).

– понимание особой роли творчества в жизни людей;

– отрицательная оценка лени и небрежности;

– начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);

– начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;

– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;

– проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;

– знание о  ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и  о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

– подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

Прогнозируемый воспитательный эффект:

– осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников;

– участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса;

– умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);

– препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;

– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;

– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;

– проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);

– умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;

– добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.);

– украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;

– соблюдение правил этикета,  поддержание опрятного внешнего вида.

3 класс. Этап "Утверди себя – это возможно!"

п/п

Направление

Тема занятия

Участники

Ответственные

Цель:

  • формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.

Задачи:

  • изучить степень комфортности, самочувствия каждого ученика, динамику межличностных, межгрупповых отношений;
  • обеспечить взаимозависимые результаты деятельности и усилия каждого члена коллектива;
  • обеспечить разнохарактерную деятельность, позволяющую выявить и закрепить лидерство обучающихся с позитивными ценностными установками.
  1. Спортивно-оздоровительное.
  1. День здоровья.
  2. О вреде курения.
  3. Мы за здоровый образ жизни!
  4. Учимся быть здоровыми.

Классный руководитель совместно с родителями и воспитанниками класса.

Классный руководитель при поддержке родителей класса.

  1. Нравственно-эстетическое.
  1. «День Знаний».
  2. День пожилого человека.
  3. День именинника.
  4. Новый год встречаем, старый провожаем.
  5. Жадность. Что это такое?
  6. Мама, ты самая лучшая мама на свете!
  1. Гражданско-патриотическое.
  1. Обязанности пассажиров.
  2. Страна, в которой я живу.
  3. Богатырские потехи.
  4. «Эхо войны».
  1. Эколого-краеведческое.
  1. Подземная кладовая Югры.
  2. Марш парков и заповедников.
  3. Акция «Спасти и сохранить».
  4. Акция «Экология и мы».
  1. Общеинтеллектуальное.
  1. Я знаю всё! (В рамках предметных недель).
  2. Участие в предметных Интернет - олимпиадах.
  3. Осенние краски природы!
  4. Конкурс чтецов.
  5. Любимым папам. Изготовление подарков.
  6. Для мамочки родной. Изготовление подарков.
  7. День смеха.
  1. Ученическое самоуправление.
  1. Школьный дневник. Как с ним работать?
  2. Домашние задания и как мы к ним относимся.
  3. Традиции класса.
  4. НОТ школьника и проведение праздника.
  5. Итоговое собрание.
  1. Профилактическое.
  1. Безопасный путь из дома в школу.
  2. Помни о правилах дорожного движения. Как вести себя на улице (дороге).
  3. Как переходить нерегулируемый перекрёсток.
  4. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожные знаки и указатели.
  5. Виды транспортных средств. Тормозной путь транспорта.
  1. Работа с родителями.
  1. Организация обучения во 3 классе.
  2. Воспитание  у  детей  навыков  и  привычек  культурного  поведения.
  3. Влияние  на  здоровье  ребенка  теле-  и  видео  информации.
  4. Современная  семья:  возможности  и  проблемы.
  5. День открытых дверей.

Критерии успешного завершения этапа:

  • обучающиеся в микрогруппах могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
  • полноценно функционирует актив класса;
  • дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.

Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.

Прогнозируемый воспитательный результат:

– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России;  

– знание важнейших вех истории России, своего народа, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;

– отрицательная оценка нарушения порядка в обществе в целом, несоблюдения обязанностей.

– отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами;

– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;

– представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;

– умение отделять оценку поступка от оценки человека;

– знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;

– отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий,  разрушающих природу;

– представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;

– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);

– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

–  знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

– участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);

 – избегание насилия, препятствование его проявлениям;

– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;

– умение вести корректный, доброжелательный  разговор с человеком других взглядов, национальности;

– проявление уважения (в действиях) к государственным символам России;

– препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности;

 – уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;

–  уважение в действии к результатам труда других людей;

– стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;

– самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;

– реализация себя в художественном творчестве.

4 класс. Этап "Прояви себя – это реально!"

п/п

Направление

Тема занятия

Участники

Ответственные

Цель:

  • формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.

Задачи:

  • обучить ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
  • создавать ситуации, позволяющие проявить и реализовать возможности обучающимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
  • поддерживать всевозможные инициативы отдельных обучающихся, микрогрупп.
  1. Спортивно-оздоровительное.
  1. День здоровья.
  2. О вреде курения.
  3. Мы за здоровый образ жизни!
  4. Учимся быть здоровыми (профилактика заболеваний).

Классный руководитель совместно с родителями и воспитанниками класса.

Классный руководитель при поддержке родителей.

  1. Нравственно-эстетическое.
  1. «День Знаний».
  2. День пожилого человека.
  3. День именинника.
  4. Новый год встречаем, старый провожаем.
  5. Мир моих увлечений.
  6. Мама, ты самая лучшая мама на свете!
  1. Гражданско-патриотическое.
  1. Страна, в которой я живу. Урок России.
  2. День защитника Отечества.
  3. «Эхо войны».
  1. Эколого-краеведческое.
  1. Земля и люди Югорского края..
  2. Марш парков и заповедников.
  3. Акция «Спасти и сохранить».
  4. Акция «Экология и мы».
  1. Общеинтеллектуальное.
  1. «Хочу всё знать!» ( В рамках предметных недель).
  2. Участие в предметных Интернет - олимпиадах.
  3. Осенние краски природы!
  4. Кем я хочу быть?
  5. Любимым папам. Изготовление подарков.
  6. Для мамочки родной. Изготовление подарков.
  7. Научная организация труда (НОТ) школьника.
  1. Ученическое самоуправление.
  1. Организационное. «Безопасность в школе и на улице».
  2. Школьный дневник. Как с ним работать?
  3. Наши читательские умения.
  4. Как мы дежурим в классе и в школе.
  5. Наш класс в жизни школы.
  6. Мы переходим в 5-ый класс
  1. Профилактическое.
  1. Наш путь в школу. Движение обучающихся группами.
  2. Перевозка обучающихся на машинах.
  3. Предупредительные сигналы водителей. Зачем автомобили и мотоциклы оборудуют сигналом «сирена».
  4. Труд водителя. На улице – не в комнате, о том, ребята, помните.
  5. Один дома
  1. Работа с родителями.
  1. Организация обучения во 4 классе.
  2. Влияние  престижных  установок  родителей  на  развитие  личности.
  3. Агрессивные  дети.  Причины  и  последствия  детской  агрессии.
  4. Правовые  аспекты,  связанные  с  ответственностью  родителей  за  воспитание  детей.

Критерии успешного завершения этапа:

  • обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
  • повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.

Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.

Прогнозируемый воспитательный результат:

– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);  

– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;

– отрицательная оценка нарушения порядка в обществе в целом, несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеждений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности;  

– отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами;

– знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;

– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимопонимание, доброжелательное отношение к собеседнику);

– умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе;  

– различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;

– отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

– осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);

– проявление уважения (в действиях) к памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;

– добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы;

– самостоятельное  и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам;

– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;

– следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах;

– выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;

– стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;

– стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;

– добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.);

– самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев).


Диагностика:

Предмет изучения

Методы изучения

Сроки изучения

психологическая атмосфера в коллективе

методика Л. Г. Жедуновой «Психологическая атмосфера в коллективе»

март

воспитанность учащихся

воспитанности школьников (Н.П. Капустин)

апрель

уровень развития классного коллектива

анализ развития классного коллектива

май

удовлетворенность учеников и их родителей жизнедеятельностью в классе и школе.

тесты для исследования удовлетворенности детей и взрослых школьной жизнью (А.А. Андреев, Е.Н. Степанов)

май

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуская информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.
  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.).
  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов: 

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
  • Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Портрет выпускника.

Обобщенный результат образовательной деятельности первой ступени обучения как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуская информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.
  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.).
  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов: 

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
  • Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Портрет выпускника.

Обобщенный результат образовательной деятельности первой ступени обучения как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель  программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа содержит 6 разделов и приложение, в котором помещены методики для диагностики и исследования нравственной сферы школьника....

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В методическом материале представлена Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования в МБОУ «СОШ № 1» и раскрыт методический потенциал по ...