ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка по теме
Цель программы:
Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno_narvstvennogo_vospitaniya_shkolnikov.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель программы:
Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе.
Задачи:
- Содействовать формированию личности, уважающей культурные традиции и историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
- Обеспечить воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.
- Создать необходимые условия для формирования представлений об эстетических идеалах и проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Способствовать формированию собственной позиции учащихся к проблеме сохранения здоровья и защиты собственной жизни.
- Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результатов.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.
В соответствии с поставленными задачами деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы научить ребенка взаимодействовать в коллективе, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем, быть социально - адаптированными.
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.
Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, благотворительные акции, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.— организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определены приоритетные направления воспитательной работы:
1. Мое Отечество
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Внутренний мир и межличностные отношения
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3 Мир природы и окружающая среда
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание).
4. Мир культурного наследия
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
5. Радость труда
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
6. Здоровый образ жизни
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Данные направления воспитательной программы реализуются в следующих блоках воспитательной программы:
1. Нравственные и духовные ценности.
2. Самопознание.
3. Учение.
4. Здоровье.
5. Семья.
6. Досуг.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивается достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;
- эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности).
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний путем первичного понимания повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества путем практических действий.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным и постепенным.
Примерные формы и виды деятельности
Направления воспитания | Приобретение учащимися социальных знаний (1 уровень) | Формирование опыта и ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) | Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) |
Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | |||
1. Воспитание гражданского самосознания 2.Формирование правовой культуры 3.Воспитание патриотизма | Беседа «Мой родной город» Информационная беседа «Ваши обязанности в школе и дома» Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны | Игра – путешествие «С чего начинается Родина?» Игра-путешествие по правам человека Музейный урок «Юные герои войны» | Праздник «День народного единства» Творческий проект «Нужна ли человеку свобода?» Акция «Ветеран живет рядом» |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | |||
1. Воспитание культуры общения 2.Формирование взаимоотношений в коллективе. 3. Представления о религиозной картине мира 4.Воспитание семейной культуры | Урок этики «Волшебные слова» Беседа «О жадности» Экскурсия в храм. Беседа «Я и моя семья» | Занятие - практикум «Правила ведения диалога» Игра «Где живет доброта» Художественная выставка «Пасхальная радость» Сочинение «Моя мамочка,бабушка,сестра . | Диспут «От вежливости к культуре речи» Благотворительная акция «Твари добро» Нравственные уроки православия . Чтение детской Библии. Концерт для родителей «От всей души» |
Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание). | |||
1.Ценностное отношение к природе и окружающей среде 2.Природоохранная деятельность | Беседа «Мир вокруг меня. Какой он?» Экскурсия в зоопарк | Экологическая игра «Мы - друзья природы» Игра-путешествие «Заповедные места . | Праздник «Земля - наш общий дом» Творческий проект «Уголок родного края» |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). | |||
1.Представление об эстетических идеалах и ценностях. 2.Представление о душевной и физической красоте человека. 3.Самовыражение в творчестве и искусстве. | Посещение кинотеатра, краеведческого и художественного музеев Беседа «Как я выгляжу» Экскурсия в музей народного творчества | Классный час «О великих русских художниках» Игра-тренинг «От улыбки солнечной одной» Выставка букетов «Осенняя фантазия» | Выставка семейного творчества День поэзии Фотоконкурс «Славим осень золотую» |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | |||
1.Представления об основах учебного труда 2.Представления о профессиях и уважение к людям труда 3.Первоначальные навыки коллективной работы | Беседа «Мы теперь ученики, а это значит…» Встречи с представителями разных профессий Занятия в клубе детского творчества «Меридиан» | Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе» Заочное путешествие «Откуда хлеб на стол пришел» Творческая мастерская «Подарок для мамы своими руками». | Творческий проект «Компьютер - друг или враг» Деловая игра «Открываем фирму» Акция «Создание цветочных клумб», |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | |||
1.Ценностное отношение к своему здоровью 2. Стремление к здоровому образу жизни 3.Взаимовлияние физического, нравственного, социально-психологического здоровья | Беседа «Режим дня» Встреча с спортсменами Классный час «Настроение в школе и после нее» | Практикум «Как стать Неболейкой» Художественная выставка «Мы за здоровый образ жизни» Тренинг «Учимся управлять своими эмоциями» | Проект «Вредным привычкам – НЕТ!» Семейная спартакиада Акция «Пропаганда здорового образа жизни» |
Данные виды деятельности показывают, что достижение обучающимися трех уровней воспитательных результатов способствует не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни. Таким образом, обеспечивается появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Результатом систематической работы педагога в данном направлении является нравственное развитие воспитанников, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Важно вызвать у детей чувство дружеского участия, сострадания, научить его делиться сомнениями, радостями, горестями, привить чувство коллективизма, сформировать умение ориентироваться в окружающей обстановке. Добиться этого, по мнению Ш. Амонашвили, возможно при условии, что педагог сумеет «…сделать ребенка своим добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником, равноправным участником педагогического процесса».
Литература
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М. «Просвещение», 2010
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарт второго поколения)
Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – М. «Просвещение», 2010
Занковские чтения на Белгородчине: Материалы региональных Занковских чтений / Отв. редактор Сердюкова Н.С. – Белгород: КОНСТАНТА, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования (ФГОС второго поколения)
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеоб...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6
Выступление на РМО...
Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...
Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях введения ФГОС ...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Данная программа содержит 6 разделов и приложение, в котором помещены методики для диагностики и исследования нравственной сферы школьника....