Главные вкладки

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    методическая разработка по теме

    Лазарева Светлана Николаевна

    Цель  программы:

     Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе.      

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И     ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

               

             

      Цель  программы:

     Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе.       

              Задачи:

    1. Содействовать формированию личности, уважающей культурные традиции и историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
    2. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
    3. Обеспечить воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.
    4. Создать необходимые условия для формирования представлений об эстетических идеалах и проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
    5. Способствовать  формированию собственной позиции учащихся к проблеме    сохранения здоровья и защиты собственной жизни.
    6. Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результатов.
    7. Ориентировать  семью на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.

                 В соответствии с поставленными задачами деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы научить ребенка взаимодействовать в коллективе, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем, быть социально - адаптированными. 

                 Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

             Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.

            Внешкольные мероприятия:  экскурсии,  разнообразные десанты, благотворительные акции, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.— организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.

                Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

              В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определены  приоритетные направления воспитательной работы:

    1. Мое Отечество

    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к  правам, свободам и обязанностям человека.

     2. Внутренний мир и межличностные отношения

    Воспитание  нравственных чувств и этического сознания.

     3 Мир природы и окружающая среда

    Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание).

     4. Мир культурного наследия

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

     5.  Радость труда

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

     6.  Здоровый образ жизни

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Данные направления воспитательной программы реализуются в следующих блоках воспитательной программы:

    1. Нравственные и духовные ценности.

    2. Самопознание.

    3. Учение.

    4. Здоровье.

    5. Семья.

    6. Досуг.

              В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивается достижение обучающимися:

    - воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;

    - эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности).

          Воспитательные результаты  распределяются по трем уровням.

    Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний путем первичного понимания повседневной жизни.

    Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества  путем практических действий.

    Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

               Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным и  постепенным.

    Примерные формы и виды деятельности

    Направления воспитания

    Приобретение учащимися социальных знаний

    (1 уровень)

    Формирование опыта и ценностного отношения к социальной реальности

    (2 уровень)

    Получение опыта самостоятельного общественного действия

    (3 уровень)

    Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    1. Воспитание гражданского самосознания


    2.Формирование правовой культуры



    3.Воспитание патриотизма

    Беседа  «Мой родной город»




    Информационная беседа «Ваши обязанности в школе и дома»


    Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

    Игра – путешествие «С чего начинается Родина?»  



    Игра-путешествие по правам человека




    Музейный урок «Юные герои войны»

    Праздник «День народного единства»


    Творческий проект «Нужна ли человеку свобода?»


    Акция «Ветеран живет рядом»


    Воспитание нравственных чувств и этического сознания

    1. Воспитание культуры общения


    2.Формирование взаимоотношений в коллективе.


    3. Представления о религиозной картине мира


    4.Воспитание  семейной культуры

    Урок этики «Волшебные слова»


    Беседа  «О  жадности»




    Экскурсия в храм.



    Беседа  «Я и моя семья»

    Занятие - практикум  «Правила ведения диалога»


    Игра  «Где живет доброта»


    Художественная выставка «Пасхальная радость»


    Сочинение «Моя мамочка,бабушка,сестра .

      Диспут «От вежливости к  культуре речи»

     


     Благотворительная акция «Твари добро»  



    Нравственные уроки  православия .

    Чтение детской Библии.


    Концерт для родителей «От всей души»

    Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде  (экологическое воспитание).

    1.Ценностное отношение к природе и окружающей среде

    2.Природоохранная деятельность

     Беседа «Мир вокруг меня. Какой он?»  




    Экскурсия в зоопарк

    Экологическая игра «Мы -  друзья природы»


    Игра-путешествие  «Заповедные места .

     Праздник  «Земля - наш общий дом»



    Творческий проект «Уголок родного края»

    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

    1.Представление об эстетических идеалах и ценностях.


    2.Представление о душевной и физической красоте человека.

    3.Самовыражение в творчестве и искусстве.

    Посещение кинотеатра, краеведческого и художественного музеев


    Беседа «Как я выгляжу»



    Экскурсия в музей народного творчества

    Классный час  «О великих русских художниках»  


    Игра-тренинг «От улыбки солнечной одной»

    Выставка букетов «Осенняя фантазия»

    Выставка семейного творчества



    День поэзии


    Фотоконкурс «Славим осень золотую»

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    1.Представления об основах учебного труда


    2.Представления о профессиях и уважение к людям труда


     3.Первоначальные навыки коллективной работы

    Беседа «Мы теперь ученики, а это значит…»



    Встречи с  представителями разных профессий




    Занятия в клубе детского творчества «Меридиан»

    Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»


    Заочное путешествие «Откуда хлеб на стол пришел»


    Творческая мастерская «Подарок для мамы своими руками».

    Творческий проект

    «Компьютер - друг или враг»


    Деловая игра «Открываем фирму»


    Акция  «Создание цветочных клумб»,

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

    1.Ценностное отношение к своему здоровью

    2. Стремление к здоровому  образу жизни  


    3.Взаимовлияние  физического, нравственного, социально-психологического  здоровья

    Беседа «Режим дня»



    Встреча с  спортсменами


    Классный час «Настроение в школе и после нее»

    Практикум  «Как стать Неболейкой»


    Художественная выставка «Мы за здоровый образ жизни»

    Тренинг  «Учимся управлять своими эмоциями»

    Проект «Вредным привычкам – НЕТ!»


    Семейная спартакиада



    Акция «Пропаганда здорового образа жизни»

              Данные виды  деятельности показывают, что достижение обучающимися трех уровней воспитательных результатов  способствует не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни. Таким образом, обеспечивается  появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания личности.

              Результатом систематической  работы педагога   в данном направлении является нравственное развитие воспитанников, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Важно вызвать у детей чувство дружеского участия, сострадания, научить его делиться сомнениями, радостями, горестями, привить чувство коллективизма, сформировать умение ориентироваться  в окружающей обстановке. Добиться этого, по мнению  Ш. Амонашвили, возможно при условии, что  педагог сумеет «…сделать ребенка своим  добровольным и заинтересованным  соратником, сотрудником, единомышленником, равноправным участником педагогического процесса».

    Литература

    Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М. «Просвещение», 2010

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарт второго поколения)

    Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и   воспитание младших школьников – М. «Просвещение», 2010

    Занковские чтения на Белгородчине: Материалы региональных Занковских чтений / Отв. редактор Сердюкова Н.С. – Белгород: КОНСТАНТА, 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования (ФГОС второго поколения)

     Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени  начального общего образования  является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеоб...

    Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

    Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

    Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

    Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Данная программа содержит 6 разделов и приложение, в котором помещены методики для диагностики и исследования нравственной сферы школьника....