ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка по теме

Лазарева Светлана Николаевна

Цель  программы:

 Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И     ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

           

         

  Цель  программы:

 Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе.       

          Задачи:

  1. Содействовать формированию личности, уважающей культурные традиции и историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
  2. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
  3. Обеспечить воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.
  4. Создать необходимые условия для формирования представлений об эстетических идеалах и проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  5. Способствовать  формированию собственной позиции учащихся к проблеме    сохранения здоровья и защиты собственной жизни.
  6. Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результатов.
  7. Ориентировать  семью на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.

             В соответствии с поставленными задачами деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы научить ребенка взаимодействовать в коллективе, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем, быть социально - адаптированными. 

             Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

         Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.

        Внешкольные мероприятия:  экскурсии,  разнообразные десанты, благотворительные акции, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.— организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.

            Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

          В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определены  приоритетные направления воспитательной работы:

1. Мое Отечество

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к  правам, свободам и обязанностям человека.

 2. Внутренний мир и межличностные отношения

Воспитание  нравственных чувств и этического сознания.

 3 Мир природы и окружающая среда

Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание).

 4. Мир культурного наследия

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

 5.  Радость труда

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

 6.  Здоровый образ жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Данные направления воспитательной программы реализуются в следующих блоках воспитательной программы:

1. Нравственные и духовные ценности.

2. Самопознание.

3. Учение.

4. Здоровье.

5. Семья.

6. Досуг.

          В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивается достижение обучающимися:

- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;

- эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности).

      Воспитательные результаты  распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний путем первичного понимания повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества  путем практических действий.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

           Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным и  постепенным.

Примерные формы и виды деятельности

Направления воспитания

Приобретение учащимися социальных знаний

(1 уровень)

Формирование опыта и ценностного отношения к социальной реальности

(2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

1. Воспитание гражданского самосознания


2.Формирование правовой культуры



3.Воспитание патриотизма

Беседа  «Мой родной город»




Информационная беседа «Ваши обязанности в школе и дома»


Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

Игра – путешествие «С чего начинается Родина?»  



Игра-путешествие по правам человека




Музейный урок «Юные герои войны»

Праздник «День народного единства»


Творческий проект «Нужна ли человеку свобода?»


Акция «Ветеран живет рядом»


Воспитание нравственных чувств и этического сознания

1. Воспитание культуры общения


2.Формирование взаимоотношений в коллективе.


3. Представления о религиозной картине мира


4.Воспитание  семейной культуры

Урок этики «Волшебные слова»


Беседа  «О  жадности»




Экскурсия в храм.



Беседа  «Я и моя семья»

Занятие - практикум  «Правила ведения диалога»


Игра  «Где живет доброта»


Художественная выставка «Пасхальная радость»


Сочинение «Моя мамочка,бабушка,сестра .

  Диспут «От вежливости к  культуре речи»

 


 Благотворительная акция «Твари добро»  



Нравственные уроки  православия .

Чтение детской Библии.


Концерт для родителей «От всей души»

Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде  (экологическое воспитание).

1.Ценностное отношение к природе и окружающей среде

2.Природоохранная деятельность

 Беседа «Мир вокруг меня. Какой он?»  




Экскурсия в зоопарк

Экологическая игра «Мы -  друзья природы»


Игра-путешествие  «Заповедные места .

 Праздник  «Земля - наш общий дом»



Творческий проект «Уголок родного края»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

1.Представление об эстетических идеалах и ценностях.


2.Представление о душевной и физической красоте человека.

3.Самовыражение в творчестве и искусстве.

Посещение кинотеатра, краеведческого и художественного музеев


Беседа «Как я выгляжу»



Экскурсия в музей народного творчества

Классный час  «О великих русских художниках»  


Игра-тренинг «От улыбки солнечной одной»

Выставка букетов «Осенняя фантазия»

Выставка семейного творчества



День поэзии


Фотоконкурс «Славим осень золотую»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

1.Представления об основах учебного труда


2.Представления о профессиях и уважение к людям труда


 3.Первоначальные навыки коллективной работы

Беседа «Мы теперь ученики, а это значит…»



Встречи с  представителями разных профессий




Занятия в клубе детского творчества «Меридиан»

Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»


Заочное путешествие «Откуда хлеб на стол пришел»


Творческая мастерская «Подарок для мамы своими руками».

Творческий проект

«Компьютер - друг или враг»


Деловая игра «Открываем фирму»


Акция  «Создание цветочных клумб»,

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

1.Ценностное отношение к своему здоровью

2. Стремление к здоровому  образу жизни  


3.Взаимовлияние  физического, нравственного, социально-психологического  здоровья

Беседа «Режим дня»



Встреча с  спортсменами


Классный час «Настроение в школе и после нее»

Практикум  «Как стать Неболейкой»


Художественная выставка «Мы за здоровый образ жизни»

Тренинг  «Учимся управлять своими эмоциями»

Проект «Вредным привычкам – НЕТ!»


Семейная спартакиада



Акция «Пропаганда здорового образа жизни»

          Данные виды  деятельности показывают, что достижение обучающимися трех уровней воспитательных результатов  способствует не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни. Таким образом, обеспечивается  появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания личности.

          Результатом систематической  работы педагога   в данном направлении является нравственное развитие воспитанников, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Важно вызвать у детей чувство дружеского участия, сострадания, научить его делиться сомнениями, радостями, горестями, привить чувство коллективизма, сформировать умение ориентироваться  в окружающей обстановке. Добиться этого, по мнению  Ш. Амонашвили, возможно при условии, что  педагог сумеет «…сделать ребенка своим  добровольным и заинтересованным  соратником, сотрудником, единомышленником, равноправным участником педагогического процесса».

Литература

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М. «Просвещение», 2010

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарт второго поколения)

Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и   воспитание младших школьников – М. «Просвещение», 2010

Занковские чтения на Белгородчине: Материалы региональных Занковских чтений / Отв. редактор Сердюкова Н.С. – Белгород: КОНСТАНТА, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени  начального общего образования  является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеоб...

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа содержит 6 разделов и приложение, в котором помещены методики для диагностики и исследования нравственной сферы школьника....