Главные вкладки

    ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    материал на тему

    Журавлева Людмила Николаевна

     

    СОДЕРЖАНИЕ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3

     

    I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,

    ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6

     

     

    II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………. 12

     

    III. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

    РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………. 15

     

    IV. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И

     ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ

     РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ…………………………………………………….30

     

    V.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

    РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………… 33

     

    VI.КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

     ПРОГРАММЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

     И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………39

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.doc190.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Основная общеобразовательная школа № 8»

    города Губкин Белгородской области

    ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО

    РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                                                              Разработали

    Журавлева Л.Н.,

    учитель начальных классов,

    Горбунова Е.Е..

    заместитель директора по УВР,

     учитель русского языка

     и литературы.

                                                                                           

    СОДЕРЖАНИЕ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3

    I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,

    ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6

    II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………. 12

    III. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

    РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………. 15

    IV. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И

     ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ

     РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ…………………………………………………….30

    V.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

    РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………… 33

    VI.КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

     ПРОГРАММЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

     И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………39

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации обучающихся.

    Данная Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.  

    Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом образовательное учреждение создает условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся.

    Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы, проанализировали психологическую готовность учащихся к  работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение, учитывали запросы семей, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, основные направления работы школы: духовно-нравственное и здоровьесберегающее.  

    Для организации и полноценного функционирования такого воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая    учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.

    Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу школы.

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся  содержит шесть разделов.

    1. «Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» (раскрывает  конкретную цель и  задачи духовно-нравственного развития младших школьников).

    1. «Содержание духовно-нравственного развития учащихся начальной школы» (содержит  приоритетные направления воспитательной работы и определяет  традиционные источники нравственности).

    1. «Основные направления духовно0нравственного развития учащихся» (раскрыты основные подходы к организации воспитания, задачи духовно-нравственного развития конкретизируются с учетом направления воспитания. В каждом из направлений воспитания раскрывается соответствующая система базовых ценностей, а так же приводятся основные виды деятельности и формы занятий с учащимися).

    IV. «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию учащихся» (формулирует  основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности; задачи, формы взаимодействия школы и семьи, взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными организациями).

    V. «Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся» (определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания)

    VI. «Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников» (предлагает ряд методик для изучения результата духовно-нравственного развития школьников, динамики нравственного развития, анализа состояния воспитательного процесса).

    I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Она заключается в становлении личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:

    -  любящий свою семью, свой край, свою Родину и свой народ; уважающий и принимающий ценности своего рода и общества;

    -  способный     к     организации     собственной     деятельности     и     готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 

    -  доброжелательный,     умеющий     слушать      и     слышать      собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

    Духовно-нравственное воспитание  - это процесс формированию у ученика:

    1. нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности,апатриотизма),
    2. нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
    3. нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
    4. нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

            Цель: воспитание, развитие  и становление  личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе.

    Задачи:

    1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

    1. элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
    2. представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
    3. элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
    4. элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
    5. интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
    6. уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
    7. ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
    8. начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
    9. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
    10. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
    11. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего микрорайона, города;
    12. любовь к образовательному учреждению, своему микрорайону, городу, народу, России;
    13. уважение к защитникам Родины;
    14. умение отвечать за свои поступки;
    15. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

    2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    1. первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
    2. различение хороших и плохих поступков;
    3. представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
    4. элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
    5. уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
    6. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
    7. бережное, гуманное отношение ко всему живому;
    8. знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
    9. стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
    10. представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
    11. отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

    3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

    1. первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
    2. уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
    3. элементарные представления об основных профессиях;
    4. ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
    5. элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
    6. первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
    7. умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
    8. умение соблюдать порядок на рабочем месте;
    9. бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
    10. отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

    4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

    1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
    2. элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
    3. элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
    4. понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
    5. знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
    6. интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
    7. первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
    8. первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
    9. отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

    5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

    1. развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
    2. ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
    3. элементарный опыт природоохранительной деятельности;
    4. бережное отношение к растениям и животным.

    6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

    1. представления о душевной и физической красоте человека;
    2. формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
    3. интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
    4. интерес к занятиям художественным творчеством;
    5. стремление к опрятному внешнему виду;
    6. отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

    II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

            Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

    1. в содержании и построении уроков;
    2. в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
    3. в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
    4. в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;
    5. в личном  примере ученикам.

    Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

    Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

    1. нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
    2. социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
    3. индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
    4. интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
    5. социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

     В основе Программы духовно – нравственного развития, воспитания и социализации учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

        Аксиологический подход.

    Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность.

    Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно – нравственного воспитания младших школьников.

      Системно-деятельностный подход. 

     Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.

    Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:

    - воспитание как деятельность должно охватывать все  виды   образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.

    - системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни.

       Развивающий подход.

    Подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

    III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ  МЛАДШИХ КЛАССОВ

      Задачи  воспитания  классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития  младших школьников.

      В   условиях   современной   начальной   школы   процесс   духовно - нравственного развития и воспитания личности младшего школьника ориентирован на:

    1. формирование жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества;
    2. воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;

    - организацию личностной и социально   ценной, многообразной деятельности.

     На   основе      воспитательного   идеала   выпускника   начальной   школы определены традиционные источники нравственности:

    1. патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству, сохранение традиций своего народа);
    2. гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, закон и правопорядок);
    3. социальная    солидарность    (свобода   личная    и    национальная; доверие      к     людям;      справедливость,      милосердие,     честь, достоинство);
    4. семья (любовь к близким, почитание родителей, забота о старших и младших);
    5.  традиционные российские религии и традиции народной культуры (свобода совести и вероисповедания, религиозные идеалы, межэтнический мир)
    6. искусство   и   литература   (гармония,   духовный   мир   человека, нравственный выбор);

    Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на то, чтобы  обеспечить развитие у учащихся  способностей ориентироваться, быть социально - адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем.

    Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

    Поскольку человека реально воспитывает сама жизнь, среда общения, а не отдельные школьные мероприятия, то многие воспитательные шаги спланировать невозможно. Осмысление ценности может предшествовать практике, а может произойти и значительно позже. Так, например, далеко не каждый школьник может сформулировать, что такое справедливость, но регулярно использует суть этого понятия в отношениях с другими, заявляя: «это несправедливо» или «так будет справедливо».

    Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное – это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом можно строить с учениками партнёрские отношения, основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу. Это непростой личностный выбор педагога, но только он, на наш взгляд, может способствовать подлинному каждодневному нравственному воспитанию личности.

    Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих направлений.

    Направление: воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать добрые поступки.

    Урочная деятельность

    Внеурочная деятельность

    Внешкольная деятельность

    Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах:

    - литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

    - русский язык – раскрытие воспитательного    потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.;

    - окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.);

    - духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

    - риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет);

    - формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела;

    - реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии;

    - проблемный диалог (образовательная технология) – это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать;

    - продуктивное чтение (образовательная технология) – интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями;

    - групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища.

    Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий):

    – беседы и классные часы по примерным темам (работам):  «Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь – не лениться… не обманывать… не хвастаться  не завидовать» и т.д.);

    – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;

    – экскурсии («Добро и зло на полотнах художников»);  

    – коллективно творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и т.п.;

    – ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями;

    – осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

    – ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;

    – туристические походы и другие формы совместно деятельности (в т.ч. вышеперечисленные), требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм;

    1. завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п.

    Посильное участие в оказании помощи другим людям:

    – подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями;

    – строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся;

    – решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов;

    - информационно-просветительская работа.

    Направление: гражданско – патриотическое воспитание.

    Урочная деятельность

    Внеурочная деятельность

    Внешкольная деятельность

    - изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах:

    - окружающий мир, «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка»;

    - литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории;

    - духовно -нравственная культура народов России, равенство и добрые отношения народов России; 

    - риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий;  


    Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях:  

    – посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.;

    – групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;

    – специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища (например, в математике - методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов»).

    - знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий):

    – беседы и классные часы по примерным темам:  «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д.;

    – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

    – экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д.;  

    – коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т.п;

    – встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;

    – ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России;

    – осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности;

    – ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов;

    – завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.

    1. Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края (фольклор, народные ремесла и т.п.);
    2. забота о памятниках защитникам Отечества;
    3. участие в работе поисковых отрядов, восстанавливающих имена погибших в годы Великой Отечественной войны;
    4. организация для жителей своего района, села, города национально-культурных праздников, фестивалей, например «Есть на карте России такое село»;
    5. участие в восстановлении памятников культуры и истории родного села, района, края;
    6. участие в детско-взрослых социальных проектах: по подготовке празднования государственных праздников России, «Этот день победы…» и т.п..

    Направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни.

    Урочная деятельность

    Внеурочная деятельность

    Внешкольная деятельность

    - Знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни люде, изучение материала и выполнение учебных заданий в разных предметах:

    - технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п;

    - окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы;

    - литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов;

    - получение трудового опыта в процессе учебной работы.

    - настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца;

    - оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания;

    - творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов;

    - работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества;

    - презентация своих учебных и творческих достижений.

    Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий):

    – праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров» и т.д.;

    – экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира;  

    – коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п.;

    – встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

    – ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;

    – совместные проекты с родителями «Труд моих родных».

    Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством:

    – украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы;

    – расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.);

    – занятие народными промыслами;

    – работа в творческих и учебно-производственных мастерских;

    – отдельные трудовые акции, например «Мой чистый двор» (на исключительно добровольной, сознательной основе);

    – краткосрочные работы (по желанию и с согласия родителей) в школьных производственных бригадах и других трудовых объединениях (детских и разновозрастных).

    Направление: воспитание здорового образа жизни.

    Урочная деятельность

    Внеурочная деятельность

    Внешкольная деятельность

    - Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей в разных предметах;

    - физкультура - овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения  для укрепления здоровья;

    - окружающий мир - устройство человеческого организма, опасности для здоровья  в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы  сбережения здоровья;

    - риторика – влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («словом может убить, словом может спасти»);

    - технология – правила техники безопасности;

    - получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;  

    - осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;

    - регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п..

    - образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.).

     - обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.

    Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи  в ходе различных добрых дел (мероприятий):

    – спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);

    –  занятия в спортивных секциях;

    – туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);

    – классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?»

    1. экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье; 

    – встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами.

    Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:

    – соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

    –составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха;

    – организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;

    – отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;  

    –противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании.

    Информационно-просветительская работа.

    Направление: экологическое воспитание.

    Урочная деятельность

    Внеурочная деятельность

    Внешкольная деятельность

    - Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил в разных предметах;

    -окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы;

    -литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях;

    - получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы:  

    - сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п.

    Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел (мероприятий):

    – экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки, заповедники, видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира;  

    – классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?»  и т.п.;

    – встречи-беседы с учеными, изучающими природу, воздействие человека на неё;

    – ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;

    – проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения.

    Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы;

    – каждодневная сортировка бытового мусора для облегчения его переработки;

    – забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах – домашних и в дикой природе;

    – участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.;

    – участие в работе экологических организаций, в отдельных проектах – экологические патрули, работа лесничеств и т.п.;

    – создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе».

    Направление: эстетическое воспитание.

    Урочная деятельность

    Внеурочная деятельность

    Внешкольная деятельность

    - Изучение материала и выполнение учебных заданий в разных предметах, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира:

    - изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности;

    - литературное чтение – приобщение к литературе как к  искусству слова, опыт создания письменных творческих работ;

    - технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов, опыт творческой деятельности;

    - риторика – красота слова звучащего (коммуникативные  и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и  внутренний мир человека;

    - театр (учебный курс) – красота сценического действия;

    - получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной работы:  

    – исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения, снятия стресса, а не для «первых мест на выставках»;

    – оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения задания.

    Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий):

    – игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном» (погода, дома и т.п.);

    – посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы (художественные музеи, архитектурные и парковые ансамбли, художественные производства и т.п.) с рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты увидел?; «В каких художественных образах отразилась красота?»;

    – классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;

    – занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве;

    – встречи-беседы с людьми творческих профессий;

    – участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.

    Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности:

    – участие в художественном оформлении помещений, зданий, родного села;

    – участие в шефстве класса, школы над памятниками культуры;

    - проведение мастер-классов;

    – опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.

    Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:

    1. Центром детского творчества
    2. Центром культуры и досуга (нашего микрорайона Лукъяновка)
    3. Городским краеведческим музеем
    4. Станцией юных туристов
    5. Городской библиотекой

    Формы взаимодействия с социальными партнерами,

     обеспечивающие нравственное развитие, воспитание и качество подготовки учащихся школы.

    Основные партнеры

    Формы взаимодействия

    1.

    Городской краеведческий музей, Центр культуры и досуга.

    Знакомство с русским искусством и культурой (выставки, фестивали, конкурсы, концерты), организация и проведение культурно – образовательных программ, реализация детских  мероприятий.

    2.

    Станция юных туристов

    Знакомств с  природой своего края (беседы, лекции, экскурсии), профилактика пагубного влияния деятельности человека, защита природоохранных территорий (совместные акции, плакаты, листовки), участие в экологических праздниках, фестивалях, выставках, конкурсах:  «Елочка живи», «Покормите  птиц зимой» и др.

    3.

    Центр детского творчества

    Реализация развивающих воспитательно – образовательных программ дополнительного образования,

    4.

    Городская библиотека

    Тематические выставки книг,  совместное участие в различных проектах, конкурсах, познавательных мероприятиях.

    IV. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ

      Духовно-нравственное развитие и воспитание  младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.

    Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями. Основными задачами в работе с родителями являются:

    1.  развитие у родителей эмпатии и способности оказывать                 поддержку;
    2.  усиление взаимного интереса и принятия;
    3.  развитие конструктивных способов взаимодействия;
    4.  поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;
    5.  увеличение взаимной открытости;
    6.  улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

     Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания  младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и школы:

    - родительские собрания и конференции;

    - индивидуальные консультации;

    - педагогический практикум;

    - родительский лекторий;

    - семейная гостиная;

    - родительские недели.

       В  деятельности школы по повышению педагогической культуры родителей принимают участие врачи, психологи, работники правоохранительных органов, представители общественности.

         В формировании нравственного уклада школьной жизни свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования и культуры (музеи, библиотеки, кинотеатры, центр детского творчества)

      Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные центры народной культуры.      При  осуществлении программы воспитания и развития учащихся необходимо взаимодействовать  с общественными и традиционными религиозными организациями для создания достаточных условий духовно-нравственного развития младшего школьника, его воспитания и полноценной социализации в контексте формирования идентичности гражданина России, более полной реализации собственной программы воспитания и социализации обучающихся.

    Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

    1. Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.
    2. Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.).
    3. Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.

    V. ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

    РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

    По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов: 

    1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

    1. ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
    2. элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
    3. первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
    4. опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
    5. опыт социальной и межкультурной коммуникации;
    6. начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

    2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    1. начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
    2. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
    3. уважительное отношение к традиционным религиям;
    4. неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
    5. способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
    6. уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
    7. знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

    3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

    1. ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
    2. ценностное и творческое отношение к учебному труду;
    3. элементарные представления о различных профессиях;
    4. первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
    5. осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
    6. первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
    7. потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
    8. мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

    4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

    1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
    2. элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
    3. первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
    4. первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
    5. знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

    5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

    1. ценностное отношение к природе;
    2. первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
    3. элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
    4. первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
    5. личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

    6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

    1. первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
    2. первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
    3. элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
    4. первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
    5. первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
    6. первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
    7. мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

    Следовательно, воспитательная цель – развитие определенных человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника. Переведя все основные ценности в форму желаемых качеств личности, мы можем ожидаемым результатом предположить

    Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

    1. умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
    2. владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
    3. обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
    1. любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
    2. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
    3. любящий свой край и свою Родину;
    4. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
    5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
    6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
    7. выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
    8.  чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой, природой;
    9. толерантный (уважающий других, не похожих на него людей).

    Постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако надо стремиться.

    Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

    К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

    1. ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
    2. характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
    3. индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

    Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

     

    VI .КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и  воспитания  младших школьников является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его  духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть  последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.

    Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

    Формальные критерии:

    - проектирование образовательной, внеурочной и  внешкольной среды общеобразовательного учреждения;

    - создание условий для самореализации личности  во внеурочное

    время.

    Неформальные критерии:

    - ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

    - оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в лицее;

    - уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно-психологический климат лицея;

    - наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

    В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в школы.

    Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, ситуация выбора.

    Для диагностики процесса и результата духовно – нравственного  развития личности используется методика «Проявление личностных качеств в поведении ребенка», разработанная Н.Александровой и Н.Курносовой. Она позволяет судить об уровне сформированности нравственных качеств личности.

    Из имеющихся диагностических методик наиболее эффективными являются методики, разработанные О.В.Соловьевым.

    Методика «Магазин»

    Цель-изучение уровня духовно- нравственного развития личности и коллектива, побуждение детей к рефлексии.

    Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

    Цель - изучение психологического климата в коллективе и взаимоотношения учащихся.

    Методика «Диагностика развития духовно-нравственных качеств обучающихся»

    Цель - диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности обучающихся.

    .

    Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного  развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности.

    Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Реализация Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начального общего образования МОУ-СОШ №4 г. Маркса

    Показаны основные направления и формы работы образовательного учреждения, реализующие Программу духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

    программа формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Данный материал поможет учителям при подготовке по теме "Формирование УУД у школьников начальной школы"...

    Диагностическое исследование уровня духовно -нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся планируется с опорой на психо-педагогические исследования развития нравственных качеств личности младшего школьника. В данной статье предлагаются...

    ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников,  создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечи...

    Духовно- нравственное воспитание обучающихся на ступени начального общего образования на уроках гуманитарного цикла.

    Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм».( А. С. Макаренко)...

    Программа развития духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с тр...

    Программа воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования.

    Программа воспитания и духовно-нравственного развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в в...