Духовно- нравственное воспитание обучающихся на ступени начального общего образования на уроках гуманитарного цикла.
статья на тему

Мартынова Валентина Ильинична

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм».( А. С. Макаренко)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно- нравственное воспитание обучающихся на ступени начального общего образования на уроках гуманитарного цикла.

Подготовила и выступила: Мартынова Валентина Ильинична

349 школа, Санкт-Петербург

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность,ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм».( А. С. Макаренко)

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре её -формирование духовно богатой, высоко нравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы-  воспитательно- образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличением объёма информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Всё сказанное выше учитывается в федеральных государственных образовательных  стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» : »Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе,  и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили  во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно- нравственного воспитания детей.

Духовно- нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок- место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания  со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека,приобретёнными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на её качество, ничего не изменили в её сущности, остались «мёртвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций ,обучающиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстаёт перед ними опосредованно- в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный  материал, создание газет по материалам творческих заданий. Большое значение имеет и итог урока. Итог предполагает подвести самим обучающимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет педагогу избежать лишней назидательности, а младшим школьникам- проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и  в  виде задания, выполнение которого требует использования полученных на уроках знаний. Там, где это целесообразно и вытекает из хода урока, следует предложить детям организовать практические дела, помочь их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться. Можно провести интересную проектную (исследовательскую) деятельность или полезную общественную работу.

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта обучающихся путём внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный), способствующий актуализации собственной деятельности обучающихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно- нравственной практике. Начнём с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребёнка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы.

На это надо опираться при выборе методов и приёмов духовно- нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока.

Чтобы увидеть ребёнка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определённые мотивы для её выполнения.

Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

1.Организация образовательного процесса.

Здесь важны:

-новизна, практическая значимость подаваемого материала;

-чёткое структурирование;

-логичное, яркое, контрастное выступление;

-ритмичное чередование видов деятельности;

2.Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ и др.

3.Проблемные ситуации.

Противоречивость материала даёт эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врождённым стремлением личности к гармонии.

4.Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5.Чувство юмора.

6.Ситуация успеха.

Ситуация успеха - эффективный стимул познавательной деятельности .Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию- «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.

Мотивация создаёт благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

Теперь воздействуем на эмоциональную сферу.

Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребёнка посредством художественных произведений.

Один из приёмов - непосредственно эмоциональное вслушивание - требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда - репродукции картин, слайдов). Главная задача - создание определённой эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки должны оставлять у детей ощущение праздника, поэтому случаться не слишком часто.

Выразительное чтение взрослого.

Чтение взрослого - это своего рода театр одного актёра,который «своей игрой»( интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям» открывать» в тексте новые глубины и оттенки.

Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчёт себе самому о своём понимании текста, способность идентифицировать себя  с героем произведения.

Художественная литература - богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения - не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребёнка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя  с героем произведения.

Акцентное вычитывание - своего рода самостоятельное «вычерпывание» из текста определённых моментов для решения тех или иных читательских задач, например, вычитывание развития образа, переживания лирического героя, отношения автора к происходящему, изменения в поведении героя.

Системно-деятельностный подход предполагает использование на уроках приёма «шести ролей»: «автор», «читатель», «критик», «теоретик», «художник», «историк». Отношение «автор - литературное произведение - читатель» - процесс практической литературной деятельности самих школьников то в роли «автора», то в роли «читателя». Обе эти роли творческие: как автор, так и читатель не имеют «готового» образа; автор создаёт его по законам искусства, а читатель «воссоздаёт». Работа в роли «критика» - литературно-критическая и нравственная оценка. Чтобы творчество автора и читателя было успешным необходимы знания по теории литературы - работа в роли «теоретика». Каждый должен побывать в роли «художника», представляя и воображая смоделированную ситуацию. Роль «историка» позволяет взглянуть на объект обсуждения с точки зрения культурного наследия. Таким образом, главная задача работы с литературным произведением - поставить обучающихся в те роли, без которых невозможна полноценная читательская деятельность, помочь детям утвердиться в них, овладеть средствами и способами решения нравственных проблем. Здесь невозможно обойтись без опоры на интеллектуальную сферу обучающихся.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации. ( В.В. Сериков )

Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы её самовыражения.

В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:

-проблемная - когда идёт поиск новых знаний для решения проблемы;

-прогностическая - направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого );

-конструктивная - предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

-оценочная - направлена на формирование и развитие навыков оценки;

-аналитическая - используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

-репродуктивная - предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Одним из показателей эффективности системы воспитания гуманитарной направленности должно быть нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно- нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложнённых ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля-- совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

Мартынова В. И.- учитель начальных классов

ноябрь 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

Диагностическое исследование уровня духовно -нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся планируется с опорой на психо-педагогические исследования развития нравственных качеств личности младшего школьника. В данной статье предлагаются...

Программа развития духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с тр...

Программа воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа воспитания и духовно-нравственного развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в в...