ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Аношко Галина Алексеевна

Одним из важнейших условий  развития общества является воспитание граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из глобальных проблем воспитания современной молодежи в России является патриотическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аношко Г.А., учитель начальных классов

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания учащихся. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения  к своим истокам.

Одним из важнейших условий  развития общества является воспитание граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из глобальных проблем воспитания современной молодежи в России является патриотическое воспитание.

Современный учебно-воспитательный процесс ориентирован на развитие личности, поэтому ребенка следует рассматривать как субъект  социализации, который не только усваивает социальные нормы  и ценности, но и становится активным участником социальных процессов, при этом развиваясь и реализуя себя как личность.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставила развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.

        Для достижения данной цели необходимо было решать следующие ЗАДАЧИ:

  •         Через систему мероприятий -  формировать нравственные качества школьников: милосердие, искренность, достоинство, ответственность;
  • Через изучение  истории и культуры  -формировать чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям своего народа;
  • Через изучение  государственных законов, прав и обязанностей граждан России – формировать правовую культуру, готовность к сознательному служению своей Родине;
  • Через изучение героического прошлого своего народа, познакомить с военными профессиями – воспитывать уважение к военной истории, сохранить и приумножить воинские традиции.

Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.

Огромная роль в привитии ребенку чувства патриотизма принадлежит его родителям. Закладывать основы патриотизма родители начинают с пробуждения у ребенка прекрасного чувства любви к зеленым деревьям,  ароматным цветам, окружающей природе, такому близкому и родному дому. Истинная любовь и преданность отчизне начинается у ребенка с проявлений любви к родной матери, отцу, бабушке,  приятного ощущения нужности, теплого отношения и любви, заботы, которыми он окружен. Организую комплексный подход при решении данных задач. Работаю в триаде: учитель- ребенок- родитель.

Участие родителей в жизни класса  помогает им  узнать сильные и слабые стороны своего ребёнка, учитывать их, радоваться личному росту сына или дочери; установить доверительные отношения с ребёнком, проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Работа по воспитанию гражданственности и патриотизма проходит в  учебной деятельности (интеллектуальные, ролевые игры, групповые чтения, обсуждения прочитанного и т.д.) и во внеурочной деятельности (посещение кружков и секций, участие в праздниках, акциях, классные часы, трудовая деятельность).

В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка, формирование у учащихся начальных  классов умение ориентироваться в новой социальной среде.

Начиная с первого класса, в свою работу я включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Уже в «Азбуке» у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились.  Или возьмём учебник по окружающему миру «Мир вокруг нас», автор Плешаков  А. А. Изучая тему «Полезные ископаемые» мы гордимся, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот  ещё пример. В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок провожу  так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, можно приобщиться не только к  прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства.  Для воспитания патриота можно использовать  материал любого учебника. Возьмём теперь учебник по литературному чтению. В нём  много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Это хорошая  почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших  детишек.    

Возьмем рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово» (урок внеклассного чтения). Из этого произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. Дети навсегда запомнят фразу: «Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы  он  ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». А разве может быть человек патриотом, не будучи  настоящим человеком, который всегда выполнит обещание, которое однажды дал.

На уроках математики школьникам предлагала задачи, ответы на которые они могли бы дать самостоятельно, а затем проверить себя, поработав в школьном музее с экспозициями: геологическое прошлое нашей области», Себряковы в истории Михайловки и др. В содержание уроков русского языка были включены следующие задания: списывание текстов стихов об истории, природе России, мини-диктанты, синтаксический разбор предложений с этнокультурным содержанием, морфологический и морфемный разборы слов.

В целях освоения элементов национальной культуры на уроках изобразительного искусства школьники рисовали персонажей русских сказок, костюмы русского народа, родную природу, а затем оформляли тематические выставки в школьном музее. На уроках трудового обучения учащиеся изготавливали приглашения в школьный музей, лепили из пластилина курганы, стелы, а также воспроизводили сцены из жизни и быта древних людей. Учебная деятельность младших школьников обогащалась знаниями о своей Малой родине, ее истории и культуре.

С нового учебного года во всех школах и колледжах страны каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном». Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России.

Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе  и великой культуре. Данные занятия направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат данного внеурочного занятия – разговор, или беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.

Для создания благоприятных условий мною были проведены классные часы «Зачем нам знания», «Наука для планеты, наука для людей», праздники «100 лет пионерии», «Открывай ворота - Масленница пришла»,  беседы с участниками ВОВ, ветеранами боевых действий Чечни, Афганистана,  игры и др.

Стремлюсь создать положительную психологическую атмосферу в классе, облегчить и разнообразить школьную жизнь учащихся. В моей педагогической копилке собрано много игровых и развивающих методик. Например, начиная с 1 класса, в течение всего учебного года ведется «Дневник полезных дел» и «Культурный дневник», которые отражают общественно активную жизнь каждого ученика класса.

Развитие страны зависит от того насколько сильно привито чувство любви к  своим родным, к своему народу, чувства ответственности перед будущим, поэтому особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Формирование чувства любви к Родине, формирование готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы. Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности. Мною были проведены:  классный час «Никто не забыт, ничто не забыто», «День Матери»,  экскурсия в школьный музей, музей в Серафимовиче, на Мамаев курган.

Ученики на этих мероприятиях становятся другими: в них можно увидеть и гордость,  и изумление  от только что открытого. Они чувствуют себя хранителями времени, истории, традиций, а патриотизм начинается с уважения и хранения памяти о своих родных и близких. Проекты выполнили ребята «Детям о войне», «С днем Победы», «Спасибо за Победу», «Казаки», «С заботой о птицах».

Результаты проделанной работы.

В процессе работы у обучающихся   формируются следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;
  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

- способность к саморазвитию.

Закончить свое выступление хочу словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

«Истинный патриотизм в том, чтобы, обогащая других, обогащаться самому духовно. Патриотизм - это благороднейшее из чувств. Это важнейшая сторона и личной и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимается над собой, ставит себе сверх личные цели. Патриотизм соединенный с интересом и любовью ко всем нациям, - непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою семью, своё село и город, свою страну и её народы и весь земной шар – нашу большую Родину. Будем же любить свой народ, свою природу, своё село, свою семью».

Формируя чувство гражданственности и патриотизма у своих учащихся, я, как учитель, как раз и опираюсь на любовь детей к семье, городу, природе. Приучаю их учиться чувствовать тех, кто и что их окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Развитие демократического типа личности и гражданской позиции учащихся начальной школы во внеурочной деятельности через проектирование

Формирование гражданской позиции через проектирование, цели, формы проведения, пример из своей работы...

Формирование гражданской компетентности учащихся начальной школы

Презентация, содержащая описание системы внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников...

Развитие познавательного интереса у учащихся средствами интегрирования урочной и внеурочной деятельности.

В настоящий момент в образовании есть ряд положительных моментов: у нас есть вариативность педагогических систем и подходов, мы можем творчески подходить к поиску, родители могут принимать участие в о...

Формы работы учащихся начальной школы на занятиях внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность школьников- понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации....

"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".

     Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...